УДК 338
В. Р. Медведева
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИНОВАЦИЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Ключевые слова: инновации, ресурсы, механизм.
В статье автор предполагает, что для запуска механизмов разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. Автором представлено собственное понимание некоторых из рассмотренных механизмов.
Keywords: innovations, resources, mechanism.
The author suggests that the mechanisms to start the development and innovation need a certain concentration of intellectual, material and financial resources, their effective combination of time and space. The author presents his own understanding of some of the mechanisms contributing to the formation and implementation of innovative processes.
Скорость, поступательность и качественная характеристика развития предприятий в регионах и стране в целом во многом определяется уровнем эффективности и новаторством организации функционирования социально-экономической системы. В индустриально развитых странах государство стимулирует новаторство и инновационную деятельность, определяет стратегические направления развития национальной экономики.
Регулирование инновационной сферы при этом тесно связано с проведением организационных мероприятий по обновлению существующих подходов, как в менеджменте, так и в модернизации технологического потенциала территориальных образований на основе реализации фундаментальных и прикладных научных исследований, а также инновационных проектов. В России потребность в развитии инновационной деятельности усиливается, с одной стороны, передовым опытом организации социально-экономической жизнедеятельности прогрессивных сообществ, а с другой стороны, конкуренцией западных фирм, выходящих на рынок с продукцией высокого технического уровня и качества.
В соответствии с этим, мы считаем, что инновационное развитие национальной экономики предусматривает повышение конкурентоспособности отечественных предприятий нефтехимической отрасли, их адаптацию к новым условиям хозяйствования, увеличение темпов обновления производства. На наш взгляд, обеспечение высокого уровня научнотехнического развития, улучшение результатов инновационной деятельности нефтехимических предприятий требует создания условий для осуществления структурных изменений в национальной экономике, повышения объемов финансирования инновационной сферы, государственного регулирования и поддержки инновационных процессов, использования эффективных форм управления новыми разработками в области нефтехимии, роста конкурентоспособности и качества нефтехимической продукции отечественных производителей. Учитывая направленность инновационных процессов на повышение уровня жизни населения в результате роста эффективности общественного воспроизводства, необходимо формирование современного организационно-экономического механизма активизации инновационной деятельности предприятий нефтехимической промышленности в России.
Теоретические и практические аспекты управления научно-технической сферой, финансирования новых разработок и увеличения инновационного потенциала страны нашли подтверждение в работах отечественных и зарубежных экономистов: И. Ансоффа,
Л. Водачека, О. Водачковой, М. Грачевой, Э. Мэнсфилда, Г.Ф. Никсона, И. Перлаки,
77
М. Портера, А. Пригожина, Б. Твисса, О. Туровца, Р. Фостера, В Хартмана, И. Шумпетера и других. В работах указанных авторов получили освещение такие вопросы, как характеристика сущности инноваций, особенно, разработки новых проектов, развитие инновационной деятельности предприятий, оценка экономического риска при внедрении нововведений.
В них рассмотрены также проблемы развития и финансирования научно-технической сферы, проектного анализа и маркетинга инноваций, формирования спроса на новые товары, разработки законодательных основ защиты интеллектуальной собственности, проведения экспертизы инновационных проектов и другое. Положительно оценивая результаты указанных исследований для совершенствования механизма финансирования новых разработок, в том числе и для нефтехимических предприятий, стимулирования развития научно-технической сферы следует отметить, что в них недостаточно полно освещены особенности адаптации нефтехимических предприятий к условиям модернизации экономики России на основе совершенствования организационно-экономического механизма управления нововведениями. Это не способствует эффективной реализации инновационной политики государства, ускорению темпов обновления нефтехимического производства, повышению конкурентоспособности и росту доходов предприятий нефтехимической отрасли.
Следует отметить, что в России еще не преодолены тенденции ухудшения состояния научно-технического потенциала, снижения результатов инновационной деятельности предприятий. Это объясняется тем, что мировой экономический кризис не обошел стороной и Россию. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российской экспорта, снижение доступности дешевых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 года спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы.
Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов. По состоянию на 1 июля 2009 года международные (ранее -золотовалютные) резервы Центрального банка составили 412,6 млрд дол. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объем международных резервов России составил 569 млрд дол., этот показатель снизился на 27,5 %.
На данный момент стало очевидно, что 2009-2010 годы являются самыми трудными годами для российской и в целом мировой экономики за последние 10 лет. Одной из самых значительных проблем в условиях мирового кризиса является неудовлетворительное состояние инновационной деятельности российских предприятий высокотехнологичных секторов экономики в условиях кризиса, отчасти обусловленными часто меняющимся законодательством и нестабильностью внешней среды.
В связи с этим, возникает необходимость разработки и реализации новых подходов в управлении, позволяющих поддерживать быстрый темп внедрения инноваций по всем направлениям деятельности управляемых подсистем. При этом срок разработок и внедрения новшеств в управлении становится критическим фактором выживания управляемых подсистем в конкурентной среде. Это в свою очередь требует использования действенного механизма оптимального построения связей, как между подразделениями самих структур управления, так и между субъектами и объектами управления. Мировая практика показывает, что решение этой важнейшей задачи возможно путем построения эффективных и адаптивных систем управления, создаваемых на базе интеллектуального потенциала различных отраслей экономики, накопленного международного опыта и достижений современной науки управления.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследования. В соответствии с этим, проанализируем, что представляет собой механизм формирования и реализации инновационных процессов. Механизм формирования и реализации инновационных процессов предполагает ответ на вопрос о воплощении потенциального
научно-технического прогресса в новых продуктах и технологиях. Как известно, механизм -это система, устойчиво определяющая порядок какого-либо вида деятельности [9].
Поэтому можно обозначить механизм формирования и реализации инновационных процессов как систему, состоящую из совокупности компонентов, устойчиво определяющую порядок инновационной деятельности в ходе вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот предприятий. Названный механизм должен формировать функциональное обеспечение инновационной деятельности в его привязке к разработанной модели инновационного процесса, реализуемой на отечественных предприятиях нефтехимической промышленности.
Механизм формирования и реализации инновационных процессов на нефтехимических предприятиях можно представить как совокупность таких составляющих, как рыночный, ресурсный, финансовый, мотивационный механизмы и механизм инновационной инфраструктуры, представленных на рисунке.
Все элементы осуществления механизма формирования и реализации инновационных процессов на нефтехимических предприятиях, представленные на рисунке, должны действовать в определенной последовательности и характеризоваться сопряженностью и согласованностью действия.
Таким образом, связь рынка новшеств с рынком основных средств, материальных ресурсов, финансовым рынком через рыночный, ресурсный, финансовый, мотивационный компоненты механизма формирования и реализации инновационных процессов на промышленных предприятиях прямо влияет на способность к непрерывным изменениям, отвечающим изменениям внешней среды.
Следует отметить, что исследование проблем инновационного развития инфраструктуры нашли свое отражение в работах таких зарубежных авторов, как И. Ансофф, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Ф. Котлер, М. Портер, Г. Саймон, О.Е. Уильямсон, Дж. М. Ходжсон, Ч. Эванс, Ф. Янсен и другие.
Институциональные проблемы инновационного развития инфраструктуры отраслей экономики рассмотрены в трудах таких ученых, как Т.В. Крамин, Р. Коуз, В.И. Маевский, У. Митчел, Д. Норт, А.Н. Олейник, В.М. Полтерович, А.И. Шинкевич и другие.
Вопрос изучения механизма инновационной инфраструктуры представлены в работах таких российских авторов, как Дагаева А.А. [2], Аньшина В.М. [1], Шеко П.,
Ковалева Г.Д. [5], Колоколова В.А., Варшавскую Е., Кабалину В.И. [4] Несмотря на научную значимость работ вышеуказанных авторов, вопрос о системных элементах механизма управления инновациями не исследован в полной мере. Следует уточнить некоторые понятия и выделить ряд дополнительных механизмов управления инновациями осуществляемого на уровне предприятий.
