Научная статья на тему 'Что ждет российское военное законодательство в ближайшей перспективе?'

Что ждет российское военное законодательство в ближайшей перспективе? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
военная служба / воинская обязанность / статус военнослужащих / социальные гарантии / классификация воинских должностей / воинские звания / жилищные права / military service / military duty / military status / social guarantees / classification of the military positions / military grades / housing rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Виктор Михайлович

В работе раскрываются две относительно самостоятельные подотрасли военного права, регулирующие военную службу как вид государственной службы и социальные гарантии, предоставляемые гражданам в связи с военной службой. Установлены динамика изменения указанных подотраслей военного права и показаны перспективы изменения военного законодательства в связи с разработкой законопроектов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации». Законопроекты предусматривают внесение существенных новаций в законодательство о военной службе и социальной защите военнослужащих, в том числе введение классификации воинских должностей, изменения порядка присвоения очередных воинских званий и норм реализации жилищных прав военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals two relatively independent sub-branches of military legislation. This sub-branches regulate military service as type of state service and social guarantees provided to citizens in case of being in military service as well. The dynamics of the above mentioned sub-branches of military legislation alternation is researched and the prospects of military legislation alternation related to the development of the "About military service in the Russian Federation" and "About military duty of the Russian Federation citizens" draft laws are described. The draft laws provide entering considerable innovations in the legislation in part of military service and social protection of the military, changes in the order of promotion. Regulations of the military"s housing rights are being changed as well.

Текст научной работы на тему «Что ждет российское военное законодательство в ближайшей перспективе?»

Корякин В. М.

ЧТО ЖДЕТ РОССИЙСКОЕ ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ?

Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил поведения рассматривается в качестве могучего государственного регулятора общественных отношений, важного средства реализации государственной политики, направленной на развитие российского общества, укрепление экономической и оборонной мощи страны, на всемерное развитие личности, реализацию прав граждан, полное воплощение в жизнь принципов демократического, правового, социального государства. Право закрепляет, регулирует и стимулирует развитие таких общественных отношений, которые выражают согласованную волю и интересы народа, способствуют укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Необходимость детального правового регулирования различных сторон общественной жизни присутствует всегда, но особенно она ощутима в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области отношений, требующие упорядоченности, либо ускоряется динамика общественных процессов. Людям в любом обществе привычнее и комфортнее жить не по обстоятельствам, а под надежным, разумным началом закона, что подтверждается многолетней историей человечества.

В полной мере это относится и к такой важнейшей сфере общественной жизни, как оборона и военная безопасность государства, функционирование которой регулируется военным правом. Одно из центральных мест в системе отечественного военного права занимают его относительно самостоятельные подотрасли, регулирующие военную службу как вид государственной службы Российской Федерации и социальные гарантии, предоставляемые гражданам в связи с военной службой.

Основными актами военного законодательства, регулирующими данную область общественных отношений, являются в настоящее время федеральный

закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и изданные в соответствии с ними и в их развитие многочисленные подзаконные нормативные правовые акты - указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

За более чем десятилетнюю историю своего существования в указанные федеральные законы внесены многочисленные изменения и дополнения: в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - 58 законами, в федеральный закон «О статусе военнослужащих» - 47 законами. Содержание некоторых статей указанных законов изменялось неоднократно. Необходимость внесения столь многочисленных корректировок в военное законодательство вызвана, с одной стороны, потребностью в приведении его норм в соответствие с постоянно меняющимися общественными отношениями в стране и в военной организации государства, а также со вновь принятыми иными законодательными актами в сфере обороны и безопасности государства, а с другой стороны, выявившимся в ходе правоприменительной деятельности несовершенством отдельных норм указанных законов, наличием в них ряда пробелов и противоречий.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 56-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 6) определено, что «военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания». При этом в ст. 19 указанного федерального закона сказано, что данное официальное определение военной службы как вида федеральной государственной службы будет применяться со дня вступления в силу федерального закона о военной службе. Таким образом, на законодательном уровне была поставлена задача о разработке специального закона о военной службе.

Эта работа продолжалась несколько лет и, наконец, в 2009 г. в Минобороны России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти были разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации два законопроекта: «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации». С их принятием структура военного законодательства Российской Федерации претерпит кардинальные изменения. Круг общественных отношений, которые сегодня регулируются федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», будет поделен на две относительно самостоятельные части: все, что связано с военной службой в добровольном порядке (по контракту), будет регулировать федеральный закон «О военной службе Российской Федерации», а все, что касается реализации гражданами России воинской обязанности (военная служба по призыву, воинский учет, обязательная подготовка граждан к военной службе, пребывание в запасе, прохождение военных сборов и т.п.), станет предметом правового регулирования второго законопроекта - «О воинской обязанности граждан Российской Федерации».

Такая структура законодательства представляется вполне обоснованной и логичной.

