Научная статья на тему 'Механизм рационального лесопользования на основе оценки лесоресурсной ренты'

Механизм рационального лесопользования на основе оценки лесоресурсной ренты Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
186
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНАЯ РЕНТА / ЛЕСНОЙ ДОХОД / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЛЕСНОЙ РЫНОК / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / БУРЯТИЯ / FOREST RENTS / FOREST INCOME / REGULATORY MECHANISM / TIMBER MARKET / ENVIRONMENTAL RESTRICTIONS / BURYATIA

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Пунцукова Светлана Доржиевна, Андреев Александр Борисович

В статье приведены расчеты региональной составляющей ставок платы за древесину на корню на рентной основе с дифференциацией затрат по видам рубок, направлениям использования лесоматериалов, рынкам сбыта с учетом экологических ограничений на примере Республики Бурятия. Предложена схема формирования и распределения платежей за древесину на корню в условиях децентрализации управления лесами и лесопользованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of rational forest management on the basis of the forest resource rent

The paper presents calculations of the regional component of standing timber rates on a rental basis. The costs are differentiated by the type of felling, areas of timber use, markets taking into account the environmental restrictions by case study of the Republic of Buryatia. The authors offer a scheme of formation and distribution of payments for timber in the conditions of decentralized forest management.

Текст научной работы на тему «Механизм рационального лесопользования на основе оценки лесоресурсной ренты»

УДК 330.15

Пунцукова Светлана Доржиевна

Puntsukova Svetlana Dorzhievna

доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской академии наук

D.Phil. in Geography, Leading Research Associate, Baikal Institute of Nature Management, Siberian branch of RAS

Андреев Александр Борисович

Andreev Alexander Borisovich

кандидат географических наук, ведущий инженер

Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской академии наук

МЕХАНИЗМ РАЦИОНАЛЬНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЛЕСОРЕСУРСНОЙ РЕНТЫ [1]

PhD in Geography, Leading Engineer, Baikal Institute of Nature Management, Siberian branch of RAS

THE MECHANISM OF RATIONAL FOREST MANAGEMENT ON THE BASIS OF THE FOREST RESOURCE RENT [1]

Аннотация:

В статье приведены расчеты региональной составляющей ставок платы за древесину на корню на рентной основе с дифференциацией затрат по видам рубок, направлениям использования лесоматериалов, рынкам сбыта с учетом экологических ограничений на примере Республики Бурятия. Предложена схема формирования и распределения платежей за древесину на корню в условиях децентрализации управления лесами и лесопользованием.

Ключевые слова:

лесная рента, лесной доход, механизм регулирования, лесной рынок, экологические ограничения, Бурятия.

Summary:

The paper presents calculations of the regional component of standing timber rates on a rental basis. The costs are differentiated by the type of felling, areas of timber use, markets taking into account the environmental restrictions by case study of the Republic of Buryatia. The authors offer a scheme of formation and distribution of payments for timber in the conditions of decentralized forest management.

Keywords:

forest rents, forest income, regulatory mechanism, timber market, environmental restrictions, Buryatia.

Экономический механизм, основанный на системе платежей за пользование лесными ресурсами, не выполняет своих стимулирующих функций, а носит лишь фискальный характер из-за низких ставок, хотя они периодически индексируются Причина в несовершенстве теоретико-методических основ, положенных в их обоснование. Действующие в настоящее время минимальные ставки платы за единицу объема древесины построены на затратном подходе и не учитывают разнокачественность и местоположение лесных ресурсов, рыночную конъюнктуру и другие региональные природно-производственные условия их эксплуатации и тем самым, во-первых, не способствуют рациональному (полному и комплексному) использованию древесных ресурсов, во-вторых, не улавливают экономическую ренту в полном объеме.