На наш взгляд, рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов нефтехимического рынка: сбалансированность спроса и предложения на инновационную нефтехимическую продукцию, установление цены на новшества в области нефтехимии, повышение конкурентоспособности посредством производства совершенно новой нефтехимической продукции, отвечающей потребностям потребителей, а также ее распределение на рынке инноваций посредством взаимодействия субъектов рынка, формирующих инвестиционное предложение и спрос на новшества. Следует отметить, что рыночное равновесие (сбалансированность спроса и предложения, о которых мы упоминали выше) достигается только путем изменений в характере и масштабе инновационных предложений. При этом цена инновационного предложения должна соответствовать цене инвестиционного спроса.
Специфика торговли новшеством как товаром заключается в том, что производитель выходит на рынок с интеллектуальной продукцией с длительным циклом производства под гарантии инвестора с целью получения прибыли от реализации новшества. Эффективность потенциала нефтехимического предприятия, который характеризуется как совокупность
научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций. Или же максимально возможное количество нефтехимических ресурсов, которые предприятие может вовлечь в сферу научно-технического развития производства при заданном размере ресурсных ограничений и без сокращения размеров конечного выпуска продукции.
- источники финансирования (собственные, привлеченные и заемные средства);
■ организационные формы финансирования, акционерная форма, государственное, венчурное, проектное финансирование);
- финансовые методы;
- финансовые рычаги и стимулы.
- мотивы анализа информации о рынке новшеств и возможностях их коммерциализации;
- мотивы конкурентного поведения в
коммуникационных системах;
- мотивы инвестирования в реальный сектор экономики;
- мотивы поведения;
- мотивы страхования рынков за счет
МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ
- собственные подразделения НИОКР;
- отдел маркетинга новой продукции;
- информационный отдел; инновационно-технологические центры;
- объекты информационной системы
Рис. 1 - Механизм формирования и реализации инновационных процессов [11]
Каждый из этих ресурсов создает определенные возможности для эффективного функционирования нефтехимического производства. Следовательно, ресурсный механизм представляет собой множественность элементов ресурсной базы, мобилизованный для реализации инновационного процесса в соответствии со стратегическими инвестиционными целями нефтехимических предприятий.
В рамках данной статьи особый интерес представляет изучение механизма инновационной инфраструктуры. В. А. Колоколов под инновационным механизмом понимает организационно-экономическую форму осуществления инновационной деятельности предприятия и способствование ее проведению, поиска инновационных решений, а также рычаги стимулирования и регулирования этой деятельности [6].
По нашему мнению, механизм инновационной инфраструктуры представляет собой эффективное управление различными отраслями экономики, в том числе и нефтехимической отраслью, основной целью функционирования, которых является обеспечение нормального хода производственного процесса, где основным условием выступают инновации, обеспечивающие сбалансированное и устойчивое развитие производственной инфраструктуры посредством современного экономико-математического инструментария.
Также мы считаем, что следует различать два термина, связывающих инновации и управление: «инновационное управление» и «управление инновациями». Несмотря на их кажущуюся схожесть, они касаются двух разных аспектов управления.
Первый термин может быть отнесен к области собственно управления предприятием посредством новых подходов, применяемых руководством для решения задач, стоящих перед различными подразделениями, группами коллективов. Объектом управления в данном случае выступает предприятие и его составные части. В таком случае мы имеем ввиду инновационный менеджмент, направленный на повышение эффективности функционирования и инновационного предприятия.
