Научная статья на тему 'Механизм организационно-экономического взаимодействия в сфере сбыта овцеводческой продукции'

Механизм организационно-экономического взаимодействия в сфере сбыта овцеводческой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВЦЕВОДСТВО / ПАРТНЕРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм организационно-экономического взаимодействия в сфере сбыта овцеводческой продукции»

УДК 636.32/.38:33

Механизм организационно-экономического взаимодействия в сфере сбыта овцеводческой продукции

Е.В. Абонеева, Ст. ГАУ

За период аграрных преобразований в системе реализации сельскохозяйственной продукции произошли значительные изменения, под воздействием которых в условиях формирования рынка централизованная система реализации сельскохозяйственной продукции трансформировалась в многоканальную рыночную систему.

В настоящее время на региональных аграрных рынках появилось огромное число государственных и частных каналов сбыта и продвижения сырья к потребителям. Но процесс формирования региональных рынков еще далек от совершенства, становление рынка происходит стихийно и болезненно для сельхозпредприятий, что отрицательно сказывается на экономике региона.

Нерентабельное состояние экономики овцеводства, связанное с низкими ценами на продукцию отрасли, и отсутствие цивилизованных рынков сбыта произведенной продукции требуют новых подходов к решению этих вопросов.

В нынешних условиях перехода к рыночной экономике еще не появилась система рыночной инфраструктуры, отсутствует система рыночной координации, которая позволяла бы территориально рассредоточенным сельскохозяйственным товаропроизводителям овцеводческой продукции координировать свою сбытовую деятельность. В связи с этим острую необходимость вызывает вопрос выработки такого механизма организационно-экономического взаимодействия между производителями и переработчиками на стадии сбыта овцеводческой продукции.

Формирование действенной рыночной инфраструктуры должно явиться результатом продуманной политики на всех уровнях федеральных и региональных органов управления, способных учесть интересы всех звеньев рынка.

Современная рыночная инфраструктура должна представлять собой совокупность организационно-правовых служб, обеспечивающих связь между товаропроизводителями, переработчиками и потребителями продукции отрасли и содействующих сохранению, продвижению и рациональному ее использованию в крае и за его пределами.

В условиях рыночных отношений получают развитие разнообразные формы хозяйствования, создающие благоприятные условия для ведения производства на принципах самоокупаемости и самофинансирования, демократизации управления, заинтересованности трудовых коллективов в конечном результате, самостоятельности, каждая из которых может стать более эффективной в конкретных природных, экономических, социальных и других условиях.

В северо-восточной зоне Ставропольского края располагались ранее и сохранились большинство специализированных племенных заводов и племрепродукторов, где овцеводство в общей сумме товарной продукции занимает наибольший удельный вес в крае. Узкоспециализированное предприятие и в перспективе будет давать большую долю овцеводческой продукции от всего общественного сектора. Но весомую долю продукции все же будут производить многоотраслевые предприятия, поэтому основное внимание необходимо уделить усовершенствованию организационно-производственной структуры, внедрению таких отношений между хозяйствами, которые были бы выгодны всем в производстве овцеводческой продукции. Этими подразделениями могут быть и поставщики кормов для овцеводческих хозяйств и комплексов, которые также должны быть заинтересованы в увеличении производства овцеводческой продукции при одновременном снижении ее себестоимости.

Слишком очевидна острая необходимость выстраивать новые отношения в реализации продукции, выращенной таким тяжелым трудом.

Для реализации указанных мероприятий необходимым является углубление разделения труда между хозяйствами, занятыми производством овцеводческой продукции. На сегодняшний день отсутствует ощутимая поддержка государства овцеводству, поэтому необходимо объединяться. В России не развита система межхозяйственной кооперации между овцеводами, способствующая повышению эффективности производства и реализации овцеводческой продукции. Хозяйства находятся на различных ступенях экономического и технологического развития, поэтому объединение их усилий на взаимовыгодной основе для сбыта произведенной шерсти, организации доращивания и откорма взрослых овец и молодняка может оказывать значительное влияние на повышение эффективности отрасли.

Возможным выходом из сложившейся кризисной ситуации в овцеводстве является создание на уровне районов

сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных или иных потребностей участников. Приоритет отдается сельскохозяйственному потребительскому кооперативу, так как первенство членства в нем отдается именно сельскохозяйственным товаропроизводителям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив вертикального типа объединяет помимо производителей овцеводческой продукции также перерабатывающие предприятия, торговые организации и т.д. Эта правовая форма, в соответствии с законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации», позволяет сельхозтоваропроизводителям организовывать свои действия в соответствии со своими интересами.

Членами районного сельскохозяйственного потребительского кооператива могут являться и другие организации - перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, кредитные, страховые, и другие, принимающие непосредственное участие в хозяйственной деятельности кооператива: это предприятия, осуществляющие поставки средств производства и оказывающие услуги для сельского хозяйства. Это непосредственно сельскохозяйственные предприятия -производители овцеводческой продукции различных форм собственности; крестьянские и фермерские хозяйства; фабрики пОш и предприятия мясной промышленности, занимающиеся закупкой овцеводческой продукции у производителей, ее переработкой и реализацией; предприятия по производству кормов, межхозяйственные комбикормовые заводы; находящиеся на территории района научно-исследовательские институты (СНИИЖК, НИИЗПШ); информационные службы, зональные лаборатории стандартизации и сертификации шерсти. Таким образом, межхозяйственная кооперации переходит в агропромышленную интеграцию.

