Научная статья на тему 'Механизм системной организации инвестиционной деятельности в регионе'

Механизм системной организации инвестиционной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТОР / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENTS / INVESTOR / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT LEGISLATION / INVESTMENT APPEAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Андрей Витальевич

Рассматривается понятие механизма системной организации инвестиционной деятельности в регионе. Проводится краткое описание основных элементов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной системы. Подвергаются анализу основные мероприятия, реализуемые в Ростовской области для совершенствования организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of investment activity systems organization in region

The concept of the systems organization mechanism of the investment activity in the region is considered. The basic elements which are necessary and sufficient for the effective functioning of the given system are briefly described. The main actions realized in the Rostov region for the improvement of the business mechanism of spurring the investment activity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Механизм системной организации инвестиционной деятельности в регионе»

УДК 332.1

Механизм системной организации инвестиционной деятельности в регионе

А. В. Васильев

(Донской государственный технический университет)

Рассматривается понятие механизма системной организации инвестиционной деятельности в регионе. Проводится краткое описание основных элементов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной системы. Подвергаются анализу основные мероприятия, реализуемые в Ростовской области для совершенствования организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности. Ключевые слова: инвестиции, инвестор, инвестиционная деятельность, инвестиционное законодательство, инвестиционная привлекательность.

Введение. Существенным условием устойчивого развития региона является активизация инвестиционного процесса, направленного на привлечение финансовых и материальных ресурсов, а также их целесообразное использование в наиболее приоритетных отраслях экономики. Объём вкладываемых в экономику региона инвестиций — один из критериев эффективности его функционирования.

При этом инвестиционные решения можно отнести к наиболее сложным по процедуре обоснования и выбора. В их основе заложена многокритериальная оценка целого ряда факторов, очень часто оказывающих разнонаправленное влияние. Одним из таких факторов является созданный в регионе механизм организации инвестиционного процесса. Дефицит информации о данном понятиинередко приводит к ошибкам при планировании стратегии инвестиционного развития региона.

Цель статьи — обоснование необходимости системности в регулировании инвестиционного процесса.

Основные элементы механизма системной организации инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность в регионе представляется как совокупность организационных, финансовых, экономических и нормотворческих действий органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и физических лиц по формированию инвестиционного потенциала, соответствующего предпринимательского климата, инвестиционной привлекательности и эффективному использованию данного вида ресурсов в актуальных проектах, обеспечивающихдостижение определённых целей, в числе которых гарантированное стабильное получение дохода в соответствующих пределах [1].

Системная организация инвестиционной деятельности является одним из наиболее активных элементовуправленческой системы, оказывающим непосредственноевоздействиена факторы, от состояния которых во многом зависят итоги деятельности управляемого объекта. Под меха-низмомсистемной организации региональной инвестиционной деятельностипонимается совокупность инвестиционных средств, методов, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в регионе, используемые органами государственной власти для достижения целей экономического и социальногоразвития.

Для наиболее эффективного функционирования данного механизма необходимо наличие определённой системы обеспечения, предполагающейформирование и развитие на региональном уровне следующих основных её элементов:

1. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности;

2. Нормативно-методологическое обеспечение инвестиционной деятельности;

3. Организационное обеспечение инвестиционной деятельности;

4. Ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;

5. Обоснование и развитие приоритетных отраслей экономики.

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому государственный контрольданного вопроса становится актуальной задачей. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволят государству достигнуть тактических, а тем более стратегических целей при решении общеэкономических и общественных задач. Целенаправленное регулирование инвестиционной деятельности государством является определяющим фактором модернизации экономики для поступательного развития страны [2]. Важнейшим условием реализации функции государства по обеспечению нормального течения инвестиционной деятельности выступает совершенствование правовой основы экономической деятельности. Не меньшую роль в организации инвестиционных процессов играет эффективность применения действующего законодательства уполномоченными органами, адекватность избранных ими правовых форм и методов регулирования инвестиционных отношений.

Государственное управление инвестиционной деятельностью опирается, в первую очередь, на законодательную и нормативную базу. Нормативно-правовое обеспечение включает в себя совокупность нормативно-правовых актов, необходимых и достаточных для реализации региональной инвестиционной политики. Инвестиционная деятельность в регионе осуществляется на основании общего гражданского и хозяйственного, а также специального инвестиционного законодательства, регулирующего порядок привлечения отечественного и зарубежного капитала. Общеправовым основанием для регулирования инвестиционной деятельности в России является система действующих законодательных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений.