Термин «управление инновациями», на наш взгляд, предполагает согласованную совокупность правовых норм, экономических стимулов и организационных элементов, обеспечивающих активизацию и управление разработки инновации, обеспечения высокого уровня качества их производства и внедрения инноваций во всех сферах деятельности России. При таком подходе система механизмов управления инновациями может быть представлена следующими функциональными группами: финансирование инновационной деятельности; мотивационные и стимулирующие механизмы; механизмы технологического трансфера; интеллектуальной собственности; механизмы планирования инновационных мероприятий и контроля; механизмы взаимодействия участников инновационного процесса.
Следует отметить, что на современном этапе развития России механизм управления инновационным развитием остается недостаточно проработанным практически отсутствует законодательная база, как на федеральном уровне, так и в большинстве регионов, инновационная инфраструктура развита слабо, в отдельных регионах ее практически нет.
В связи с этим, важным условием интенсивного развития и повышения уровня конкурентоспособности отечественных нефтехимических предприятий, на наш взгляд, является осознание топ-менеджментом предприятия и государственными органами управления необходимости и важности активной реализации процесса формирования инновационной системы, которая должна играть роль интегратора интересов большей части субъектов регионального сообщества [12].
Также следует отметить, что для запуска механизмов разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. В системе механизмов стимулирования и мотивации следует выделить внутренние и внешние составляющие.
Внешнее стимулирование предполагает создание условий, в которых осуществление инновационной деятельности будет прибыльным. Основными рычагами внешнего (государственного) стимулирования могут быть: введение налоговых льгот; субсидирование части процентных ставок по кредитам на научные разработки и следования; отнесение затрат на НИОКР на себестоимость; улучшение среды функционирования бизнеса; повышение эффективности общественных институтов и государственного аппарата; децентрализация государственной поддержки, формирования сети «институтов развития»; поддержка в области обучения персонала, содействие сертификации продукции; предоставление бизнесу научно-технической информации и результатов НИОКР; предоставление площадей на территории государственных вузов или НИИ на льготных условиях; поддержка не отдельных предприятий, а групп отраслевых ассоциаций; формирование инновационных кластеров, где
возможно совместное обучение и эффективный обмен лучшим опытом между малыми, средними и крупными предприятиями.
Внутренне стимулирование предполагает создание благоприятных условий внутри предприятия в целях развития инновационных способностей работников. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения. Элементами внутренней мотивации и стимулирования выступают: позиция и поведение руководителей, кадровая политика, организация информационных и коммуникационных процессов, финансовое стимулирование, развитие фирменной культуры, внутрифирменное развивающее обучение [7].
В качестве следующего элемента инновационного механизма управления можно назвать механизм технологического трансфера. Трансфер технологии представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска нефтехимической продукции. Критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей [3] Следует отметить, что на производственных предприятиях (особенно средних и малых) сферы исследования могут быть переданы посредством технологического трансфера.
Трансфер технологий, по своему экономическому содержанию, осуществляется как в некоммерческой, так и в коммерческой (коммерциализация разработок) формах. Основной поток передачи в некоммерческой форме приходится на непатентованную информацию: фундаментальные исследования, деловые игры, научные открытия и технологические изобретения. Некоммерческий трансфер технологий, чаще всего, используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов. Коммерческий трансфер или коммерциализация технологий означает процесс перехода результатов научных исследований в сферу практического применения, производства и маркетинга новых нефтехимических продуктов с целью получения коммерческой выгоды [10]. Наиболее значимые требования к механизму интеллектуальной собственности в рамках предприятия - это низкозатратность процессов патентирования; возможность свободной покупки лицензии для организации производства новых продуктов и технологий; обеспечение законодательной защиты прав собственности на интеллектуальный продукт.
К вышеупомянутым механизмам, на наш взгляд, необходимо добавить механизмы планирования контроля внутрифирменной инновационной деятельности, а также механизм взаимодействия участников инновационного процесса. Участниками инновационного процесса могут быть «инсайдеры». К ним относятся работники предприятия: директора, сотрудники офисов, специалисты - экономисты, инженеры, конструкторы, технологи, а также рядовые рабочие. К аутсайдерам можно отнести внешних собственников, страховые компании, брокерские фирмы, научно-исследовательские организации и провайдеров технологий, другие предприятия и т. п.
