Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОАУДИТА'

МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОАУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозгова А.С.

В статье описаны проблемы нефтегазового комплекса России, выявлена роль энергосбережения и энергетических обследований в повышении энергоэффективности нефтегазовых предприятий и обоснована целесообразность управления ею на основе экономической интеграции участников бизнес-процесса энергосбережения. Предложен организационно-экономический механизм повышения энергоэффективности предприятий нефтегазового комплекса и описаны основные принципы его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF OIL AND GAS COMPANIES USING ENERGY AUDIT

The article describes the oil and gas complex of Russia, revealed the role of energy efficiency and energy audits to improve energy efficiency of oil and gas companies and the expediency of its management on the basis of economic integration of the business process participants saving. Proposed organizational- economic mechanism of energy efficiency oil and gas companies and describes the basic principles of its functioning.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОАУДИТА»

УДК 339.16

МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОАУДИТА

Moiroea А.С., аспирантка филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Смоленск.

e-mail: tatjank@yandex.ru

В статье описаны проблемы нефтегазового комплекса России, выявлена роль энергосбережения и энергетических обследований в повышении энергоэффективности нефтегазовых предприятий и обоснована целесообразность управления ею на основе экономической интеграции участников бизнес-процесса энергосбережения. Предложен организационно-экономический механизм повышения энергоэффективности предприятий нефтегазового комплекса и описаны основные принципы его функционирования.

Ключевые слова: энергоэффективность. энергосбережение, энергетическое обследование, нефтегазовый комплекс.

MECHANISM FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF OIL AND GAS COMPANIES

USING ENERGY AUDIT

Ylozgova A., the post-graduate student. National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Smolensk branch.

e-mail: tatjank@yandex.ru

The article describes the oil ami gas complex of Russia, revealetl the role of energy efficiency and energy audits to improve energy efficiency of oil and gas companies and the expediency of its management on the basis of economic integration of the business process participants saving . Proposed organizational- economic mechanism of energy efficiency oil and gas companies and describes the basic principles of its functioning.

Keywords : energy efficiency, energy conservation, energy audits, oil and gas complex.

Одним из главных условий эффективного развития российской промышленности является обеспечение энергоэффективностн промышленных предприятий и повышение на этой основе их конкурентоспособности. Темпы и условия социально-экономического развития страны во многом определяются экономической эффективностью предприятий нефтегазового комплекса, который занимает ведущее место в экономике России. Российская Федерация обладает одними из самых крупных запасов нефти и газа в мире. Более 23 % запасов природного газа и около 6 % мировых разведанных запасов нефти находятся па территории России. Одним из основных факторов, влияющих на экономическую и энергетическую эффективность предприятий нефтегазового комплекса является их »нергоемкость. В настоящее время проблемам энергосбережения и снижения энергоемкости российской экономики уделяется много внимания, что выражается в создании нормативной правовой базы энергосбережения. К числу основных федеральных документов в области организации комплексной системы мероприятии по энергосбережению относятся: указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» № ХХ9; «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.». утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1715-р и Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической )ффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ.

В нефтегазовом комплексе России существует ряд проблем: массовое выбытие из эксплуатации основных фондов, средний износ которых составляет в настоящее время более 60% в нефтедобывающей отрасли и более 57% - в газовой отрасли: снижение коэффициента нефгензвлечения. который является основным показателем рационального использования сырьевой базы нефтегазодобычи (с 1960 по 2000 гг. коэффициент снизился с 0.45 до 0.29. в недрах остается более 70% запасов): неэффективное налогообложение (процент изъятия выручки российских нефтяных компаний составляет 65-70%, а зарубежных компаний менее 35%); ввиду недофинансирования геолого-разведочных работ отношение прироста запасов нефти и газа к добыче составляет 60%; отставание России от развитых нефтедобывающих государств по основным показателям инновационной деятельности в связи с отсутствием системы управления инновационным процессом и механизмов стимулирования внедрения новых технологий, в том числе и технологий энергосбережения: доля шергоресурсов, потребляемых нефтегазовым комплексом в России существенно выше, чем в мире (более 2/3 первичного потребления энергоресурсов) [1]. В настоящее время Россия шнимаст третье место в мире по потреблению нефти и газа (3.4% и 15,0% соответственно), уступая по этим показателям только США и Евросоюзу [2]. В таблице I показаны результаты энергоаудита объектов ООО «Газпромэнсрго» и ОАО

«АК «Транснефть» крупнейших российских предприятии не-фтегазвого комплекса.

