Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД КАРАНТИНАCOVID -19 ВЕСНОЙ 2020 ГОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДО '

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД КАРАНТИНАCOVID -19 ВЕСНОЙ 2020 ГОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / практический опыт / пандемия / карантин / качество образования. / distance learning / practical experience / pandemic / quarantine / quality of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Галина Васильевна, Радюкова Анастасия Сергеевна

в статье описывается процесс обучения в период пандемии COVID-19 весной 2020 года в хабаровской общеобразовательной школе. Учителям приходится привычные онлайн занятия в школе заменять на уроки в ZOOM. Представлены объективные данные о готовности педагогов к дистанционному формату обучения. Домашняя изоляция учащихся и учителей заставила образовательные учреждения срочно искать новые решения для удаленной работы. Работая через Zoom/Skype, у учителей есть, как и плюсы, так и минусы. Однако, далеко не все педагоги имеют высокий уровень владения персональным компьютером. Тем не менее, каждый учитель вынужден искать информацию, помимо, привычных книг и библиотек, дополнительную информацию в интернет ресурсах. Мало кто мог подумать, что в сфере образования, за такой короткий период возможно полное замещение типичной учебы в классах, на онлайн образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Галина Васильевна, Радюкова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE COVID19 QUARANTINE IN SPRING 2020 USING TECHNOLOGIES ELEARNING

The article describes the learning process during the COVID-19 pandemic in the spring of 2020 in the Khabarovsk secondary school. Teachers had to completely change the format of their usual classes and master new technologies. Objective data are presented on the readiness of teachers for distance learning. The home isolation of students and teachers has forced educational institutions to urgently look for new solutions for remote work. The use of educational resources always has certain advantages and limitations. Some of them require the creation of special technical conditions. Therefore, each teacher should know the technical capabilities of his educational organization, and based on this, select educational resources. The titanic efforts made in a short time to respond to the shocks in education remind us that changes that were previously considered difficult or unattainable are still possible.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД КАРАНТИНАCOVID -19 ВЕСНОЙ 2020 ГОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДО »

УДК 37.03 ГРНТИ 14.35

DOI 10.24412/2409-3203-2022-30-329-333

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД

КАРАНТИНА СО VTD -19 ВЕСНОЙ 2020 ГОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕХНОЛОГИЙ ДО

Павленко Галина Васильевна

к.п.н., доцент кафедры педагогика ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Россия, г. Хабаровск Радюкова Анастасия Сергеевна магистрант

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» учитель МБОУ «СШ 76 имени А. А. Есягина» Россия, г. Хабаровск

Аннотация: в статье описывается процесс обучения в период пандемии СОУШ-19 весной 2020 года в хабаровской общеобразовательной школе. Учителям приходится привычные онлайн занятия в школе заменять на уроки в ZOOM. Представлены объективные данные о готовности педагогов к дистанционному формату обучения. Домашняя изоляция учащихся и учителей заставила образовательные учреждения срочно искать новые решения для удаленной работы. Работая через Zoom/Skype, у учителей есть, как и плюсы, так и минусы. Однако, далеко не все педагоги имеют высокий уровень владения персональным компьютером. Тем не менее, каждый учитель вынужден искать информацию, помимо, привычных книг и библиотек, дополнительную информацию в интернет ресурсах. Мало кто мог подумать, что в сфере образования, за такой короткий период возможно полное замещение типичной учебы в классах, на онлайн образование.

Ключевые слова: дистанционное обучение, практический опыт, пандемия, карантин, качество образования.

THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE COVID- 19

QUARANTINE IN SPRING 2020 USING TECHNOLOGIES E- LEARNING

Pavlenko Galina Vasilyevna

Ph.D, Associate Professor of the Department of Pedagogy Pacific State University Russia, Khabarovsk Radyukova Anastasiya Sergeevna Master's Pacific State University teacher School 76 Russia, Khabarovsk

Abstract: The article describes the learning process during the COVID-19 pandemic in the spring of 2020 in the Khabarovsk secondary school. Teachers had to completely change the format of their usual classes and master new technologies. Objective data are presented on the readiness of teachers for distance learning. The home isolation of students and teachers has forced educational institutions to urgently look for new solutions for remote work. The use of educational resources always has certain advantages and limitations. Some of them require the creation of special technical conditions. Therefore, each teacher should know the technical capabilities of his

329

educational organization, and based on this, select educational resources. The titanic efforts made in a short time to respond to the shocks in education remind us that changes that were previously considered difficult or unattainable are still possible.

Keywords: distance learning, practical experience, pandemic, quarantine, quality of education.

В связи с эпидемией СОУШ- 19 весной 2020 года во исполнение приказа Минпросвещения России от 17.03.2020 N 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" все российские школы перешли на дистанционный формат обучения. Хабаровские школы не стали исключением. Учителям пришлось полностью менять формат привычных занятий, так ещё и осваивать новые технологии. Перед школой был поставлен вопрос: Как организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы это было удобно и ученикам, и учителям.