В настоящее время порядок установления и взимания этих платежей изменен в связи с децентрализацией управления лесами, передачей полномочий в этой сфере органам власти субъектов РФ. При централизованном управлении платежи за лесные ресурсы до 2004 г. имели налоговый статус - ставки директивно назначались на федеральном и региональном (повышающие коэффициенты к минимальным ставкам платы за древесину на корню) уровнях. Ситуация принципиально не изменилась, когда статус этих платежей стал неналоговым, а администрирование платежей было передано федеральному органу исполнительной власти - Рослесхозу. Изменения затронули только механизм их сбора, оставив прежние подходы к установлению ставок - по сумме двух директивно устанавливаемых составляющих: федерального минимума и регионального дополнения.

Для реализации на практике рентного подхода к оценке региональной составляющей платежей была разработана методика определения лесоресурсной ренты. Она построена с учетом рентообразующих факторов и региональных условий, которые влияют на условия производства и, соответственно, на производственные затраты и цену лесной продукции. Затраты дифференцированы по видам рубок, рынкам сбыта, направлениям использования лесоматериалов в усло-

виях экологических ограничений на Байкальской природной территории (БПТ). Для этого разработаны основные принципы построения ставок платежей за древесину, отпускаемую на корню, и поэтапный порядок их расчета [2].

Основными принципами построения ставок платежей на древесину на корню на рентной основе в условиях региона являются:

- базой для расчета ренты на современном этапе принимаются круглые лесоматериалы из-за сырьевой направленности развития лесопромышленного комплекса республики;

- при определении затрат на производство лесоматериалов используется нормативный подход к их исчислению;

- при определении затрат на производство продукции учитывается специфика экологической регламентации лесопользования, связанная с необходимостью сохранения озера Байкал (включаются экологические затраты);

- определение транспортных затрат осуществляется исходя из расстояния перевозки лесной продукции до рынков сбыта, а не только расстояния вывозки древесины;

- экспортная ориентация лесной продукции обусловливает необходимость учета в средней цене лесопродукции цен внутреннего и внешнего рынка, что позволяет нивелировать экономические диспропорции в связи с увеличением таможенных пошлин: внешний рынок может стать недоступным для лесозаготовительных предприятий, не имеющих преимуществ в местоположении. Поэтому данное рентное преимущество сглаживается, если экспортные сортименты рассматриваются как элементы общей структуры лесопотребления;

- приближение к величине максимального (верхней границы) размера рентных платежей в силу определенных причин должно быть поэтапным. Постепенный переход должен основываться на сочетании методов рыночного и государственного регулирования. Установление величины нижних границ ставок рентных платежей на древесину на корню должен формироваться путем переговорного процесса с участием всех заинтересованных сторон, и в первую очередь с учетом инвестиционных обязательств лесопользователей по развитию перерабатывающих производств, транспортной и социальной инфраструктуры.

Порядок расчета ставок платежей на рентной основе за древесину, отпускаемую на корню, согласно разработанным этапам, показан в табл. 1.

Таблица 1 - Этапы расчета платежей за древесину на корню на основе ренты

1 этап Проведение лесоэкономического районирования лесных территорий 1. Анализ факторов и условий, влияющих на производство лесоматериалов и формирование лесной ренты в республике

2. Деление территории республики на лесоэкономические районы и подрайоны

2 этап Оценка лесного рентного дохода 3. Определение по лесоэкономическим районам средневзвешенных цен на лесоматериалы

4. Расчет по лесоэкономическим районам нормативной себестоимости заготовки обезличенного 1 м3 древесины

5. Определение по лесоэкономическим районам нормативной прибыли на 1 м3 лесоматериалов

6. Расчет лесного рентного дохода по лесоэкономическим районам

3 этап Построение рентных платежей за древесину на корню 7. Определение верхних и нижних границ ставок платежей обезличенного 1 м3 древесины

8. Определение по лесоэкономическим подрайонам среднего размера минимальных ставок за древесину

9. Определение коэффициента повышения уровня минимальных ставок за древесину

10. Расчет средней величины ставки платежей за древесину на корню по лесоэкономическим районам

11. Построение прейскуранта рентных платежей

Формулы для расчета лесного рентного дохода, верхних и нижних границ ставок платежей единицы обезличенной древесины приведены в статье [3].

