Научная статья на тему 'Механизм ответственности государств-членов по праву европейского Союза'

Механизм ответственности государств-членов по праву европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
46
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВО ЕС / EU LAW / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ / RESPONSIBILITY OF STATES / ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ НАРУШЕНИЯ НОРМ ПРАВА ЕС / PROCEDURES FOR HANDLING VIOLATIONS OF EU LAW / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / СУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА / JUDICIAL PROCEDURE / ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SPECIAL RESPONSIBILITY / СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / THE CONTENT OF RESPONSIBILITY / SHARED RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чувальская Инга Петровна

Необходимым условием повышения эффективности права Европейского Союза является совершенствование механизма его действия. Важная роль в решении этой задачи принадлежит институту международной ответственности и, в большей степени, ответственности государств. Такая ответственность характеризуется большим количеством особенностей, которые рассмотрены в данной статье.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чувальская Инга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Responsibility of States under European Union law

А necessary condition for improving the effectiveness of the European Union is to improve its mechanism of action. An important role in this task belongs to the institution of international responsibility and a greater degree of responsibility of States. Such liability is characterized by a large number of features, which in part are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Механизм ответственности государств-членов по праву европейского Союза»

УДК 341.018 ББК 67.5

МЕХАНИЗМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ИНГА ПЕТРОВНА ЧУВАЛЬСКАЯ,

адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Научная специальность: 12.00.10 — международное право;

европейское право E-mail: inga-chu@yandex.ru

Научный руководитель: профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук Каламкарян Р. А.

Рецензент: кандидат юридических наук Вертлиб Ф. О.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Необходимым условием повышения эффективности права Европейского Союза является совершенствование механизма его действия. Важная роль в решении этой задачи принадлежит институту международной ответственности и, в большей степени, ответственности государств. Такая ответственность характеризуется большим количеством особенностей, которые рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: право ЕС, ответственность государств, процедуры рассмотрения нарушения норм права ЕС, административная процедура, судебная процедура, общая ответственность, специальная ответственность, содержание ответственности.

Annotation. А necessary condition for improving the effectiveness of the European Union is to improve its mechanism of action. An important role in this task belongs to the institution of international responsibility and a greater degree of responsibility of States. Such liability is characterized by a large number of features, which in part are discussed in this article.

Keywords: EU law, the responsibility of States, procedures for handling violations of EU law, administrative procedure, judicial procedure, shared responsibility, a special responsibility, the content of responsibility.

Обеспечение соблюдения правовых норм, предусмотренных правом Европейского Союза, и установление института ответственности за их ненадлежащее исполнение таким субъектом, как государство является очень важной задачей для объединенной Европы.

Для процессов дальнейшей интеграции ЕС необходимо, чтобы государства-субъекты ЕС исполняли предписания и правовые нормы европейского права.

В основе рассматриваемой темы лежит принцип международной ответственности: любое международно-правовое деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность. Этот принцип является необходимым принципом международного права в целом, а, следовательно, представляет огромную значимость и для права ЕС.

Ответственность государств можно представить как возникновение, содержание и осуществление отношений, являющихся результатом нарушения международно-правовых обязательств, определение вытекающих из этих отношений прав и обязанностей [1]. Соответственно, в данном случае речь идет об отношениях, возникающих в рамках ЕС и его правовых норм.

Для того чтобы разобраться в сущности института ответственности государств, необходимо определить, в чем же заключаются особенности права ЕС. В европейском праве отсутствует единый нормативно-правовой документ, кодифицирующий институт ответственности.

Правовая система ЕС является многоязычной, все субъекты ЕС (юридические и физические лица, государственные органы, государства и др.) имеют возможность изучать и понимать правовые нормы на своем родном языке.

ЕС имеет свою собственную уникальную наднациональную правовую систему, которая основывается на принципах верховенства и прямого действия законодательства Европейского Союза. Наднациональная система права ЕС сочетает в себе особенности международного и национальных правовых систем. Государства-члены Европейского Союза являются субъектами права ЕС.

