Научная статья на тему 'Механизм правового обеспечения и реализации равного доступа женщин к военной службе'

Механизм правового обеспечения и реализации равного доступа женщин к военной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
674
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / РАВНЫЙ ДОСТУП К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / ПЕРЕЧЕНЬ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ / CONSTITUTIONAL RIGHT / CONSTITUTIONAL AND LEGAL FUNDAMENTALS / EQUAL ACCESS TO THE MILITARY SERVICE / LIST OF MILITARY POSTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбка Людмила Петровна

Представляется, что в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в проект Федерального закона «О военной службе») следовало бы внести следующую норму: «в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими женского пола». Предлагается создание одного перечня: Перечня воинских должностей, которые не могут замещаться военнослужащими женского пола. Наша точка зрения по исследуемому вопросу сводится к тому, что предлагаемый перечень необходимо создать на основании критериев, научно обоснованных с медицинской точки зрения, оказывающих отрицательное влияние на репродуктивную функцию женщин и не противоречащих нормам части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal fundamentals of the women equal access to the military service in the Russian Federation

We think that it is necessary to add to the Federal Military Duty and Service Law (the draft law "On Military Service" the following norm: "among the listed military posts there should be those that cannot be occupied by servicewomen". It is proposed to make up a single list of military posts that cannot be occupied by servicewomen. Our point of view on the problem in question consists in the fact that the list proposed should be created on the basis of scientifically and medically justified criteria that influence negatively on the female reproduction function and don't contradict the norms of part 3 article 55 of the Russia Federation Constitution.

Текст научной работы на тему «Механизм правового обеспечения и реализации равного доступа женщин к военной службе»

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РАВНОГО ДОСТУПА ЖЕНЩИН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Рыбка Людмила Петровна, военнослужащая, Академия Федеральной Службы Охраны России, соискатель кафедры конституционного и административного права.

Место работы: Орловский государственный универ-ситет, город Орел.

Контакты автора: Kodex@List.ru

Аннотация. Представляется, что в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в проект Федерального закона «О военной службе») следовало бы внести следующую норму: «в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими женского пола». Предлагается создание одного перечня: Перечня воинских должностей, которые не могут замещаться военнослужащими женского пола. Наша точка зрения по исследуемому вопросу сводится к тому, что предлагаемый перечень необходимо создать на основании критериев, научно обоснованных с медицинской точки зрения, оказывающих отрицательное влияние на репродуктивную функцию женщин и не противоречащих нормам части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: конституционное право, конституционно-правовые основы, равный доступ к военной службе, перечень воинских должностей.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FUNDAMENTALS OF THE WOMEN EQUAL ACCESS TO THE MILITARY SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ribka Lydmila, Servicewoman, the Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation.

Contacts of the author: Kodex@List.ru

Annotation. We think that it is necessary to add to the Federal Military Duty and Service Law (the draft law "On Military Service" the following norm: "among the listed military posts there should be those that cannot be occupied by servicewomen". It is proposed to make up a single list of military posts that cannot be occupied by servicewomen. Our point of view on the problem in question consists in the fact that the list proposed should be created on the basis of scientifically and medically justified criteria that influence negatively on the female reproduction function and don't contradict the norms of part 3 article 55 of the Russia Federation Constitution.

Keywords: Constitutional right, constitutional and legal fundamentals, equal access to the military service, list of military posts.

Цель статьи состоит в попытке выяснить, является ли Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола; а также Перечень наименований воинских частей и учреждений, в которых разрешено прохождение военной службы военнослу-

жащими женского пола, ограничением; соответствуют ли они конституционным нормам.

Военная служба имеет конституционно-правовую основу.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации: « права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»-1 .

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы»: «ограничения устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы» 2 Таким законом является Федеральный закон «О статусе во еннослужащих». В нем определено, что : «военнослужащие обладают правами и свобо дами человека и гражданина с некоторыми ограниче ниями, установленными данным Федеральным зако ном, федеральными конституционными законами и федеральными законами» 3.