Организация сельскохозяйственного потребительского кооператива на стадии сбыта овцеводческой продукции позволит ее участникам:

- повысить доходность, способствуя эффективной организации овцеводства, особенно для тех участников, где оно невыгодно в силу небольшого масштаба. Сельхозтоваропроизводители могут совместно перерабатывать и сбывать продукцию, осваивать прогрессивные технологии, развивать маркетинговую структуру. Таким образом, их объединение позволяет укрупнять производство, создавать дополнительную производительную силу, служащую источником роста накоплений в сельскохозяйственном производстве, сохраняя при этом самостоятельность предприятий-участников. Это особенно важно, так как основной целью такого кооператива является создание благоприятных условий для повышения эффективности производимой продукции за счет повышения объемов и качества ее производства, рациональной организации производства, освоения средств научно-технического прогресса в области производства овцеводческой продукции и т.д.;

- объединение в СХПК позволяет противостоять монополизму смежных с овцеводством отраслей. Это поставщики ресурсов, переработчики овцеводческой продукции, предприятия торговли. СХПК по переработке и сбыту овцеводческой продукции позволит распределить доходы от реализации между участниками этой технологической цепочки (сельхозтоваропроизводителями и фабриками ПОШ) в соответствии с их затратами, и интересы сельхозтоваропроизводителей не будут ущемлены;

- возможность получения льготного бюджетного кредитования;

- осуществление государственной поддержки СХПК в приобретении или аренде неиспользуемых сельскохозяйственных помещений;

- выделение для государственных нужд квот на поставку продукции СХПК;

- возможность более выгодной организации сбыта продукции, которая невозможна для каждого производителя в отдельности из-за отсутствия информированности и знаний рыночной конъюнктуры;

- способствует повышению финансовой устойчивости предприятий-участников и взаимного доверия покупателей, поставщиков, инвесторов и кредиторов.

Формирование СХПК на районном уровне не преследует цель перераспределять прибыль перерабатывающих предприятий, так как рентабельность их производства не велика. Главной задачей агропромышленной интеграции является создание необходимых условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков овцеводческой продукции, в данном случае шерсти, за счет более высокоэффективного использования имеющихся производственных мощностей, которыми располагает Невинномысская фабрика ПОШ. Кроме того, в сельскохозяйственных предприятиях отсутствуют условия для длительного хранения шерсти без значительного снижения ее качества.

Эффективное функционирование межхозяйственных объединений по производству продукции овцеводства возможно только в общей заинтересованности, в совместной деятельности всех входящих в состав участников, в одинаковой выгодности ведения совместного производства для всех.

Все условия должны быть юридически оформлены в договорах на поставку продукции с условиями поставки и договорами согласования расчетных цен и т.д.

Крайне важно сплотить интересы производителей и переработчиков шерсти, так как разрозненность их интересов ослабляет каждого из них на единой цепочке производства. Зачастую фабрики ПОШ устанавливают цены, которые не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям не только обеспечить расширенное производство, но и покрыть издержки на производство продукции. В результате постоянно сокращается производство шерсти, и в конечном счете это оказывает губительное влияние на экономику самих ПОШ, так как многие из них находятся на грани банкротства, а ведь мощностей, которыми они обладают, более чем достаточно.

В крае функционируют следующие предприятия по первичной обработке шерсти: ЗАО «Невинномысский шерстяной комбинат», ООО «Фабрика ПОШ», ООО «ППОШ «Кавказская шерсть - XXI век» - общей мощностью 13 тыс. тонн мытой шерсти в год. За 9 месяцев 2004г. ими выпущено 3 тыс. тонн мытой шерсти. Кроме того, в стадии завершения находятся пусконаладочные работы на ООО «Невинномысский шерстомоечно-перерабатывающий комбинат», мощностью 10 тыс. тонн

мытой шерсти в год, и ООО «Руно», мощностью 2 тыс. тонн (г. Невинномысск). Имеются резервы увеличения мощности на ЗАО «Не-винномысский шерстяной комбинат» - на 5 тыс. тонн. Таким образом, общая мощность предприятий ПОШ края составит 30 тыс. тонн мытой шерсти в год, что достаточно для первичной обработки всей шерсти, производимой не только в Ставропольском крае, но и во всем Южном Федеральном округе.

На сегодняшний день, когда спрос на изделия из шерсти весьма низок, невозможно осуществлять поднятие цен на них. По этой причине необходимо увеличить безвозмездное финансирование овцеводства и производства шерсти. Для того чтобы поднять рыночную стоимость шерсти на должный уровень, необходимо включить шерсть в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации соответствия системы ГОСТ РФ. Осуществление продажи шерсти в регионах может производиться через биржевые аукционы, для чего необходимо принять Федеральный закон, который обязует товаропроизводителей продавать на них около 50% своей продукции. Мотивацией вступления овцеводческих хозяйств в создаваемую ассоциацию (союз) послужат все дотации и субсидии, которые выделяет правительство страны на поддержку отечественного овцеводства, их целесообразно направлять только через ассоциацию.

На федеральном уровне в качестве единой некоммерческой организации, объединяющей сельскохозяйственных

товаропроизводителей овцеводческой продукции, могут выступать различного рода некоммерческие партнерства, такие как «Союз животноводов России», «Ассоциация «Российский меринос», созданная в марте 2005 года и представляющая собой объединение предприятий и организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с производством, переработкой и торговлей продукции овцеводства -мясом, шерстью, мехом и овчинами. В партнерство также могут входить организации, оказывающие его участникам научные, финансовые, страховые, информационные и иные услуги. Основной целью партнерства является формирование конкурентоспособной, эффективно действующей инфраструктуры овцеводства всех направлений продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.