На первом этапе было проведено лесоэкономическое районирование лесной территории Республики Бурятия (РБ). Для этого был собран большой массив лесорастительной, лесохозяй-ственной и лесоэкономической информации, приведенный в статье [4], а также данные о лесо-ресурсном потенциале, его размещении и специфике лесопользования, структуре экспорта и производимой продукции [5]. В соответствии с разработанными критериями районирования лесного фонда и анализом собранной информации территория Республики Бурятия была разделена на 4 лесоэкономических района и 13 подрайонов: Северный - 2 подрайона и 6 лесничеств; Северо-Восточный - 2 подрайона и 6 лесничеств; Центральный - 6 подрайонов и 21 лесничество;

Южный - 3 подрайона и 5 лесничеств. Особенности выделенных районов и подрайонов приведены в статье [6].

Расчет лесоресурсной ренты. В табл. 2 показаны производственные характеристики лесного фонда лесоэкономических подрайонов республики, обусловливающие дифференциацию затрат на производство лесоматериалов: объемы отпуска древесины, средние значения объема хлыста, расстояние трелевки, вывозки и перевозки древесины до пунктов сбыта.

Таблица 2 - Производственные характеристики лесоэкономических подрайонов [7]

Район Подрайон Объемы отпуска древесины, тыс. м3 Объем хлыста, м3 Расстояние,км

трелевки вывозки перевозки

Сплошные рубки Выборочные рубки

I. Северный 1 250,6 56,3 0,45 0,3 27 80

2 106,2 9,9 0,4 0,7 50 162

II. СевероВосточный 3 180,4 89,5 0,7 0,49 56 415

4 - 130,8 0,7 0,7 30 280

III. Центральный 5 450,7 250,4 0,8 0,6 47 113

6 - 176 0,71 0,7 29 70

7 166,8 69,6 0,66 0,7 50 150

8 301,6 68,3 0,65 0,5 58 236

9 264,8 89,1 0,68 0,65 42 130

10 182,8 70,4 0,58 0,22 47 50

IV. Южный 11 189,2 77,2 0,75 0,26 25 100

12 - 50 0,6 0,45 15 80

13 80,5 3,5 0,66 0,2 15 80

Для определения средневзвешенных цен на лесную продукцию (табл. 2) по каждому лесо-экономическому подрайону определили выход древесины по товарным группам исходя из специфики товарной структуры, отпускаемой в рубку древостоя, возможностей сбыта лесоматериалов внутри подрайона, реализации в другие районы, а также на экспорт с учетом сложившейся практики и оценок специалистов лесного хозяйства и лесопользователей. По данным предприятий были собраны сведения о средних ценах (2013) на пиловочник на внутреннем рынке -от 1 000 до 1 700 руб./м3 в зависимости от породы, диаметра древесины и района; внешнем рынке для экспортеров - 80-90 долл./м3; балансы - 600-700 руб./м3 в зависимости от породы; шпальник -800 руб./м3, рудстойку - 600 руб./м3и дрова - от 500 до 750 руб./м3 в зависимости от района.

Таблица 3 - Определение средневзвешенных цен на лесоматериалы

Лесоматериалы, тыс. м3 Средневзвешенная цена, руб./м3

Район Подрайон Дрова Экспортный пиловочник Прочая продукция *

I. Северный 1 61,4 61,4 184,1 839,0

2 40,6 18,6 56,9 662,3

II. Северо- 3 81,0 56,7 132,3 789,8

Восточный 4 26,2 41,9 62,8 851,9

III. Центральный 5 140,2 196,3 364,6 935,3

6 61,6 56,3 58,1 976,1

7 82,7 47,3 106,4 747,4

8 74,0 74,0 221,9 836,4

9 70,8 99,1 184,0 911,3

10 76,0 45,6 131,7 766,3

IV. Южный 11 93,2 61,3 111,9 718,0

12 20,0 - 30,0 501,1

13 29,4 - 54,6 388,1

* Пиловочник, балансы, рудстойка, шпальник и т. п.

