значение губернаторов уже породили целый ряд проблем. В некоторых регионах возникли феномены «имитационного губернаторства», означающего фактическое отчуждение новых глав от политики в регионах. Проявили себя проблемы кадрового дефицита, ухудшения качества управления, требующие новых замен, отсутствия опыта публичности у новых глав и т. д. Не вполне оправдала себя и централизация через усиление в регионах федеральных партий. Их деятельность на местах во многом является имитационной и отчужденной, а негативное отношение к ним усиливается. «Буксуют» либо «глохнут» на местах и многие другие элементы политики Центра, внедряемой в регионах (муниципальная реформа, проекты укрупнения регионов, «строительство» гражданского общества и т. д.).
Таким образом, в целом можно полагать, что изменения в политике централизации в России весьма вероятны. Изменение экономических и политических условий ведет к тому, что курс на централизацию постепенно теряет прежнюю жесткость и определенность. Порождаемые им проблемы вызывают формирование новых тенденций, ограничивающих централизацию и намечающих переход к «новой региональной политике», которая может характеризоваться большей гибкостью, многообразием и диалогом в отношениях регионов и Центра.
Ю. И. Алтухов
О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИСТЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ
ВЫБОРОВ
Практика работы избирательной комиссии Липецкой области свидетельствует о том, что стандартные системы избирательных комиссий оказываются не всегда эффективными и экономичными, поэтому приходится их постоянно совершенствовать.
Опыт выборных кампаний 2006 г. по выборам депутатов Липецкого областного совета депутатов четвертого созыва, проведение местных выборов в 2007-2008 гг. наглядно показал, что выбор систем избирательных комиссий зависит от условий, в которых проходят те или иные выборы. Влияние одних условий более значительно, других, на первый взгляд, менее значительно, но в конечном итоге они могут оказать решающее значение на выбор избирательной системы.
При проведении избирательной кампании 2006 г. выбор систем избирательных комиссий определялся не только установленной областным законом смешанной избирательной системой: 28 депутатов Облсовета избирались по мажоритарной системе, 28 - по пропорциональной. Решающее значение при этом имело число депутатов-одномандатников и число территориальных избирательных комиссий. В Липецкой области 23 территориальные избирательные комиссии, из них 5 в двух городских округах и 18 в муниципальных районах, а одномандатных округов 28, причем число избирателей в муниципальных районах разнится. В городах были образованы 15 округов и сформированы соответственно 15 окружных избирательных комиссий, которым были подчинены 5 территориальных избирательных комиссий.
На 18 муниципальных районов пришлось 13 избирательных округов. Поэтому 13 территориальных избирательных комиссий были определены как базовые, и на них были возложены полномочия ОИК. Но только одна из них, Лебедянская, выполняла функции окружной и территориальной в пределах своего избирательного округа. 12 другим ТИК, на которых были возложены полномочия ОИК, и 5 ТИК, которые были свободны от полномочий ОИК, пришлось исполнять полномочия ТИК в отношении частей своих территорий, вошедших в избирательные округа, основу которых составили территории других базовых ТИК. Таким образом, 12 ТИК пришлось осуществлять полномочия ОИК и одновременно ТИК по отношению к другим ТИК, осуществлявшим полномочия ОИК. Например, ТИК Грязинского района, помимо полномочий ОИК № 13, осуществляла полно-
мочия ТИК по отношению к ТИК Добровского района (ОИК № 14) и ТИК Усманского района (ОИК № 16) в частях своей территории.
В 2007-2008 гг. при проведении выборов в органы местного самоуправления в ряде районов были приняты решения о проведении выборов депутатов по смешанной системе, чтобы не нарушать требования Федерального закона № 131 о соблюдении числа депутатов, избираемых от одного поселения (2/5). Другие же применяли традиционную мажоритарную систему выборов депутатов по одномандатным округам. При этом ТИК самостоятельно определяли систему избирательных комиссий, а ИКЛО контролировали и оказывали помощь.
