Научная статья на тему 'Механизм сопровождения ресоциализации инноваций в неформальном педагогическом образовании'

Механизм сопровождения ресоциализации инноваций в неформальном педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ТРИАДНЫЙ ПОДХОД / INFORMAL TEACHER EDUCATION / THE REHABILITATION / THE TRIADSYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С. В.

Неформальное педагогическое образование способствует включению инновационного поведения в структуру деятельности педагога. Механизм сопровождения ресоциализации инноваций на основе триадной модели показан в статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM SUPPORT OF RESOCIALIZATION OF INNOVATION IN THE NON-FORMAL TEACHER EDUCATION

Non-formal teacher education contributes to the integration of innovative behavior in the structure activites of the teacher. The mechanism of support re-socialization of innovation based on the triad model is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Механизм сопровождения ресоциализации инноваций в неформальном педагогическом образовании»

2. Ethics dictionary / in A. Gusseinov and I. Kon reduction. - M.: Politizdat, 1989.

3. Monten, M. Experience. Work in two volumes. — M.: Politizdat, 1960. — Volume 1.

4. Andreeva, A. Pedagogical basis of spiritual education in the Theory of Living Ethics-thesis, Master of Pedagogics. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 371

Ivanova S.V. THE MECHANISM SUPPORT OF RESOCIALIZATION OF INNOVATION IN THE NON-FORMAL TEACHER EDUCATION. Non-formal teacher education contributes to the integration of innovative behavior in the structure activites of the teacher. The mechanism of support re-socialization of innovation based on the triad model is shown in the article.

Key words: informal teacher education, the rehabilitation, the triad- system approach.

С. В. Иванова, канд. пед. наук, с. н.с. УРАО ИПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: s.ivanova@iporao.ru

МЕХАНИЗМ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В НЕФОРМАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Неформальное педагогическое образование способствует включению инновационного поведения в структуру деятельности педагога. Механизм сопровождения ресоциализации инноваций на основе триадной модели показан в статье

Ключевые слова: неформальное педагогическое образование, ресоциализация, системный триадный подход.

Инновации в образовании, в том числе и в педагогическом, проблемы ресоциализации инноваций рассматривались в работах К. Ангеловски, Б.М. Бим-Бада, А.В. Хуторского, В.С. Лазарева, О.Г. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хоме-рики, Т.А. Татуйко и др. В современном педагогическом словаре ресоциализация рассматривается как необходимая повторная социализация личности в новых изменившихся социальных условиях и обстоятельствах [1]. Б.М. Бим-Бад представляет ресоциализацию как изменение ставших неадекватными ценностей человека в новых условиях социума. Это справедливо по отношению и к таким ценностям, как знания, профессионализм. Потребность в механизме ресоциализации инноваций в педагогическом образовании обусловлена рядом противоречивых процессов в социуме и педагогике. Обозначим наиболее значимые из них, которые противостоят и, напротив, способствуют ресоциализации инноваций.

1. Потребность в инновационном прорыве обозначается в программных заявлениях руководителей государства. Модернизация, реформирование образования наряду с внедряемыми инновационными проектами на фоне противоречивых представлений о реальном оснащённости учебного процесса, об учительской зарплате, и других финансово-инфраструктурных условиях обучения детей и взрослых часто будоражат умы учительской общественности, вызывая психологическое отторжение и неприятие любого новшества.

2. Ускоряющиеся темпы информатизации, увеличивающиеся объёмы сведений из различных наук и социума, объективно усиливающиеся требования подготовленности выпускников к профессиональной деятельности и социальному взаимодействию побуждают думающего учителя постоянно действовать в режиме ресоциализации инноваций — доведённого до поведенческого уровня инновационной активности [2]. На практике это означает, что учитель с определённой периодичностью обращается к новым методам, формам, технологиям профессиональной деятельности. Поэтому правы те, кто утверждает, что настоящий учитель постоянно учится. Подчас для этого недостаточно формального образования (второго образования, курсов повышения квалификации, образовательных модулей и др.) поэтому спасает различным образом организованное неформальное педагогическое образование: целевые семинары, обучение в режиме самообучающегося учреждения, индивидуальных маршрутов самообразования и др.

