Научная статья на тему 'Возможность использования отдельных положений института ответственности государств по праву Европейского Союза в целях формирования системы норм об ответственности государств в рамках Евразийского экономического Союза'

Возможность использования отдельных положений института ответственности государств по праву Европейского Союза в целях формирования системы норм об ответственности государств в рамках Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО ЕС / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ / ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ НАРУШЕНИЯ НОРМ ПРАВА ЕС / СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НОРМЫ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EU LAW / RESPONSIBILITY OF STATES / PROCEDURE FOR CONSIDERATION OF VIOLATIONS OF EU LAW / THE CONTENT OF LIABILITY RULES ON LIABILITY / THE CONSTITUENT INSTRUMENTS / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чувальская Инга Петровна

Институт ответственности по праву Европейского Союза обладает особенностями, характеризующимися интеграционностью указанной организации. Данный институт важен с точки зрения развития организации и достижения ее целей. Становление норм об ответственности в рамках Евразийского экономического союза также является важнейшей задачей для государств-участников, следовательно, использование уже существующих положений в институте ответственности по праву ЕС, могло бы способствовать положительному развитию данного института в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of certain provisions of the responsibility of States under the law of the European Union in order to form a system of norms on state responsibility in the framework of the Eurasian economic Union

The Institute of liability in the law of the European Union has features which are characterized by integrationist of this organization. This institution is important from the point of view of the development of the organization and its goals. The development of liability rules in the framework of the Eurasian economic Union is also an important issue for States parties, therefore the use of already existing provisions in the Institute’s liability under EU law, could contribute to the positive development of this institution in the framework of the EAEU.

Текст научной работы на тему «Возможность использования отдельных положений института ответственности государств по праву Европейского Союза в целях формирования системы норм об ответственности государств в рамках Евразийского экономического Союза»

УДК 341.018 ББК 67.311

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

ИНГА ПЕТРОВНА ЧУВАЛЬСКАЯ,

адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: inga-chu@yandex.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры прав человека и международного права

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Р. А. Каламкарян Рецензент: профессор кафедры гражданского права и процесса, кандидат исторических и юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Н.Д. Эриашвили

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Институт ответственности по праву Европейского Союза обладает особенностями, характеризующимися интеграционностью указанной организации. Данный институт важен с точки зрения развития организации и достижения ее целей. Становление норм об ответственности в рамках Евразийского экономического союза также является важнейшей задачей для государств-участников, следовательно, использование уже существующих положений в институте ответственности по праву ЕС, могло бы способствовать положительному развитию данного института в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: Право ЕС, ответственность государств, процедуры рассмотрения нарушения норм права ЕС, содержание ответственности, нормы об ответственности, учредительные акты, Евразийский экономический союз.

Annotation. The Institute of liability in the law of the European Union has features which are characterized by integrationist of this organization. This institution is important from the point of view of the development of the organization and its goals. The development of liability rules in the framework of the Eurasian economic Union is also an important issue for States parties, therefore the use of already existing provisions in the Institute's liability under EU law, could contribute to the positive development of this institution in the framework of the EAEU.

Keywords: EU Law, responsibility of States, procedure for consideration of violations of EU law, the content of liability rules on liability, the constituent instruments, the Eurasian economic Union.

Современный институт ответственности государств формировался по мере развития права Европейского Союза, пройдя через трехэтапное историческое становление. Основывается он на многолетнем опыте деятельности органов, институтов и членов Европейского Союза с момента их образования, а также в особой мере на базе судебной практики и деятельности учредительных органов ЕС, позиций и деятельности государств-членов. Ответ-

ственность государств-членов устанавливается за нарушение обязательств по учредительным договорам, которыми установлены основные направления совместной деятельности государств и институтов ЕС во имя исполнения целей, также сформулированных в договорах.

Концептуально, институт ответственности государств по праву ЕС имеет присущую ему значимость в плане обозначения своего влияния на разви-

тие международных правоотношении: нормы права ЕС окончательно закрепили переход в международной практике к пониманию необходимости несения государством полной имущественной ответственности за действия публично-правовых лиц; в праве ЕС активно дифференцируются договорная и вне-договорная ответственность государств, и выработан достаточно эффективный механизм сдерживания государств от международных противоправных действий на основе сочетания двух видов ответственности; процедура привлечения к ответственности сочетает в себе этап досудебного урегулирования спорной ситуации и судебной стадии; разделяется ответственность в зависимости от сферы, в которой нарушена норма права ЕС; реализуются на практике общий и специальный механизмы привлечения к ответственности в зависимости от нарушенной нормы права ЕС; применяются соответствующие формы ответственности, которые реализуются через санкции денежного характера, лишение определенного круга полномочий и исключения из членов Союза; обозначена роль Суда ЕС как органа по обеспечению права в рамках института ответственности государств-нарушителей, особо обозначается независимость данного института ЕС1.

