Научная статья на тему 'Экономический обзор подходов к формированию платы за лесопользование (на примере Забайкальского края)'

Экономический обзор подходов к формированию платы за лесопользование (на примере Забайкальского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ДРЕВЕСИНА НА КОРНЮ / ПЛАТА ЗА ЛЕС / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ЛЕСНЫЕ ТАКСЫ / ПОПЕННАЯ ПЛАТА / РЕНТА / WOOD RESOURCES / STANDING TIMBER / PAYMENT FOR WOOD / NOT-TAX INCOMES / WOOD RATES / PAYMENT FOR STUBS / RENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вигандт Лилия Степановна

Анализируется состав лесных ресурсов и плата за них. Рассматриваются разные подходы к оценке лесов: затратный, на рентной основе с применением метода замыкающих затрат, по потребительной стоимости, синтетический (смешанный). Выполнен анализ запасов древесного сырья Забайкальского края, поступление платежей за пользование лесным фондом. Проведено сопоставление средней цены отпуска древесины на корню с рыночной на круглый лес. Выявлена тенденция снижения доли средней цены отпуска древесины на корню в рыночной цене круглых лесоматериалов. Предложен инновационный подход к формированию платы за лесопользование, который обеспечит баланс экономических интересов лесопользователей и государства как собственника леса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC REVIEW OF APPROACHES TO RENT FORMATION FOR FOREST USE (ON THE EXAMPLE OF TRANSBAIKAL TERRITORY)

The structure of wood resources and payment for them is analyzed. Different views on estimation of woods are considered: method on the expenses basis, on rent basis with application of a method of closing expenses, on consumer costs, synthetic (mixed). The analysis of stocks of wood raw materials of Transbaikal Territory is carried out; a receipt of payments for use of forest fund is made. The comparison of the average price of standing timber with market price on round wood is conducted. The tendency of decrease in a share of the average price of standing timber in market price of round wood products is revealed. An innovative approach to formation of payment for forest exploitation which will provide balance of economic interests of forest users and the state as the owner of forest is offered

Текст научной работы на тему «Экономический обзор подходов к формированию платы за лесопользование (на примере Забайкальского края)»

УДК 330.15

Вигандт Лилия Степановна Liliya Vigandt

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

ECONOMIC REVIEW OF APPROACHES TO RENT FORMATION FOR FOREST USE (ON THE EXAMPLE OF TRANSBAIKAL TERRITORY)

Анализируется состав лесных ресурсов и плата за них. Рассматриваются разные подходы к оценке лесов: затратный, на рентной основе с применением метода замыкающих затрат, по потребительной стоимости, синтетический (смешанный). Выполнен анализ запасов древесного сырья Забайкальского края, поступление платежей за пользование лесным фондом. Проведено сопоставление средней цены отпуска древесины на корню с рыночной на круглый лес. Выявлена тенденция снижения доли средней цены отпуска древесины на корню в рыночной цене круглых лесоматериалов. Предложен инновационный подход к формированию платы за лесопользование, который обеспечит баланс экономических интересов лесопользователей и государства как собственника леса

Ключевые слова: лесные ресурсы, древесина на корню, плата за лес, неналоговые доходы, лесные таксы, попенная плата, рента

The structure of wood resources and payment for them is analyzed. Different views on estimation of woods are considered: method on the expenses basis, on rent basis with application of a method of closing expenses, on consumer costs, synthetic (mixed). The analysis of stocks of wood raw materials of Transbaikal Territory is carried out; a receipt of payments for use of forest fund is made. The comparison of the average price of standing timber with market price on round wood is conducted. The tendency of decrease in a share of the average price of standing timber in market price of round wood products is revealed. An innovative approach to formation of payment for forest exploitation which will provide balance of economic interests of forest users and the state as the owner of forest is offered

Key words: wood resources, standing timber, payment for wood, not-tax incomes, wood rates, payment for stubs, rent

Государственным интересом современной России является такое развитие лесной отрасли, которое бы способствовало научно обоснованному, комплексному использованию лесов, их охране, защите, воспроизводству, исходя из следующих принципов:

— постоянства неистощимости и относительной равномерности лесопользования;

— сохранения биологического, генетического, видового, ландшафтного разнообразия лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала;

— бережного отношения к лесу как к составной части национального богатства страны;

— усиления экономической и социальной роли лесного хозяйства.