Максимальная средняя цена лесной продукции формируется в 6-м лесоэкономическом подрайоне (Кабанское, Бабушкинское лесничества) и составляет 976,1 руб./м3, что объясняется выгодной товарной структурой заготавливаемой древесины. Кроме того, здесь расположено единственное в республике предприятие по глубокой переработке древесины - Селенгинский ЦКК, что делает возможным реализацию здесь значительных объемов низкокачественной, мелкотоварной древесины, древесных отходов. Минимальный уровень цен складывается в 13-м подрайоне (Окинское лесничество). Заготавливаемая здесь древесина используется для

удовлетворения потребностей местного населения в дровах, древесине для строительства, а также идет на производство рудстойки для местных рудников по добыче золота.

Расчет средневзвешенных затрат на производство и транспортировку лесоматериалов до пунктов сбыта проводился в два этапа с помощью специально разработанной программы расчета нормативных затрат с использованием стандартных функций на базе табличного процессора МБЕхое!, которая позволяет проводить многовариантные расчеты. Сначала определили затраты на заготовку обезличенного кубометра древесины, сплошными и выборочными рубками с разделением на себестоимость заготовки древесины, предназначенной для внутреннего потребления, реализации в другие районы и экспорта. Затем определили средневзвешенную себестоимость заготовки и транспортировки древесины по видам продукции в зависимости от направления реализации по видам рубок. Раздельный расчет затрат на заготовку древесины по видам рубок и видам продукции обусловлен следующим. Во-первых, необходим учет дополнительных затрат из-за роста объемов выборочных рубок в связи с введением экологических ограничений на БПТ. Во-вторых, учет экспортных сортиментов как элементов общей структуры лесопотребле-ния позволяет сгладить рентное преимущество местоположения лесных предприятий. Для упрощения расчетов товарная структура древесины, заготовленная сплошными и выборочными рубками, принята одинаковой. Результаты расчетов представлены в табл. 4.

Таблица 4 - Определение средневзвешенных затрат

на производство круглых лесоматериалов, руб./м3

Подрайон Затраты Средневзвешенные затраты

Сплошные рубки Выборочные рубки Сплошные рубки Выборочные рубки Средние значения

Внутреннее потребление Экспортное Внутреннее потребление Экспортное

1 311,1 839,2 365,2 875,5 509,1 545,4 515,8

2 357,5 1 064,1 419,1 1 112,9 483,1 531,9 487,2

3 290,5 1 437,5 334,7 1 471,3 539,6 573,4 550,8

4 - - 338,3 1 238,6 0,0 626,4 626,4

5 300,0 856,9 352,3 890,2 456,4 489,7 468,3

6 - - 338,1 838,2 0,0 486,6 486,6

7 289,1 948,3 336,9 985,8 426,0 463,5 437,0

8 290,8 1 087,5 334,5 1 120,8 458,4 491,8 464,6

9 275,2 901,9 322,4 939,3 457,8 495,2 467,2

10 297,5 753,6 349,9 780,8 378,7 406,0 386,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 289,6 796,3 344,5 824,6 374,3 402,6 382,5

12 - - 305,2 0,0 0,0 329,8 329,8

13 200,9 - 236,0 0,0 208,0 236,0 209,2

Расчеты показали, что максимальные затраты характерны для 4-го лесоэкономического подрайона (626,4 руб./м3). Это связано, во-первых, с тем, что он полностью входит в прибрежную защитную полосу, поэтому здесь проводятся только выборочные рубки, которые увеличивают себестоимость заготовки древесины, во-вторых, с большими расстояниями перевозки продукции до рынков сбыта. В более удаленном 3-м подрайоне затраты ниже на 13 %. Такая ситуация объясняется менее выгодной товарной структурой лесосечного фонда: меньше выход экспортного пиловочника, который как раз перевозится для реализации в г. Улан-Удэ. Минимальный уровень затрат на заготовку древесины характерен опять же для 13-го подрайона (Окинское лесничество) за счет того, что практически вся продукция потребляется внутри региона и не требует дополнительных транспортных затрат.