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представляет собой комплексную систему, которая состоит из трёх уровней нормативно-правовых актов:

1. Законодательные акты — нормативные акты, принятые высшим представительным органом и обладающие высшей юридической силой. К ним относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные соглашения, законодательная база субъектов Российской Федерации, внутригосударственные договоры;

2. Подзаконные акты — правовые акты органов государственной власти, имеющие более низкую юридическую силу, чем закон [3]: указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций; приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты; постановления органов местного самоуправления.

3. Локальные нормативные акты.

Рассмотрим данную систему на примере Ростовской области. К первому уровню необходимо отнести Федеральный закон № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Данный закон устанавливает экономические и правовые основы инвестиционной деятельности на территории России, определяет гарантии защиты прав и интересов объектов инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме вложения капиталов, с отсутствием зависимости от форм собственности.

К этому же уровню относится и Областной закон № 66-ЗС от 04.02.1998 «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области». Принятие данного закона положило начало формированию законодательной базы региона, направленной, прежде всего, на создан неблагоприятной среды для развития конкурентоспособного бизнеса, ориентированного на жёсткие требования мирового рынка, укрепление финансового положения реального сектора экономики при одновременном обеспечении бюджетной системы стабильными доходными источниками. Настоящий закон определяет правовые и экономические основы стимулирования и под-

держки инвестиционной деятельности на территории Ростовской области, устанавливает формы содействия инвесторам и гарантии равной защиты их прав, интересов и имущества независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и страны происхождения инвестиций.

Основу инвестиционного законодательства области также составляют такие областные законы, как:

— №151-ЗС от 01.10.2004 г. «Об инвестициях в Ростовской области», определяющий условия и формы оказания поддержки инвесторам;

— №74-ЗС от 10.05.2000 г. «О Бюджете развития Ростовской области», закрепляющий основы формирования и расходования средств областного бюджета, предназначенных для инвестиций;

— №1006-ЗС от 04.10.2000 г. «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области», определяющий порядок предоставления инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам (в пределах прав, предоставленных субъектам федерации).

Ко второму уровню правового регулирования инвестиционной деятельности в Ростовской области относится Постановление администрации Ростовской области от 16 августа 2005 г. № 91 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета». В соответствии с данным постановлением основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета являются:

• предоставление инвесторам государственных гарантий;

• предоставление инвесторам отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Ростовской области;

• освобождение от налога на имущество организаций;

• субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат по лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов;

• предоставление бюджетных инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации [4].

Третий уровень правового регулирования включает в себя различного рода локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в соответствии с трудовым законодательством. Локальные нормативные акты — это внутренние рабочие документы, разработанные для целей бухгалтерского и налогового учёта. Данные документы обязательны для применения на предприятии по требованию трудового законодательства, так как снижают трудовые и налоговые риски организации, решают спорные ситуации в пользу организации и позволяют обосновать порядок ведения учёта и все нюансы социально-трудовых отношений, сложившихся на предприятии.

Методическое обеспечение механизма управления региональной инвестиционной деятельности включает комплекс разработок, целью которых является установление единых терминов, принципов оценки, техники расчётов и методических подходов к определению эффективности инвестиционных проектов, адаптации их к действующим стандартам. В составе методического обеспечения следует выделить документы и рекомендации, носящие различную степень общности [5]:

• федеральные, регламентирующие отдельные аспекты методического сопровождения инвестиционных процессов по всей территории РФ;

• межотраслевые, регулирующие инвестиционную деятельность в сфере нескольких отраслей;

• отраслевые, регламентирующие порядок расчёта или исполнения стандартов в конкретных отраслях производства или секторах экономики;

• локальные, отражающие требования и мотивы ведения инвестиционной деятельности в конкретных хозяйствующих субъектах.

На уровне государства основным методическим документом, регламентирующим всю инвестиционную деятельность, на сегодняшний день является документ № ВК 477, утверждённый 21 июня 1999 г. общим постановлением Минэкономики РФ, Минфина РФ и Госстроя России. Название данного документа — «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». В целом он соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений и включает в себя систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, применяемых на различных уровнях управления, на основе признаваемых в Российской Федерации принципов проектного анализа.