В пункте 7 статьи 10 вышеуказанного закона установлены правоограничения и запреты, обусловленные особенностями военной службы как вида федеральной государственной службы. Мы согласны с мнением Козлова В.В. о том, что: «их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих своим служебным положением; создать условия для независимости служебной деятельности » 4.

В федеральных законах нет указания на ограничение или запрет назначения военнослужащих женского пола на воинские должности, прохождения ими военной службы в воинских частях и учреждениях. Однако действие вышеназванных перечней разделяет воинские должности, а также воинские части и учреждения по половому признаку, поскольку военнослужащие женского пола могут быть назначены только на воинские должности, указанные в Перечне и проходить военную службу только в определенных Перечнем воинских частях и учреждениях. В свою очередь это противоречит конституционным и международным нормам. Критику вызывает, прежде всего, разрешительный характер Перечня воинских должностей, на которые могут быть назначены военнослужащие женского пола и Перечня наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола. Предполагаем, что наибольшую сложность представляет собой проблема решений исполнительных органов власти в части определения воинских должностей, на которые не могут быть назначены военнослужащие женского пола. Также, по-нашему мнению, существуют некоторые препятствия в определении наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых запрещено содержать военнослужащих женского пола. Названные проблемы не позволяют реализовать женщинам право

1 Конституция Российской Федерации. НОРМА - ИНФРА. М. 1998. С.16.

2 Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации»// СЗ РФ. 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.№ 22.Ст.2063. С.4526.

3 Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». 13-е изд. М. Ось-89.2006. С.3.

4 Козлов В.В. Право на труд - право на жизнь//Право в Вооруженных Силах. 2005. № 4. С.63.

равного доступа к военной службе по сравнению с военнослужащими мужского пола.

В свою очередь, не совсем ясно, по каким критериям с каждым годом появляется все большее количество воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола. Полагаем, по принципу целесообразности, устанавливаемого Министром обороны Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы военнослужащими женского пола. В Федеральном законе «О системе государственной службы» четко определено, что: «равный доступ граждан к государственной службе является одним из основополагающих принципов построения и функционирования системы государственной службы»5. Реализация данного принципа обеспечивается Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». При этом не совсем понятно, почему законодатель в части 3 статьи 42 вышеназванного закона делает указание на то, что: «в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола» 6

В то же время, вышеуказанный перечень не позволяет назначать военнослужащих женского пола на другие воинские должности, не включенные в данный перечень. Формулировки: «могут быть назначены», «могут замещаться», «могут быть приняты при наличии воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола», могут способствовать выявлению коррупциогенной составляющей ведомственных нормативных правовых актов.

Следовательно, наличие Перечня наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола; а также Перечня воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола, противоречит содержанию принципа равного доступа женщин (граждан) к военной службе. Вышеуказанные перечни не обеспечивают равное право военнослужащих женского пола занимать ту или иную воинскую должность, в отличие от военнослужащих мужского пола. И, как следствие, постоянное повышение квалификации и надлежащее продвижение по службе для военнослужащих женского пола остается несбыточной мечтой.

В части 1 статьи 21 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отмечается, что: «министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба: участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей» 7.

Однако это не означает, что можно нарушать конституционный принцип равного доступа граждан к государственной службе. Более того, Конституция России содержит строго обусловленные целями меры, согласно которым, могут быть ограничены права граждан.

Подобная расширительная интерпретация части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации нашла свое развернутое выражение в постановлениях и оп-

5 Федеральный закон «О системе государственной службы». Указ. Соч. С.4523.

6 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». 2-е изд. - М. «Ось-89». 1999. С.33.

7 Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обя-

занности и военной службе». Указ. соч. С.15.

