• 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Абусалимова Асият Абдулбасировна
старший преподаватель кафедры экономических дисциплин филиала Дагестанского государственного университета, РФ, г. Хасавюрт
E-mail: Asya_abu1 @mail.ru
THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF ECONOMY AT MUNICIPAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Abusalimova Asiyat Abdulbasirovna
the senior teacher of chair of economic disciplines of branch of the Dagestan State University, Russia, Khasavyurt
АННОТАЦИЯ
В настоящее время механизм управления экономикой на муниципальном уровне характеризуется отсутствием системности во взаимодействии между различными уровнями управления. Сложившаяся ситуация приводит к необходимости совершенствования методов управления и применения новых подходов к развитию территорий.
ABSTRACT
Now the mechanism of management of economy at municipal level is characterized by lack of systemacity in interaction between various levels of management. Current situation results in need of improvement of methods of management and applications of new approaches to development of territories.
Ключевые слова: управление, социально-экономическое развитие,
муниципальный уровень.
Абусалимова А.А. Механизм управления экономикой на муниципальном уровне (на примере Республики Дагестан) // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 1 (2) . Ц^: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/825
Keywords: management, social and economic development, municipal level.
На современном этапе управление экономикой на национальном, региональном и муниципальном уровнях осуществляется в сложных социально-экономических условиях, которые определяются развитием финансовых кризисных явлений, дифференциацией уровня развития различных территорий, усилением конкуренции в отраслевой и межотраслевой сферах.
В рыночных условиях хозяйствования эффективность функционирования экономики в большей степени зависит от результатов принимаемых управленческих решений на муниципальном уровне, так как федеральные и региональные органы власти не могут в полной мере обеспечить эффективный мониторинг всех социально-экономических процессов, происходящих на различных территориях.
Функции управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне представляют собой основные направления в осуществлении муниципальной деятельности. В их числе: создание определенных условий для принятия населением решений, касающихся вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью и финансами; удовлетворение первичных потребностей населения, охрана правопорядка в обществе, обеспечение условий для развития территории муниципального образования, защита законных прав и интересов местного самоуправления.
Наряду с этим сделан вывод о том, что на современном этапе эффективность управления муниципальным развитием зависит прежде всего от того, какой набор инструментов и рычагов воздействует на экономику, а также какой системой управления, инфраструктурой рынка и каким потенциалом кадров, способных применять эти рычаги, они располагают.
Таким образом, с использованием комплексного подхода, объединяющего все уровни и звенья управления, сформулировано следующее определение: механизм управления социально-экономическом развитием на муниципальном уровне — это совокупность принципов, функций, методов и инструментов
управленческого воздействия муниципальных органов власти, направленных на создание благоприятных условий жизни, удовлетворение потребностей и защиту интересов местного населения и способствующих решению региональных и общенациональных социально-экономических приоритетов развития.
Это позволило сформировать структуру и основные элементы механизма управления социально-экономическом развитием на муниципальном уровне (см. рис. 1.)
Рисунок 1. Структура механизма управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне [1, с. 99—106]
Вмешательство органов муниципальных образований в экономические процессы носит объективный характер и зависит от необходимости муниципальной экономики в координации и регулировании. Соответственно, в период становления рыночных отношений нужно усиливать роль и воздействие местных органов власти на социально-экономические процессы территории. Это обусловлено тем, что муниципальные органы управления призваны выполнять функции устранения негативных последствий стихийного формирования рынка, обеспечивать социальную стабильность и экологическую безопасность на своей территории и др. Именно государство в лице руководителей соответствующих институтов в случае возникновения
кризисных явлений обязаны с помощью мер государственного регулирования восстановить социально-экономическое равновесие.
Результаты муниципального управления отражаются в состоянии муниципального хозяйства и благосостоянии населения в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке) и других сторонах жизни муниципального образования. На основании этих критериев был проведен анализ эффективности муниципального управления социальноэкономическим развитием Республики Дагестан.
В настоящее время местное самоуправление в республике осуществляется в 8 городских, 698 сельских поселениях, 42 муниципальных районах, 10 городских округах, Бежтинском участке Цунтинского района. В общем, по данным на 1 января 2012 г. в республике насчитывается 758 муниципальных образований.
В силу нерешенных экономических, финансовых, организационных и других задач, Дагестан остается одним из самых высокодотационных субъектов Российской Федерации. Так, 63 % муниципальных образований имеют дотационность от 50 % до 100 % и всего лишь 9 % муниципальных образований — от 0 до 10 %. Это связано прежде всего с высокой дифференциацией в уровне социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
Особую остроту и актуальность приобретает проблема правового закрепления муниципальной собственности на землю. Администрациями муниципальных образований не выполняются предусмотренные соглашениями обязательства по финансированию 30 % от общего объема запланированных работ по землеустройству за счет средств местных бюджетов, не представляется ежеквартальная информация о ходе проведения мероприятий по разграничению земель, подлежащих отнесению к муниципальной собственности. Из этого можно сделать вывод, что использование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является острой проблемой и от слаженности и эффективности деятельности, региональных и муниципальных органов власти во многом зависит ее решение.
