Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и сущности ответственности по обязательствам в европейской экономической системе'

К вопросу о понятии и сущности ответственности по обязательствам в европейской экономической системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ECONOMIC COMMITMENT / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ИНСТИТУТЫ ЕС / EU INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вертлиб Ф.О.

В настоящей статье рассматриваются международные экономические обязательства и ответственность за их неисполнение применительно к европейской экономической системе. Анализируются основы права Европейского Союза в обозначенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept and the essence of the responsibility for the obligations of the European economic system

This article contains information about international economic obligations, and liability for failure to perform as applied to the European economic system. Analyzes the framework of the European Union in the designated area.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и сущности ответственности по обязательствам в европейской экономической системе»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Ф.О. ВЕРТЛИБ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры прав человека и международного права Московского

университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

E-mail: vertlib.f@gmail.com Рецензент: доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Федулов В.И.

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются международные экономические обязательства и ответственность за их неисполнение применительно к европейской экономической системе. Анализируются основы права Европейского Союза в обозначенной сфере.

Ключевые слова: Европейский союз, экономические обязательства, ответственность, Институты ЕС.

ON THE CONCEPT AND THE ESSENCE OF THE RESPONSIBILITY FOR THE OBLIGATIONS OF THE EUROPEAN ECONOMIC SYSTEM

F.O. VERTLIB,

candidate of jurisprudence senior teacher chair of human rights and international law Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. This article contains information about international economic obligations, and liability for failure to perform as applied to the European economic system. Analyzes the framework of the European Union in the designated area. Keywords: European Union, economic commitment, responsibility, EU institutions.

В настоящее время, по нашему глубокому убеждению, не оставляет возможности сомневаться в своей центральной значимости явление Европейского Союза в качестве экономического, финансового, валютного, внешнеполитического унификатора большей части государств западной оконечности Евразийского континента.

На протяжении более чем 60 лет в Европе набирали силу процессы экономической, валютной и финансовой интеграции, целью которых было построение единого европейского рынка в пределах европейского объединения государств, в котором не существовало бы таможенных границ, превалировала бы свобода движения товаров, услуг, капиталов, физических лиц сквозь внутренние границы объединенных государств. Следствием их стало образование Европейского Союза и Европейской Экономической Зоны.

Современная система международных экономических обязательств как в мире в целом, так и в отдельной его части, была бы немыслимой без сотрудничества государств в международной экономической сфере.

Именно оно обеспечивает глобальный оборот товаров, рабочей силы, услуг, сырья и других объектов экономической сферы. На наш взгляд, уместно было бы говорить, что означенный оборот по большей своей части осуществляется в рамках частноправовой сферы.

Из обозначенного выше утверждения следует весьма недвусмысленный вывод, что в той правовой плоскости, где взаимодействует невероятно большое количество частноправовых субъектов, относящихся к юрисдикции различных государств, просто невозможно избежать коллизий регулирования отношений, возникающих во всем этом многообразии. Сами различия в специфике правового регулирования предпринимательских отношений в различных государствах, сама необходимость целевого управления международными финансовыми, товарными потоками, аподиктически подчеркивают необходимость участия государств в данных процессах. Осуществляется это, как правило, путем заключения международных соглашений, отчасти сближающих законодательства договаривающихся государств.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

В большинстве своем, международные экономические обязательства государств, будь они члены Европейского Союза, или каких-либо других объединений, получают возможность существовать лишь в раках международных договоров. Таким образом, благодаря им национальные экономики различных государств кооперируются между собой хозяйственными связями, которые и образуют международные экономические отношения. Большинство известных правоотношений, происходящих на любом уровне экспликации юридического поля, автоматически подразумевают под собой взаимные права и обязанности сторон, которые проистекают из обязательств, добровольно взятых ими на себя. Следовательно, прекурсором всех международных экономических обязательств государств являются экономические отношения, требующие правовой регламентации.

Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других связях.

Европейские сообщества и Европейский союз возникли в результате взаимодействия и взаимного согласия суверенных государств. Это согласие, инспирированное сторонниками единства европейских стран и народов, было юридически оформлено учредительными договорами [1, с. 50—52].

Хотелось бы заметить, что генезис интеграционных образований обусловливался в большой мере необходимостью достижения общих целей; именно для этого государства передали в ведение создаваемых образований, в строго лимитированной области, некоторые свои правомочия и суверенные права.

Одновременно государства-члены приняли обязательство тесно сотрудничать в достижении поставленных целей и не предпринимать каких-либо мер или актов, которые могли бы противоречить развитию и углублению этого сотрудничества [1, с. 50—52].

С целью достижения поставленных целей искомые интеграционные образования наделялись правом формировать собственные институты и обеспечивались всеми необходимыми для этого средствами и материальными ресурсами.

В настоящее время Европейский Союз (далее — ЕС) представляет собой сложное интеграционное объединение, в рамках которого реализуются различные формы межгосударственного сотрудничества и взаимодействия: от единого таможенного и

валютного пространства до унификации правовых средств защиты интеллектуальной собственности [2, с. 108—125].

