Научная статья на тему 'Механизм политического текста в легитимации власти'

Механизм политического текста в легитимации власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
185
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм политического текста в легитимации власти»

Власть и бизнес

Александр СКИПЕРСКИХ

механизм ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ

(На примере выборов в Елецкий городской совет депутатов)

Легитимация политической власти может быть рассмотрена через механизм политического текста, представляющего политику, осуществляемую на том или ином уроне власти. Политика «образована действиями людей. Однако это не простые действия. Они осмыслены и образуют логические последовательности или так называемые политические дискурсы. В рамках такого дискурса и действия, и слова являются знаками, за которыми вырисовываются смыслы»1. Политический текст образован и контролируется властью, которая «гнездится в любом дискурсе, даже если он рождается в сфере безвластия»2.

В задачу данной статьи входит анализ механизма политического текста в легитимации политических акторов. Рассматривая политический текст как систему, автор разбирает роль каждого элемента в процессе его функционирования. В системе политического текста присутствуют три важных элемента — источник текста, содержание и аудитория. Источник политического текста в целях признания своих прав на творчество в сфере создания текста (то есть принятия и реализации политических решений) отправляет информацию аудитории, которая легитимирует это право. Политический текст должен быть понят аудиторией, а закодированный в его содержании смысл — полностью поддаваться расшифровке. В противном случае он (политический текст) теряет свою функциональность. Понимание политического текста аудиторией предполагает обратную связь с источником текста, осуществляемую на основе принятой и обработанной информации. Необходимо заметить, что исследование механизма политического текста позволяет комплексно оценить политику, осуществляемую на том или ином уровне власти, что в свою очередь подчеркивает актуальность выбранной проблемы.

В данной статье источником политического текста, границы которого совпадают с местной политикой (город Елец Липецкой области) будут политические акторы, заинтересованные в легитимации в статусе депутатов Елецкого городского совета. Они прилагают определенные усилия по достижению политического признания в праве распределения власти, по поводу чего ими создается политический текст. Аудитория политического текста — это избиратели города Ельца — источники легитимности для потенциальных носителей власти. Особенности функционирования механизма политического текста применительно к ситуации в Ельце позволяют выдвинуть и защитить гипотезу о существовании определенной модели провинциальной политической культуры, придающей локальному политическому тексту особую конфигурацию.

Первые выборы в Елецкий городской совет проходили в 1997 году и их результаты во многом подтвердили общероссийскую тенденцию популярности КПРФ. Тогда ельчане выбрали в горсовет

1 Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997, стр. 15

2 Барт Р. Избранные работы. М., 1989, стр. 547

СКИПЕРСКИХ

Александр Владимирович — к. п. н.,

Елецкий

государственный

университет

56 ВЛАСТЬ 10’2007

большинство коммунистов. Что касается остальных политических партий, то они не могли похвастаться успехами ввиду отсутствия в городе реальной социальной поддержки этих партий. Особенно это было заметно на примере правых проектов («Яблоко», СПС). В этом нам видится важный аспект понимания содержания локального политического текста, так или иначе обуславливающий политическое поведение ельчан в середине 1990-х годов.

Выборы в городской совет второго созыва состоялись в Ельце в 2001 году. Они проходили на общем фоне снижения популярности КПРФ как в стране, так и в Липецкой области. В новом составе оказалось меньше коммунистов и больше беспартийных депутатов, к тому времени не определившихся с партийной идентичностью. Их связь с бизнес-структурами позволила им использовать в избирательной кампании достаточно серьезный экономический ресурс, что, казалось бы, предопределяло новый «классовый» раскол в горсовете. Впрочем, специфика города с населением в 120 тысяч жителей сказалась на формате дальнейшего взаимодействия бизнесменов-депутатов и представителей КПРФ. Усилия мэра В. Соковых, умело «распасовывающего» интересы политических флагов в горсовете, приводят к тому, что председателем становится коммунист А. Иванов. Правда, в Ельце росло недовольство мэром, что проявилось на следующих выборах главы администрации города.

