Научная статья на тему 'Разработка функциональной модели конкурентного потенциала региона'

Разработка функциональной модели конкурентного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / REGIONAL COMPETITIVE ADVANTAGES / COMPETITIVE POTENTIAL OF REGION / INTELLECTUAL POTENTIAL / INTELLECTUAL POTENTIAL MEASUREMENT / EDUCATIONAL POTENTIAL / SCIENTIFIC POTENTIAL / METHODOLOGY OF FUNCTIONAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алякина Людмила Александровна

Дополнено и уточнено понятие конкурентного потенциала региона. Предложена функциональная модель, выполненная в стандарте IDEF0, которая отображает основные подфункции системы конкурентного потенциала региона с указанием связей между ними, а также их связей с внешней средой. На основе анализа разработанной модели сформулирован вывод о важной роли, которую может играть интеллектуальный потенциал в деятельности региона. Приведена диаграмма декомпозиции функционального блока «Интеллектуальный потенциал» для более детальной иллюстрации его составных элементов образовательного и научного потенциалов, а также связей между ними и внешней средой. Сформулирован подход к проведению рейтинговой оценки интеллектуального потенциала регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL MODEL OF COMPETITIVE POTENTIAL OF THE REGION

The concept of competitive potential of region is supplemented and specified. The functional model made in standard IDEF0 which represents the basic minorant functions of system of regional competitive potential with instructions of communications between them as well as their communications with an environment is offered. On the basis of the analysis of the developed model the conclusion about the important role which can play intellectual potential at region activity is formulated. The diagram of decomposition of the functional block «Intellectual potential» is resulted for more detailed illustration of its components educational and scientific potentials as well as communications between them and with an environment. The approach to realization of rating estimation of intellectual potential of regions is formulated.

Текст научной работы на тему «Разработка функциональной модели конкурентного потенциала региона»

УДК 330.341.4:339.13

Л.А. АЛЯКИНА

РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Ключевые слова: региональные конкурентные преимущества, конкурентный потенциал региона, интеллектуальный потенциал, измерение интеллектуального потенциала, образовательный потенциал, научный потенциал, методология функционального моделирования.

Дополнено и уточнено понятие конкурентного потенциала региона. Предложена функциональная модель, выполненная в стандарте IDEF0, которая отображает основные подфункции системы конкурентного потенциала региона с указанием связей между ними, а также их связей с внешней средой.

На основе анализа разработанной модели сформулирован вывод о важной роли, которую может играть интеллектуальный потенциал в деятельности региона. Приведена диаграмма декомпозиции функционального блока «Интеллектуальный потенциал» для более детальной иллюстрации его составных элементов - образовательного и научного потенциалов, а также связей между ними и внешней средой. Сформулирован подход к проведению рейтинговой оценки интеллектуального потенциала регионов.

L.A. ALYAKINA

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL MODEL OF COMPETITIVE POTENTIAL OF THE REGION

Key words: regional competitive advantages, competitive potential of region, intellectual potential, intellectual potential measurement, educational potential, scientific potential, methodology of functional modeling.

The concept of competitive potential of region is supplemented and specified. The functional model made in standard IDEF0 which represents the basic minorant functions of system of regional competitive potential with instructions of communications between them as well as their communications with an environment is offered.

On the basis of the analysis of the developed model the conclusion about the important role which can play intellectual potential at region activity is formulated. The diagram of decomposition of the functional block «Intel-lectual potential» is resulted for more detailed illustration of its components - educational and scientific potentials as well as communications between them and with an environment. The approach to realization of rating estimation of intellectual potential of regions is formulated.

Среди наиболее актуальных современных тенденций своей значимостью выделяется экономическое развитие регионов. Этот процесс зависит от всех элементов рынка, в том числе от конкуренции. Конкурентное преимущество региона находится в тесной взаимосвязи с территориальными и местными условиями. При этом важную роль играют своевременное выявление и эффективное использование конкурентных потенциалов конкретного региона.

Динамичные конкурентоспособные регионы образуют базис для более успешного проведения национальной политики снижения региональных диспропорций и более сбалансированного развития территориальных образований, что будет способствовать усилению темпов роста экономики России в целом.

Процесс развития конкуренции регионов имеет в большей степени позитивные последствия, поэтому овладение механизмами конкурентной борьбы становится необходимым и дополнительным фактором обеспечения устойчивого и стратегически ориентированного регионального развития.

Наиболее часто региональные конкурентные преимущества определяются исследователями как совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных и культурных условий, сложившихся в регионе и определяющих его долгосрочные перспективы производства товаров и услуг. Однако вопрос о предметном содержании конкурентных преимуществ нельзя сводить только к выгодному геополитическому расположению и наличию ресурсного потенциала. В уточнении этого понятия следует, по нашему мнению, обратиться к теории конкурентных преимуществ применительно к уровню развития региона.

