ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА. ЭТНОПОЛИТИКА
УДК 328.123.2
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ: ОСОБЕННОСТИ ЛИПЕЦКОГО КЕЙСА
М.А. Губин
Анализируется состояние политического процесса в Липецкой области в период избирательной кампании по выборам в Государственную думу ФС РФ и Липецкий областной Совет депутатов. Акцентируется внимание на ряд особенностей данной кампании как совпадающих с федеральной политической повесткой, так и являющихся отражением региональной политической культуры. Автор считает, что данная избирательная кампания, будучи осуществляемой в условиях низкой конкурентности, не выглядит креативной и затратной для её основных участников. В полной мере это влияет на её восприятие как лишённой интриги и зрелищности.
Ключевые слова: власть, дискурс, выборы, кейс, Липецкая область.
Функционирование власти тесным образом связано с информацией. Важность информации в политических практиках власти и особое внимание к обмену информацией вызвали появление особого типа политики - информационной политики. Увеличение объёмов информации оказывает прямое воздействие на дистанцирование самой власти и её институтов от непосредственного источника легитимности - общества. При этом происходит смещение взаимодействия с обществом в режим онлайн, что значительно изменяет образ информационной легитимации.
Опыт современной России - не исключение. С нашей точки зрения, последствия данных изменений проявляются везде, где присутствует политическая жизнь. В полной мере это относится и к избирательной кампании. В данной статье мы постараемся выявить существенные различия в образах информационной легитимации власти в Липецкой области в контексте прошедших избирательных циклов 2014 и 2016 гг. В 2014 г. в Липецкой области выбирали губернатора, а в 2016 г. выборы в Липецкий областной Совет совпали с кампанией в Госдуму ФС РФ 7-го созыва.
Власть всё чаще выбирает модель опосредованного взаимодействия с обществом, оставляя исключение только для каких-либо торжественных моментов и ритуализаций. Развитие информационного общества и его структур делает возможным отсутствие прямых контактов власти с обществом, а кандидатов с избирателями. Отсюда, есть смысл говорить о существенном сдвиге в образах как функционирования самой власти, равно, как и легитимационных практик, во время которых власть вынуждена удостоверять общество в соб-
ственной исключительности. Изменение технологии собственного продвижения неизбежно сказывается и на избирательных кампаниях.
Характерной чертой избирательных кампаний последних лет на территории Липецкой области является отсутствие конкуренции и, как следствие этого, предсказуемое политическое пространство. Кандидаты от власти в период избирательных кампаний различных уровней в Липецкой области практически не встречают серьёзного сопротивления. Политика перестаёт быть пространством конкуренции, а сами выборы теряют важную демократическую составляющую - неопределённость исхода. В частности, это подтвердили первые прямые выборы губернатора Липецкой области, проведённые после более чем десятилетнего перерыва. Как оказалось, за время этой паузы произошли существенные сдвиги в политической конструкции Липецкой области, которые как раз в итоге и привели к тотализации власти. На выборах 14.09.2014 г. О. Королёв набрал 81,83 % [1]. Подобный результат есть следствие управляемости в регионе и сильной интегрированности муниципальных органов власти в политический курс губернатора. В частности, некоторые исследователи считают, что политический процесс в Липецкой области сегодня характеризуется «утрачиванием демократической составляющей, что предполагает его очевидное смещение к авторитарным практикам» [2, с. 157-158].
Если каких-нибудь 10 лет назад власть была заинтересована в постоянном взаимодействии с избирателем, то сегодня такая необходимость уже отсутствует. Власть взаимодействует уже опосредованно, редко прибегая к общению с избирателем «от двери к двери». Изменение формата выборов сказывается на всех составляющих кампании, начиная от конкурентов кандидата и заканчивая избирательной программой и особенностями политической рекламы.
Складывающая конъюнктура избирательных кампаний и рост разочарования властью сказываются на политической активности общества в целом. Если власть отчуждается от общества, то и общество не слишком спешит проявлять себя в различных политических активностях. Пример этого - спад про-тестной активности, затронувший Липецкую область. Недавний мониторинг оценил регион как неконфликтный, присвоив ему 69-е место из 85 субъектов РФ [3]. И если раньше в Липецкой области ещё можно было периодически наблюдать вспышки гражданской активности [4], то сегодня её сменили тотальная апатия и абсентизм. Неконфликтный характер взаимодействия как между обществом и институтами власти, так и между политическими элитами отмечался некоторыми авторами применительно и к раннему этапу развития регионального политического процесса. Это влияло и на оценку ситуации в Липецкой области со стороны медиа, сводящуюся к ситуации, когда «на федеральном уровне - в центральных СМИ и у массового российского потребителя новостей - Липецкая область до сих пор удерживает имидж «нескандального» региона» [5, с. 43-44].