В последние годы одним из перспективных направлений обеспечения энергосбережения является обязательное проведение энергетических обследований, под которыми понимают взаимосвязанный комплекс технических, организационных, экономических н иных мероприятий, направленных на выявление возможности экономически эффективной оптимизации потребления энергетических ресурсов на предприятии. Рассмотрев основные проблемы нефтегазового комплекса России можно сделать вывод о том, что в современных условиях энергосбережение на основе результатов энергоаудита является одним из самых доступных средств повышения конкурснтоспо-сосбности нефтегазовых предприятий и обеспечения экономической эффективности добычи и переработки нефти и газа.

В настоящее время имеются широкие возможности выбора энергосберегающих мероприятий, которые можно разделить на низко-, средне- и высокозатратные. Определение перечня рекомендуемых мероприятий и их выбор осуществляется на основе результатов энергоаудита предприятия заказчика. При этом, как показывает практика проведения энергетических обследований, предложения энергоаудиторов, носят рекомендательный характер, а дальнейшая реализация энергосберегающих мероприятий зависит от решений руководства предприятия-заказчика [3.4]. Поэтому часто рекомендации не выполняются или выполняются некачественно, что не позволяет повысить энергоэффективность предприятия и реализовать основную цель энергоаудита.

Таким образом, в сфере энергоаудита существуют проблемы отсутствия механизмов реализации, контроля и оценки эффективности рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и неразвитости инфраструктуры внедрения и распространения энергосберегающих мероприятий, в том числе и инновационных [5]. Этим во многом обусловлено отсутствие в ряде случаев экономии энергоресурсов и неэффективное вложение средств в энергосбережение. В связи с вышеизложенным актуальной яапяется задача разрабогки механизма повышения энергетической эффективности предприятии нефтегазового комплекса на основе обеспечения интеграции интересов участников процесса энергосбережения, при котором используются модифицированные процедуры энергоаудита, обеспечивающие создание и функционирование инфраструктуры распространения и реализации энергосберегающих мероприятий.

Предлагается механизм распространения инноваций в области энергосбережения, основанный на создании мобильной энсргосервнс-ной группы (МЭГ), который представлен на рисунке I. Цифрами на рисунке обозначены: 1 - меры государственной поддержки; 2 - процесс энергообследования; 3 - привлекаемые специалисты; 4-распределение денежных средств; 4 - решение по распределению фонда.

Для реализации выявленного в результате энергоаудита потен-

Таблица 1. Потенциал энергосбережения российских предприятий нефтегазового комплекса

Предприятие Виды энсргоресурсов Годовой потенциал жергосберсжсния в натуральном выражении Годовой потенциал жсргосбсрсження в денежном выражении, тыс. руб.

ООО «Газпромэнерго» Природный газ 2041,821 гыс.м' 3156,689

Газовый конденсат 42.848 т 539,243

Тепловая энергия 1955.(188 Гкал 2015,031

Электрическая энергия 1703,749 тыс.кВтч 2158,604

Итого: - 7869,567

ОАО «ЛК «Транснефть» Тепловая энергия 557.4 Гкал 243.100

Электрическая энергия 556.32 тыс.кВтч 1317,420

Итого: - 1560,520

Мероприятия государственной поддержки К- НИИ. Вузы

энергосбережения . / /

1 i 1 мип ®

®! i Тз г

: 4

Э/П1 Э/П2 Э/ПЗ

Предприятия-энергопотребитель

Мобильная энергосервисная группа

ж! Е

¡о:

ч

Комиссия по распределению фонда

"хг

Энергоаудиторская компания

Фонд экономии N 4 энергоресурсов /......

Производитель энергосберегающего оборудования и материалов

Энергоремонт -1-

Рис. I. Механизм внедрения и распространения мероприятии в области энергосбережения

циала энергосбережения необходимо создать систему мотивации собственников хозяйствующих субъектов к повышению энергоэффективности и оказывать содействие развитию организационной, научно-технической и инновационной деятельности в области жергосбережения. При этом необходимо понимать, что процесс жергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий это затратный и наукоемкий процесс, требующий направления шачительного объема финансовых, материальных, кадровых и информационных ресурсов в разработку и внедрение эффективных методов организации и технологий в области производства, передачи и использования энергии. I lo этому беч активной поддержки со стороны государства и организаций, занимающихся энергетическими обследованиями, решение данной проблемы весьма затруднительно.