Общие положения теории сравнительных конкурентных преимуществ представим в табличном виде (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные конкурентные преимущества региона

№ п/п Факторы конкурентного преимущества Степень конкурентного преимущества

1 Климат и природные ресурсы Регион обладает абсолютным преимуществом при наличии благоприятного климата и добычи значимых природных ресурсов

2 Высокоэффективные технологии производства основного вида товаров (специализация региона) Регион обладает абсолютным преимуществом, если производит какой-либо товар эффективнее, чем другие регионы

3 Диверсифицированное производство (производство дополнительных видов товарной продукции) Регион имеет относительное преимущество, так как абсолютные показатели дополняются показателями производительности диверсифицированного производства

4 Производственные факторы (капитал, труд, земля) Регион имеет сравнительное конкурентное преимущество, если имеет указанные ресурсы в изобилии

Конкурентный потенциал региона - это комплексное понятие, включающее в себя, по мнению исследователей, пять основных составляющих: ресурсный потенциал, финансовый потенциал, потенциал качества жизни, экологический потенциал, организационный потенциал [1]. С нашей точки зрения, этот список следует дополнить шестой составляющей - интеллектуальным потенциалом. В этом случае структура конкурентного потенциала региона будет иметь вид, представленный на рис. 1.

природные ресурсы и географическое положение 5 основное производство

функционир ования финансовой сферы 5 банковская и страховая

региона)

5 диверсифицированное производство ° используемые земельные угодья 5 основной капитал (здания,

инфраструктура)

5 инвестиционная привлекательность 2 бюджетные ассигнования

населения

■ перспективы для молодежи социальная инфраструктура

■ градостроительство и архитектура безопасность жизни и труда

культурная среда

переработки и утилизации мусора & качество воды и воздуха 5 окружающая природа,

’городское озеленение

позиционирование региона 0 политическая стабильность 0 эффективная структура управления 0 стратегия развития 0 участие граждан в управлении

> Научный потенциал

Рис. 1. Структура конкурентного потенциала региона

Конкуренция во всех областях деятельности является мощным фактором активации и мобилизации дополнительных внутренних возможностей, заставляет провести самоанализ и самооценку состояния региона и его взаимосвязей с партнерами и конкурентами. Учитывая полученные при этом данные, региональная власть сможет более точно определить профиль региона и целевые группы потребителей, что явится залогом будущих успехов в социальноэкономическом развитии и позиционировании территории во внешней среде.

Для проведения анализа потенциалов конкурентоспособности региона предлагается использовать методологию структурного анализа, позволяющего построить функциональную модель и более детально рассмотреть все ее состав-

ляющие, а также определить связи между ними. Остановимся кратко на основных положениях структурного анализа (в данном случае методологии ЮЕР0).

Предложенный анализ системы начинается с выбора цели и точки зрения. Цель выбирается на основе списка вопросов, на которые модель должна ответить. Точка зрения представляет позицию, с которой описывается система. Точка зрения не может быть изменена в ходе разработки данной модели.

Каждая модель начинается с верхней (ТОР) диаграммы, имеющей только один блок, символизирующий работу моделируемой системы в целом. Все связи на ТОР-диаграмме являются внешними связями моделируемой системы, ее связями со средой. Функциональный блок оснащен тремя входящими и одной выходящей связью (рис. 2).

Теория конкурентных преимуществ

Климат

Ресурсы Структура U Абсолютные преимущества % ►

Конкурентоспособные высокоразвитые технологии конкурентного потенциала •| Относительные преимущества

Экологические резервы региона :$• Сравнительные преимущества

Ор. 0

Экспертная система

Рис. 2. TOP-диаграмма функциональной модели системы конкурентного потенциала региона

Входящими в функциональный блок связями являются: материально-информационный вход (INPUT) - с левой стороны блока; управление (CONTROL) - с верхней стороны блока; механизм или исполнитель (MECHANIZM) - с нижней стороны блока. Исходящая связь: материально-информационный выход (OUTPUT) - с правой стороны блока.

В процессе анализа TOP-диаграмма подвергается декомпозиции на основные подфункции, образуя дочернюю диаграмму А0. В свою очередь, каждый блок дочерней диаграммы (рис. 3) также может быть подвергнут декомпозиции и детальному рассмотрению.

В ряде случаев нецелесообразно передавать объекты (стрелки) с одного уровня декомпозиции на другой. Например, в следующих случаях: важные объекты системы, не показанные ранее на более высоких уровнях описания модели, могут появиться при описании новых декомпозиций; некоторые объекты могут быть необходимы лишь для описания верхних уровней модели. Их передача на более детальный уровень загромоздит диаграмму.

Если дугу нецелесообразно передавать на другой уровень декомпозиции, то ее помещают в «туннель». Таким образом, помещение дуги в «туннель» является способом скрыть ее источник (приемник). Дуга со скрытым источником помечается круглыми скобками у своего начала. Дуга со скрытым приемником помечается круглыми скобками у своего конца (у стрелки). Оба вида «туннеля» можно наблюдать на рис. 3. Процесс декомпозиции останавливается, когда модель отвечает на все поставленные перед ней вопросы. Для проведения моделирования использовался программный продукт AllFusion Process Modeler (BPwin) [2].