В современном неформальном образовании Т.В. Мухлае-ва [3, с. 162] отмечает следующие характеристики: ориентация на конкретные образовательные запросы; отсутствие принудительного характера обучения, основанность его на собственной мотивации обучающегося; высокий личностный

смысл обучения, обеспечение возможности лучше понимать и,если это необходимо, изменять окружающую социальную структуру; гибкость в организации и методах обучения; самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев; культуру взаимопонимания и поддержки в отношениях между обучающими и обучаемыми и т.д.. Часто неформальное педагогическое образование адресуется сфере образования взрослых - родителей, воспитателей специализированных учреждений, пенсионеров с невостребованными профессиями и др.. Не отрицая необходимости педагогического образования для самых разных категорий взрослого населения, будем вести речь о неформальном педагогическом образовании в образовательных учреждениях. Адресатами неформального педагогического образования подразумеваются целые педагогические коллективы, получающие новое знание и конструирующие профессиональные компетентности в режиме самообучающихся учреждений.

Возможно ли на современном этапе развития педагогического образования вести речь о том, что можно было бы назвать механизмом ресоциализации инноваций: планомерное целенаправленное воздействие на процессы неформального образования, а также влияние, оказываемое на состояние ресоциализации инноваций со стороны управленческих и иных структур образования? Как можно представить алгоритм действия этого механизма?

Прежде всего, приступая к ответам на эти вопросы, целесообразно переосмыслить суть инновационных процессов [4, с. 311] в неформальном педагогическом образовании и обозначить их характеристики. Инновации в неформальном педагогическом образовании - это преобразование новых видов, способов, технологий педагогической деятельности (нововведений) в нормы и образцы профессиональной культуры, обеспечивающие их институционное оформление, интеграцию и закрепление в педагогике. Инновационные процессы педагогики выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Эти процессы в неформальном педагогическом образовании носят дискретный, дихотомический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и направленный не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество, с неизбежным риском неоптимальности или даже нежизнеспособности предлагаемого, с ревизией устаревших норм, ролей и функций, а нередко и с их заменой. Это - одна из основных социокультурных предпосылок развития педагогической практики, обогащения ее новыми технологическими, инструментально-коммуникационными и всеми другими формами педагогического опыта.

Инновационные процессы определяются двойственной природой нововведения: как непосредственного опыта, формирующегося в рамках конкретного вида педагогической деятельности (учебной, воспитательной, исследовательской, диагностической, научно-методической, проектной и др.) - с одной стороны, и как нового опыта, устойчиво воспроизводимого общего элемента педагогической практики в целом, явления, факта педагогической культуры - с другой. Таким образом, инновационный процесс представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу нормативов, технологий и методик. Такой переход осуществляется в различных формах. Инновационный процесс может выступать в форме прагматизации новых продуктов педагогического труда, в результате которой они переводятся, переоформляются в нормы практической профессионально-педагогической деятельности.

Новое знание, возникающее как непосредственный опыт в рамках работы исследовательского, проектного и творческого характера, выводится из сферы познавательного процесса и переоформляется в инновационный процесс в новых системах технологий педагогической деятельности. В свою очередь, педагогическая наука выступает как механизм инициации или как механизм сопровождения инновационных процессов по отношению к различным формам практической деятельности, тогда как она делает своим объектом эмпирически возникающие новшества, становящиеся в последствии нововведениями, дает им рациональную интерпретацию, превращает их в формы теоретического знания. Наряду с прагматизацией и идеализацией, важной формой инновационных процессов в неформальном педагогическом образовании выступает трансляция нововведений в систему норм и образцов профессиональ-

Человек при этом может выступать и как субъект, и как объект практического действия. В субъектной структуре - как преобразующий действительность, в предметной структуре -как подверженный воздействию и влиянию. На основе триад-ного подхода И.Б.Герасимова предложила системную модель достижения цели. Ею предложена методология формирования структуры инновационной деятельности как абстрактной трёхуровневой системы. На каждом уровне структура рассматриваемых организационных действий одинакова в том смысле, что цель достигается в результате действия и отрицательных, и положительных факторов. Положительные факторы, утверждает автор, формируются с помощью систем планирования, управления (регулирования) и прогнозирования. В множестве интегрированных триадных моделей автором предложена система управления качеством обучения, а также в числе других - системная модель, учитывающая желание и мотивацию специалиста в освоении профессиональных компетентностей [7, с. 10].

Прежде, чем предложить наш вариант механизма ресоциализации инноваций, вслед за Н.Н. Суртаевой заметим, что в отличие от инновационных процессов в других областях, инновации в образовании более всего сопряжены с лич-

ной педагогической культуры, подлежащих воспроизводству в процессе их освоения новыми поколениями педагогов или современными педагогическими сообществами.

Из приведённых характеристик инновационных процессов следует, что полностью, абсолютно классическим. механистическим процесс ресоциализации инноваций быть не может. Это дихотомический, стохастический, дискретный процесс, который, скорее, подчиняется законам синергетики, чем административному управлению. И собственно неформальное педагогическое образование в процессе ресоциализации инноваций играет переходную роль от идеального аттрактора (реальная структура комптетентностей педагога) к классическому (идеальная структура будущих определённых нормативами компетентностей педагога).