На основании принципа добросовестного сотрудничества члены ЕС:

♦ несут ответственность за надлежащее исполнение обязательств, основанных на членстве в ЕС;

♦ должны способствовать выполнению задач ЕС доступными способами и воздерживаться от любых действий и бездействий, которые могут поставить под угрозу достижение целей ЕС;

♦ своевременно и неукоснительно выполнять правовые акты союза.

Особый интерес представляет вопрос процедуры рассмотрения нарушения норм права ЕС. Основным нормативным актом, регулирующим порядок привлечения государств-субъектов ЕС к ответственности (отдел — Суд 5, ст. 258 и ст. 260) перед ЕС, является Договор о функционировании Европейского Союза с изменениями, внесенными Лиссабонским договором, изменяющим Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) [2].

Европейская комиссия является главным исполнительным органом Евросоюза; только она может преследовать государства за нарушения права ЕС.

Если Комиссия установит, что государство-член ЕС совершило деяние (действие или бездействие), нарушающее право ЕС, то Еврокомиссия начинает процедуру расследования, после чего выносит свое мотивированное заключение, в котором установлен срок для устранения нарушений. Государство, против которого начато расследование, имеет право высказать свою аргументированную позицию.

В случае не подчинения государства и не выполнения требований Комиссии, последняя имеет право предъявить иск в Суд о неисполнении обязательств, вытекающих из членства в ЕС.

Что касается порядка привлечения стран-членов ЕС, то он состоит из двух стадий:

1) административная процедура — обязательный этап;

2) судебная процедура — необязательный этап, поскольку иск передается в Суд, если страна не исполнила предписания Еврокомиссии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административная процедура осуществляется поэтапно. Сначала начинается неформальная процедура (конфиденциальная), не предусмотренная Договором о ЕС.

О нарушении государством норм права ЕС Комиссия получает информацию от других субъектов ЕС (государств, юридических и физических лиц и др.) или на основании проведения своих проверок. Подать жалобу на нарушителя в Комиссию может любое заинтересованное лицо, даже иностранец.

На основании практики сделаны следующие выводы: Суд ЕС признает за частными лицами возможность реализовать свои права на основе права ЕС и требовать возмещения ущерба вследствие неправомерного нарушения государством права союза. Суд сформулировал и принцип ответственности государств за неисполнение директив ЕС.

Допустим, Комиссия установила из какого-либо источника, что государство допустило нарушение. Еврокомиссия вначале обращается к правительству этого государства и предлагает предоставить дополнительные сведения, документы, доказательства или принять меры по устранению нарушения. О своем решении государство должно сообщить Комиссии.

Именно на неформально-конфиденциальном этапе завершается большинство процедур. Государства обычно стараются либо устранить нарушения, либо разрешить ситуацию путем переговоров. Результаты на этом этапе не оглашаются. Комиссия и государство стараются разрешить ситуацию мирным путем.

Если неформально-конфиденциальный этап результатов не дал, процедура переходит на формальный этап. Комиссия направляет официальный запрос правительству государства, в котором указывается содержание и характер нарушения со ссылками на конкретные нормы права ЕС. Правительство в ответ представляет свои возражения и замечания.

Если Комиссия не удовлетворена предоставленными нарушителем замечаниями, то она возбуждает против нарушителя расследование. По итогам расследования выносится мотивированное заключение, которое направляется правительству государства-нарушителя и устанавливается срок для устранения нарушений.

Особый интерес представляет судебная процедура, поскольку выступает одной из важнейших особенностей ответственности государств по праву ЕС.

Иногда процесс переходит на следующую судебную стадию. Если правительство не подчинилось требованиям заключения и нарушение не устранило, начинается судебная стадия. Сама по себе Комиссия правом наказывать государства-члены не обладает [3].

Комиссия подает в Суд иск о неисполнении обязательств (вытекающих из членства в ЕС). Это наиболее распространенная категория исков. Почти все подобные иски суд удовлетворяет.