Пандемия СОУШ-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94 процентов мирового контингента учащихся, причем в странах с низким уровнем дохода и с уровнем дохода ниже среднего этот показатель составляет 99 процентов. В то же время нельзя не отметить, что кризис послужил стимулом для инноваций в сфере образования. Благодаря оперативным мерам реагирования, были разработаны решения для дистанционного обучения. Кроме того, случившееся послужило поводом вспомнить о важнейшей роли учителей и о том, что на правительствах и других ключевых партнерах лежит постоянная обязанность заботиться о работниках сферы образования. Тем не менее произошедшие изменения заставляют задуматься о том, что многообещающие перспективы обучения и ускоренную трансформацию методов предоставления качественного образования нельзя рассматривать отдельно от важнейшей задачи добиться того, чтобы никто не был забыт. Это касается детей и молодежи, страдающих от отсутствия ресурсов или благоприятной среды для доступа к обучению. Это касается также педагогов и их потребности в более эффективном освоении новых методов преподавания, а также в поддержке. И наконец, это касается образовательного сообщества в целом.

Первое время пандемии, учителям приходилось больше импровизировать с учебным планом, так, как не было абсолютного понимания, как работать в новом формате.

Учителя, преподаватели, которые, как-либо до этого использовали интернет ресурсы, для построения учебного плана, начали делиться друг с другом полезными сайтами, библиотеками и другими ресурсами, которые помогали в построение учебного плана.

Домашняя изоляция учащихся и учителей заставила образовательные учреждения срочно искать новые решения для удаленной работы. Но все оказалось не так просто, хотя многие онлайн сервисы открыли бесплатный доступ к своим ресурсам. Если учитывать статистику, до пандемии, было небольшое количество интернет ресурсов, основанных на онлайн образование с достойным уровнем.

Существующая с 2011 г. платформа «Учи.ру» имеет в своем распоряжение базу данных с специфическими задачами в разных областях и всех классов. На сегодняшний день можно увидеть больше двадцати тысяч различных заданий. Если открыть статистику сайта, которая находится в открытом доступе, можно увидеть следующие цифры, что после начало пандемии, поиск в браузере Google Chrome увеличился в 3.5 раза и еще в 1.5 раза в Yandex-e. Большая часть спроса приходится на учащихся в средней школе и учителей. Можно увидеть, что учителя используют платформу, так же и в целях дополнительного

330

образования. Одним из преимуществ сервиса является возможность проводить групповые и индивидуальные встречи. Ссылка создается один раз и действует в течение всего времени. Задания существуют для обучающихся разных возрастов. На данный момент, для начальных классов, доступно ограниченное количество предметов. Помимо учеников, на «Учи.ру» обучаются и учителя, директоры, завучи школы, могут видеть прогресс учителей, курсы пройденными ими. Учителя имеют некий раздел в личном кабинете, куда они могут выкладывать материал, который посчитают необходимый и открыть доступ ученикам, чтобы они могли скачать эту презентацию, ворд-документ или различные изображения.

Существующая с 2013 г. платформа «ЯКласс» в отличие от «Учи.ру» помимо статей и задач, включает себя и видеоматериалы. Примерный объем составляет, около сорока тысяч. По данным «ЯКласс» на сайте два миллиона учеников и больше ста тысяч учителей, а также, больше сорока школ по всей страны, подключены к платформе. После начала пандемии общий спрос сервиса увеличился в более, чем в двенадцать раз. Школьный персонал, больше пользуется и интересуется сервисом, в отличие от высших заведений. Так же, как и «Учи.ру», помимо основного образования, используется и для личного пользования.

Нужно учесть, что для учителей, родителей и самих учеников, было стрессом замена привычного процесса обучения, на онлайн занятия. Преимуществом были школы, которые в своем активе содержали молодой коллектив, для которых, работа в компьютерах, смартфонах была не в новизну. Молодые специалисты помогали уже взрослым коллегам познать всю сущность интернета. Не остались и без внимания популярные во всем мире социальные сети, такие как: «Вконтакте», «WhatsApp» и «Телеграм». В каждой, из перечисленных социальных сетей, были созданы групповые чаты между учителями и учениками. Позже стали появляться беседы и с родителями, где решались, так же различные вопросы, связанные с учебным процессом.

Наиболее популярной, по сей день является Zoom. По статистике, за один день было только более трех сот тысяч скачиваний программы. Это сорок семь стран. Суть программы заключается в видео конференции. Организатор, обычно учитель, заранее создает ссылку на собрание, отправляет ее своим ученикам, которые переходят по данной ссылке и попадают в конференцию. Если вы используете бесплатную версию программы, вы сможете пользоваться сорок минут, после чего, организатор будет вынужден перезапустить трансляцию. Большим преимуществом Zoom, от других приложений является возможность делать записи. Подписка стоит 15 долларов. Кроме возможности не перезапускать трансляцию, подписка не ограничивает число участников конференции. Помимо основной конференции, внутри неё есть возможность создать дополнительную конференцию. Основная суть заключается в том, чтобы разбить на подгруппы и заниматься в одно время с разными классами, если предусмотрены отдельные темы. После массового скачивания, в самой программе стали появляться различные баги, зависания, нестабильность программного обеспечения. Больше всего страдают пользователи (организаторы), у которых не имеется платной подписки. Используя данные, предлагаемые компанией Zoom, видно, что 75% пользователей, что является третью, используют бесплатную версию приложения.