В.С. Лазаревым, В.А. Сластёниным, И.Ф. Исаевым, Е.Н. Шияновым и др. описан процесс управления инновациями в образовательном учреждении и варианты участия в нём педагогов, условия развития инноваций в педагогическом коллективе [5, с. 114; 6, с. 240-241]. Однако существует потребность в появлении оптимального варианта алгоритма этого механизма: для администратора, для участника административной или временной творческой группы важно представлять себе последовательность этапов, алгоритм ресоциализации инноваций в неформальном педагогическом образовании.

Механизм сопровождения ресоциализации инноваций может быть рассмотрен прежде всего как деятельность. Структурные характеристики элементарного акта деятельности по В.С. Стёпину [7, с. 106] могут быть представлены в виде триадной последовательности (см. табл.1).

Табл.1

ностью конкретного человека. В частности, данные многолетних исследований подтверждают, что в большинстве педагогических коллективов распределение сторонников, противников и индефферентных по отношению к инновациям находится в соотношении 30% - 30% - 40%. Это подтверждает, что не теряет своей актуальности методическое сопровождение инновационных процессов. Поэтому в связи с рассмотрением последней триадной модели важно учитывать такие психологические свойства личности, как готовность в инновациям, способность к адаптации, инновационная восприимчивость, инновационная активность и др. Кроме того, личностные проявления педагога в процессе ресоциализации инноваций зависят от среды педагогического коллектива и множества его характеристик.

Итак, на основании анализа и синтеза философских, методологических, практикоориентированных подходов в предлагаемой нами модели (рис. 1) сопровождения инновационных процессов в неформальном педагогическом образовании избрана триадная структура и применена к трём уровням сопровождения: организационном научно-методическом, психологическом, компетентностном.

Вектор изменений на уровне сопровождения процесса и результата освоения профессиональных педагогических шщетенгностей

Идеальная интегрированная модель компетентности специалиста Неформальное педагогическое образование Мод еж-1 р е ал ьных юэьшетещностей специалиста

Вектор изменений на уровне факторов психологического сопровождения и динамики социально-психологической структуры коллектива

Этическая готовность Ориентированность на изменения Позитивность восприятия условий д.гтя жмене ИЯ кошщтностей

Идеальная социально психологическая структура коллектива Позитивная динамир;а изменений в социальнопсихологической структуре коллектив а. Реальная социально-психологическая структур а коллектива

Вектор изменений на уровне организационного и научно-методического сопровождения силами временных творческих коллективов, инновационных кэмщпщност№1Х команд и др.

База содержания неформального пед агогического образования и образовательных технологий Совместное проектирование содержания и технологий конструирования ноеых знаний Диагностика образовательных потребностей педагоги ческого коллектива

Рис. 1 Циклично с п. реализации механизма сопровождения инновационных процессов в неформальном педагог!песком образовании

Вектор сопровождения направлен от менее равновесного компонента структуры триады к более равновесной. в неформальном педагогическом образовании педагогического сообщества.

Цикл алгоритма данного механизма сопровождения замыкается от первого к третьему уровню, как только имеющаяся содержательная и технологическая база неформального педагогического образования потребует преобразований на уровне актуальных моделей компетентностей специалиста.

Нам представляется, что применение данного алгоритма механизма ресоциализации инноваций оптимизирует научнометодическую деятельность сопровождения инновационных процессов. Вместе с тем в данной структурной модели нами не рассматриваются такие важные факторы, как принадлежность педагогических сообществ школы к определённой педагогической парадигме, стиль мышления педагога, особенности влияния факторов риска - это потребует дальнейшего расширения, либо детализации данной модели.

Библиографический список

1. Педагогический словарь [Э/р]. - Р/д: http://slovo.yaxy.ru/87.html

2. Суртаева, Н.Н. Методология инновационых процессов. Педагогика и психология. - 2010. - № 4.

3. Мухлаева,Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. - 2010. - № 4 (25).

4. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия. Политэкономия / под ред. С. Ю. Солодовникова. - МН: МФЦП, 2002.

5. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

6. Сластёнин, В.А. Общая педагогика, учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластёнина: в 2 ч. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

7. Герасимова, И.Б. Методология управления социальными процессами в научных и образовательных системах на основе когнитивных и динамических моделей: автореф. д-ра техн. наук. — Уфа, 2010.