Расчет лесного рентного дохода на 1 м3 древесины по подрайонам приведен в табл. 5. Норматив рентабельности принят на уровне 15 % от производственных затрат. Такой подход для вычисления нормы прибыли - упрощение, связанное с недостатком данных.

Полученная нами величина лесной ренты характеризует верхнюю границу ставок платы за древесину на корню, и она существенно дифференцирована по подрайонам, что говорит о значительной экономической неоднородности лесосечного фонда. Максимальные ее значения составляют 416,5 и 396,8 руб./м3, они сформировалась в условиях 6-го и 5-го подрайонов. Это объясняется достаточно благоприятным сочетанием лесоэкономических условий эксплуатации, экономически выгодной товарной структурой заготавливаемой древесины, что отразилось на цене. Минимальная величина лесной ренты на уровне 102,0 руб./м3 сформировалась в условиях

2-го Северного подрайона (Витимское, Романовское лесничества). Это также вполне обоснованно, поскольку заготавливаемая здесь лиственница менее востребована, ее рынки сбыта существенно удалены от мест заготовки.

Таблица 5 - Расчет величины лесной ренты (ве

Район Подрайон Средневзвешенные цены Средневзвешенные затраты Прибыль Лесная рента

I. Северный 1 839,0 515,8 77,4 245,8

2 662,3 487,2 73,1 102,0

II. Северо-Восточный 3 789,8 550,8 82,6 156,4

4 851,9 626,4 94,0 131,5

III. Центральный 5 935,3 468,3 70,2 396,8

6 976,1 486,6 73,0 416,5

7 747,4 437,0 65,6 244,8

8 836,4 464,6 69,7 302,1

9 911,3 467,2 70,1 374,0

10 766,3 386,3 57,9 322,1

IV. Южный 11 718,0 382,5 57,4 278,1

12 501,1 329,8 49,5 121,8

13 388,1 209,2 31,4 147,5

Среднее значение 293,9

эхняя граница), руб./м3

Для поэтапного приближения ставок платежей к максимальной величине рентного платежа необходимо обосновать его размер на нижней границе, который должен регулярно пересчиты-ваться для объективного отражения меняющейся ценовой ситуации на рынке лесной продукции. Нижняя стартовая величина рентных платежей за древесину на корню должна устанавливаться путем переговорного процесса с участием всех заинтересованных сторон, и формироваться с учетом инвестиционных обязательств лесопользователей по развитию перерабатывающих производств, транспортной инфраструктуры. Исходя из этого, величину нижней границы лесного дохода можно определить в 243,25 млн руб., или 25 % от общего лесного рентного дохода. Она включает средства на финансирование мероприятий по освоению труднодоступных участков лесного фонда, в том числе строительство лесовозных дорог (средний норматив затрат на строительство 1 км дорог - 695 тыс. руб., потребность - 350 км). Пропорционально доле каждого лесоэкономического подрайона в общей величине лесного дохода указанная величина распределена по подрайонам, а делением ее на соответствующие объемы отпуска древесины получены рентные ставки на уровне нижней границы. Размер полученных ставок рентных платежей находится в диапазоне от 25,5 руб./м3 (Северный район, 2-й подрайон) до 104,0 руб./м3 (Центральный район, 6-й подрайон) (табл. 6).

