Научная статья на тему 'Некоторые вопросы учета воинского труда и денежного довольствия военнослужащих'

Некоторые вопросы учета воинского труда и денежного довольствия военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article particularities of military labour of military were looked through. Active system of salary was ana-lyzed. The disadvantages of stimulating wages were shown.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы учета воинского труда и денежного довольствия военнослужащих»

УДК 657.01

Р.Г. Смелик

Омский государственный университет

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА ВОИНСКОГО ТРУДА И ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

In this article particularities of military labour of military were looked through. Active system of salary was analyzed. The disadvantages of stimulating wages were shown.

В ряде предыдущих публикаций нами отстаивалась позиция, что в условиях современных рыночных экономических отношений военную службу необходимо рассматривать как воинский труд. При этом воинский труд понимается как неотъемлемая часть совокупного общественного труда и его специфическая подсистема, которая имеет общую с трудом физиологическую основу, относится к сфере производства услуг, характеризуется признаками целесообразности и общественной потребности.

Опосредованным потребителем воинского труда всегда выступает государство. Это означает, что оплата воинского труда является функцией государства. Формой оплаты воинского труда выступает денежное довольствие военнослужащих. Мы остановимся на вопросах учета и денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу в добровольном порядке (по контракту).

Денежное довольствие является основным источником обеспечения военнослужащих и состоит из месячных окладов по воинской должности и по воинскому званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных повышений, надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Исходя из особенностей характера и содержания воинского труда, основной формой оплаты труда является повременная оплата, а наиболее используемой системой - повременно-премиальная.

Эффективное применение повременно-премиальной системы требует точного механизма учета воинского труда. Необходимость такого механизма учета обусловлена тем, что вознаграждение за работу сверх установленного служебного времени, а также за дни отдыха и в праздничные дни военнослужащим не выплачивается.

Расчеты, связанные с оплатой воинского труда, осуществляет бухгалтерия на основании первичных документов. Выдача денежного довольствия осуществляется согласно следующему процессу (рис. 1).

Рис. 1. Процесс документирования

Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме.

Контракт может быть первым или новым.

В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта.

В контракте также указываются:

а) воинское звание, фамилия, имя и отчество гражданина (военнослужащего), заключающего контракт, число, месяц и год его рождения;

б) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, должность, воинское звание, фамилия и инициалы должностного лица, подписывающего контракт от имени этого органа;

в) Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования или органы, где гражданин (военнослужащий) будет проходить военную службу;

г) даты подписания контракта гражданином (военнослужащим) и должностным лицом от имени федерального органа исполнительной власти.

© Р.Г. Смелик, 2003

112

Некоторые вопросы учета воинского труда...

После подписей гражданина (военнослужащего) и должностного лица указываются:

а) дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу;

б) дата и основание прекращения действия контракта.

Условия контракта включает в себя:

а) обязанность военнослужащего проходить военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) право военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Министр обороны Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (далее именуются - руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), вправе указать в типовой форме контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обусловленные особенностями их военной службы.

Контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается военнослужащему.

Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ.

Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.

Личная учетная карточка предназначена для точного учета выслуги лет, различных повышающих коэффициентов, а также оснований для дополнительных выплат (рис. 2).

1. Общие сведения

Фамилия Профессия

Имя Общий стаж

Отчество Выслуга лет

Дата рождения Северный

Место рождения Непрерывный Медицинский

Национальность Участковый

Образование На предприятии Ведомственный

Код специальности по ОКСО Диплом № от Последнее м/р

Ученое звание Причина увольнения

Ученая степень Семейное положение Паспорт (УЛ) серия №

Диплом Кем выдан

Почетное звание Дата выдачи Домашний адрес

2. Сведения о родственниках

Степень родства Фамилия Имя Отчество Дата рождения

Рис. 2. Личная учетная карточка

Повременно-премиальная система оплаты воинского труда требует ведения непрерывного учета служебного времени военнослужащих. Это обусловлено тем, что в соответствии с законом РФ «О статусе военнослужащих», прохождением военной службы военнослужащие реализуют свое право на труд.

113

Р.Г. Смелик

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. На основании этой нормы в каждой воинской части разрабатывается и утверждается регламент служебного времени для исполнения должностных обязанностей.

Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведет командир подразделения в журнале.

Форма и порядок ведения журнала устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. На сегодняшний день типовой формы журнала нет. Наиболее распространенная форма используемого в настоящее время журнала представлена на рис. 3.