По видам доходов местных бюджетов проблемы остаются с собираемостью налога на имущество физических лиц (90 %), транспортному налогу (66 %), а также по единому налогу на вмененный доход (79 % к уточненным назначениям). Причины низкого уровня поступлений имущественного налога видятся в недостаточном администрировании этого вида налогов и в неисполнении частью муниципальных образований поручений Правительства и Министерства финансов республики о необходимости пересмотра коэффициентов по ставкам налога на имущество физических лиц.
Как показывает проведенный анализ, наиболее неблагоприятная ситуация по сборам местных платежей в 2012 г. сложилась в следующих муниципальных районах: Акушинском — 91 %, Ахтынском — 91 %, Бабаюртовском — 80 %, Гунибском — 73 %, Каякентском -70 %, Курахском — 85 %, Лакском — 90 %, Левашинском — 86 %, Ногайском -88 %, Табасаранском — 84 %, Хунзахском — 92 %, Цунтинском — 83 %, Чародинском — 89 %, Шамильском — 69 %, городских округах: Махачкале — 89%, Кизляре — 89 %, Кизилюрте — 79 % (см. табл. 1.).
Таблица 1.
Доходы и расходы муниципальных образований РД в 2012 г. [2]
Наименование Числен- ность населе- ния (тыс. чел.) Доходы всего (млн. руб.) Доходы собств. (млн. руб.) На душу населения (руб.) Расходы всего (млн. руб.) Расходы на душу населения (руб.)
Доходы всего (руб.) В том числе местные налоги (руб.)
Города: - - - - - - -
Махачкала 554,1 4631,3 1802,3 8358,24 2636,67 4528,3 8172,41
Хасавюрт 128,4 823,8 96,3 6416,16 646,15 801,7 6243,75
Районы: - - - - - - -
Акушинский 52,4 446,0 23,9 8512,45 366,75 442,4 8442,56
Гергебильский 19,1 198,9 11,7 10415,50 587,17 216,8 11350,16
Хунзахский 30,7 403,8 36,2 13154,07 1158,30 392,0 12769,38
Казбековский 41,3 326,4 17,2 7903,73 362,27 311 7543,77
Каякентский 55,0 380,0 44,5 6909,89 616,85 380,6 6913,98
Магарамкентский 60,7 358,6 28,9 5908,0 381,14 351,5 5791,63
Тляратинский 23,0 300,9 11,3 13086,81 508,83 282,6 12287,73
С.Стальский 54,6 400,7 30,8 7338,85 415,55 376,9 6904,27
Цумадинский 22,6 255,2 12,4 11291,07 490,63 249,5 11036,44
Общая сумма расходов бюджетов муниципальных образований составила в 2012 г. 29 млрд. 773 рублей. Таким образом, средняя дотируемость местных бюджетов из республиканского превышает 87 %.
Нельзя не остановиться и на финансовых нарушениях, выявленных контрольно-финансовым управлением Минфина РД. Из общего объема выявленных нарушений на муниципальные образования приходится 2 007,8 млн. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств — 71,2 млн. рублей, завышение объемов выполненных работ — 12,6 млн. рублей и неэффективные расходы — 1 924,0 млн. рублей. Коррупция и хищение бюджетных средств по-прежнему остаются большой общественной проблемой, и требуется значительно усилить борьбу с этими негативными явлениями.
Таким образом, проведенный анализ современного состояния социальноэкономического развития республики и управления на муниципальном уровне выявил следующие проблемы, не позволяющие обеспечить рост и развитие отдельных территорий и региона в целом:
• значительная дифференциация уровня социально-экономического развития территорий республики;
• чрезмерная концентрация экономического потенциала в отдельных муниципальных образованиях;
• экономическая неинтегрированность муниципальных районов;
• наличие проблемных муниципальных районов;
• недостатки территориальной организации расселения;
• хаотичное зонирование территорий;
• дробность административно-территориального устройства;
• локализация центров территориальных органов государственного управления в крупных административных центрах муниципальных районов.
Выходом из создавшейся ситуации может стать новое территориальноэкономическое зонирование Республики Дагестан в целях обеспечения равномерности в развитии муниципальных районов, расположенных в разных природных зонах. Территориально-экономическое зонирование может
обеспечить эффективное управление территориями муниципальных образований и создать условия для их устойчивого и сбалансированного развития.
В целях совершенствования и упорядочения управления социальноэкономическим развитием на муниципальном уровне необходимо разработать и нормативно закрепить Программу пространственного развития Республики Дагестан, создав территориальные и экономические зоны, определив места локализации значимых социально-экономических объектов федерального, республиканского, местного уровней, основные параметры системы расселения и развития системы транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
Список литературы:
1. Ахмедуев А.Ш., Рабаданова А.А. Стратегическое планирование и управление развитием экономики регионов Северо-Кавказского Федерального округа // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — 2012. — № 39. — С. 99—106.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан \\ Муниципальная статистика \ Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/municipal_statistics/ main_indicators/ (дата обращения: 07.07.2013г.).