Таким образом, на рис. 3 представлена диаграмма А0, отображающая основные шесть подфункций системы конкурентного потенциала региона с ука-

занием связей как между ними, так и с внешней средой. На диаграмме представлены: входящая информация, управляющие воздействия, а также выход -результат анализа рассматриваемой диаграммы. В качестве механизма (исполнителя) рассматривается некоторая экспертная система.

Рис. 3. Диаграмма декомпозиции АО основных подфункций системы конкурентного потенциала региона

Применяя описанную методологию и заявленное программное обеспечение, можно построить диаграммы А1, А2, А3, А4, А5 и А6, которые будут являться декомпозициями основных подфункций анализируемой системы. Каждая из этих диаграмм будет содержать составляющие элементы рассматриваемого потенциала и связи между ними и с внешней средой. В качестве примера в настоящей статье приведена диаграмма А6 декомпозиции блока «Интеллектуальный потенциал» (рис. 4).

Кроме всех рассмотренных факторов для Чувашской Республики, не имеющей большого запаса природных сырьевых ресурсов и ярко выраженной промышленной специализации, наибольший интерес представляет именно интеллектуальный потенциал.

Обратимся еще раз к диаграмме АО основных подфункций рассматриваемой системы и внимательно ознакомимся с блоком с номером 6 «Интеллектуальный потенциал» (рис. 3).

В качестве выходов этого блока рассматриваются объекты «Инновационные научные разработки» и «Подготовленные квалифицированные кадры», имеющие связь со всеми остальными рассматриваемыми блоками с помощью обратных связей по входу и управлению. При этом связь, описывающая инновационные разработки, проходит через блок «Организационный потенциал», после чего становится управляющим параметром (воздействием) для всех остальных блоков. Это свидетельствует о важной роли, которую может играть интеллектуальный потенциал в деятельности региона при условии обращения на него пристального внимания со стороны властных структур и выделения на его развитие сначала достаточного количества инвестиций, а затем продвижения результатов исследований в управленческих решениях.

На диаграмме А6 представлена декомпозиция блока «Интеллектуальный потенциал» (рис. 4). Блок детализирован в виде двух составляющих «Образовательный потенциал» и «Научный потенциал». Именно состоянием этих составляющих характеризуется состояние интеллектуального потенциала региона. Рост интеллектуального потенциала определяется, с одной стороны, возможностями обеспечивать науку современными капитало- и ресурсоемкими установками и приборами, а с другой - возможностями подготовки оптимального количества квалифицированных кадров ученых, инженеров, экономистов, управленцев.

Для измерения роли факторов, составляющих интеллектуальный потенциал, можно использовать имеющиеся методики, в частности, описанные в работах [3, 4]. В этом случае измерение роли образовательного потенциала предлагается осуществить на основании трех индексов: уровня общей образованности всего занятого населения; удельного веса в населении студенчества; доли расходов на образование в валовом региональном продукте (ВРП).

Оценить образовательный потенциал можно как среднее агрегированное значение указанных индексов с последующим его нормированием и приведением его величины в пределах от 0 до 1.

Для измерения вклада науки в интеллектуальный потенциал используется агрегированный индекс научного потенциала, который объединяет два индекса: удельный вес персонала, занятого в сфере науки и научного обслуживания, в общей численности занятого населения; удельный вес затрат на науку в процентах к ВРП, с последующим его нормированием.

Вычисление показателей интеллектуального потенциала позволит определить рейтинг (ранг) региона по этому фактору конкурентоспособности и обеспечит отслеживание и учет изменений в будущем.

Рис. 4. Диаграмма А6 декомпозиции блока «Интеллектуальный потенциал региона»

Предложенная функциональная модель может служить хорошим иллюстративным материалом, позволяющим детально рассмотреть все возможные факторы, определяющие конкурентоспособность региона, установить связи между ними, оценить их, а также выявить и осознать проблемы и наметить пути их решения.

Литература

1. Глезман Л.В. Стратегия и комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ региона: автореферат дис. ... канд. экон. наук / Л.В. Глезман/Удмурт. гос. ун-т. Ижевск, 2005. 26 с.

2. Дубейковский В.И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler (BPwin) 4.1.4 и AllFusion PM /

B.И. Дубейковский. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007. 384 с.

3. Лежнина Ю.П. Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с интеллектуальным потенциалом его населения / Ю.П. Лежнина // Труды СГУ. 2006. Вып. 99. Гуманитарные науки. Психология и социология образования.

C. 22-33.

4. Руткевич М.Н. О понятии интеллектуального капитала и способах его измерения / М.Н. Руткевич, В.К. Левашов // Науковедение. 2000. № 1. С. 49-65.

АЛЯКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alyakina_la@mail.ru).

ALYAKINA LYUDMILA ALEKSANDROVNA - senior teacher of information systems department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.