Научная статья на тему 'Механизм оценки развития интеллектуального потенциала региона'

Механизм оценки развития интеллектуального потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / УНИФИЦИРОВАННЫЙ ЯЗЫК МОДЕЛИРОВАНИЯ / INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN CAPITAL / EVALUATION OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL / UNIFIED MODELING LANGUAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алякина Людмила Александровна

Дано определение, с авторской позиции, понятия «интеллектуальный потенциал региона». Построена модель системы регионального интеллектуального потенциала в стандарте UML, позволяющая соотнести данное понятие с такими понятиями, как «интеллектуальный капитал», «человеческий капитал», а также определить его сущность и место в социально-экономическом развитии общества. Разработана иерархическая система показателей, отражающих состояние интеллектуального потенциала региона. Предложена методика его оценки на основе рейтингового подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF THE EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE REGION

There is given definition of notion «intellectual potential of the region», by author's position, in the article. The model of the system of the regional intellectual potential, allowing to correlate the given notion with such notions as «intellectual capital», «human capital» as well as to define its essence and place at the socio-economic development of society, is built by standard UML. The hierarchical system of the factors, reflecting state of the intellectual potential of the region, is elaborated. The methods of its evaluation on basis of rating's approach are offered.

Текст научной работы на тему «Механизм оценки развития интеллектуального потенциала региона»

УДК 005.94

Л.А. АЛЯКИНА

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, оценка интеллектуального потенциала, унифицированный язык моделирования.

Дано определение, с авторской позиции, понятия «интеллектуальный потенциал региона». Построена модель системы регионального интеллектуального потенциала в стандарте UML, позволяющая соотнести данное понятие с такими понятиями, как «интеллектуальный капитал», «человеческий капитал», а также определить его сущность и место в социально-экономическом развитии общества. Разработана иерархическая система показателей, отражающих состояние интеллектуального потенциала региона. Предложена методика его оценки на основе рейтингового подхода.

L.A. ALYAKINA MECHANISM OF THE EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE REGION

Key words: intellectual capital, human capital, evaluation of the intellectual potential, unified modeling language.

There is given definition of notion «intellectual potential of the region», by author’s position, in the article. The model of the system of the regional intellectual potential, allowing to correlate the given notion with such notions as «intellectual capital», «human capital» as well as to define its essence and place at the socio-economic development of society, is built by standard UML. The hierarchical system of the factors, reflecting state of the intellectual potential of the region, is elaborated. The methods of its evaluation on basis of rating’s approach are offered.

Последняя четверть ХХ - начало ХХ1 вв. внесли в экономическую терминологию множество новых понятий: человеческий капитал, интеллектуальный капитал (ИК), интеллектуальный потенциал (ИП), что ставит перед ученым сообществом такие проблемы, как выработка определений этих понятий, соотнесение их друг с другом, определение их сущности и места в социальноэкономическом развитии общества.

Значительное внимание к вышеупомянутым категориям обусловлено существованием гипотезы, заключающейся в том, что имеющийся в России и в ее регионах интеллектуальный потенциал может быть в значительной своей части вовлечен в рыночные отношения [1]. Существующий мировой опыт показывает, что в тех областях, где это возможно осуществить, следует ожидать существенного экономического роста.

Эффективное управление развитием интеллектуального потенциала невозможно без установления критериев его оценки. Отсутствие официальных методик, недостаточная изученность проблемы количественной нефинансовой оценки интеллектуального потенциала региона ставит перед исследователями ряд задач следующего порядка: выявление факторов, характеризующих состояние ИП региона; построение системы показателей, отражающих состояние выявленных факторов; построение комплексного показателя.

Большинство из имеющихся методик в своей основе подразумевает построение модели исследуемого явления, а затем формирование иерархии показателей и, наконец, определение некоторого интегрирующего показателя.

