Научная статья на тему 'Механизм повышения эффективности предприятий нефтегазового комплекса с использованием энергоаудита'

Механизм повышения эффективности предприятий нефтегазового комплекса с использованием энергоаудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
994
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY CONSERVATION / ENERGY AUDITS / OIL AND GAS COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозгова А.С.

В статье описаны проблемы нефтегазового комплекса России, выявлена роль энергосбережения и энергетических обследований в повышении энергоэффективности нефтегазовых предприятий и обоснована целесообразность управления ею на основе экономической интеграции участников бизнес-процесса энергосбережения. Предложен организационно-экономический механизм повышения энергоэффективности предприятий нефтегазового комплекса и описаны основные принципы его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF OIL AND GAS COMPANIES USING ENERGY AUDIT

The article describes the oil and gas complex of Russia, revealed the role of energy efficiency and energy audits to improve energy efficiency of oil and gas companies and the expediency of its management on the basis of economic integration of the business process participants saving. Proposed organizationaleconomic mechanism of energy efficiency oil and gas companies and describes the basic principles of its functioning.

Текст научной работы на тему «Механизм повышения эффективности предприятий нефтегазового комплекса с использованием энергоаудита»

УДК 339.16

МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОАУДИТА

Мозгова А.С., аспирантка филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Смоленск,

e-mail: tatjank@yandex.ru

В статье описаны проблемы нефтегазового комплекса России, выявлена роль энергосбережения и энергетических обследований в повышении энергоэффективности нефтегазовых предприятий и обоснована целесообразность управления ею на основе экономической интеграции участников бизнес-процесса энергосбережения. Предложен организационно-экономический механизм повышения энергоэффективности предприятий нефтегазового комплекса и описаны основные принципы его функционирования.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, энергетическое обследование, нефтегазовый комплекс.

MECHANISM FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF OIL AND GAS COMPANIES

USING ENERGY AUDIT

Mozgova A., the post-graduate student, National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Smolensk branch,

e-mail: tatjank@yandex.ru

The article describes the oil and gas complex of Russia, revealed the role of energy efficiency and energy audits to improve energy efficiency of oil and gas companies and the expediency of its management on the basis of economic integration of the business process participants saving . Proposed organizational- economic mechanism of energy efficiency oil and gas companies and describes the basic principles of its functioning.

Keywords : energy efficiency, energy conservation, energy audits, oil and gas complex.

Одним из главных условий эффективного развития российской промышленности является обеспечение энергоэффективности промышленных предприятий и повышение на этой основе их конкурентоспособности. Темпы и условия социально-экономического развития страны во многом определяются экономической эффективностью предприятий нефтегазового комплекса, который занимает ведущее место в экономике России. Российская Федерация обладает одними из самых крупных запасов нефти и газа в мире. Более 23 % запасов природного газа и около 6 % мировых разведанных запасов нефти находятся на территории России. Одним из основных факторов, влияющих на экономическую и энергетическую эффективность предприятий нефтегазового комплекса является их энергоемкость. В настоящее время проблемам энергосбережения и снижения энергоемкости российской экономики уделяется много внимания, что выражается в создании нормативной правовой базы энергосбережения. К числу основных федеральных документов в области организации комплексной системы мероприятий по энергосбережению относятся: указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» № 889; «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1715-р и Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ.

В нефтегазовом комплексе России существует ряд проблем: массовое выбытие из эксплуатации основных фондов, средний износ которых составляет в настоящее время более 60% - в нефтедобывающей отрасли и более 57% - в газовой отрасли; снижение коэффициента нефтеизвлечения, который является основным показателем рационального использования сырьевой базы нефтегазодобычи (с 1960 по 2000 гг. коэффициент снизился с 0,45 до 0,29, в недрах остается более 70% запасов); неэффективное налогообложение (процент изъятия выручки российских нефтяных компаний составляет 65-70%, а зарубежных компаний менее 35%); ввиду недофинансирования геолого-разведочных работ отношение прироста запасов нефти и газа к добыче составляет 60%; отставание России от развитых нефтедобывающих государств по основным показателям инновационной деятельности в связи с отсутствием системы управления инновационным процессом и механизмов стимулирования внедрения новых технологий, в том числе и технологий энергосбережения; доля энергоресурсов, потребляемых нефтегазовым комплексом в России существенно выше, чем в мире (более 2/3 первичного потребления энергоресурсов) [1]. В настоящее время Россия занимает третье место в мире по потреблению нефти и газа (3,4% и 15,0% - соответственно), уступая по этим показателям только США и Евросоюзу [2]. В таблице 1 показаны результаты энергоаудита объектов ООО «Газпромэнерго» и ОАО «АК «Транснефть» - крупнейших российских предприятий

