Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 148-152.
© Г.В. Слижов, 2008 УДК 344(470 +571)(07)
К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Г.В. СЛИЖОВ
Рассматриваются вопросы реализации федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, отдельных норм социальной защиты военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Согласно действующего законодательства, военная служба является особым видом федеральной государственной службы и исполняется гражданами Российской Федерации в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Все граждане, проходящие военную службу, имеют единый статус - статус военнослужащего [1].
Социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, в основном, закреплены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» [2]. Для военнослужащих, согласно ст. 3 данного закона, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Следует констатировать, что значительная часть льгот и компенсаций военнослужащих не устанавливается на прямую нормой указанного закона, а реализуется в «порядке, устанавливаемом Правительством РФ». Указанное обстоятельство существенно снижает потенциал закона, делает его в значительной степени зависимым от нормативных правовых актов более низкого уровня: постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, причём каждое феде-
ральное министерство, в котором законом предусмотрена военная служба, делает это в силу своего видения решаемой проблемы.
На конкретных примерах, в данной статье будет рассмотрено нарушение равенства реализации социальных прав военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных силах РФ и иных федеральных органах исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба.
1. Пунктом 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 16 лет) в организации отдыха и оздоровления детей производится выплата в порядке и размерах определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 911 [3] утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных последствий бедствий, уголовноисполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, которыми было установлено:
- размер выплат определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти;
- выплаты с 2006 г. осуществляются в размере до 75 % стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, предусмотренной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год;
- выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органом исполнительной власти на эти цели.
Таким образом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти предписано определять размер соответствующих выплат (в размере до 75 % стоимости путевки детей застрахованных граждан) в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органом исполнительной власти на эти цели, т. е. действующее законодательство допускает наличие различных размеров выплат в зависимости от объёма средств выделенных конкретному федеральному органу исполнительной власти. Таким образом, Правительство РФ переложило решение задачи на других лиц, обязав определять размер выплаты самим федеральным органам исполнительной власти, поставив указанные органы в зависимость от выделенных им для данной цели средств, тем самым создав предпосылку отхода от принципа п. 1 ст. 3 Закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «для военнослужащих... устанавливается единая система правовой и социальной защиты». В результате в 2007 г. были произведены следующие выплаты военнослужащим на каждого из детей в возрасте до 16 лет:
- в Министерстве обороны РФ - 7 200 руб. [4];
- в Министерстве внутренних дел -7 200 руб. [5];
- в Федеральной службе исполнения наказаний - 6 500 руб. [6];
- в Федеральной миграционной службе
- 9 000 руб. [7];
- в Фельдъегерской службе - 9 000 руб.
Было бы логично, если бы размеры выплат дифференцировались в зависимости от места прохождения службы военнослужащим, т. е. от местности проживания детей, а не от количества средств выделенных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
2. С 1 января 2008 г. вступают в силу изменения, внесенные Законом № 114-Ф3 [9], в абз. 2 п. 6 ст. 19 Закона «О статусе военнослужащих» на основании которых воен-нослужащим-гражданам на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, производятся выплаты по решению министра обороны Российской Федерации (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Расходы по указанным выплатам осуществляются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Механизм выплат предусмотрен Постановлением Правительства РФ [10] от 5 октября 1992 г. № 758, действие данного Постановления было распространено на военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ [11] от 25 декабря 1992 г. № 1015).
Порядок компенсации расходов устанавливается приказами руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти [12]. На основании данных приказов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на содержание их детей, посещающих детские дошкольные учреждения, предусмотрено производить выплаты в следующих размерах:
1) в Министерстве обороны:
- 80 % платы, взимаемой с родителей;
- 90 % платы, взимаемой с родителей, имеющим трех несовершеннолетних детей и более;
- 100 % платы, взимаемой с родителей, имеющим детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом или психическом разви-
тии, а также находящихся в туберкулезных государственных детских дошкольных учреждениях;
2) в Главном управлении специальных программ Президента РФ:
- на первого ребенка - 80 % платы, взимаемой с родителей;
- на второго ребенка - 50 % платы, взимаемой с родителей;
- на третьего ребенка и последующих детей - 30 % платы, взимаемой с родителей;
3) в Министерстве внутренних дел:
- в размере разницы между платой, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных детских дошкольных учреждениях, и установленной п. 1 ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» компенсацией части родительской платы.
Ситуация в рассмотренном виде компенсационных выплат аналогичная, как и при выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 16 лет) в организации отдыха и оздоровления детей. Руководители федеральных органов исполнительной власти имеют возможность устанавливать соответствующие выплаты в различных размерах, что и имеет место на практике.
3. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляет-
ся военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.