Примером методического обеспечения, разработанного в целях повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области и создания благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне, могут служить положения «О реестре инвестиционных проектов Ростовской области» и «О порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов».

Организационное обеспечение механизма системной организации инвестиционной деятельности предполагает наличие поддержки и создание необходимых организационных структур, реализовывающих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением поставленных целей региональной инвестиционной стратегии [6]. Организационную основу механизма управления и реализации региональной инвестиционной деятельности составляют (рис. 1):

• государственные специализированные структуры федерального, регионального и местного уровней;

• банковская система и другие институциональные инвесторы (финансовые, инвестиционные, страховые компании);

• инвестиционные посредники и консультанты.

К специализированным структурам федерального уровня можно отнести: Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ, Центральный банк РФ, Российский фонд федерального имущества, Министерство финансов РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ и др.

На уровне субъектов федерации также наблюдается большое разнообразие специализированных организационных структур, в компетенцию которых входит регулирование региональных инвестиционных процессов. К их числу можно отнести: фонд реализации программ развития, агентство содействия инвестициям, фонд государственных гарантий инвестиционных проектов, внебюджетный фонд науки и технологического развития, региональный фонд развития, региональный координационный совет по инвестициям и т. д.

Составной частью государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ростовской области, придавшей большую системность и управляемость инвестиционному процессу, стало создание Совета по инвестициям при Губернаторе Ростовской области. Как следует из распоряжения Губернатора, цель Совета — формирование областной государственной политики и обеспечение интенсивного и стабильного развития области за счёт притока инвестиций. Задачи этого общественного органа — содействие формированию территорий интенсивного экономического развития, определение единых позиций органов исполнительной власти Ростовской области в отношении реализации инвестиционных проектов, разработка предложений по защите инвесторов, разработка предложений по заключению инвестиционных соглашений.

В целях содействия реализации инвестиционных проектов и снижения административных барьеров, препятствующих их реализации, в Ростовской области также создано Агентство инвестиционного развития региона — межведомственная комиссия по организационно-правовой поддержке инвестиционных проектов на всех этапах их реализации.

Рис. 1. Региональный механизм организации инвестиционной деятельности

Агентство инвестиционного развития оказывает следующие услуги потенциальным инвесторам:

• сопровождение проектов инвесторов;

• подбор участков для локализации проектов;

• урегулирование вопросов обеспечения будущих сооружений коммуникациями;

• содействие максимально быстрому прохождению необходимых бюрократических процедур, оформлению документов;

• поиск местных партнёров для реализации проектов;

• содействие в получении аналитической информации о текущем потенциале различных сегментов регионального рынка.

Ресурсное обеспечение системной организации инвестиционной деятельности предполагает наличие в регионе пяти взаимосвязанных компонентов: квалифицированной рабочей силы (трудовые ресурсы), развитого инфраструктурного потенциала (инфраструктурные ресурсы), капитала (финансовые ресурсы), а также природных и материальных ресурсов. В совокупности данные элементы создают максимально благоприятные условия для размещения инвестиций, так как любой инвестор при определении площадки для вложения капитала будет в первую очередь ориентироваться на регион, где данные ресурсы представлены в избытке [7].

Последним этапом системной организации инвестиционной деятельности является обоснование и развитие приоритетных отраслей экономики. Для данной процедуры каждая отрасль региона должна быть проанализирована в разрезе текущего состояния ведущих предприятий, их основных конкурентов, потребителей и перспектив развития. В процессе анализа следует рассматривать разнообразные сценарии социально-экономических изменений в зависимости от возможных решений органов всех уровней власти и вариантов трансформации внешних факторов. Отраслевые аспекты развития региона обязаны рассматриваться в единстве с общими тенденциями развития региона и территориальными аспектами, так как приоритетным инвестиционный проект может быть признан лишь в случае его соответствия основным направлениям социально-экономической политики субъекта Российской Федерации.

Заключение. Экономика России представляет собой многорегиональный организм, функционирующий на основе горизонтальных и вертикальных связей. То, что эффективно для одной региональной системы, вызывает негативные последствия в других, это требует принятия дифференцированных решений,учитывающих региональные особенности [8]. В современных условиях регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства. Изменение объективных условий формирования региональной системы приводит к радикальным изменениям экономического механизма обеспечения инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности региона. В связи с этим необходимо полностью исключить возможность недооценки территориально-регионального подхода при формировании механизма системной организации инвестиционной деятельности в регионе, так как это может привести к усилению региональных различий в производственной, инвестиционной и социальной сферах и разрушить хозяйственную целостность страны. Управление инвестиционной деятельностью на основе комплексного подхода является предпосылкой динамичного развития региона, эффективного использования региональных ресурсов, улучшения уровня и качества жизни.