ределениях Конституционного Суда Российской Федерации. Полагаем, что наиболее емко свою правовую позицию в отношении строго обусловленных целями мер Конституционный Суд сформулировал в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. № 17-П по делу о проверке конституционности ряда положений п. «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР, в связи с жалобой гражданина В.А. Смир нова; абз. 5 п. 3 мотивировочной части. Она звучит буквально так: «Ограничения прав допустимы в строго определенных ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации це лях, не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политичес ких и иных прав, гарантированных гражданам Консти туцией и законами Российской Федерации» 8

Также представляет интерес правовая позиция Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 14-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 97 Уголовно-процессуаль ного кодекса РСФСР, в связи с жалобой гражданина

В.В. Щелухина; абз. 2 п. 5 мотивировочной части о принципе соразмерного ограничения прав и свобод, закрепленного в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Этот принцип означает, что: «публичные интересы, перечисленные в данной конституционной норме, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если они адекватны социально оправданным целям» 9.

Из приведенных позиций мы вправе сделать два важных вывода:

1). В федеральных законах нет указания на ограничительный характер перечисленных в перечне воинских должностей для женщин, а также законодателем не определено наименование штатов воинских частей и учреждений, в которых он не разрешает содержать военнослужащих женского пола. Поэтому Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола; а также Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола, не является ограничением права военнослужащих женского пола на равный доступ к военной службе.

2). Исходя из вышесказанного, а также из самой формулировки названия перечней, следует, что рассматриваемые: Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола; Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола, не соответствуют конституционной норме о равном доступе граждан к государственной службе.

Таким образом, практика Конституционного Суда Российской Федерации убедительно показала приоритет законодательных решений по вопросу строго определенных целей ограничений прав и свобод человека и гражданина по сравнению с подзаконными правовыми актами исполнительной власти.

В связи с изложенным представляется, что Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола, определяемый Министром обороны или федеральным органом исполнительной власти, в

Bhttp://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=38233 (дата обращения 05.10.2009)

9http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=1079

6 (дата обращения 05.10.2009)

котором предусмотрено прохождение военной службы военнослужащими женского пола; а также Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола, определяемый Министром обороны, не могут устанавливать нормы, ограничивающие права военнослужащих женского пола на равный доступ к военной службе по сравнению с военнослужащими мужского пола.

Утверждая Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола; а также Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола, Министр обороны Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, имеющие право утверждать данные перечни, вышли за пределы компетенции, предоставленной им Конституцией Российской Федерации и другими норма тивными правовыми актами. Потому, что согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федера ции.

Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

Воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола (за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами), определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Представляется, что наличие названных выше перечней, а тем более отсутствие нормативно установленных критериев, по которым производится выделение в отдельный перечень «женских» воинских должностей и штатов воинских частей и учреждений, свидетельствует о несовершенной правовой базе, регулирующей прохождение военной службы военнослужащими женского пола.

По мнению автора: «су ществование указанных выше перечней создает искусственные ограничения в выборе женщинами места военной службы и воинской должности. У мужчин таких ограничений нет. Ссылаясь на указанные перечни, женщин или вовсе не принимают на службу в конкретные войско вые части, или мотивируют отказ отсутствием воин ских должностей, которые могут замещать военнослужащие женского пола, что является нарушением вышеуказанной статьи Конституции Российской Федераций» 10.

Гражданам, далеким от служебной деятельности военнослужащих женского пола, достаточно трудно представить, по каким причинам, указанным женщинам отказывают в назначении на ту или иную воинскую должность. Из личного служебного опыта автору этих строк известны факты, когда командиры в качестве мотива отказа в назначении военнослужащего женского пола на конкретную воинскую должность выдвигали понятие «женщина». Налицо - существующая дискриминация по признаку пола при назначении на воинские должности военнослужащих женского пола.

Более того, в тексте Военной присяги на верность своей Родине - Российской Федерации прямо указано,

10 Рыбка Л.П. Дискреция в сфере регулирования прохождения военной службы военнослужащими женского пола//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 8. С.29.