№ п/п Воинская должность Воинское звание Ф.И.О. Учет сверхурочного времени, час. Учет времени привлечения в вых. и праздн. дни, час. Суммарное сверхурочное время привл. к воен. службе, час.

1 2 3 4 5 6 7

Учет предоставл. дополн. времени отдыха Учет присоединения дополн. суток отдыха к отпуску Учет нереализованного времени отдыха, час, сут. Подпись военнослужащего

Дата Время, час Дата Время, сут.

8 9 10 11 12 13

Рис. 3. Журнал учета сверхурочного времени военнослужащих

Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.

Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.

Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган). Журналы заполняются еженедельно и хранятся у командира подразделения (рис. 4).

Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (боевое дежурство, учения и т. д.), учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. Время отдыха,

114

Некоторые вопросы учета воинского труда...

компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

Рис. 4. Схема учета сверхурочного времени

Таким образом, система учета воинского труда позволяет сегодня использовать повременно -премиальную систему оплаты воинского труда.

Синтетический учет оплаты воинского труда ведется, в основном, с использованием синтетических счетов: сч. 188 - «Денежное довольствие военнослужащих»; сч. 200 - «Расходы бюджета»; сч. 120 - «Касса».

Начисление денежного довольствия оформляется проводкой: кредит сч. 188 - дебет сч. 200.

Выплата денежного довольствия оформляется проводкой: кредит сч. 120 - дебет сч. 188.

Для определения эффективности действующей системы оплаты труда необходимо исследовать структуру денежного довольствия. Укрупненную структуру можно представить следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Структура денежного довольствия

Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям устанавливаются не ниже должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. С 2002 г. действует табель соответствия основных типовых воинских должностей государственным должностям федеральной государственной службы (таблица 1).

Таблица 1

Табель соответствия воинских и государственных должностей

Основные типовые воинские должности Государственные должности федеральной государственной службы

Первый заместитель министра обороны РФ Первый заместитель федерального министра

Заместитель министра обороны РФ Заместитель федерального министра

Начальник Г енерального штаба ВС РФ Руководитель департамента федерального министерства

Начальник отдела Генерального штаба ВС РФ Начальник отдела в департаменте федерального министерства

Начальник группы Генерального штаба ВС РФ Консультант в федеральном министерстве

Старший офицер в управлении Генерального штаба ВС РФ Главный специалист в федеральном министерстве

Офицер в управлении Генерального штаба ВС РФ Ведущий специалист в федеральном министерстве

115

Р.Г. Смелик

Также с 2002 г. действует табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям (таблица 2).

Таблица 2

Табель соответствия окладов по должностям

Некоторые типовые воинские должности Размер оклада по воинской должности (в % от должностного оклада первого заместителя федерального министра)

Командир корпуса 70-71

Командир дивизии 63-64

Командир бригады 54-55

Командир полка 51-52

Командир батальона 45-46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Командир роты 40-41

Командир взвода 36-37

Первичные должности солдат 22-23

Воинские звания военнослужащих в соответствии с табелем соответствуют квалификационным разрядам государственных служащих (таблица 3).

Таблица 3

Табель соответствия воинских званий

Воинское звание военнослужащих Квалификационный разряд государственного служащего

Генерал армии, генерал-полковник Действительный государственный советник РФ 1 класса

Генерал-лейтенант Действительный государственный советник РФ 2 класса

Генерал-майор Действительный государственный советник РФ 3 класса

Полковник Государственный советник РФ 2 класса

Подполковник Государственный советник РФ 3 класса

Майор Советник РФ 1 класса

Капитан Советник РФ 2 класса

Старший лейтенант Советник РФ 3 класса

Лейтенант Советник государственной службы 1 кл.

Старший сержант Референт государственной службы 1 кл.

Рядовой Референт государственной службы 3 кл.

Наличие вышеуказанных соответствий воинских должностей государственным должностям федеральной государственной службы дало возможность в рамках повременно-премиальной системы оплаты воинского труда разработать пятидесятиразрядную тарифную сетку и установить точные размеры окладов по воинской должности. Приведем пример наиболее распространенных воинских должностей (таблица 4).

Таблица 4

Размеры окладов по воинской должности

Воинская должность Тарифный разряд Размер оклада воинской должности, руб.

Стрелок 1 1000

Снайпер 2 1100

Командир боевой машины 4 1200

Командир танка 7 1350

Старшина роты 9 1450

Командир взвода 10 1600

Командир роты 12 1700

Командир батальона 18 2000

Командир полка 23 2250

Командир дивизии 31 2800

Командующий армией 42 3500

Главнокомандующий видом ВС 50 4100

116

Некоторые вопросы учета воинского труда...