Леса относятся к тем природным ресурсам, использование и охрана которых регулируется национальным законодательством. В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ [ 1].

Лесные ресурсы России играют важную роль в экономике страны и имеют существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации.

Лесные ресурсы включают многообразные компоненты: технические, кормовые, лекарственные, пищевые, древесину на корню (рис. 1).

Главная особенность лесных ресурсов — их многоцелевое назначение. Лес является не только сырьём для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, но и одной из важнейших составных частей биосферы. Лесные массивы влияют на формирование климата географических зон районов, имеют водоохранное и водорегулирующее значение, приостанавливают эрозию почв, способствуют сохранению естественного природного комплекса, оказывающего влияние на социально-экономические условия жизни населения. Такая многогранность функций лесных ресурсов требует соответствующего подхода к их оценке.

древесина на корню

кормовые ресурсы (сено, листья, ветви и т.д.)

технические

ресурсы (живица, кора и др.)

пищевые ресурсы (ягоды, грибы, орехи и др.)

лекарственные ресурсы (растения, плоды, коренья)

Рис. 1. Ассортимент ресурсов и продуктов леса

Особый интерес представляет экономическая оценка древесины на корню как первостепенного ресурса леса. Особенность стоимостной оценки запасов древесины на корню заключается в том, что она соответствует плате, взимаемой с лесопользователей в доходы бюджета.

Экономическая оценка — категория историческая, поскольку обусловлена изменениями уровня развития производительных сил, совершенствованием техники и технологий.

Плата за древесину на корню в России появилась в 1769 г. в царствование Екате-

рины II, однако первые лесные таксы, одинаковые для всех губерний, были введены в России в 1799 г. при Павле I. В те времена для исчисления лесных такс выступала рента, равная рыночной цене лесоматериалов за вычетом издержек на заготовку и вывозку и процента дохода на вложенный капитал.

С конца XIX в. плата за лес стала рассматриваться как плата за пользование государственным имуществом, т.е. являлась доходом государства неналогового характера.

В Советском Союзе попённая плата приобрела статус налогового платежа. Она должна была возмещать затраты государ-

ства на ведение лесного хозяйства. Однако за счет отпуска древесины на корню окупалось менее половины экономически необходимых затрат на лесовосстановление, уход за лесом, борьбу с лесными пожарами и проведение других лесохозяйственных мероприятий.

Затратная концепция попённой платы в 1981 г. получила новое развитие, и лесные таксы стали определяться с учетом корневой стоимости леса, объема древесины в расчетной лесосеке, суммы транспортных расходов (формула 1):

т _ с, + имиг - л)

м

(1)

на затратной концепции и была установлена на низком уровне (табл. 1), что привело к отсутствию стимулов более рационального использования лесных ресурсов и к невозможности изъятия лесной ренты.

С переходом к рыночным отношениям были реформированы экономические механизмы лесной отрасли, пересмотрены и установлены рентные принципы определения платы за лесные ресурсы.

Таблица 1

Динамика попённой платы в себестоимости 1 м3 круглых лесоматериалов, %

где Т — средняя величина лесных такс;

Ск — корневая стоимость леса;

М — объем древесины в расчетной лесосеке;

Д — максимальная сумма транспорт-

~ макс ^ 1 г

ных расходов для предельного расстояния вывозки древесины;

Д — сумма транспортных расходов для вывозки древесины с данного участка.

Затратный принцип оценки лесов имеет ряд модификаций:

— по фактическим издержкам лесовы-ращивания (затратно-компенсационный метод);

— по восстановительной стоимости леса на корню;

— по «результативной» концепции оценки лесных ресурсов.

Однако затратный принцип оценки лесов применялся до 70-х гг. XX в., а затем снова вернулись к рентным принципам.

В условиях плановой экономики признан метод оценки ресурсов на рентной основе с применением метода замыкающих затрат. Замыкающие затраты — это предельно допустимые затраты на производство продукции. По методу замыкающих затрат экономическая оценка лесных ресурсов определялась как разность между приведенными замыкающими и прямыми (индивидуальными) затратами на производство данной продукции.