что гражданин клянется «... свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников; достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество» 11. В Военной присяге, утвержденной Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года прописаны положения части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Отсюда следует, что для граждан, независимо от пола, каких-либо различий по защите Отечества нет. Однако до настоящего времени действует Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола и Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола.

Развивая эту мысль, М.В. Баглай отмечает, что: «Конституция Российской Федерации отдельно решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, специально подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи, общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ женщин к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, трудоустройству, а также удовлетворению других социальных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 года ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999г.). Протокол предоставляет специально созданному Комитету право принимать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушениях их прав государством» 12.

Конституция Российской Федерации закрепила равные права и свободы для мужчин и женщин, и равные возможности для их реализации.

Мы согласны с позицией Д.Е.Зайкова в том, что: «практически все законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок прохождения военной службы и правовой статус военнослужащих, отстает от реалий действительности и за редким исключением, не только не отражает специфику прохождения военной службы военнослужащими женского пола, но зачастую даже не предполагает подобную возможность. Данная ситуация не допускает существование равных возможностей для мужчин и женщин в сфере прохождения военной службы и статуса военнослужащих, а также их реализации, что создает предпосылки для

11 Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 11 октября 2003 года. № 141-ФЗ) (ст.40). http :// antiprizvv .narod . ru / zakon/ zovoivs . htm (дата обращения 21.10.2009).

12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-5-е изд., изм. и доп.-М.:Норма, 2006.С.191-192.

наличия неравного положения, дискриминации по половому признаку» 13.

Вызывает интерес позиция Лизунова Ю.В., который отмечает, что: «обсуждение и анализ материалов первой в России конференции, посвященной проблемам службы женщин в Вооруженных Силах Российской Федерации, даже на начальном этапе научных исследований, позволяет утверждать, что женщины представляют собой существенный резерв для пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации и принципиальных противопоказаний к военной службе для лиц женского пола нет. Анатомо-физиологические особенности организма женщин не являются непреодолимой преградой для их службы в армии. При условии учета особенностей женского организма этот специфический контингент военнослужащих, судя по приведенным на конференции материалам, может успешно участвовать во всех видах учебно-боевой подготовки войск. Разрешить имеющиеся противоречивые точки зрения на эту проблему можно, лишь сломав устаревшие стереотипы мышления, смысл которых сводится к тому, что в Вооруженных Силах женщинам место, образно говоря, только на кухне, в лазарете или на коммутаторе. Всерьез говорить о действительно профессиональной армии можно только в том случае, если в ней и военнослужащие-женщины не будут испытывать никаких ограничений, прежде всего профессионального характера. Тем не менее, в обязательном порядке необходима строгая научная регламентация условий и характера военной службы, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья военнослужащих женщин с учетом их анатомо-физиологических и моральнопсихологических особенностей. Исходя из материалов Всероссийской научной конференции, при условии учета особенностей женского организма, женщины могут участвовать во всех видах учебно-боевой подготовки войск » 14.

Решение конференции подтверждает нашу позицию реализации механизма равного доступа женщин к военной службе: женщины могут служить везде и на любых воинских должностях!

В целях упорядочения правового регулирования равного доступа женщин к военной службе и приведения норм Федерального закона «О воинской обязанности и воен ной службе», П оложения о порядке прохождения военной службы, а также ведомственных приказов в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и норм международного права, необходимо внести в них соответствующие изменения.

Представляется, что в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в проект Федерального закона «О военной службе») следовало бы внести следующую норму: «в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, кото-

13 Зайков Д.Е. Современные проблемы реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной служ-бы//Право в Вооруженных Силах.2007. №1. С.22.