Соответствие воинских званий военнослужащих квалификационным разрядам государственных служащих позволило установить точные размеры окладов по воинским званиям (таблица 5).

Таблица 5

Размеры окладов по воинским званиям

Воинские звания Размеры окладов по воинским званиям, руб.

Рядовой 360

Сержант 430

Прапорщик 540

Лейтенант 680

Капитан 810

Майор 900

Полковник 1080

Генерал-майор 1260

Таким образом, оклад месячного денежного содержания, состоящий из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, имеет твердый фиксированный размер и не зависит от результатов воинского труда.

В соответствии с современной экономической практикой наибольшая эффективность заработной платы достигается в том случае, когда определенная часть зарплаты коррелируется с результатами труда. Применительно к воинскому труду такой частью являются месячные и иные дополнительные выплаты. Рассмотрим подробнее структуру таких выплат (рис. 5).

Рис. 5. Структура дополнительных выплат

117

Р.Г. Смелик

В соответствии с классикой экономики труда все виды доплат делятся на компенсационные и стимулирующие. Компенсационные доплаты возмещают потери, связанные с условиями труда, отклоняющимися от нормальных. Они не зависят от результатов труда.

Что же касается стимулирующих выплат, то их основная функция - это вознаграждение за высокие конечные результаты труда.

В современной литературе большинством ученых поддерживается мнение, что доля стимулирующих выплат в структуре заработной платы в целях повышения эффективности труда должна составлять около 30-35%.

В связи с этим перед нами стоят следующие задачи. Во-первых, определить вид дополнительных выплат. Во-вторых, подсчитать долю выплат в структуре оплаты воинского труда. В-третьих, выявить критерии стимулирующих выплат. Для решения поставленных задач исследуем каждый вид выплат в отдельности.

Процентная надбавка за выслугу лет. Выплачивается ежемесячно. От результатов воинского труда не зависит. Таким образом, ее можно отнести к компенсационной доплате. С 2002 г. исчисляется в процентах к окладу месячного денежного содержания военнослужащих (таблица 6).

Таблица 6

Надбавка за выслугу лет

Выслуга лет Надбавка, %

от полугода до 1 года 5

от 1 года до 2 лет 10

от 2 лет до 5 лет 25

от 5 лет до 10 лет 40

от 10 лет до 15 лет 45

от 15 лет до 20 лет 50

от 20 лет до 22 лет 55

от 22 лет до 25 лет 65

от 25 лет и более 70

Военная служба по контракту определяется со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Нормативные документы регламентируют отдельные периоды военной службы на льготных условиях.

Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается ежемесячно в размере до 70 % месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью. Устанавливается надбавка военнослужащим, занимающим воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач, напряженным характером работы, а также выполняющим задачи в специальном режиме военной службы.

Надбавка устанавливается на определенный период, как правило, не более чем на один год. Приказ командира воинской части об установлении надбавки издается в начале календарного года с указанием конкретного размера надбавки и периода, на который она устанавливается. По окончании периода, на который была установлена надбавка, командиром части принимается решение о продлении или прекращении выплаты надбавки или изменении ее размера, о чем издается соответствующий приказ.

Выплата надбавки военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности, при изменении условий военной службы, снижении результатов служебной деятельности и т. п. по решению соответствующих командиров может быть прекращена или размер ее уменьшен ранее периода, на который она установлена.

Таким образом, рассматриваемая надбавка частично связана с результатами воинского труда и имеет стимулирующий характер. Однако, на наш взгляд, стимулирующее воздействие данной надбавки существенно снижают два фактора. Во-первых, не указывается, за достижение каких результатов в воинском труде она назначается. Во-вторых, отмена данной надбавки является субъективным правом командира. Отсутствие конкретных критериев приводит к тому, что каждый командир может по своему усмотрению трактовать термин «снижение результатов служебной деятельности».

Премия за образцовое выполнение воинского долга выплачивается в размере трех окладов денежного содержания в течение календарного года. Решение о выплате премии, лишении или уменьшении ее размера принимается соответствующими командирами на основании предъявляемых по команде в конце первого, второго и третьего кварталов и в конце ноября рапортов непосредственных коман-

118

Некоторые вопросы учета воинского труда...

диров с ходатайством о выплате премии подчиненным. В раппортах с ходатайством об уменьшении или лишении военнослужащих премии ими указываются конкретные причины, послужившие основанием для такого ходатайства.