Ведущей особенностью интеграционных образований становится возможность формировать собственную автономную правовую систему.

На основе учредительных договоров институтами Сообществ и Союза изданы односторонние нормативные правовые акты, которые уточняют, детализируют, регламентируют и обеспечивают реализацию целей и принципов, обозначенных государствами-учредителями при создании Сообществ и Союза [41, с. 50—52]. В ходе восходящего совершенствования искомых объединений, диапазон их полномочий и круг ведения существенно расширился, что, соответственно, повлекло за собой переосмысление задач, стоящих перед ними, а также увеличение количества средств, необходимых для их решения.

В силу принципа прямого действия юридические нормы и индивидуальные акты Союза возлагают обязанности непосредственно как на государства-члены, так и на граждан (с 1993 г. — граждан ЕС), а также юридических лиц.

Правовой основой Европейского Союза в вопросах ответственности государств — членов ЕС за нарушения экономических обязательств являются ст. 226 и 227 Договора об учреждении Европейского Сообщества [3], которые содержатся в разделе о судебных органах (гл. I разд. I ч. 5).

В абз. 1 ст. 226 означенного Договора говорится: «Если, по мнению Комиссии, одно из государств-членов уклоняется от выполнения каких-либо обязательств, возложенных на него настоящим Договором, она принимает мотивированное заключение по этому поводу, предварительно предоставив заинтересованному государству-члену возможность изложить свои соображения».

Положения ст. 227 этого же Договора указывают: «Каждое из государств-членов, по мнению которого другое государство-член уклоняется от выполнения обязательств, взятых им на себя по настоящему Договору, может обратиться по этому поводу в Суд ЕС. Обращению в Суд ЕС одного государства-члена с иском к другому государству-члену, основанном на предполагаемом нарушении этим последним обязательств, возложенных на него настоящим Договором, должно предшествовать предварительное обращение в Комиссию по данному вопросу».

122

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2013

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

Из этих предельно четких сентенций можно сделать закономерный и весьма недвусмысленный вывод о том, что под ответственностью в рамках данного Договора понимается (синтезированное понятие ответственности в рамках Европейской экономической системы): «Неблагоприятные последствия для государства — члена ЕС, которые связаны с доказанным неисполнением оным добровольно взятых им на себя экономических обязательств, как по отношению к Европейскому Союзу, в целом, так и по отношению к отдельным его государствам-членам, в частности».

Институтами ЕС, обладающими полномочиями налагать ответственность на государства-члены в рамках ЕС, являются Европейская комиссия и Суд ЕС. Европейская Комиссия, как орган Европейского Союза, воплощающий в себе наднациональное начало в европейском строительстве, призванный стоять на страже целей и задач европейской интеграции и добиваться претворения их в жизнь, обязана защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия Союза.

Согласно ст. 1 ДЕС Комиссия отстаивает общие интересы Союза и предпринимает для этого все необходимые инициативы. Она осуществляет надзор за соблюдением учредительных договоров и актов, принимаемых институтами для исполнения [1, с. 163— 168]. Под контролем судебных органов ЕС она осуществляет надзор за применением права Союза; исполняя бюджет, следит за реализацией программ; осуществляет, управленческие, исполнительные и координационные функции при соблюдении установленных Лиссабонским Договором [4] условий.

По нашему глубочайшему убеждению, необходимо отметить, что в соответствии с правом Европейского Союза, экономические обязательства государств-членов заключаются не только в выполнении его норм, но и в поддержании соответствующих экономических показателей внутри страны. Ответственность может наступать как за нарушения, где присутствует вина, так и за правонарушения, где она отсутствует.

В условиях кризисных явлений во многих странах ЕС в последнее время наблюдается неисполнение обязательств по уровню инфляции, бюджетного дефицита. В таких условиях неисполнение экономических обязательств стало результатом тотального спада в мировой финансовой системе. Несмотря на это обстоятельство, право Европейского Союза не предусматривает скидки на эти обстоятельства как на основания освобождения от ответственности. Однако, на сегодняшний момент можно смело говорить о том, что на современном этапе развития Европейского Союза присутствует своего рода коллизия между нормами об ответственности за неисполнение экономических обязательств государств — членов ЕС и реализацией этой ответственности в действительности.

Анализ показывает, что в рамках Европейского Союза формы ответственности государств за неисполнение экономических обязательств существенно отличается от форм, применяемых в других международных интеграционных объединениях. Закрепленная юридически возможность применения в качестве санкций штрафов на основании решений наднациональных органов свидетельствует о развитии в Европейском Союзе системы административной юстиции, где субъектами выступают государства. Необходимо сказать, что это уникальный пример в современной международной практике уже ввиду того, что аналогов ему нет ни в одном существующем на сегодняшний день интеграционном объединении.

Литература

1. Энтин Л.М. Европейское право. М., 2012.

2. Бирюков М.М. Современное развитие Европейского Союза: международно-правовой подход: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2004.

3. Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. // Консультант плюс.

4. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества 2007 // Консультант плюс.

5. Маастрихтский договор о функционировании Европейского Союза 1992 // Консультант плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.