Однако оценка природных ресурсов методом замыкающих затрат базировалась

Год Доля попённой платы в себестоимости 1 м3

1948 Менее 1

1965 5,8

1967 8,0

1982 12,0

1991 10,0

1992 9,0

2000 5,0

2010 8,7

2013 12,1

Рентная оценка лесов в условиях рыночной экономики определяется с различных ступеней готовности продукта на основе цен на круглый лес и затраты лесозаготовительного производства (формула 2): Ц

Р

1 + — -С 100

(2)

где Т — средняя ставка лесных податей обезличенного кубометра древесины на корню;

Ц — цена 1 м3 круглых лесоматериалов соответствующей породы и категории крупности;

С — затраты производства (себестоимость) в расчете на 1 м3 круглых лесоматериалов соответствующей породы и категории крупности без корневой цены;

Р — нормальная рентабельность производства круглых материалов, %

С использованием цен на конечную лесопродукцию и затраты в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производстве (формула 3):

{ ё > (3) где Т — корневая цена леса;

5 — рыночная цена конечного продукта переработки;

Lc — эксплуатационные затраты на заготовку леса;

Мс — эксплуатационные затраты на переработку;

Д — амортизация основного капитала лесозаготовок и переработки древесины;

ц — процент прибыли на капитал;

А — основной капитал;

W — оборотный капитал;

Q — годовой объём рубки леса Однако, по мнению автора, теоретически признанные рыночные принципы установления платы за лес слабо реализовы-ваются на практике. Сложность расчетов точной величины лесной ренты, необходимых для её изъятия в бюджетную систему, при слабой статистической базе и сложном финансовом положении лесной отрасли создают предпосылки для проведения научных исследований с целью совершенствова-

ния методических подходов к расчету лесной ренты. На современном этапе развития экономики существует несколько разных подходов к определению стоимости древесины на корню (рис. 2).

Анализ разных подходов к определению стоимости древесины на корню показывает, что плата за лес в своей эволюции была и доходом государства налогового характера и неналоговым платежом. В 2005 г. плата за пользование лесным фондом переведена в разряд неналоговых поступлений.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ 100 % платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли — продажи подлежит отчислению в федеральный бюджет. В бюджеты субъектов РФ отчисляется 100 % платы за использование лесов в части, превышающей размер арендной платы и платы по договору купли — продажи лесных насаждений.

Основные подходы к определению стоимости древесины на корню

метод оценки по потребительной стоимости

синтетический (смешанный) метод

метод оценки по восстановительной стоимости

затратно-компенсационный метод

метод сравнительного анализа

Рис. 2. Основные подходы к определению стоимости древесины на корню

По запасам древесного сырья Забайкальский край входит в первую пятерку среди субъектов РФ. Лесной фонд Забайкалья занимает 31,9 млн га, или 70,5 % его территории, запасы древесины составляют более 4 % общероссийских лесных запасов. Это глобальный средообразующий фактор, условие жизнедеятельности населения, ре-

сурсный потенциал для экономики Забайкальского региона.

Плата за лесопользование в структуре лесного дохода Забайкальского края составляет 41,5 %, в том числе из нее 97,2 % — плата за отпуск древесины на корню (табл. 2).

Таблица 2

Поступление платежей за пользование лесным фондом по Забайкальскому краю, тыс. руб.

Показатели 2001 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2012 г.

Объем лесозаготовки, тыс. м3 488,3 857,0 1234,7 724,1 558,3 2369,5

Лесной доход, в т.ч.: 68104 81069,6 137818 68422,7 52695,2 137282

- платежи за отпуск древесины на корню 18689 48764,6 67414,6 39463,4 30483,2 133673

Средняя цена отпуска древесины на корню, руб. 4 3 54,3 59,7 65,6 66,0 119,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля средней цены отпуска древесины на корню в рыночной цене круглых лесоматериалов, % 3,3 2,0 2,7 2,6 2,8 3,3

Сопоставление средней цены отпуска древесины на корню с рыночной ценой на круглый лес показывает снижение доли цены отпуска древесины на корню в среднерыночной цене круглого леса с 3,3 % в 2001 г. до 2,8 % в 2009 г. и вновь увеличение к 2013 г. до 3,3 % (как было отмечено в 2001 г.). Методика исчисления минимальных ставок за древесину на корню, действующая в настоящее время, предполагает изучение и прогнозирование рыночных цен на лесоматериалы на местных рынках, себестоимости заготовок, а также ежеквартальную корректировку основных параметров расчетной величины ренты. Исходя из положений методических рекомендаций [5], величина минимальных ставок за древесину на корню должна быть плавающей. В действительности установление ставок платы за отпуск древесины на корню проводится на федеральном уровне без фактического учета конъюнктуры и ее изменений на местных рынках. Ежегодно ставки пе-ресчитываются при помощи повышающих коэффициентов, вновь устанавливаемых Правительством РФ на очередной календарный год [6].