Bibliography

1. Pedagogical dictionary [electronic resource]: http://slovo.yaxy.ru/87.html

2. Surtaeva, N.N. The methodology of innovation processes. Pedagogy and Psychology. - 2010. — № 4.

3. Muhlaeva, T. International experience of informal adult education // А man and Education. — 2010. — № 4 (25).

4. Large Encyclopedic Dictionary: philosophy, sociology, religion. Political Economy / S.Yu. Solodovnikov. — MN: MFTSP, 2002.

5. Lazarev, VS Managing Innovation in the school. Textbook. — M. — Teacher Education Center, 2008.

6. Slastenin, V.A. Textbooks for students V.A. Slastenin: In 2 hours / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. — M.: VLADOS, 2003.

7. Gerasimov, I.B. Methodology of social processes in scientific and educational systems based on cognitive and dynamic models. — Candidate for obtaining the step of Doctor of Technical. Sciences. — Ufa, 2010.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 792:378

Kasimanova L.A. ROLE OF THE NATIONAL AMATEUR CHOREOGRAPHY IN ART EDUCATION STUDENTS.

The article describes the peculiarities of the national amateur art on the example of Indigenous Peoples of the North, shows its role in the artistic education of students the Institute of Choreography.

Key words: amateur choreography, choreographic art of northern indigenous peoples, art education.

Л.А. Касиманова, канд. пед. наук, зав. каф. современной хореографии Института декоративноприкладного искусства, Санкт-Петербург, E-mail: Ludmila.hakimova@mail.ru

РОЛЬ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

В статье раскрываются особенности самодеятельного национального художественного творчества на примере коренных народов Севера, показана его роль в художественном воспитании студентов хореографического вуза.

Ключевые слова: самодеятельное хореографическое творчество, хореографическое искусство коренных народов Севера, художественное воспитание.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что нет единого мнения в понимании и определении профессионального воспитания специалистов в области культуры, искусства и художественного творчества. Профессиональная направленность, любовь, интерес, увлечённость делом и людьми, с которыми они взаимодействуют, обязательно сочетаются с любовью, интересом и увлечённостью творчеством. Художественный вуз как место профессионального воспитания, как реализация определённой программы, своеобразного художественного стиля мышления и художественной деятельности, направленной на получение объективных знаний в области художественного творчества, строит систему профессионального образования, в которой происходит формирование мировоззрения студента, где полученные в процессе обучения знания и результаты профессионального воспитания переходят в качественно новое свойство личности -убеждённость, а последнее служит мотивацией и побуждением к художественному творчеству.

Таким образом, профессиональное воспитание специалистов в области культуры, искусства и художественного творчества есть социокультурный процесс — по своей сути, содержанию, общей направленности на формирование личности, способной к духовному творчеству, по целям, совпадающим с целями культуры.

В многонациональном сообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы не исключают наряду с развитием общенациональной культуры обогащение посредством воспитания и образования как доминирующей, так и малых культур. Подобные тенденции предполагают сопряжение через воспитание духовных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего интеркультурного пространства, в пределах которого каждый обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.

Профессиональное воспитание в художественном вузе составной частью содержит этническое воспитание студентов

Хореография как вид художественного творчества и сценического искусства имеет свою специфику. Хореография тесно связана с музыкой, которая служит ей не только фоном, но и своего рода «вдохновительницей» идей и движений. Искусство танца обусловлено телесно-пластической формой сотворчества, отсюда важно накопление индивидуального опыта: техники «станцеванности», «интуиции» тела, единого понимания музыкального сопровождения. Язык танца сложился путём строгого отбора определённых движений, действий, выразительно передающих эмоции человека, его духовную и физическую красоту. Насыщенное эмоциональностью исполнение танца максимизирует активность, направляющую на художественное воспроизведение образа, а в другом случае эмоциональность есть форма представлений о художественном образе, где характер танца передает этот образ другим, что значительно эффективнее делает выразительность восприятия.

Ванслов В.В. [1, с. 170-180] определяет танцевальность как совокупность формальных качеств музыки, делающих ее удобной для пластики танца, а Холфин Н.С. считает, что тан-цевальность - сущностная характеристика танца, наслаждение им, проистекающая из следующих факторов: наличия телодвижений, взаимосвязи между ними, возникновения ритма. Карп П.М. [2, с. 78] относит танцевальность к качеству танца, его способности останавливать время, вглядываться в него. Пластичность Ванслов В.В. рассматривает как объемную выразительность человеческого тела в искусстве. Дадианова Т.В. [3, с. 59] видит в пластичности атомарную характеристику искусства. Для Лосева А.Ф. [4, с. 136-139] пластичность - это известный с Античности метод конструктивного мышления.

Особое место в этнохудожественном творчестве отводится национальному танцу. В настоящее время на материалах танцевального и песенного фольклора создается новая форма хореографического искусства - сценическая. Освоение новых

10З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.