В результате указанная премия имеет явно стимулирующий характер. Однако отсутствие конкретных критериев установления премии и субъективный характер ее установления, уменьшения и лишения, по нашему мнению, существенно снижают ее стимулирующее воздействие.

Единовременное денежное вознаграждение выплачивается по итогам календарного года в размере трех месячных окладов денежного содержания. Решение о выплате вознаграждения принимает командир воинской части. Устанавливается вознаграждение военнослужащим, добросовестно исполняющим обязанности военной службы. Таким образом, единовременное денежное вознаграждение является стимулирующей выплатой. Конкретных критериев выплаты данного вознаграждения не установлено, что значительно уменьшает ее стимулирующее воздействие.

Материальная помощь оказывается по рапорту военнослужащего в размере двух окладов денежного содержания в год. От результатов воинского труда не зависит. Является компенсационной выплатой.

Подъемное пособие выплачивается при переезде военнослужащего на новое место военной службы в размере двух окладов денежного содержания на супруга и половины оклада на каждого члена семьи. С результатами воинского труда пособие не коррелируется, т. е. является компенсационной выплатой.

Процентная надбавка районного коэффициента. Военнослужащим, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка по правилам и нормам для гражданского персонала. В частности, в Омском регионе надбавка составляет 15 % к денежному довольствию. Надбавка является компенсационной выплатой.

Беспроцентная ссуда на обзаведение имуществом выплачивается в размере до 12 окладов денежного содержания на срок до трех лет один раз за время службы. С результатами труда не связана. При условии наличия инфляции в стране может быть отнесена к категории компенсационных выплат.

Выплата за поднаем жилья. В случае отсутствия служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, определяемых Правительством РФ. В апреле 2003 г. данная выплата составляла до 450 рублей в месяц. Выплата имеет явный компенсационный характер.

Денежная компенсация взамен продовольственного пайка (питания). Выплачивается по просьбе военнослужащего. От результатов труда не зависит. Имеет компенсационный характер. На апрель 2003 г. стоимость пайка составляла 20 рублей в сутки.

Денежная компенсация на санаторно-курортное лечение и медицинское обеспечение. Выплачивается не более одного раза в год. Размер выплаты состоит из 75 % скидки стоимости путевки на военнослужащего и 50 % скидки для членов их семей, а также из 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей на членов его семьи. От результатов труда не зависит, имеет компенсационный характер.

Таким образом, анализ месячных и иных дополнительных выплат позволяет сделать следующие выводы:

1. Все выплаты можно разделить на компенсационные и стимулирующие.

Компенсационные выплаты:

- процентная надбавка за выслугу лет;

- материальная помощь;

- подъемное пособие;

- процентная надбавка районного коэффициента;

- беспроцентная ссуда;

- выплата за поднаем жилья;

- денежная компенсация взамен продовольственного пайка;

- денежная компенсация на санаторно-курортное лечение.

Стимулирующие выплаты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы;

- премия за образцовое выполнение воинского долга;

- единовременное денежное вознаграждение.

119

Р.Г. Смелик

2. Доля стимулирующих выплат в структуре оплаты воинского труда зависит от размеров самих выплат.

Стимулирующие выплаты:

- надбавка за сложность, напряженность, и специальный режим военной службы (до 70% месячного оклада в месяц);

- премия за образцовое выполнение воинского долга (до 3-х окладов в год);

- единовременное денежное вознаграждение (до 3-х окладов в год).

Таким образом, если для примера рассмотреть денежное довольствие командира роты (в звании - капитан) с выслугой 10 лет, то без учета подъемного пособия и ссуды оно составит около 5 500 рублей в месяц. Стимулирующие надбавки составляют около 1 600 рублей, при условии максимального значения указанных надбавок. Таким образом, доля стимулирующих выплат составляет до 30 % в оплате воинского труда.

3. Критерии установления стимулирующих выплат не имеют точных экономических показателей (таблица 7). Указанные критерии в большей степени относятся к социальным, нежели к экономическим.

Критерии выплат

Таблица 7

Стимулирующие выплаты Критерии установления

1. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы - решение сложных задач; - напряженный характер работ; - специальный режим службы

2. Премия за образцовое выполнение воинского долга - образцовое выполнение воинского долга

3. Единовременное денежное вознаграждение - добросовестное исполнение обязанностей военной службы

Отсутствие точных экономических критериев назначения стимулирующих выплат в совокупности с субъективным правом командиров назначать указанные выплаты, снижать и лишать их значительно понижают эффективность действующей повременно-премиальной оплаты воинского труда.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.