Основную роль в процессе энергосбережения в данном механизме играют МЭГ и комиссия по распределению фонда. МЭГ' работает с привлечением специалистов энергоаудиторских компаний, НИИ. вузов, малых инновационных предприятии (MIIM). жергоремонтых фирм и организаций, занимающихся производством энергосберегающего оборудования. В состав группы могут входить производители энергосберегающего оборудования и специалисты энергоремонта В состав МЭГ предлагается включить группы следующих типов: МЭГ технико-наладочного профиля (отдел наладки и технического обслуживания, ■тлел автоматизации, отдел обслуживания узлов учета, отдел наладки тепловых сетей); МЭГ внедрения энергосберегающего оборудования и материалов; МЭГ проектно-сметной документации; МЭГ по консультациям сотрудников IITO; МЭ1' по консультациям сотрудников производства. Л/ЭГ в современных ус итияхяя шется ножным инструментам /ыспрост/мшеиия инноваций « области энергосбережения.

На рисунке показано, что органы государственной власти осуществляют поддержку: IIIIII. вузов. МИИ. организаций за-имающихся производством энергосберегающего оборудования. . .релприятий - энергопотребнтелей. НИИ и опытно-конструкторские

лаборатории являются основной организационной формой, обеспечивающей разработку новых технологий. Mill I. создаваемые на базе вузов, являются связующим звеном между наукой и реальным сектором жономики страны, так как обеспечивают коммерциализацию новых технологий и внедрение их в производство.

Государственная поддержка предприятий по производству энергосберегающего оборудования и материалов позволит им существенно повысить объемы и качество производимой продукции, в результате чего будет обеспечен более высокий уровень надежности тепло- и электроснабжения предприятий - потребителей энергоресурсов, сократятся объемы энергопотребления и потерн энергоресурсов.

11аличие у МЭГ оборудования для диагностики позволяет автоматизировать процессы энергетических обследований, составления энергетических паспортов и выработки рекомендаций по повышению энергоэффективности обследуемых объектов с указанием конкретных мероприятий. 11аличис у предприятий - потребителей энергоресурсов энергетических паспортов, составленных по модифицированной методике энергетического обследования, в которых будут описаны мероприятия в области энергосбережения, приведены расчеты эффективности их внедрения в производственный процесс позволит органам государственной власти обеспечить обоснованное оказание государственной поддержки определенных программ в области энергосбережения, реализуемых данными предприятиями. Модифицированная методика энергоаудита нефтегазовых предприятий представляет собой обследование систем тепло- и электроснабжения предприятия с последующим внедрением рекомендаций по сокращению потерь топливно-энергетических ресурсов и включает в себя следующие этапы: I) документальное обследование; 2) инструментальное обследование: 3) расчет возможной жономни энергоресурсов и подготовка мероприятий по сокращению потребления энергоресурсов; 4) внедрение рекомендации и мероприятий по сокращению потребления энергоресурсов

мобильной энергосервисной группой: 5) контрольные замеры энергоаудиторов после работы МЭ1 ; 6) составление энергопаспорта с учетом внедрения МЭГ энергосберегающих мероприятий. Таким образом, для промышленных предприятий проведение энергоаудита по модифицированной методике можно рассматривать как инструмент сокращения потерь энергоресурсов.

Основным отличием предложенного организационно-экономического механизма является направленность на стимулирование различных экономических субъектов к реализации рекомендаций по энергосбережению, выработанных в результате жергоаудита на основе интеграции их экономических интересов. Ключевой заинтересованноегыо энергоауднторов в реализации предложенных рекомендаций является получение выручки в виде премий от сэкономленных в результате проведения энергоаудита и внедрения рекомендаций денежных средств. Комиссия по распределению фонда определяет процент прибыли от реализации рекомендаций. Фонд экономии энергоресурсов распределяет денежные средства между организациями, выполнявшими работу по внедрению рекомендаций энергоауднторов.