Описание липецкого кейса показывает его сильную зависимость от федеральной политической повестки. Снижение уровня конкуренции в федеральной политике в полной мере сказывается на ситуации в Липецкой области. В
полной мере это относится и к практикам работы власти с информацией. Информационное пространство Липецкой области оказывается связанным с активностью исключительно правящих акторов. Легитимация власти всегда связана с донесением информации о деятельности власти до общества. Отсюда, представители власти в Липецкой области становятся едва ли не единственным источником информации.
Информационная легитимация власти в полной мере проявляется в период избирательных кампаний. Наблюдение за избирательной кампанией 2016 г. в Липецкой области позволяет выделить 3 контекста, в которых можно увидеть отличия нынешней кампании от предыдущих электоральных циклов.
Мы предлагаем рассмотреть липецкий кейс информационной легитимации в контексте креативности, экономности и праздничности. Сложно оспорить тот факт, что выборы должны быть интересными и зрелищными. Информационная легитимация власти как раз должна учитывать общественные ожидания в празднике и щедрости власти, традиционно одаривающей избирателя различными посулами.
Креативность кампании.
Как уже отмечалось, данные выборы не выглядят конкурентными, что значительно снижает мотивацию кандидатов в отношении друг друга. Во многих избирательных округах победители были определены задолго до дня голосования.
В качестве кандидатов в депутаты фигурируют известные промышленники и руководители местных организаций, для которых нет сложности во включении в свою пользу как административного, так и других ресурсов. Появляются ситуации, когда политика кланизируется и депутатство практически не отчуждается. Складывающаяся реальность минимизирует информационные эффекты - необходимости в постоянном присутствии в поле выборов уже нет, равно, как и нет смысла с помощью масс-медиа подчёркивать это. Нет смысла что-то постоянно придумывать и соревноваться в остроумии.
Отсутствие креативности кампании подтверждается низкой выраженностью кампании в социальных сетях. В эти выборы практически не было интересных и резонансных роликов, распространяющихся через социальные сети. Конечно, информационная поддержка сопровождала легитимацию кандидатов от правящей партии, любое упоминание о которых может рассматриваться как скрытая реклама. Много подобной скрытой рекламы можно было встретить в материалах официального ресурса «Липецкмедиа». А как ещё могут восприниматься материалы, подобные тексту «Липецкмедиа», рассказывающему о том, как В. Мурузов - вице-спикер областного Совета - получил удостоверение кандидата в депутаты областного Совета [6]? В подобном материале сложно увидеть реальной информационной составляющей, кроме как попытки лишний раз рассказать о кандидате в депутаты от партии «Единая Россия». В свою очередь, оппозиционные кандидаты были представлены сами себе. Апелляции власти к интернет-пользователям выглядят вполне обоснованными. В одном из исследований автором подчёркивалось, что «увеличение аудитории Интернет-
пользователей в российской провинции в условиях снижения фактических тиражей заставляет информационную политику приобретать преимущественно электронный характер» [7, с. 265-266].
Экономичность кампании.
Низкая степень конкуренции сказывается на отсутствии необходимости сильно вкладываться в кампанию. Постоянное ощущение изначально проигрышной позиции, присутствующее у подавляющего большинства кандидатов, делает бессмысленным какие-либо лишние траты. В эту кампанию нет больших избирательных штабов, осваивающих огромные бюджеты. Кандидаты не то чтобы научились экономить и сокращать расходы, просто сложившаяся политическая реальность способствует проведению бюджетной кампании.
Справедливость нашего тезиса может быть легко подтверждена чрезвычайно скудным рынком политической рекламы. Не все кандидаты готовы инвестировать в политическую агитацию, прекрасно понимая, что у них нет соответствующего менеджмента, позволяющего эффективно продвинуть политическую рекламу. Только к концу августа кое-где появилась визуальная реклама, и в почтовые ящики стала приходить агитация некоторых политических партий.
Рекламные баннеры могла оплатить только «Единая Россия», поэтому перед выборами можно было встретить множество информационных сообщений о количестве дел правящей партии. Использовали рекламные баннеры и кандидаты в депутаты Госдумы ФС РФ от «Единой России» Н. Борцов и М. Та-расенко, баллотирующиеся в 114 и 115 избирательных округах. Кое-где (преимущественно вдоль автодорог) можно было встретить рекламные баннеры политической партии ЛДПР.
Экономичность кампании проявлялась и в отсутствии значительных событий в жизни избирателей, сопровождающихся неожиданным появлением кандидата. В эту кампанию практически отсутствовали асфальтированные дворы, детские площадки и продуктовые наборы. По нашему мнению, дело вовсе не в страхах разоблачения щедрости кандидатов, а, как уже отмечалось, в отсутствии необходимости делать подобные жесты. Некоторые проявления добрых дел кандидатов рассматриваются весьма комично. Так в Добринке, районном центре Липецкой области, в конце августа (в конце купального сезона) был торжественно открыт общественный спасательный пункт на местном пруду [8]. Открытие пункта приурочили к приезду спикера Липецкого областного Совета П. Путилина, баллотирующегося по Добринскому району на новый срок.