В 2006 г. решающим фактором, определившим систему избирательных комиссий на выборах депутатов Елецкого городского совета депутатов, оказался опыт аналогичных выборов в 2005 г. Тогда были зафискированы попытки применения черных технологий, основанные на привлечении избирателей к досрочному голосованию. Окружные избирательные комиссии оказались неспособными этому противостоять. В результате был избран неработоспособный парламент, который был в дальнейшем распущен, так как не провел ни одного рабочего заседания. Уже на следующих выборах в 2006 г., учитывая этот опыт и пытаясь исключить черные технологии, ТИК Ельца взяла на себя полномочия всех ОИК. То есть была выбрана такая система избирательных комиссий, при которой окружные избирательные комиссии вообще не формировались, чтобы исключить использование досрочного голосования в целях недобросовестного достижения результата теми или иными кандидатами. Выборы прошли организованно. Необоснованного досрочного голосования не было допущено. Был избран работоспособный парламент Ельца.
В 2007-2008 гг. в других районах на выборах депутатов райсоветов, где таких обстоятельств не было, определение системы избирательных комиссий основывалось на учете условий конкретного района. В первую очередь, учитывалась возможность укомплектовать избирательные комиссии квалифициро-
ванными кадрами. Не секрет, что в районах таких кадров не всегда хватает. Поэтому ряд ТИК пошли на сокращение числа ОИК. В ряде районов ОИК вообще не создавались. Или на одну ОИК возлагались полномочия нескольких. В Задонском, Липецком районах использовались стандартные системы: ОИК формировались на территории каждого избирательного округа. При этом председатели учитывали и специфику отношения к выборам избирателей, и активность партий, и качество выдвигаемых кандидатов.
Немаловажное значение имеет также экономический фактор. В одних районах достаточно средств для стимулирования деятельности избирательных комиссий, в других - недостаточно. Анализируя все условия, которые влияют на выбор системы избирательных комиссий, мы не смогли сделать вывод о том, что их перечень исчерпывающий. Мы порой даже не предполагаем, какое обстоятельство завтра заставит нас внести коррективу. Мы подбираем систему избирательных комиссий, исходя из условий конкретного района. Влияние оказывают множество обстоятельств, в том числе и социально-экономическая ситуация в районе, другие условия. Система избирательных комиссий не может быть постоянной. Этот вывод у нас формируется на основе анализа опыта применения систем избирательных комиссий.
Что касается экономичности, эффективности, то выбор избирательных систем во многом зависит от того, на какой основе работают председатели, другие члены комиссий. Работа на непостоянной основе требует отвлечения от основных обязанностей. Взять, к примеру, Лебедянский район. Длительное время председатель Лебедянского ТИК задействована в избирательных кампаниях по выборам депутатов Госдумы пятого созыва, Президента РФ, досрочных выборов главы города Лебедяни, т. е. фактически находится на «разрыве» между основной работой и выборными делами. Это обстоятельство требует организации работы ТИК на постоянной штатной основе, если мы хотим эффективной работы ТИК и не хотим навредить отношениям членов их комиссий с работодателями.
В настоящее время на территории Липецкой области сформированы 23 территориальные избирательные комиссии. Они задействованы в подготовке и проведении как федеральных, так и областных и муниципальных выборов и референдумов.
На соответствующих территориях ТИК осуществляют основную работу по подготовке и проведению выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, 56 депутатов областного совета депутатов, 20 глав и 331 депутатов Советов городских округов, муниципальных районов.
На ТИК возложены полномочия муниципальных избирательных комиссий районов и их городских поселений. Кроме того, они осуществляют контроль за проведением выборов глав 6 городских и 305 сельских поселений, формированием 311 Советов депутатов городских и сельских поселений путем избрания 2810 депутатов. И что особенно важно, на всех уровнях выборов и референдумов ТИК непосредственно работают с более 900 участковыми избирательными комиссиями - от руководства ими до обучения более 8000 членов УИК.