При сравнении социального состава первых созывов и его состояния после выборов 2006 года сразу же заметно, что в первом случае наблюдалось очевидное профессиональное разнообразие депутатов. Выступая ньюсмейкерами в локальном политическом тексте, депутаты первых созывов могли рассчитывать на поддержку своих проектов у избирателя. Конечно, во многом это объясняется заметной профессионализмом депутатов, легитимировавшихся на основании очевидной персонифицированной ком-поненты1. В горсовет первых созывов входили представители разных социальных групп: начиная от директоров школ и работников образовательной сферы

1 Скиперских А. В. Персонифицированная легитимность. Свободная мысль XXI. 2005, № 8, стр. 191-204

и заканчивая выразителями интересов трудовых коллективов города, врачами и предпринимателями. После интерес к местной политике просыпается уже у руководителей муниципальных предприятий, предпринимателей и просто безработных. Появление в Елецком городском Совете депутатов-предпринимателей отвечало общероссийским тенденциям. Представители бизнес-структур принес -ли вместе с собой новое понимание избирательной кампании на местном уровне с использованием новых форм работы с избирателем. Нужно отметить, что новые формы диалога с избирателем были довольно эффективны. Политический текст кампании по выборам депутатов горсовета в 2005 году привлек к себе большое число абсентичного электората. В ряде округов, где были зарегистрированы кандидатами в депутаты местные предприниматели, порог явки откровенно «зашкаливал», достигая 70-80%. И, наоборот, там, где не было предпринимателей, выборы едва состоялись. Содержание политического текста было понятно лишь тем избирателям, которые готовы голосовать всегда и вне зависимости от уровня кампании. Данная проблема может иметь и другую причину. Уже замечено, что популярность местных избирательных кампаний по сравнению, скажем, с федеральными кампаниями, заметно ниже, что не замедляет оформляться в определенный провинциальный «симптом».

Результаты выборов в Елецкий городской совет третьего созыва могут показаться предсказуемыми, хотя в них можно увидеть и ряд неожиданностей, впоследствии определивших судьбу городского парламента2.

В том, что выборы в Елецкий городской совет третьего созыва будут интересны, не было сомнений. В них приняли участие 118 кандидатов в депутаты, представлявших интересы практически всех местных элит, и пяти политических партий, имевших федеральную поддержку (КПРФ, «Единая Россия», СДПР, ЛДПР и «Родина»). Еще одной характерной

2 Во многом благодаря тому, что в Совет были избраны люди, готовые оппонировать мэру Ельца, угроза их действий могла косвенно угрожать легитимности губернатора О. Королева. Не проработав и года, Елецкий городской совет депутатов был распущен решением областного суда

1 0’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________57

особенностью локального политического текста был тот факт, что в выборной кампании не участвовали представители правых политических партий. Отсутствие на местном уровне политики отделений этих партий и традиционно низкий процент, получаемый правыми политическими партиями в Ельце на выборах всех уровней, не могут не предостеречь некоторых кандидатов в депутаты от идентификации своей кампании с правыми проектами.

Разбирая ситуацию с политической идентичностью нового состава Елецкого городского совета третьего созыва, можно было обнаружить ряд закономерностей, подтверждающих существование особого типа провинциальной политической культуры, способствующей формированию и репрезентации определенных оценок по поводу содержания политического текста.

Одной из закономерностей можно считать недостаточное желание претендентов на соискание политической легитимности на местном уровне обзаводиться поддержкой каких-либо политических партий. Это можно объяснить отсутствием в тот момент в Ельце заведомых фаворитов кампании — политических партий. Даже прошедшие в декабре 2003 года в Ельце федеральные парламентские выборы не обозначили явного фаворита. «Единая Россия» в Ельце набрала гораздо меньше, чем в целом по стране (в Липецкой области — 28,2%, тогда как по России

— 37,6%), а традиционно дисциплинированных избирателей КПРФ уже не хватает для избрания депутата-коммуниста в одномандатном округе.

Особенностью политического текста выборных кампаний в Ельце, как, впрочем, и провинциальной политической культуры, является способность избирателя голосовать скорее за известного в местном социуме игрока, чем за политическую партию, которую он представляет. Легитимация депутатов Елецкого городского совета третьего созыва изначально предполагала отказ от каких бы то ни было политических брендов. По мнению автора, в условиях российской провинции вообще не принципиально подчеркивать связь с конкретной политической партией. Один и тот же известный человек может благополучно избираться от различных политических партий. Репутация уже не является тем «джокером», кото-

рый помогает обеспечить необходимый результат. Легитимация достигает эффективности с помощью иных ресурсов и в частности экономического.