В соответствии с п. 3 ст. 11 закона о статусе боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. На основании п. 5 Приложения 2 Положения о порядке прохождения военной службы [13] время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему должны предоставляться двое суток отдыха.
Таким образом, закон «О статусе военнослужащих» предоставляет руководителям федеральных органов исполнительной власти полномочия по определению перечня мероприятий, которые проводятся, при необходимости, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
В соответствующем перечне мероприятий в ФСБ РФ [14] и МВД РФ [15] по сравнению с перечнем мероприятий МО РФ [16] отсутствует указание на то, что служебная командировка относится к данным мероприятиям. Кроме этого в Перечне ФСБ РФ отсутствует указание на то, что несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления относится также к данным мероприятиям. Таким образом, если военнослужащие ФСБ РФ и МВД РФ направляются в служебные командировки, а кроме этого, если военнослужащие ФСБ РФ несут службу оперативными дежурными на командных пунктах и составе оперативных групп, то социальные гарантии в виде дополнительных суток отдыха не могут быть им предоставлены, по сравнению с военнослужащими МО РФ, так как дейст-
вующее законодательство не позволяет этого сделать.
Из приведенных выше примеров следует однозначный вывод: при реализации социальных прав военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы в различных федеральных органов исполнительной власти, не соблюдается равенство обусловленное их единым правовым статусом. Это вызвано переложением Правительством РФ окончательного решения на руководителей федеральных органов исполнительной власти при недостаточном финансирование данных министерств.
1. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЭ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. -
1998. - № 22. - Ст. 2331.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. № 911 // СЗ РФ. - 2005. - № 2. - Ст. 166.
4. Письмо главного медицинского управления МО РФ, утвержденное Министром обороны 16 июня 2007 г. (не имеет ни номера, ни названия).
5. Приказ МВД от 19 февраля 2007 г. № 166 «О размере выплаты сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контакту, и отдельным категориям пенсионеров МВД России для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2007 г.» // Российская газета. - 2007. - № 81.
- 18 апр.
6. Приказ ФСИН РФ от 18 июня 2007 г. № 320 «О размере выплаты сотрудникам уголовноисполнительной системы для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2007 г.» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2007. - № 29.
7. Приказ ФМС РФ от 31 июля 2007 г. № 162 «О размере выплаты сотрудникам органов внутренних дел, прикомандированным к ФМС России, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2007 г.» // Российская газета. - 2007. - № 189.
8. Приказ ГФС РФ от 15 марта 2007 г. № 70 «О размере выплаты денежных средств лицам начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2007 г.» // Российская газета. - 2007. - № 84.
9. Федеральный закон от 22 июня 2007 г. № 114-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. - 2007. - № 26. -Ст. 3087.
10. Постановление Правительства РФ от 5 октября 1992 г. № 758 «О компенсации военнослужащим расходов на содержание их детей в школьных и дошкольных учреждениях»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 1159.
11. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. № 1015 «О компенсации военнослужащим частей и подразделений министерства безопасности РФ, министерства внутренних дел РФ, других центральных органов федеральной исполнительной власти, имеющих воинские формирования, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел расходов на содержание их детей в школьных и дошкольных учреждениях» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - № 26. - 1992. -Ст. 2314.
12. Приказ МО РФ от 20 мая 2005 г. № 190 «О выплатах на содержании детей в государственных детских дошкольных учреждениях военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации» // Российская газета. - 2005.
- № 137. - 28 июня; Приказ Начальника главного управления от 23 декабря 2004 г. № 32. «О выплате на содержание детей военнослужащих службы специальных объектов при Президенте РФ в государственных детских дошкольных учреждениях» // Российская газета. - 2005. - № 25. - 9 февр.; Приказ МВД РФ от 26 января 2005 г. № 46 «О выплатах на содержание детей в государственных детских дошкольных учреждениях военнослужащим внутренних войск МВД России» // Российская газета. - 2005. - № 51. - 16 марта.
13. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г.
№ 1237 «Вопросы прохождения военной
службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы) // СЗ РФ. -
1999. - № 38. - Ст. 4534.
14. Приказ ФСБ РФ от 26 декабря 2001 г. № 685 «О мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих воен-
ную службу по контракту» // Российская газета. - 2002. - № 26. - 9 февр.
15. Приказ МВД от 3 ноября 1997 г. № 721 «Об утверждении перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих внутренних войск, министерства внутренних дел РФ, проходящих военную службу по кон-
тракту» // Российские вести. - 1997. - № 238.
- 24 дек.
16. Приказ МО РФ от 10 ноября 1998 г. № 492 «Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» // Российская газета. - 1999. - № 17. - 29 янв.