Территориальные избирательные комиссии постоянно находятся в режиме подготовки и проведения выборов и референдумов различных уровней. Об этом свидетельствует анализ проведения избирательных кампаний, референдумов, в том числе дополнительных и досрочных выборов. Например, в 2007 г. в Липецкой области были проведены досрочные выборы глав 4 районов и 3 сельсоветов, дополнительные выборы 8 депутатов горсоветов, 24 сельсоветов.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в силу имеющегося опыта зачастую руководство территориальными избирательными комиссиями (председатели, заместители, секретари) осуществляют работники аппаратов Советов депутатов и администраций. Это делает невозможным надлежащее исполнение обязанностей в избирательной комиссии на неосвобожденной основе без ущерба исполнения обязанностей по основному месту работы, обостряет вопросы подбора кадров руководителей территориальных избирательных комиссий.
В ходе выборов глав и депутатов в муниципальных районах их приходится выводить из состава комиссий. Например, в составе ТИК 2002-2006 гг. пришлось таким образом менять 105 членов территориальных избирательных комиссий (50,72 % от их общего количества) и 16 председателей (70 %).
В то же время в силу сложного и часто меняющегося законодательства о выборах требуется высокий уровень профессиональной подготовленности и опыт работы руководителей территориальной избирательной комиссии.
Организация ТИК на постоянной основе позволит не только подбирать квалифицированные кадры для территориальных избирательных комиссий, но и сохранять их в системе избирательных комиссий.
Обоснование деятельности территориальных избирательных комиссий на постоянной основе вытекает также из необходимости систематической работы по повышению правовой культуры избирателей, в первую очередь, молодых избирателей. Эта работа проводится как в ходе выборов, так и в межвыборный период.
Реализация соответствующих планов и программ ЦИК РФ, областной избирательной комиссии, работа с молодыми избирателями, проводимая совместно с Молодежным парламентом Липецкой области, Молодежными парламентами районов, задача подбора кадров участковых избирательных комиссий - все это также требует постоянной работы территориальных избирательных комиссий.
Необходимость организации работы территориальных избирательных комиссий на постоянной основе с приданием им статуса юридического лица связана также с тем, что ТИК часто приходится вступать в гражданско-правовые отношения при проведении информационно-разъяснительной работы, изготовлении печатной продукции. ТИК необходимо заключать договора, проводить конкурсы, аукционы.
Кроме того, если мы определяем статус ТИК как независимых от органов госвласти, местного самоуправления, то возни-
кает вопрос: каким образом без придания статуса юридического лица выполнять эти полномочия?
Вывод напрашивается сам собой. Если мы хотим использовать эффективные и экономичные системы избирательных комиссий, нам без придания ТИК статуса юридического лица и высвобождения председателей на постоянную штатную работу в ТИК не обойтись.
Э. Д. Дагбаев
МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЗМОМ И АВТОРИТАРИЗМОМ: НЕОКОНЧЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
В Российской Федерации продолжается процесс трансформации региональных политических режимов. Формируется новая партийная система, выборы и референдумы стали неотъемлемой частью современного политического процесса, продолжаются процессы видоизменения функционирования политических институтов, иначе говоря, мы имеем дело с развитием многих параметров современных региональных политических режимов. Одновременно с этими в целом позитивными процессами, экономика вновь впадает в кризисное состояние, пусть инициированное извне страны, социальное положение населения остается все еще неудовлетворительным. Политическая система России не первое десятилетие находится в процессе перманентного реформирования, продолжается зигзагообразный процесс отделения собственности от власти, власти - от крупного бизнеса, от влияния военно-силовых структур и т. д.
Регионом, избранным нами для анализа трансформации его политического режима, является Республика Бурятия. Хронологическими рамками исследования является период с 1990 по 2006 г. Пока оставляем за скобками события последних двух лет, нуждающиеся в дополнительном осмыслении.
В Республике Бурятия сложился в 1990-2006 гг. режим, который нельзя однозначно трактовать как демократический. По