Праздничность кампании.
Конкурентность выборов предполагает зрелищность и насыщенность кампании интересными событиями. Липецкий кейс оказывается очень скудным на события.
Выборы давно перестали ассоциироваться с праздником, с перспективами обновления и оживления политического пространства. Информационная легитимация кандидатов в депутаты как будто бы и не предполагала выстраивание подобной ассоциативной связи. Праздник даже не является самим выборами, а представляет собой ситуацию, предшествующую наступлению дня голо-
сования, продолжаясь по инерции и некоторое время спустя. Отсюда, «время праздника не уходит сразу» [9, 15]. Представители власти не упускают лишнюю возможность для придания праздничности проводимой ими политики.
Присутствие в праздничном событии ощущается через социальные связи, эмоциональный фон, настроения общества. В Липецкой области нам не удалось найти структур, представляющих информацию о проведённых социологических опросах.
Ухудшение экономического состояния России, тревожные посылы, исходящие от элиты по поводу сокращений в бюджетных организациях и необходимости новых реформ, наконец, снижение экономических свобод населения -всё это влияло на негативные ожидания общества в преддверии избирательной кампании. Засушливое лето сделало пустыми города и сёла Липецкой области. Праздничность кампании сужалась определёнными табу, закрепощавшими самих кандидатов, вынужденных замалчивать насущные вопросы внутренней политики и переключаясь на абстрактные сюжеты [2, с. 162-163]. Информационная легитимация власти на уровне региона приобретала чёткую зависимость от федеральной политической повестки.
Праздничность кампании не подчёркивалась и самой властью в её информационных текстах. Как уже отмечалось, данным выборам были не нужны эмоции и страсти, что не могло не сказаться на информационной «засушливости» избирательной кампании.
В целом, избирательные кампании в Липецкой области сентября 2016 г., следуя за обозначенным федеральным курсом, задают новый вектор для осмысления и понимания демократического процесса в России. В том, что демократический процесс приобретает вместе с этим какие-то особенные, национальные черты, - нет никаких сомнений. В стране, испытывающей проблемы, -не до веселья. Поэтому и информационная легитимация власти оказывается лишённой креативности, экономичной и непраздничной.
Список литературы
1. Досрочные выборы Главы администрации Липецкой области // http://www.lipetsk.vybory.izbirkom.ru/region/region/lipetsk?action=show&roo t=1&tvd=2482000450123&vrn=2482000450119®ion=48&global=&sub ^юд= 48&prver=0&pronetvd=null&vibid=2482000450123&type=234 (дата обращения: 19.08.2016).
2. Скиперских А.В. Политические акторы в избирательном пространстве Липецкой области // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 3. С. 156-164.
3. Липецкая область - в числе самых неконфликтных регионов // http://gorod48.ru/news/401394/ (дата обращения: 19.08.2016).
4. Скиперских А.В. Вызовы провинциального протеста // Свободная мысль. 2011. № 12. С. 45-50.
5. Смирнов Д. Липецкая область как «микромодель» России: политическая и экономическая ситуация в регионе накануне губернаторских выборов 2002 г. // Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Центральной России [По итогам семинара, г. Тамбов, 1-2 дек. 2001 г.: сб. ст. и докл.] М.: Московский Центр Карнеги, 2002. С. 37-45.
6. Василий Мурузов получил удостоверение кандидата в депутаты областного Совета шестого созыва // http://Hpetskmedia.ru/news/view/71806-Vasiliii Muruzov.html (дата обращения: 21.08.2016).
7. Губин М.А., Скиперских А.В. Легитимация политической власти в России: информационная политика как принудительный ресурс // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 2. С. 259-268.
8. Путилин Павел: «Комфорт и безопасность людей превыше всего!» // http://lipetskmedia.ru/news/view/72719-Pavyel Putilin .html (дата обращения: 21.08.2016).
9. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: праздник в жизни человека. М.: ПЕР СЭ, 2003. 143 с.
Губин Михаил Алексеевич, канд. полит. наук, доц., gubinma@yandex.ru, Россия, Елец, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
INFORMATION LEGITIMATION OF POWER IN THE ELECTION: FEATURES LIPETSK CASE
M.A. Gubin
In this article the author analyzes the state of the political process in the Lipetsk region in the period of the election campaign for the State Duma and FSRF Lipetsk Regional Council of Deputies. The author pays attention to a number of features of the campaign, both coinciding with the federal political agenda, and are a reflection of regional political culture. The author believes that the election campaign is being carried out under conditions of low competition, it does not look creative and cost for its main participants. To the fullest extent it affects the perception of it as a non-festive and devoid of intrigue and entertainment.
Key words: power, discourse, election, case, Lipetsk region.
Gubin Michael Alexeevich, candidate of political sciences, associate professor, gubin-ma@yandex.ru, Russia, Yelets, Bunin Yelets State University