нефтегазвого комплекса.

В последние годы одним из перспективных направлений обеспечения энергосбережения является обязательное проведение энергетических обследований, под которыми понимают взаимосвязанный комплекс технических, организационных, экономических и иных мероприятий, направленных на выявление возможности экономически эффективной оптимизации потребления энергетических ресурсов на предприятии. Рассмотрев основные проблемы нефтегазового комплекса России можно сделать вывод о том, что в современных условиях энергосбережение на основе результатов энергоаудита является одним из самых доступных средств повышения конкурентоспососбности нефтегазовых предприятий и обеспечения экономической эффективности добычи и переработки нефти и газа.

В настоящее время имеются широкие возможности выбора энергосберегающих мероприятий, которые можно разделить на низко-, средне- и высокозатратные. Определение перечня рекомендуемых мероприятий и их выбор осуществляется на основе результатов энергоаудита предприятия - заказчика. При этом, как показывает практика проведения энергетических обследований, предложения энергоаудиторов, носят рекомендательный характер, а дальнейшая реализация энергосберегающих мероприятий зависит от решений руководства предприятия-заказчика [3,4]. Поэтому часто рекомендации не выполняются или выполняются некачественно, что не позволяет повысить энергоэффективность предприятия и реализовать основную цель энергоаудита.

Таким образом, в сфере энергоаудита существуют проблемы отсутствия механизмов реализации, контроля и оценки эффективности рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и неразвитости инфраструктуры внедрения и распространения энергосберегающих мероприятий, в том числе и инновационных [5]. Этим во многом обусловлено отсутствие в ряде случаев экономии энергоресурсов и неэффективное вложение средств в энергосбережение. В связи с вышеизложенным актуальной является задача разработки механизма повышения энергетической эффективности предприятий нефтегазового комплекса на основе обеспечения интеграции интересов участников процесса энергосбережения, при котором используются модифицированные процедуры энергоаудита, обеспечивающие создание и функционирование инфраструктуры распространения и реализации энергосберегающих мероприятий.

Предлагается механизм распространения инноваций в области энергосбережения, основанный на создании мобильной энергосервисной группы (МЭГ), который представлен на рисунке 1. Цифрами на рисунке обозначены: 1 - меры государственной поддержки; 2 - процесс энергообследования; 3 - привлекаемые специалисты; 4 - распределение денежных средств; 4 - решение по распределению фонда.

Для реализации выявленного в результате энергоаудита потенциала энергосбережения необходимо создать систему мотивации собствен-

Таблица 1. Потенциал энергосбережения российских предприятий нефтегазового комплекса

Предприятие Виды энергоресурсов Годовой потенциал энергосбережения в натуральном выражении Годовой потенциал энергосбережения в денежном выражении, тыс. руб.

ООО «Газпромэнерго» Природный газ 2091,821 тыс.м^ 3156,689

Газовый конденсат 42,848 т 539,243

Тепловая энергия 1955,088 Гкал 2015,031

Электрическая •энергия 1703,749 тыс.кВтч 2158,604

Итого: - 7869,567

ОАО «АК «Транснефть» Тепловая энергия 557,4 Гкал 243,100

Электрическая энергия 556,32 тыс.кВт-ч 1317,420

Итого: - 1560,520

Рис. 1. Механизм внедрения и распространения мероприятий в области энергосбережения

ников хозяйствующих субъектов к повышению энергоэффективности и оказывать содействие развитию организационной, научно-технической и инновационной деятельности в области энергосбережения. При этом необходимо понимать, что процесс энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий - это затратный и наукоемкий процесс, требующий направления значительного объема финансовых, материальных, кадровых и информационных ресурсов в разработку и внедрение эффективных методов организации и технологий в области производства, передачи и использования энергии. Поэтому без активной поддержки со стороны государства и организаций, занимающихся энергетическими обследованиями, решение данной проблемы весьма затруднительно.