Если Европейский суд в процессе рассмотрения дела признает государство нарушителем, то оно

№ 6 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

253

должно принять все необходимые меры по исполнению решения Суда. Иначе Комиссия вправе ходатайствовать перед Судом о наложении штрафа.

Следовательно, ЕС применяет к нарушителям норм европейского права финансовые санкции. Сроки исковой давности в подобных делах не установлены.

Любые нарушения норм права ЕС позволяют начать процедуру привлечения государства к ответственности перед Европейским Союзом. Этим ЕС еще раз подтверждает верховенство европейского права над национальными правовыми системами.

Что касается правонарушения, совершенного государством ЕС, то объект правонарушения — законность и правопорядок Европейского Союза, объективная сторона правонарушения выражается в деянии — действие или бездействие, субъективная сторона правонарушения; наличие вины значения не имеет, достаточно только факта правонарушения, субъект — само государство, выступающее в лице своих полномочных органов. Состав правонарушения — формальный.

Это общая ответственность, которая наступает за нарушение любых нормативно-правовых норм Евросоюза.

Следует также упомянуть и специальную ответственность, которая имеет место в случае невыполнения положений учредительного договора, нормативных и индивидуальных актов ЕС по отдельным, специальным вопросам [4].

Например, по принципу «здоровых публичных финансов». Страны ЕС обязаны «избегать чрезмерных бюджетных дефицитов», а проверкой соблюдения этого принципа занимается Комиссия (ст. 126).

Если Комиссия признает наличие или возможность появления в государстве «чрезмерного бюджетного дефицита», Совет ЕС издает рекомендацию для данного государства «с целью покончить с этой ситуацией в течение установленного периода».

Если государство не прислушивается и не исполняет рекомендации Совета, то Совет может применить определенные меры ответственности к государству:

♦ потребовать до выпуска облигаций и ценных бумаг публиковать дополнительную информацию, содержание которой определяется Советом;

♦ предложить Европейскому инвестиционному банку пересмотреть свою политику займов данному государству;

♦ потребовать передать на хранение Сообществу беспроцентный вклад необходимого размера, пока

чрезмерный дефицит, по мнению Совета, не будет устранен;

♦ налагать штрафы необходимого размера [4].

Особое место занимает ответственность за нарушение общих принципов конституционного строя. Это ответственность перед ЕС и странами ЕС, выраженная в систематическом нарушении общих принципов конституционного строя ЕС, принципов свобод^! демократии, уважения прав человека и основных свобод, господства права (ст. 7).

Констатацию факта нарушения осуществляет Совет ЕС с согласия Парламента ЕС. При этом Совет ЕС принимает решение единогласно (без учета голоса представителя государства-члена, против которого выдвинуты обвинения), Парламент ЕС — 2/3 поданных голосов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если голосование признано состоявшимся, Совет квалифицированным большинством может применить санкции, которые будут действовать до их отмены Советом. В данном случае ответственность выражается в приостановлении определенных его прав, вытекающих из Договора и других подобных договоров.

Можно сделать вывод, что нормы ответственности, предусматривающие штрафные санкции и другие меры воздействия, в праве ЕС являются достаточно эффективным способом поддержания целостности Евросоюза и признания главенства европейского права над национальными правовыми системами.

Литература

1. Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004.

2. URL://http://www.eulaw.ru/treaties/Hsbon

3. Казаков В.Н. Правовой порядок в юридической теории и практике: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003.

4. Вертлиб Ф.О. Ответственность государств за неисполнение международных экономических обязательств: Моногр. М., 2011.

Reference

1. Lukashuk I.I. Law of international responsibility. M., 2004.

2. URL://http://www.eulaw.EN/treaties/lisbon

3. Kazakov V.N. Legal order in legal theory and practice: Diss. ... doct. of law. sciences. M., 2003.

4. Vertlieb F.O. State responsibility for breach of international economic commitments: Monogr. M., 2011.