Наши представления о поставленной задаче в полной мере соответствуют предлагаемому подходу. Для построения иерархии показателей предполагается использование в качестве основы определения интеллектуального потенциала региона в следующей редакции:

Интеллектуальный потенциал региона - это способность и возможность определить рациональный региональный путь развития к достижению поставленных экономических целей.

Несмотря на кажущуюся лаконичность определения, оно содержит ряд содержательных понятий и представляет по своей сущности систему, включающую в качестве составных частей: человеческий капитал региона, интеллектуальный капитал региона, а также резервные интеллектуальные способности и возможности региона. Иллюстрация определения интеллектуального потенциала региона приведена на рисунке в виде диаграммы, построенной с применением унифицированного языка моделирования ЫМЬ [2].

На диаграмме приняты следующие обозначения:

Эктор (действующее лицо): человеческий капитал.

Прецеденты (случаи использования):

- А, В - способности и возможности человеческого капитала вне экономических отношений;

- С, й - способности и возможности человеческого капитала в условиях экономических отношений (входят в состав интеллектуального капитала региона);

- Е, Р - задействованные интеллектуальные способности и возможности региона, расширяющие С и й, соответственно (входят в состав интеллектуального капитала региона);

- в, Н - резервные интеллектуальные способности и возможности региона, имеющие потенциальную возможность для роста Е и Р, а через них соответственно - роста С и й.

Под термином способность подразумеваются: интеллектуальная деятельность (владение научными методами проведения обзора, анализа, систематизации, моделирования, прогнозирования, рационального отбора и др.); обладание критическими технологиями, патентами и др.; наличие развитой системы предоставления услуг научно-технического характера.

Термин возможность подразумевает возможность совершенствования способности к интеллектуальной деятельности и включает в себя:

- доступность образования, в том числе как фундаментального, так и узкоспециализированного;

- доступ к мировым информационным ресурсам посредством современных информационных и коммуникационных технологий и др.

Приведенную диаграмму можно расшифровать следующим образом. Активным действующим лицом при создании добавленной стоимости в условиях экономических отношений является человеческий капитал, который использует свои способности и возможности в реализации поставленных целей (С и й).

Система ИП региона, представленная в стандарте иМЬ

В случае необходимости привлекаются на контрактной основе компоненты интеллектуального потенциала (Е - критические технологии и др.) и (Р -дополнительное образование, мировые информационные ресурсы и др.), которые усиливают характеристики человеческого капитала.

Все вышеописанное составляет интеллектуальный капитал как составную часть интеллектуального потенциала общества. За пределами сферы действия интеллектуального капитала находятся резервные ресурсы интеллектуального потенциала региона (в - критические технологии и др.) и (Н - дополнительные возможности системы образования, не использованные мировые информационные ресурсы и др.), которые в любое время могут быть задействованы.

В соответствии с принятыми обозначениями разработана иерархическая система показателей, приведенная в таблице. Все предложенные показатели структурированы, т.е. имеется возможность отнести их к той или иной группе. Кроме того, в основном, все показатели могут быть получены из данных, регулярно публикуемых органами государственной статистики.

Итак, для оценки факторов С, й, Е, Р, в, Н рекомендуется использование следующих показателей:

С: уровень экономической активности населения, %;

й: уровень занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное об-

разование, %;

численность персонала сферы НИОКР на 10 тыс. занятых в экономике, человек;

Е: удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме

отгруженной продукции, %;

удельный вес персональных компьютеров организаций, имеющих выход в Интернет, %;

G: удельный вес выданных патентов на изобретения и полезные модели к

числу поданных заявок, %; эффективность работы аспирантуры, %;

H: расходы бюджетной системы на образование, % к ВРП;

численность студентов на 10 тыс. населения, человек; удельный вес персональных компьютеров, имеющих доступ в Интернет в домохозяйствах, %.