Существенные изменения претерпит и законодательство о статусе военнослужащих и об их социальных гарантиях. Правоотношения, связанные с социальной защитой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, будут регулироваться федеральным законом «О военной службе Российской Федерации». Нормы действующего сегодня в данной сфере федерального закона «О статусе военнослужащих» практически в полном объеме войдут в федеральный закон «О военной службе Российской Федерации», а сам закон «О статусе военнослужащих» так же, как и федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», будет признан утратившим силу.

Помимо изменения структуры военного законодательства рассматриваемыми законопроектами предусматривается внесение ряда существенных новаций в законодательство о военной службе и социальной защите военнослужащих.

К числу наиболее важных из них относятся следующие:

1. В законодательстве о военной службе:

а) официально закрепляется классификация воинских должностей, согласно которой все воинские должности подразделяются на 4 категории:

командиры (начальники); помощники (советники); специалисты;

обеспечивающие специалисты (исполнители).

В свою очередь воинские должности внутри категорий подразделяются на группы: воинские должности высших офицеров; воинские должности старших офицеров; воинские должности младших офицеров; воинские должности прапорщиков, мичманов; воинские должности сержантов, старшин; воинские должности солдат, матросов;

б) более четко и детально, чем сегодня, изложены нормы, определяющие такие элементы статуса военнослужащих, как их права, обязанности и ответственность, ограничения, связанные с поступлением на военную службу, запреты, связанные с прохождением военной службы, требования к служебному поведению военнослужащих;

в) закрепляются новые институты военной службы: урегулирование конфликта интересов на военной службе; разрешение индивидуальных служебных споров; кадровый резерв; периодическое представление отдельными категориями военнослужащих сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера;

г) изменяется порядок присвоения очередного воинского звания военнослужащему. Достижение военнослужащим установленной выслуги в воинском звании не будет влечь автоматического возникновения у него права на присвоение очередного звания, как это имеет место сейчас. В частности устанавливается, что очередное воинское звание военнослужащему не присваивается в следующих случаях: возбуждение в отношении него уголовного дела; проведение разбирательства в связи с совершенным грубым дисциплинарным проступком; наличие неснятого дисциплинарного взыскания за совершение грубого дисциплинарного проступка; наличие дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии».

2) в законодательстве о социальных гарантиях, связанных с военной службой:

а) вводится понятие «ненормированное служебное время». Право определения воинских должностей, при замещении которых военнослужащим устанавливается ненормированное служебное время, предоставлено министру обороны Российской Федерации. В качестве компенсации указанным военнослужащим будет предоставляться дополнительный отпуск продолжительностью не менее трех суток;

б) расширяются основания предоставления военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам. В дополнение к действующим сегодня основаниям добавляются такие основания, как вся необходимость совершения юридических действий по оформлению и государственной регистрации ипотеки при предоставлении государственного целевого жилищного займа и необходимость оформления и государственной регистрации права собственности на жилые помещения, в том числе приобретаемые с использованием государственных жилищных сертификатов;

в) более подробно и внятно прописаны нормы, касающиеся реализации жилищных прав военнослужащих, в том числе:

- уточняется состав семьи военнослужащего, учитываемый при реализации жилищных прав. К ним относятся совместно проживающие с военнослужащим супруг (супруга); дети (независимо от возраста); лица, находящиеся на иждивении военнослужащего;

- закрепляется конкретный перечень категорий военнослужащих, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в собственность бесплатно, служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях;

- Правительству Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации предписано определить порядок ведения учета военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях и в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- признается утратившей силу действующая сегодня гарантия жилищного обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы: отсутствие жилого помещения у увольняемого военнослужащего не будет являться препятствием для его увольнения с военной службы. Такие граждане будут обеспечиваться жильем в порядке очередности после увольнения с военной службы;

- Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по

установлению размеров и порядка выплаты военнослужащим денежной компенсации на санаторно-курортное лечение. Сегодня размеры данной выплаты приведены непосредственно в ст. 16 федерального закона «О статусе

военнослужащих» и составляют мизерные суммы: 600 руб. на самого

военнослужащего и по 300 руб. на каждого члена его семьи.

Принятие рассматриваемых федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации» потребует внесения существенных изменений и дополнений в другие акты военного законодательства (см. таблицу).

Количественная характеристика правовых актов, подлежащих принятию, изменению и признанию утратившими силу в связи с вступлением в силу федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан

Российской Федерации»

Виды правовых актов Количество правовых актов, нуждающихся:

в принятии в изменении и дополнении в признании утратившими силу

Законы - 75 46

Акты Президента Российской Федерации 10 18 20

Акты Правительства России 19 61 11

Акты Министерства обороны РФ 14 8 5

Как следует из указанной таблицы, вступление в силу федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации» в той или иной степени затронет около двух сотен правовых актов различного уровня, что свидетельствует о масштабности тех перемен, которые будут происходить в ближайшей перспективе в военном законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.