При анализе взаимодействия участников инновационного процесса важны следующие моменты: совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействие; степень участия в инициировании, разработке, реализации проектов и программ; степень заинтересованности и направленность интересов различных участников в процессе внедрения рационализаторских решений и производства и реализации инновационных проектов в области нефтехимии.
Все рассмотренные элементы осуществления механизма формирования и реализации инновационных процессов на нефтехимических предприятиях должны действовать в определенной последовательности и характеризоваться сопряженностью и согласованностью действия. Таким образом, связь рынка инноваций с рынком основных средств, материальных
ресурсов, финансовым рынком через рыночный, ресурсный, финансовый, мотивационный компоненты механизма формирования и реализации инновационных процессов на промышленных предприятиях прямо влияет на способность к непрерывным изменениям, отвечающим изменениям внешней среды.
Практика функционирования нефтехимических предприятий показывает, что их успехи связаны с разработкой целостной системы формирования и реализации инновационных процессов на промышленных предприятиях. Для этого необходимо рассмотреть особенности осуществления инновационных процессов на предприятиях нефтехимической промышленности в части определения круга современных проблем и предпосылок инновационного развития предприятий, а также оценки приоритетов и факторов формирования и эффективной реализации инновационных процессов на нефтехимических предприятиях. При этом должны быть созданы такие возможности формирования и реализации инновационных процессов, при которых направления инновационного развития интегрируются в общие стратегические планы, политика экономического роста связывается с разработкой перспективной, в том числе и нефтехимической, продукции и проникновением в новые сферы бизнеса.
В связи с этим эффективное осуществление механизма формирования и реализации инновационных процессов нефтехимической промышленности [8] зависит от формирования управленческих решений с учетом имеющихся проблем и предпосылок инновационного развития нефтехимических предприятий. Иначе говоря, осуществление механизма формирования и реализации инновационных процессов как сложной структурированной системы возможно лишь с помощью современных методов и моделей выбора приоритетных отраслей промышленности с учетом инвестирования в инновационные процессы.
Литература
1. Аньшин, В.М. [Инновационный менеджмент: учебное пособие / под редакцией В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 528с.
2. Дагаев, А.А. Рычаги инновационного роста / А.А. Дагаев // Проблемы теории и практики управления.
- 2000. - №5. - С. 70-76.
3. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: учебное пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: Экзамен, 2000. - 589 с.
4. Кабалина, В.И. Инновации в постсоветской промышленности: монография / под редакцией В.И. Кабалиной. - Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 2000. - 259 с.
5. Ковалева, Г.Д. Инновационные коммуникации: учебник / Г.Д. Ковалева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- 288с.
6. Колоколов, В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур / В.А. Колоколов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1. - С.95-104.
7. Матвеева, М.А. Механизмы управления инновационной деятельностью в экономических системах / М.А. Матвеева // Инновации. Инвестиции. - № 3(07). - 2006. - С. 12-16.
8. Медведева, В.Р. Повышение инновационной активности нефтехимического комплекса, как основа перспективного развития региона (на примере Республики Татарстан) / В.Р. Медведева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 8. - С. 167-179.
9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Оникс, 2010. - - 736 с.
10. Петруненкова, А.А. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт / А.А. Петруненкова, Н.М. Фонштейн. - М.: "ЗелО", 1997. - 244 С.
11. Разетдинов, Р.М. Создание механизма формирования и реализации инновационных процессов на
промышленных предприятиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://8с1епсе-
bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/razetdinov_sozdan.htm, свободный.
12. Шалина, Н.В. Формирование механизма управления инновационным развитием региона (на примере Кировской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н.В. Шалина. - Казань, 2010. - 25 с.
© В. Р. Медведева - канд. экон. наук, доц. каф. логистики и управления КНИТУ, г-