Выборы в третий городской совет подтвердили еще одну общероссийскую тенденцию. «Единая Россия» не пользуется поддержкой в провинции, в силу определенных обстоятельств эта политическая партия даже при активном федеральном лобби не способна найти «своего» избирателя. Выборы в региональные парламенты в ряде субъектов РФ показывают непопулярность «Единой России», которой все сложнее и сложнее подтверждать свои амбиции как политического гегемона. Говоря о политическом партийном спектре, следует отметить, что в составе третьего созыва оказались четыре представителя КПРФ , два социал-демократа.

Анализируя профессиональный состав депутатов, показательно, что в новом горсовете не оказалось врачей, рабочих, а также железнодорожников, традиционно до этого представлявших свои интересы в городском собрании. В то же время

— четыре депутата представляли ЕГУ им. И. А. Бунина и один сферу образования. Двенадцать депутатов (по сути дела, каждый второй нового состава!) представляли интересы бизнес-структур. Наконец оставшаяся часть, в основном управляемая мэром В. Соковых, состояла из руководителей муниципальных служб и крупных предприятий. Выборы третьего горсовета продемонстрировали, какую огромную роль может иметь технологический фактор в легитимации.

Одной из таких легитимационных технологий можно считать популярность досрочного голосования. Право на него, «защищенное» законом Липецкой области, определяющим порядок выборов на территории данного субъекта Федерации, способствовало легитимации кандидатов практически во всех округах. Нужно отметить, что досрочное голосование в условиях провинции, его экономическое и юридическое сопровождение становятся неотъемлемой компонентой избирательной кампании. В ряде округов досрочное голосование превышало мыслимые пределы. Например, в некоторых округах воспользоваться активным избирательным правом досрочно изъявили желание больше 15%. Политическое сознание провинциального избирате-

58 ВЛАСТЬ 10’2007

ля легко рационализируется. При этом наблюдается тенденция расставания с сентиментальными привязанностями. Можно представить, каким «счастьем» для некоторых людей было проголосовать за 100 рублей досрочно под предлогом выдуманной причины — в условиях экономического прозябания обеспечить себе маленький праздник! Предприниматели задействовали в кампании большие экономические ресурсы и данный шаг оказался эффективным.

Что касается популярности протестно-го голосования, то оно также может быть реакцией на представленный к репрезентации аудиторией политический текст. Аудитория интерпретировала его содержание как побуждение к голосованию «против всех». В горсовет баллотируются более или менее известные в городе и в округе люди, и отношение к ним может быть совершенно разное. Из принявших участие в голосовании 5,39% высказались против всех кандидатов. В нескольких округах протестное голосование превышало 10%. В этих округах победившие кандидаты опередили своих ближайших конкурентов достаточно большим отрывом.

Еще одной особенностью локального политического текста является его гендерная толерантность. Женщины-кандидаты при умелой организации кампании могут позиционировать с конкурентоспособными политическими акторами. Самым демократичным с точки зрения гендерного равенства был первый созыв горсовета 1997 года. Тогда на трех депута-тов-мужчин приходилась одна женщина-депутат. Значительно меньшее представительство отмечалось в горсовете второго созыва — две женщины. В выборах третьего созыва женщины выдвинулись в 13 округах из 25. Победу одержали в 3 округах, причем им составляли конкуренцию профессиональные политики. Интересно, что победившие женщины-кандидаты впервые попытались реализовать себя в местной политике. Поэтому они оказались привлекательнее для провинциального избирателя, чем кандидаты-мужчины. В двух округах из 13 женщины исполняли функции «технических» кандидатов. Еще в двух округах женщины заняли вторые места, до конца кампании сохраняя интригу, причем в одном из этих округов избирателям приходилось

выбирать депутата всего из двух кандидатов. Выборы горсовета четвертого созыва в 2006 году демонстрируют снижение политической активности женщин-кан-дидатов. Они выставляются в семи округах и одерживают победу в двух.