С практической точки зрения исследование института ответственности по праву ЕС имеет присущую ему концептуальную значимость применительно деятельности Евразийского экономического Союза, членство в котором является важной сферой деятельности для Российской Федерации.

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов2.

Согласно статье 3 Договора о Евразийском экономическом союзе, основными принципами функционирования Союза является: «уважение обще-

признанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств-членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон (государств-участников); соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза».

Постановочно, по обстоятельствам региональной направленности деятельности ЕАЭС и включенности в него Российской Федерации принципы ЕАЭС имеют свою показательную специфику, но по линии общепризнанного императивного принципа в формате и добросовестного выполнения международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН) в параметрах достижения целей Союза присутствует общая востребованность должного поведения.

Органами ЕАЭС являются: Высший Евразийский экономический совет; Евразийский межправительственный совет; Евразийская экономическая комиссия (далее — Комиссия); Суд Евразийского экономического союза.

Комиссия в ЕАЭС проводит мониторинг за соблюдением обязательств государствами-членами, государства отчитываются перед Комиссией о ходе выполнения тех или иных положений. Суд ЕАЭС, в свою очередь, рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза: «1) по заявлению государства-члена:

• о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору;

• о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений;

• о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным

договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза;

• об оспаривании действия (бездействия) Комиссии; 2) по заявлению хозяйствующего субъекта:

• о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта;

• об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта. Для целей Статута Суда Союза под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства»3.

Регулирование деятельности членов ЕАЭС осуществляется по отдельным разделам в рамках которых освещены аспекты ответственности в конкретной сфере, отдельные положение находят также разъяснения в приложении, которые предусмотрены для каждого раздела.

Следует отметить, что как и в ЕС в ЕАЭС государства-члены могут информировать Комиссию о случаях невыполнения другими государствами-членами обязательств.

Также немаловажно отметить, что статья 33 Договора о ЕАЭС закрепляет правила ведения членами АЭС внешнеторговой политики, которая реализуется через заключение Союзом самостоятельно либо совместно с государствами-членами международных договоров с третьей стороной в сферах,

в которых органы Союза принимают обязательные для государств-членов решения. Участие в международных организациях либо автономное применение мер и механизмов внешнеторговой политики позиционно включается в режим внешнеторговой политики согласно ст. 33 Договора о ЕАЭС.

Союз несет ответственность за выполнение обязательств по заключаемым им международным договорам и реализует свои права по этим договорам»4.

Что немаловажно, Договор о ЕАЭС в статье 40 предусматривает ответные меры в отношении третьей стороны:

«1. В случае если в соответствии с международным договором Союза с третьей стороной и (или) государств-членов с третьими сторонами предусмотрена возможность применения ответных мер, решения о введении ответных мер на таможенной территории Союза принимаются Комиссией, в том числе путем повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин, введения количественных ограничений, временного приостановления предоставления преференций или принятия в рамках компетенции Комиссии иных мер, оказывающих влияние на результаты внешней торговли с соответствующим государством.

2. В случаях, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьими сторонами, заключенными до 1 января 2015 года, государства-члены вправе в одностороннем порядке применять в качестве ответных мер повышенные по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза ставки ввозных таможенных пошлин, а также в одностороннем порядке приостанавливать предоставление тарифных преференций при условии, что механизмы администрирования таких ответных мер не нарушают положений настоящего Договора.

В случае если государству-члену стало известно о действиях любого из поставщиков услуг, лиц, осуществляющих учреждение или деятельность, либо инвесторов, которые способны причинить ущерб здоровью или безопасности людей, животных, растений или окружающей среде на территории этого государства-члена или на территориях других государств-членов, первое государство-член информирует об этом в кратчайшие сроки все государства-члены и Комиссию.

6. Комиссия содействует созданию и участвует в процессе функционирования информационных

систем Союза по вопросам, регулируемым настоящим разделом.

7. Государства-члены могут информировать Комиссию о случаях невыполнения другими государствами-членами обязательств, предусмотренных настоящей статьей»5.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует общее концептуальное начало применительно к ЕС и ЕАЭС в части структуры и их интеграционного характера. Однако следует учитывать специфический характер ЕАЭС, заключающийся в сферах его функционирования, общих целях экономического характера, а также таким значимым международно-правовым фактом, участие в системе ЕАЭС Российской Федерации.

В учредительном договоре ЕАЭС есть нормы, устанавливающие ответственность государств, недобросовестно выполняющих свои обязательства в рамках Союза, есть органы, осуществляющие контроль и реализующие ответственность государств-нарушителей. В том, что касается правового регулирования института ответственности по праву ЕС, то здесь следует констатировать наличие в учредительном договоре отдельных статей, посвященных механизму реализации ответственности государств-нарушителей права ЕС, показательно раскрывающих основания наступления ответственности обозначено авторским восприятием выработки специального, отдельно взятого юридического представления института ответственности государств как феномена науки и практики современной международной юриспруденции. Уже в таком качестве — в формате специального, отдельно взятого юридического акта — институт ответственности государств призван быть упорядочен в параметрах учредительных документов международных организаций. И этот позитив права призван быть осуществлен как в отношении ЕАЭС, так и применительно к европейским структурам межгосударственной интеграции.