Из сказанного можно сделать вывод, что определение ставок на древесину на

корню не учитывает рентные принципы.

В связи с передачей полномочий в сфере управления лесами на уровень субъектов федерации, полагаем, что поступление платежей за пользование лесным фондом следует перевести полностью на региональный уровень бюджетной системы.

Платежи за отпуск древесины на корню на региональном уровне бюджетной системы следует направлять в специальный лесной фонд и использовать финансовые средства по определенным направлениям:

— плата за отпуск древесины на корню в части минимальных воспроизводственных затрат должна направляться на финансирование лесовосстановления;

— рентная часть платы за отпуск древесины на корню должна быть источником инвестиций (на строительство лесных дорог, реконструкцию лесов и др.).

Таким образом, изъятая государством дифференциальная лесная рента будет вложена в повышение стоимости лесов. При таком подходе будет обеспечен баланс экономических интересов лесопользователей и государства как собственника леса, а круговорот ренты может стать одним из источников развития лесной отрасли Забайкальского края.

Литература-

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

2. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ) (с изменениями на 21 июля 2014 года) // Рос. газ. 2006. 8 дек.

3. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственного» (с изменениями от 09.06.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 04.05.2007 г. № 23, ст. 2787.

4. Малышев Е.А., Ронис A.A., Сокол-Номоко-нов Э.Н. Методология моделирования углубленной лесоперерабатывающей деятельности на примере Жипхегенского лесозаготовительного предприятия // Вестник ЗабГУ, 2014. № 5(96).

5. Методические рекомендации по администрированию платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации, утв. 21.02.2005 г.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. № 947 г. «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» // Рос. газ. 2014. 19 сент. (вступает в силу с 1 января 2015 г.).

7. Малышев Е.А., Ронис A.A. Управление развитием перерабатывающего уровня лесопромышленного кластера // Вестник ЗабГУ. 2014. № 7(110). 175 с.

Коротко об авторе _

Вигандт Л.С., д-р экон. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия

Научные интересы: народное хозяйство, экономическое положение, экономическое планирование, производство

_References

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (Constitution of the Russian Federation): accepted by national vote 12 Dec. 1993; Ros. Gaz. 1993. 25 Dec.

2. Lesnoy kodeks RF ot 04.12.2006 g. № 200-FZ (The forest code of the Russian Federation dated by 04.12.2006 No. 200-FZ: with changes dated by July 21, 2014; Ros. Gaz. 2006. 8 Dec.

3. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 22.05.2007 g. № 310 «O stavkah platy za edinitsu obema lesnyh resursov i stavkah platy za edinitsu ploshhadi lesnogo uchastka, nahodyashhegosya v federalnoy sobstvenno-go» (The resolution of the Government of the Russian Federation dated by 22.05.2007 No. 310 «About rates of payment for a unit of volume of forest resources and rates of payment for a unit of area of wood area which is in federal property»): The Russian Federation Code of 04.05.2007. No. 23, Art. 2787.

4. Malyshev E.A., Ronis A.A., Sokol-Nomokonov E.N. Vestn. Zab. Gos. U niv. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 5(96).

5. Metodicheskie rekomendatsii po adminis-trirovaniyu platezhey za polzovanie lesnym fondom, postupayushhih v byudzhetnuyu sistemu Rossiyskoy Federatsii, utv. 21.02.2005 g. (Methodical recommendations on administration of payments for the use of forest fund coming to the budgetary system of the Russian Federation, 21.02.2005).

6. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 17 sentyabrya 2014 g. № 947 g. «O koeffitsientah k stavkam platy za edinitsu obema lesnyh resursov i stavkam platy za edinitsu ploshhadi lesnogo uchastka, nahodyashhegosya v federalnoy sobstvennosti» (The resolution of the government of the Russian Federation dated by September 17, 2014 No. 947 «On coefficients to rates of payment for a unit of volume of forest resources and rates of payment for a unit of area of wood area which is in federal property»): Ros. Gaz. 2014. September.

7. Malyshev E.A., Ronis A.A. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 7(110), 175 p.

_ Briefly about the author

L. Vigandt, doctor of economic sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: national economy, economic situation, economic planning, production

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.