Таблица 6 - Расчет величины лесной ренты (нижняя граница)

Район Подрайон Лесной рентный доход, тыс. руб. Доля в лесном доходе, % Нижняя граница лесного дохода, тыс. руб. Лесная рента, руб./м3

I. Северный 1 75 436,0 7,7 18 834,1 61,4

2 11 842,2 1,2 2 956,6 25,5

II. Северо- 3 42 212,4 4,3 10 539,1 39,0

Восточный 4 17 200,2 1,8 4 294,4 32,8

III. Центральный 5 278 196,5 28,6 69 457,1 99,1

6 73 304,0 7,5 18 301,8 104,0

7 57 870,7 5,9 14 448,5 61,1

8 111 746,8 11,5 27 899,7 75,4

9 132 358,6 13,6 33 045,9 93,4

10 81 555,7 8,4 20 362,0 80,4

IV. Южный 11 74 085,8 7,6 18 497,0 69,4

12 6 090,0 0,6 1 520,5 30,4

13 12 390,0 1,3 3 093,4 36,8

Среднее значение 974 288,9 100,0 243 250,0 73,4

Для определения средних ставок рентных платежей конкретно по лесничествам сначала определили средние значения минимальных ставок платы за древесину для каждого лесничества в соответствии с характеристиками отпускаемого в рубку лесосечного фонда на основе дей-

ствующего прейскуранта минимальных ставок платы за древесину на корню, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.05.2007. Затем рассчитали средневзвешенные значения минимальных ставок в разрезе подрайонов. Делением рассчитанной величины лесной ренты (нижняя граница) на средневзвешенную минимальную ставку получили соответствующие коэффициенты повышения для каждого подрайона, с помощью которых определили средние значения рентных ставок платы за древесину на корню по каждому лесничеству (табл. 7).

Таблица 7 - Расчет средних ставок рентных платежей по лесничествам

Район Подрайон Лесничество Лесная рента на нижней границе, руб./м3 Средняя минимальная ставка платы, руб./м3 Коэф-т повышения Средняя расчетная ставка рентного платежа, руб./м3

I. Северный Ангоянский 61,4 32,7 2,03 66,38

1 Уоянский 48,3 98,05

Северо-Байкальский 19,9 40,40

Муйский 19,8 40,19

2 Романовский 25,5 8,5 3,11 26,44

Витимский 7,9 24,57

II. Северо- Курумканский 25,2 1,58 39,82

Восточный 3 Верхне-Баргузин-ский 39,0 20,4 32,23

Куйтунский 26,6 42,03

Баргузинский 26,0 41,08

4 Усть-Баргузинский 32,8 25,9 1,26 32,63

ЗНП -

III. Центра- Байкальский 99,1 20,9 4,58 95,72

льный 5 Кикинский 17,6 80,61

Прибайкальский 26,3 120,45

6 Кабанский 104,0 29,1 4,66 135,61

Бабушкинский 15,5 72,23

Мухоршибирский 61,1 26,6 1,81 48,15

7 Буйский 38 68,78

Бичурский 36,5 66,07

Еравнинский 75,4 13,9 3,80 52,82

8 Кондинский 10,5 39,90

Кижингинский 27,1 102,98

Кудунский 27,8 105,64

Курбинский 93,4 20,6 3,32 68,39

Хоринский 22,2 73,70

9 Заиграевский 26,1 86,65

Верхне-Талецкий 30,7 101,92

Хандагатайский 40,7 135,12

Улан-Удэнский 80,4 31,5 3,20 100,80

Иволгинский 24,4 78,08

10 Заудинский 22,6 72,32

Гусиноозерский 27,6 88,32

Селенгинский 18,8 60,16

IV. Южный Закаменский 69,4 26,4 2,42 63,89

11 Джидинский 21,6 52,27

Кяхтинский 25,6 61,95

12 Тункинский 30,4 8,2 3,71 30,42

13 Окинский 36,8 15,5 2,37 36,73

Средние значения 23,5 3,12 73,4

В среднем по республике коэффициент повышения минимальных ставок составил 3,12. По подрайонам его значения колеблются от 1,26 (4-й подрайон - большие транспортные расходы на перевозку древесины в цене лесоматериалов) до 4,66 и 4,58 (5-й и 6-й подрайоны - низкая стоимость древесины на корню связана с благоприятными условиями производства (большой лесосечный фонд, качественная и транспортно доступная древесина, близость рынков сбыта продукции), и поэтому здесь основными лесопользователями являются арендаторы, которые имеют льготы в размере 0,5 % от минимальной ставки платы за единицу объема лесных ресурсов.