Основную роль в процессе энергосбережения в данном механизме играют МЭГ и комиссия по распределению фонда. МЭГ работает с привлечением специалистов энергоаудиторских компаний, НИИ, вузов, малых инновационных предприятии (МИП), энергоремонтых фирм и организаций, занимающихся производством энергосберегающего оборудования. В состав группы могут входить производители энергосберегающего оборудования и специалисты энергоремонта. В состав МЭГ предлагается включить группы следующих типов: МЭГ технико-наладочного профиля (отдел наладки и технического обслуживания, отдел автоматизации, отдел обслуживания узлов учета, отдел наладки тепловых сетей); МЭГ внедрения энергосберегающего оборудования и материалов; МЭГ проектно-сметной документации; МЭГ по консультациям сотрудников ПТО; МЭГ по консультациям сотрудников производства. МЭГ в современных условиях является важным инструментом распространения инноваций в области энергосбережения.

На рисунке показано, что органы государственной власти осуществляют поддержку: НИИ, вузов, МИП, организаций занимающихся производством энергосберегающего оборудования, предприятий - энергопотребителей. НИИ и опытно-конструкторские лаборатории

являются основной организационной формой, обеспечивающей разработку новых технологий. МИП, создаваемые на базе вузов, являются связующим звеном между наукой и реальным сектором экономики страны, так как обеспечивают коммерциализацию новых технологий и внедрение их в производство.

Государственная поддержка предприятий по производству энергосберегающего оборудования и материалов позволит им существенно повысить объемы и качество производимой продукции, в результате чего будет обеспечен более высокий уровень надежности тепло- и электроснабжения предприятий - потребителей энергоресурсов, сократятся объемы энергопотребления и потери энергоресурсов.

Наличие у МЭГ оборудования для диагностики позволяет автоматизировать процессы энергетических обследований, составления энергетических паспортов и выработки рекомендаций по повышению энергоэффективности обследуемых объектов с указанием конкретных мероприятий. Наличие у предприятий - потребителей энергоресурсов энергетических паспортов, составленных по модифицированной методике энергетического обследования, в которых будут описаны мероприятия в области энергосбережения, приведены расчеты эффективности их внедрения в производственный процесс позволит органам государственной власти обеспечить обоснованное оказание государственной поддержки определенных программ в области энергосбережения, реализуемых данными предприятиями. Модифицированная методика энергоаудита нефтегазовых предприятий представляет собой обследование систем тепло- и электроснабжения предприятия с последующим внедрением рекомендаций по сокращению потерь топливно-энергетических ресурсов и включает в себя следующие этапы: 1) документальное обследование; 2) инструментальное обследование; 3) расчет возможной экономии энергоресурсов и подготовка мероприятий по сокращению потребления энергоресурсов; 4) внедрение рекомендаций и мероприятий по сокращению потребления энергоресурсов

6 ТЯЛШРОЯТ ВШШЕ88 Ш ЯШ81Л | №6 2013 |

мобильной энергосервисной группой; 5) контрольные замеры энергоаудиторов после работы МЭГ; 6) составление энергопаспорта с учетом внедрения МЭГ энергосберегающих мероприятий. Таким образом, для промышленных предприятий проведение энергоаудита по модифицированной методике можно рассматривать как инструмент сокращения потерь энергоресурсов.