Библиографический список

1. Молчанова, Н. П. Регулирование инвестиционной деятельности как фактор управления региональным развитием / Н. П. Молчанова // Вестник ДГТУ, 2011. — Т. 11. — № 4 (55). — С. 560.

2. Жуков, Л. М. Правовое обеспечение реализации инвестиционных проектов / Л. М. Жуков // Инвестиции в России, 2008. — № 5. — С. 27—31.

3. Поляков, А. В. Общая теория права/ А. В. Поляков, Е. В. Тимошина: Учебник. — Санкт-Петербург, 2005. — С. 308.

4. Держинский, А. В. О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций / А. В. Держинский // Экономист. — 2007. — №4. — С. 5.

5. Портнов, В. В. Инвестиционные стратегии и их реализация / В. В. Портнов, Д. В. Сватковский // Управление бизнесом: Сборник статей. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2009. — С. 67—70.

6. Кныш, М. И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности / М. И. Кныш, Б. А. Перекатов, Ю. П. Тютиков. — СПТБ, 2008.

7. Куклин, А. А. Теоретико-методологические аспекты энергоинвестиционной привлекательности региона / А. А. Куклин, А. Л. Мызин, О. А. Денисова // Журнал Экономической теории, 2011. — № 5. — С. 50.

8. Аганбегян, А. Г. Социально-экономическое развитие России: стратегия роста и возможности инвестиционного обеспечения / А. Г. Аганбегян // Общество и экономика, № 1. — 2008. — С. 18.

Материал поступил в редакцию 29.05.2012.

References

1. Molchanova, N. P. Regulirovanie investicionnoj deyatel'nosti kak factor upravleniya regional'ny'm razvitiem / N. P. Molchanova // Vestnik DGTU, 2011. — T. 11. — № 4 (55). — S. 560. — In Russian.

2. Zhukov, L. M. Pravovoe obespechenie realizacii investicionny'x proektov / L. M. Zhukov // In-vesticii v Rossii, 2008. — № 5. — S. 27—31. — In Russian.

3. Polyakov, A. V. Obshhaya teoriya prava / A. V. Polyakov, E. V. Timoshina: Uchebnik. — Sankt-Peterburg, 2005. — S. 308. — In Russian.

4. Derzhinskij, A. V. О poryadke okazaniya gosudarstvennoj podderzhki investicionnoj deya-tel'nosti organizacij / A. V. Derzhinskij // E'konomist. — 2007. — № 4. — S. 5. — In Russian.

5. Portnov, V. V. Investicionny'e strategii i ix realizaciya / V. V. Portnov, D. V. Svatkovskij // Upravlenie biznesom: Sbornik statej. — Nizhnij Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2009. — S. 67—70. — In Russian.

6. Kny'sh, М. I. Strategicheskoe planirovanie investicionnoj deyatel'nosti / М. I. Kny'sh,

B. A. Perekatov, Yu. P. Tyutikov. — SPTB, 2008. — In Russian.

7. Kuklin, A. A. Teoretiko-metodologicheskie aspekty' e'nergoinvesticionnoj privlekatel'nosti regiona / A. A. Kuklin, A. L. My'zin, O. A. Denisova // Zhurnal E'konomicheskoj teorii, 2011. — № 5. — S. 50. — In Russian.

8. Aganbegyan, A. G. Social'no-e'konomicheskoe razvitie Rossii: strategiya rosta i vozmozhnosti investicionnogo obespecheniya / A. G. Aganbegyan // Obshhestvo i e'konomika, № 1. — 2008. —

S. 18. — In Russian.

MECHANISM OF INVESTMENT ACTIVITY SYSTEMS ORGANIZATION IN REGION A. V. Vasilyev

(Don State Technical University)

The concept of the systems organization mechanism of the investment activity in the region is considered. The basic elements which are necessary and sufficient for the effective functioning of the given system are briefly described. The main actions realized in the Rostov region for the improvement of the business mechanism of spurring the investment activity are analyzed.

Keywords: investments, investor, investment activity, investment legislation, investment appeal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.