В подрайонах, где формируются низкие ставки на древесину, нет крупных и средних лесопользователей и основным потребителем древесины в виде дров является местное население.

В заключение рассчитывается прейскурант ставок рентных лесных платежей за древесину на корню по каждому лесничеству в разрезе пород, категорий их крупности, градаций расстояний вывозки с помощью специальных ценностных коэффициентов.

Таким образом, среднее значение рентного платежа по республике должно составлять 293,9 руб./м3, в то время как средняя минимальная ставка, определенная по действующему прейскуранту, составила 23,5 руб./м3. Это в 12 раз меньше расчетной величины лесной ренты. Учитывая необходимость поэтапного приближения платежей к величине ренты, предлагается среднее значение рентных ставок на уровне нижней границы установить в размере 73,4 руб./м3 с дифференциацией по подрайонам в диапазоне от 25,5 до 104,0 руб./м3.

Предлагаемая дифференциация ставок платежей за древесину на корню в отличие от существующих ставок платы позволит усилить их стимулирующее значение в более полном и комплексном освоении лесосечного фонда и справедливом изъятии лесного дохода в необходимом для общества объеме, достаточном для ведения лесного хозяйства и реализации общественно значимых проектов и программ. Кроме того, преимущество рентного платежа в том, что он делит ресурсы на экономически доступные и недоступные, выравнивает условия и результаты производства.

Механизм регулирования рационального лесопользования в регионе. В настоящее время, согласно Лесному кодексу РФ (2006), проблемы использования, охраны и возобновления лесных ресурсов, а также снижения негативных последствий лесозаготовок ложатся на регионы. Поэтому, чтобы обеспечить экономическую основу для устойчивого управления лесами и лесопользованием, необходимо изменение состава и структуры лесных платежей в сторону повышения роли лесного дохода, направляемого в региональный бюджет. По нашим расчетам, отсутствие объективно обусловленной рентной составляющей при налогообложении лесных ресурсов снижает доходы регионального бюджета в 6-8 раз, в некоторых лесоэкономических районах и в 10 раз. Очевидно, что доля доходов от лесного хозяйства в приходную часть бюджета должна быть увеличена.

Для этого необходимо расширить возможности органов власти в установлении региональной составляющей лесных платежей. Это согласуется с новым подходом к организации использования лесов, в основу которого положено требование обязательной конкурентности арендаторов и покупателей древесины при подготовке аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений. Поэтому при установлении стартовой или начальной цены (ставки) на древесину на корню региональной части платежей, которая находится в компетенции органов власти субъектов РФ, особое внимание должно быть обращено на рентную составляющую платежей, которая, как было указано ранее, должна формироваться с учетом интересов лесного бизнеса республики.

Следовательно, в условиях децентрализации управления лесами процесс формирования и распределения платежей за древесину на корню должен состоять из трех стадий (рис. 1):

- интересы РФ как собственника земель лесного фонда защищает размер минимальной ставки платы за древесину, имеющий фискальный характер;

- начальная (стартовая) цена древесины на корню устанавливается органами региональной власти и должна формироваться на рентной основе;

- лесной рынок формирует аукционную цену древесины на корню.

Согласно Лесному кодексу (2006), часть платы в размере минимальных ставок по договору купли-продажи лесных насаждений и арендной платы перечисляется в федеральный бюджет, а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы, поступает в региональный бюджет. Включение лесничеств в схему формирования и распределения платежей за древесину на корню необходимо для развития аукционной формы лесопользования. Экономическим стимулом для этого является распределение величины превышения аукционных цен над региональной начальной (стартовой) ценой между региональным бюджетом и лесничествами. Нормативы их деления должны определяться в ходе переговорного процесса между заинтересованными сторонами лесных отношений в регионе.