Для Российской Федерации работа по разработке норм и конкретизации положений института ответственности в рамках ЕАЭС (по обстоятельствам уже имеющегося международного опыта на этот счет на примере права ЕС) является важной задачей, поскольку предметно упорядоченный в формате целостного института ответственности государств механизм привлечения к ответственности государств в режиме

общей востребованности должного поведения (п. 2 ст. 2 Устава ООН), является юридическим способом обеспечения добросовестного исполнения обязательств членов организации. Система современного международного права как целостная и законченная (в плане отсутствия пробелов) система права определяет и юридически закрепляет корпус правовых последствий по факту неисполнения или недобросовестного выполнения государствами добровольно взятых на себя обязательств. В рамках международной организации, носящей интеграционных характер наличие норм об ответственности необходимо, поскольку члены организации призваны осознавать, что последовательное добросовестное выполнение международных обязательств является залогом эффективного функционирования всей организации. Члены Союза призваны действовать в рамках общих интересов добросовестно, а если какое-либо государство-член не исполняет свои обязанности, то должен срабатывать механизм ответственности.

Литература

1. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. Консолидированный текст//СПС «Гарант»: http://base.garant.ru/2566557/#ixzz3UqQRsDjd;

2. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (2007/С 306/01). Договор вступил в силу 1 декабря 2009 г. //СПС «Гарант»: http://base.garant. ru/2566561/#ixzz3UqQppHzd;

3. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) Консолидированный текст//СПС «Гарант»: http://base.garant. ru/2566558/#ixzz3UqS8cxuC;

4. Договор о Евразийском экономическом Союзе [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения 02.11.2015).

5. Европейское публичное право: монография / Ландо Д.Д., Самарин В.И. М.: Проспект, 2015. С. 112.

6. Официальный сайт Суда ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://courteurasian.org/main. aspx?guid=22571 (дата обращения 02.11.2015).

7. Лукашук И.И. Право международной ответственности. М.: Волтерс Клувер, 2004, с. 64.

References

1. The Treaty on European Union (Maastricht, 7 February 1992) (as amended by the Lisbon Treaty 2007) the Treaty entered into force on 1 November 1993 consolidated text//»Garant»: http://base.garant. ru/2566557/#ixzz3UqQRsDjd

2. The Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community (Lisbon, 13.12.2007 (2007/C 306/01). The Treaty entered into force on 1 December 2009 //»Garant»: http://base.garant.ru/2566561/tfixzz3UqQppHzd

3. The Treaty on the functioning of the European Union (Rome, 25 March 1957) (as amended by the Lisbon Treaty of 2007) consolidated text//»Garant»: http://base.garant.ru/2566558/tfixzz3UqS8cxuC

4. The Treaty on the Eurasian economic Union [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 02.11.2015).

5. European public law: monograph / Lando D., Samarin V.I. M.: Prospect, 2015. P.112.

6. The official website of the Court of the EEU. [Electronic resource]. URL: http://courteurasian.org/ main.aspx?guid=22571 (02.11.2015).

7. LukashukI.I. law of international responsibility. M.: volters kluver, 2004, p. 64.

1 См.: Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) Консолидированный текст//СПС «Гарант»: http://base. garant.ru/2566558/#ixzz3UqS8cxuC

2 См.: Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) Консолидированный текст//СПС «Гарант»: http://base. garant.ru/2566558/#ixzz3UqS8cxuC

3 Официальный сайт ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeuni0n.0rg/#ab0ut (дата обращения 02.11.2015).

4 Договор о Евразийском экономическом Союзе[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (дата обращения 02.11.2015).

5 Договор о Евразийском экономическом Союзе[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (дата обращения 02.11.2015).

УДК 343.972 ББК 67.51

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

АЛИШЕР КАЮМОВИЧ ШАРИПОВ,

адъюнкт факультета научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

E-mail: alisher-sharipov-82@mail.ru Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, профессор В.Н. Фадеев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены место и роль исламизма в жизни общества, дано понятие исламского радикализма, аргументировано мнение о том, что исламский радикализм не следует отождествлять с собственно исламом, рассмотрены мнения исследователей мировой проблемы исламского радикализма, приведена судебная практика.

Ключевые слова: исламский радикализм, ислам, радикальное исламское движение, политика, дестабилизационные процессы, терроризм, фундаментализм, экстремизм, религия.

Annotation. This article considers the place and role of Islam in society, given the concept of Islamic radicalism, argues the view that Islamic radicalism should not be confused with actual Islam, considered the views of the researchers of the global problem of Islamic radicalism, given the court practice.

Keywords: Islamic radicalism, Islam, a radical Islamic movement, politics, destabilising processes, terrorism, fundamentalism, extremism, religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.