14 Лизунов Ю.В. Гигиенические аспекты, проблемы военной

службы женщин в Вооруженных Силах России. По материалам Всеармейской научной конференции на тему: «Физиолого-

гигиеническая оценка условий военной службы женщин в Вооруженных Силах Российской Федерации», организованная и проведенная Военно-медицинской академией совместно с ГВМУ МО РФ 25-26 февраля 1999 года в Санкт-Петербурге. //Журнал акушерства и женских болезней. 1999. Выпуск № 4. С.1-7. www.unb.ca/democracv/russia/4workArea/rus/A013Kl04.html (дата

обращения 05.10.2009)

рые не могут замещаться военнослужащими женского пола». Предлагается создание одного перечня: Перечня воинских должностей, которые не могут замещаться военнослужащими женского пола. Наша точка зрения по исследуемому вопросу сводится к тому, что предлагаемый перечень необходимо создать на основании критериев, научно обоснованных с медицинской точки зрения, оказывающих отрицательное влияние на репродуктивную функцию женщин и не противоречащих нормам части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. НОРМА - ИНФРА. М. 1998. С.16.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». 2-е изд. - М. «Ось-89». 1999. С.15, 33.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы». СЗ РФ. 27 мая 2003. № 58-ФЗ. № 22. Ст.2063. С.4523, 4526.

4. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». 13-е изд. М. Ось-89.2006. С.3.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-5-е изд., изм. и доп.-М.: Норма, 2006.-С.191-192.

6. Зайков Д.Е. Современные проблемы реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы//Право в Вооруженных Силах.2007. № 1. С.22.

7. Козлов В.В. Право на труд - право на жизнь//Право в Вооруженных Силах. 2005. № 4. С.63.

8. Рыбка Л.П. Дискреция в сфере регулирования прохождения военной службы военнослужащими женского пола//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 8.

С.29, 30.

9. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 11 октября 2003 года. № 141-ФЗ) (ст.40). http:// antiprizyv.narod.ru/ zakon/zovoivs.htm (дата обращения 21.10.2009).

10. Лизунов Ю.В. Гигиенические аспекты, проблемы военной службы женщин в Вооруженных Силах России. По материалам Всеармейской научной конференции на тему: «Физиолого-гигиеническая оценка условий военной службы женщин в Вооруженных Силах Российской Федерации», организованная и проведенная Военно-медицинской академией совместно с ГВМУ МО РФ 25-26 февраля 1999 года в Санкт-Петербурге. //Журнал акушерства и женских

болезней. 1999. Выпуск №4. С.1-7.

www.unb.ca/democracy/russia/4workArea/rus/A013Kl04.h tml (дата обращения 05.10.2009)

11. http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=38233 (дата обращения 04.10.2009)

12.http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base= LAW;n=10796 (дата обращения 05.10.2009).

РЕЦЕНЗИЯ

Мужчина и женщина, согласно Конституции Российской Федерации, имеют равные права и свободы, и равные возможности для их реализации.

В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы равного доступа женщин к военной службе; предлагается механизм правового обеспечения и

реализации равного доступа женщин к военной службе.

Автором подчеркивается, что в федеральных законах нет указания на ограничение или запрет назначения военнослужащих женского пола на воинские должности, прохождения ими военной службы в воинских частях и учреждениях. Однако действие указанных в статье перечней разделяет воинские должности, а также воинские части и учреждения по половому признаку. В свою очередь, это противоречит конституционным и международным нормам.

Важным выводом является то, что: Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими женского пола; а также Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола, не является ограничением права военнослужащих женского пола на равный доступ к военной службе; рассматриваемые перечни не соответствуют конституционной норме о равном доступе граждан к государственной службе.

Предлагается создание единого перечня: Перечня воинских должностей, которые не могут замещаться военнослужащими женского пола. Он может быть составлен на основании научно обоснованных, с медицинской точки зрения, критериев, оказывающих отрицательное влияние на репродуктивную функцию женщин и не противоречащих нормам части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Статья не содержит сведений, не разрешенных для опубликования в открытой печати, и не содержит научных материалов, принадлежащих другим авторам.

Рассматриваемая в статье задача актуальна, приведенный метод ее решения заслуживает внимания и более глубокого исследования. Статья может быть рекомендована к печати.

Заведующий кафедрой конституционного и административного права Орловского государственного университета,

К.ю.н., доцент, Савин В.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.