Литература:

1. Дли М.И., Литвинчук К).Я.. Какагунова Т.В. Роль локальных инновационных процессов авиастроительного предприятия в условиях нестабильности внешней среды .7 Креативная жономика. 2009. №4. С. 59-63.

2. Овинникова К.II. Современное состояние нефтегазового комплекса России и его проблемы [Текст] К.II. Овинникова Известия Томского политехнического университета, 2013. - Т. 322. -№ 6. -С. 47-51.

3. Троицкий-Марков. Т.Е. Научно-методические принципы энергоаудита и энергоменеджмента [Текст] / Т.Е. Троицкий-Марков. 0.11. Будадин. С'.А. Михайлов. А.И. Потапов. VI.: Наука. 2005. 537 с.'

4. Вакулко. А.Г. Методические материалы к проведению энергетического аудита [Текст] / А.Г. Вакулко. С. А. Михайлов, Е.Г. Гашо // Энергосбережение. - 2001. № 6. - С.33-36.

5. Дли М.И.. Литвинчук Ю.Я., Какагунова Т.В. Управление потоками инноваций на предприятиях авиационной промышленности // i 1нтеграл - 2009 - № I - С.5-7.

ВИДЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Лабу т ина H.A.. соискатель Российского государственного гуманитарного университета

В статье рассмотрены раиичные классификации подразделений пожарной охраны, формируемые « соответствии с видами пожарной безопасности. Автор делает акцент на исследовании подразделений государственной пожарной охраны, а также уделяет внимание подразделениям добровольной пожарной охраны.

Ключевые слова: безопасность, пожарная охрана, гарнизон, противопожарная служба, пожарное депо, общественное объединение, ведомство, организация.

TYPES ОЕ DIVISIONS OF FIRE PROTECTION

l.ahutinu N.. the applicant of Russian Stale Universityfor the Humanities

In article various classifications of divisions of the fire protection, formed according to types of fire safety are considered. The author places emphasis on research of divisions of the state fire protection, and also pays attention to divisions of voluntary fire protection.

Keywords: safety, fire protection, garrison, fire service, tire depot, public association, department, organization.

селенных пунктах, дислоцированных в труднодоступной местности, создавать и развивать добровольную пожарную охрану.

В результате реализации Программы большинство населенных пунктов Российской Федерации в 2017 году будут обслуживаться силами подразделений пожарной охраны различных видов'.

В соответствии со ст. I Федерального закона «О пожарной безопасности »'пожарная охрана представляет собой совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения н проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

При этом виды пожарной охраны определены в ст. 4 данного закона, согласно которой выделяются следующие:

• государственная противопожарная служба: - муниципальная пожарная охрана:

• ведомственная пожарная охрана;

• частная пожарная охрана;

• добровольная пожарная охрана.

Таким образом, пожарная охрана создается в установленном порядке, то есть самим государством, муниципальными образованиями. руководством предприятий, учреждений и организаций.

Подразделения пожарной охраны достаточно многообразны, в зависимости от вида пожарной охраны и места его дислокации.

Тем не менее, согласно Порядку организации службы в подразделениях пожарной охраны1, такие подразделения всех видов пожарной охраны, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, входят в состав гарнизона пожар-

Основной задачей деятельности органов государственной власти в области пожарной безопасности является обеспечение необходимых условий для динамичного развития экономики, устойчивого повышения благосостояния российских граждан и сбережения их жизней с учетом планов реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а также экономических и инфраструктурных проектов до 2020 года.

Как указано в Концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»пожариая безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.

11ри этом наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности, подлежащими разрешению, остаются эффективность действий подразделений пожарной охраны различных видов, эффективность превентивных противопожарных мероприятий и мер. принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара.

Особое внимание должно быть уделено решению задачи обеспечения пожарной безопасности подразделениями добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, в которых в настоящее время не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности. Для этого предполагается в сельских поселениях и других на-

II остановлен не I |равнтельства РФ от 30.12.2012 № 14X1 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» IIСЗ РФ. 14.01.2013, № 2. ст. XX

: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // С'З РФ. 26.12.1994. № 35, ст. 3649 ' 11рнказ МЧС РФ от 05.04.2011 .V» 167 «Об утверждении 11орядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 11.07.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.