Для проведения расчета рейтинговых баллов по каждому показателю (RB) примем следующие определения: Х - выбранный показатель для данного региона REG; V- вес показателя Х; n - количество показателей по всем группам. Тогда:

1. Для каждого показателя Х региона REG проводится сравнение с комплексным показателем {ХРФ; ХПФО}, представляющим собой два соответствующих Х показателя - в целом по Российской Федерации и по федеральному округу (в нашем случае по Приволжскому федеральному округу (ПФО)):

- если Х < тт{ХРФ; ХПФО}, то RB полагается равным одному или двум баллам в зависимости от отрицательной или положительной динамики по отношению к предыдущему периоду времени (кварталу, году);

- если Х > тах{ХРФ; ХПФО}, то RB полагается равным четырем или пяти баллам в зависимости от того, превысил или не превысил показатель значение соответствующего индикатора для более развитого соседнего региона (в случае Чувашской Республики в качестве такого региона можно рассматривать Республику Татарстан);

- в остальных случаях RB полагается равным 3 баллам.

2. Средневзвешенный интегрированный показатель R, определяющий уровень оценки интеллектуального показателя региона, вычисляется по формуле:

txu

R = ----.

n

Показатель R отражает состояние всех групп, составляющих интеллектуальный потенциал, и может использоваться как для межрегиональных, так и временных сопоставлений.

Для обработки данных органов государственной статистики может быть разработана система управления базой данных (СУБД), позволяющая получать оценки автоматизированным путем, после выбора исходных параметров к которым относятся: год (период) проведения анализа, количество и наименование регионов для сопоставлений и др.

В случае необходимости может быть изменен состав показателей, в том числе возможны добавление показателей, их удаление и видоизменение. Имеется возможность построения графиков и диаграмм как для отдельного показателя, так и для итогового интегрированного показателя развития интеллектуального потенциала региона.

По материалам статьи можно сделать следующие выводы. Предложено определение интеллектуального потенциала региона как способности и возможности определить рациональный региональный путь развития к достижению поставленных экономических целей. Построена системная модель интеллектуального потенциала региона в стандарте UML, раскрывающая и детализирующая данное определение.

Интеллектуальный потенциал

Интеллектуальный капитал

Человеческий капитал

С О Е р в Н

С1 01 02 Е1 Р1 в1 в2 Н1 Н2 нз

Уровень экономической активности населения, % Уровень занятых, имеющих высшее профессиональное образование, % Численность персонала сферы НИОКР на 10 тыс. занятых в экономике, чел. Удельный вес, отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % Удельный вес ПК в организациях, имеющих доступ к сети Интернет, % Удельный вес выданных патентов на изобретения и полезные модели, % к числу поданных заявок Эффективность работы аспирантуры, % Расходы бюджетной системы на образование, % кВРП Численность студентов на 10 тыс. населения, чел. Удельный вес ПК, имеющих доступ в Интернет в домохозяйствах, %

0,8 0,8 1,4 1,4 0,8 1,2 0,8 1,2 0,8 0,8

Веса показателей определяются экспертным путем

Примечание. При проведении оценки используются данные государственной статистики по указанным показателям.

С целью повышения эффективности управления развитием интеллектуального потенциала региона необходимо выработать критерии его оценки. Разработана иерархическая, структурированная система показателей, отражающих состояние факторов, характеризующих региональный интеллектуальный потенциал. Предложена методика расчета рейтинговых баллов по каждому показателю.

Построен средневзвешенный интегрированный показатель, отражающий состояние всех компонентов, составляющих интеллектуальный потенциал. Данный показатель может быть применен как для межрегиональных, так и временных сопоставлений.

Предложенный механизм оценки интеллектуального потенциала региона отличается строгой алгоритмичностью и четкой формализацией. Благодаря этому на его основе может быть разработана система управления базой данных, позволяющая получать оценки автоматизированным путем.

Литература

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России. Ч. I. Высокотехнологичный комплекс России: основы экономического развития и безопасности. М.: Знание, 2003. 576 с.

2. Мацяшек Л.А. Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных систем с использованием иМЬ / Л.А. Мацяшек; пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 432 с.

АЛЯКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ALYAKINA LYUDMILA ALEKSANDROVNA - senior teacher of department of information systems, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.