Предлагаемая схема формирования и распределения платежей за древесину на корню на рентной основе будет способствовать увеличению лесного дохода, поступающего в региональный бюджет и соответственно появлению дополнительных финансовых рычагов воздействия на процессы лесопользования в регионе, в частности для строительства лесовозных дорог, развитию перерабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и др., что положительно скажется на балансе экономических интересов всех участников лесных отношений.

Правоустановители платежей

Правительство РФ Органы власти субъектов Рынок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Минимальная ставка платы за

Федеральная составляющая Региональная составляющая Аукционная составляющая

Региональная рентная начальная (стартовая) цена за древесину 1

Г"

Федеральный бюджет Региональный бюджет Лесничества

Получатели платежей

Рисунок 1 - Схема формирования и распределения платежей за древесину в условиях децентрализации управления лесами

Заключение. Проведенные расчеты показывают реальную возможность получения значительных доходов от использования древесины в эксплуатационных лесах. Лесная рента как эффективный рыночный инструмент регулирования лесопользования позволит повысить заинтересованность хозяйствующих субъектов в наиболее полном освоении лесосек и способствовать развитию лесопереработки, поскольку продукция более высоких переделов более доходна в сравнении с сырьем. Это будет способствовать рациональному и комплексному использованию лесных ресурсов и, соответственно, снижению нагрузки на лесную среду, что в конечном счете положительно скажется на сохранении средозащитных и средоформирующих функций леса.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 13-06-00742.

2. Пунцукова С.Д. Обоснование принципов формирования лесоресурсной ренты региона и порядка ее расчета // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 157-165.

3. Там же.

4. Лесоэкономическое районирование территории Республики Бурятия - основа создания эффективной системы лесных рентных платежей / С.Д. Пунцукова, М.Р. Ахметзянова, П.В. Осодоев, А.Б. Андреев, Д.А. Дарбалаева, Д.-Ц.Д. Жамьянов // Научное мнение. 2014. № 9. С. 172-179.

5. Анализ эколого-экономических взаимосвязей в лесном комплексе Республики Бурятия / С.Д. Пунцукова, Д.А. Дарбалаева, М.Р. Ахметзянова, А.Б. Андреев, Д.-Ц.Д. Жамьянов, П.В. Осодоев // Научное мнение. 2013. № 11. С. 331-340.

6. Лесоэкономическое районирование территории Республики Бурятия ...

7. Лесной план Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2013 ; Лесохозяйственные регламенты лесничеств Республики Бурятия (экспертные оценки). Улан-Удэ, 2012.

References and notes:

1. This work was supported by grant RFBR project № 13-06-00742.

2. Puntsukova, SD 2014, 'Substantiation of principles of formation of forest resource rents in the region and about its calculation', Economic Revival of Russia, no. 2, p. 157-165.

3. Puntsukova, SD 2014, 'Substantiation of principles of formation of forest resource rents in the region and about its calculation', Economic Revival of Russia, no. 2, p. 157-165.

4. Puntsukova, SD, Akhmetzyanova, MR, Osodoev, PV, Andreev, AB, Darbalaeva, DA & Zhamyanov, D-TD 2014, 'Forest economic zoning of the Republic of Buryatia - the basis of an effective system of forest rent payments', Scientific opinion, no. 9, p. 172-179.

5. Puntsukova, SD, Darbalaeva, DA, Akhmetzyanova, MR, Andreev, AB & Zhamyanov, D-TD & Osodoev, PV 2013, 'Analysis of the ecological and economic interactions in the forest complex of the Republic of Buryatia', Scientific opinion, no. 11, p. 331-340.

6. Puntsukova, SD, Akhmetzyanova, MR, Osodoev, PV, Andreev, AB, Darbalaeva, DA & Zhamyanov, D-TD 2014, 'Forest economic zoning of the Republic of Buryatia - the basis of an effective system of forest rent payments', Scientific opinion, no. 9, p. 172-179.

7. Forest Plan of the Republic of Buryatia 2013, Ulan-Ude; Forest forestry regulations of the Republic of Buryatia (peer reviews) 2012, Ulan-Ude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.