Политический текст выборов городского совета четвертого созыва в 2006 году уже значительно отличается от предыдущих кампаний. Выборы превращаются в «дорогое» удовольствие во всех смыслах. Желавших избираться депутатом было меньше по сравнению с предыдущим созывом — о своих намерениях заявили 84 кандидата в депутаты. Огромное значение имеет фактор административного ресурса. Приобретает значение и партийная принадлежность кандидата в депутаты. Наконец, наверное, решающим оказывается предыдущий опыт депутатской деятельности для тех, которые избирались раньше. В контексте конфликта, связанного с роспуском третьего горсовета, уже имеет значение, каковы могут быть политические стратегии кандидата в депутаты. В этот раз власть решила максимально мобилизоваться и затруднить избрание наиболее неудобным для нее акторам, дабы обезопасить новый состав горсовета от повторения прошлого опыта.

Говоря о профессиональном составе горсовета, следует отметить, что «удорожание» выборов привело в городской совет в основном состоятельных людей. 68% избранного состава (17 депутатов) горсовета — руководители муниципальных служб и генеральные директора крупных предприятий. Также данные депутаты, являясь работодателями, могли использовать в политической легитимации административный ресурс. Интересно, что все эти депутаты были так или иначе лояльны В. Соковых. То есть, по сути дела, вопрос дееспособности нового состава совета был предопределен изначально. Действительно, предвыборная кампания была отмечена в городе грандиозным строительным бумом.

Оставшаяся часть Елецкого городского совета четвертого созыва — четыре предпринимателя (сразу заметно отличие от состава депутатов третьего созыва, где их было гораздо больше), два директора предприятий, выведенных из-под контроля В. Соковых, начальник цеха ОАО «Елецгидроагрегат» и врач-травматолог. При сравнении профессионального

1 0’2007__________________ВЛАСТЬ__________________________59

состава четвертого созыва от предыдущего третьего созыва заметна тенденция к ограничению представительства в городском собрании акторов, не имеющих возможности конкурировать с выходцами из бизнес-структур и с директорским корпусом. Проблемы с экономическим ресурсом порождали проблемы с эффективным администрированием и возможностью присутствия в медиапространстве провинции. Так, подавляющее большинство зарегистрированных кандидатов в депутаты отказались от платной публикации избирательной программы в городской газете «Красное знамя» по причине того, что им это было дорого (порядка 7—8 тысяч рублей).

В то же время на выборах возрастает роль политических партий. Усиление «Единой России» и зачистка информационного поля на федеральном уровне могли предоставить местным партийцам определенные преимущества. Местное отделение «Единой России» перед выборами спешно кооптировало в свой состав большинство руководителей муниципальных служб, впоследствии оказавшихся в числе соискателей депутатского мандата и источниками политического текста. Практически все избранные в горсовет директора являлись членами либо сторонниками «Единой России». Членство в «Единой России» перед выборами подтвердили и предприни-

матели. По оценкам автора, дистанцию от «Единой России» поддерживали 40% состава горсовета (порядка 10 депутатов). Значительно утрачивает свои позиции местное отделение КПРФ. Депутатами от КПРФ стали два человека. Остальные депутаты были избраны в состав горсовета как беспартийные.

В итоге Елецкий городской совет четвертого созыва стал отмечаться более или менеепредсказуемымзаконотворчеством. Конфликтный потенциал нового созыва был преждевременно нейтрализован за счет формирования совета из депутатов, позитивно настроенных в отношении В. Соковых. В декабре 2007 года состоятся выборы главы администрации Ельца и избранные при поддержке действующего главы депутаты будут способствовать его переизбранию на новый срок.

Можно ли на приведенных примерах сделать вывод о том, что политический текст, отображающий происходящие в елецкой политике процессы, имеет специфические механизмы легитимации? С точки зрения автора, такие механизмы имеют место, потому как они позволяют говорить о существовании особой модели провинциальной политической культуры в России. Данная модель, особенности которой так или иначе были рассмотрены автором, позволяет прогнозировать активность провинциального избирателя и его политические предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.