Основным отличием предложенного организационно-экономического механизма является направленность на стимулирование различных экономических субъектов к реализации рекомендаций по энергосбережению, выработанных в результате энергоаудита на основе интеграции их экономических интересов. Ключевой заинтересованностью энергоаудиторов в реализации предложенных рекомендаций является получение выручки в виде премий от сэкономленных в результате проведения энергоаудита и внедрения рекомендаций денежных средств. Комиссия по распределению фонда определяет процент прибыли от реализации рекомендаций. Фонд экономии энергоресурсов распределяет денежные средства между организациями, выполнявшими работу по внедрению рекомендаций энергоаудиторов.

Литература:

1. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Роль локальных инновационных процессов авиастроительного предприятия в условиях нестабильности внешней среды // Креативная экономика. 2009. №4. С. 59-63.

2. Овинникова К.Н. Современное состояние нефтегазового комплекса России и его проблемы [Текст] / К.Н. Овинникова // Известия Томского политехнического университета, 2013. - Т. 322. - № 6. - С. 47-51.

3. Троицкий-Марков, Т.Е. Научно-методические принципы энергоаудита и энергоменеджмента [Текст] / Т.Е. Троицкий-Марков, О.Н. Будадин, С.А. Михайлов, А.И. Потапов. - М.: Наука, 2005. - 537 с.

4. Вакулко, А.Г. Методические материалы к проведению энергетического аудита [Текст] / А.Г. Вакулко, С.А. Михайлов, Е.Г. Гашо // Энергосбережение. - 2001. - № 6. - С.33-36.

5. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Управление потоками инноваций на предприятиях авиационной промышленности // Интеграл - 2009 - №1 - С.5-7.

ВИДЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Лабутина Н.А., соискатель Российского государственного гуманитарного университета

В статье рассмотрены различные классификации подразделений пожарной охраны, формируемые в соответствии с видами пожарной безопасности. Автор делает акцент на исследовании подразделений государственной пожарной охраны, а также уделяет внимание подразделениям добровольной пожарной охраны.

Ключевые слова: безопасность, пожарная охрана, гарнизон, противопожарная служба, пожарное депо, общественное объединение, ведомство, организация.

TYPES OF DIVISIONS OF FIRE PROTECTION

Labutina N., the applicant of Russian State Universityfor the Humanities

In article various classifications of divisions of the fire protection, formed according to types of fire safety are considered. The author places emphasis on research of divisions of the state fire protection, and also pays attention to divisions of voluntary fire protection.

Keywords: safety, fire protection, garrison, fire service, fire depot, public association, department, organization.

Основной задачей деятельности органов государственной власти в области пожарной безопасности является обеспечение необходимых условий для динамичного развития экономики, устойчивого повышения благосостояния российских граждан и сбережения их жизней с учетом планов реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а также экономических и инфраструктурных проектов до 2020 года.

Как указано в Концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.

При этом наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности, подлежащими разрешению, остаются эффективность действий подразделений пожарной охраны различных видов, эффективность превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара.

Особое внимание должно быть уделено решению задачи обеспечения пожарной безопасности подразделениями добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, в которых в настоящее время не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности. Для этого предполагается в сельских поселениях и других населенных пунктах, дислоцированных в труднодоступной местности,

создавать и развивать добровольную пожарную охрану.

В результате реализации Программы большинство населенных пунктов Российской Федерации в 2017 году будут обслуживаться силами подразделений пожарной охраны различных видов1.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»2пожарная охрана представляет собой совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

При этом виды пожарной охраны определены в ст. 4 данного закона, согласно которой выделяются следующие:

■ государственная противопожарная служба;

■ муниципальная пожарная охрана;

■ ведомственная пожарная охрана;

■ частная пожарная охрана;

■ добровольная пожарная охрана.

Таким образом, пожарная охрана создается в установленном порядке, то есть самим государством, муниципальными образованиями, руководством предприятий, учреждений и организаций.

Подразделения пожарной охраны достаточно многообразны, в зависимости от вида пожарной охраны и места его дислокации.

Тем не менее, согласно Порядку организации службы в подразделениях пожарной охраны3, такие подразделения всех видов пожарной охраны, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, входят в состав гарнизона пожарной охраны, в котором организуется гарнизонная и караульная службы.

1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» // СЗ РФ, 14.01.2013, № 2, ст. 88

2 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3649

3 Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.