При опросе учителей МБОУ «СШ №76 имени A.A. Есягина» «Как вы адаптировались к новым условиям ДО?» большинство отметили положительный аспект адаптации. 59% опрошенных учителей хорошо адаптировались к электронному обученив период карантина по COVID- 19, 24 % адаптировались отлично, 14% удовлетворительно и и 3%плохо. Следующий вопрос в опросе был о том, с какими трудностями учителя столкнулись при ЭО. Педагоги испытывали трудности из-за неравномерной сдачи выполненных работ учащихся 19 %. Наблюдалось стирание границ между личным и рабочим временем.

Формы и методы работы учащихся каждый учитель выбирает индивидуально, согласно целям долгосрочного планирования. Например, учитель информатики Пусвацет

331

Е.В. использовала в своей практике видео - уроки.Учителя истории Мишечкина JI.B., Путиицева H.JI. применяют при проведении урока ЦОР, утвержденные министерством образования РФ .Учителя русского языка и литературы Рига М.Э., Ромашко И.И., Мусагулова А.А., учителя математики Мельникова С.А., Строкова Т.А. активно практикуют для формативного и суммативного оценивания гугл - формы. Учителя английского языка Радюкова А. С., Ивасько В.И. используют в своей работе образовательный контент канала Youtube.

Использование образовательных ресурсов всегда имеет определенные преимущества и ограничения. Для некоторых из них нужно создание специальных технических условий. Поэтому каждый педагог должен знать технические возможности своей образовательной организации, и исходя из этого подбирать образовательные ресурсы. Также важно понимать, что современным детям не очень интересно читать только бумажный вариант учебного пособия, и по возможности нужно стараться включать все современные образовательные ресурсы, особенно мобильные приложения, онлайн игры и анимированные презентации. Наше исследование позволило оценить, как учителя организуют работу в дистанционном режиме и с какими трудностями они сталкиваются. Отметим, что ситуация оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в информационном пространстве в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции. В период первой волны исследования, результаты которой представлены в этой работе, учителя в основном жаловались на проблемы с наличием технических устройств в семьях учеников и у них самих, на плохой сигнал Интернета, а также на перегрузки образовательных платформ. Однако на этапе полного перехода в онлайн стали возникать проблемы, связанные с эмоциональным напряжением, участились жалобы на здоровье, ненормированный рабочий день и перегрузку отчетами. По этой причине дальнейшее исследование может быть сфокусировано на более всестороннем изучении опыта работы в дистанционном формате, в том числе через качественные методы сбора данных, — чтобы уточнить нюансы восприятия перехода и решения различного рода трудностей. Также видится необходимым анализировать результаты исследования в контексте региональных особенностей и мер, которые были предприняты местными органами власти, по обеспечению наиболее успешного перехода на дистанционный режим работы школ.

Мало кто представлял, что за такое короткое время, возможно привычную всем школу, заменить онлайн образованием. Однако, мало сделано, чтобы можно было смело заявить, что онлайн образование, сдвинуло привычную школу, институт.

На базе МБОУ «СШ 76 имени А. А. Есягина» был проведен педсовет для педагогов, нуждающихся в помощи по повышению цифровой грамотности. Педсовет включил себя теоритические положения и практические занятия: занятия по обучению программам Word, Excel, PowerPoint, Publisher, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Форматирование текста», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Использование анимации в PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Создание буклетов в Publisher», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений».

Также был представлена подборка сайтов для учителей с курсами повышения компьютерной грамотности.

https://videouroki.net/course/komp-iutiernaia-ghramotnost-dlia-uchitieliei.html

https://xn~j 1 ahfl ,xn~p 1 ai/courses?topic=73

https://havura.info/l/34

https://status-kurs.ru/courses/informacionnye-tehnologii-dlya-prepodavateley.html. Список литературы:

1. Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования России. Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 27. № 4. С. 11-14.

332

2. Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Изд.: СГТУ, 2010. №6 С.41-47.

3. Керова Т.М., Чуркина А.Ю. О начальном курсе английского языка через дистанционное обучение // Современные наукоемкие технологии №2, 2010. С. 27.

4. Кудрина Е.В. Современное общество и дистанционное обучение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т.2 №16, 2010. С. 57-58.

5. Муромцева A.B. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения//Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». №1, 2011. С.195 — 198.

6. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Позитивные и негативные проявления дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования №3, 2011. С.112-113.

7. Покушалова JI.B. Дистанционное обучение — образовательная система будущего. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. No 2 (4). С. 200-202.

8. Рулиене JI.H. Дистанционное обучение как новая образовательная практика // Вестник бурятского государственного университета №1, 2011. С. 67-70.

9. Тарасенко О. С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки №10, 2010. С. 137-141.

10 . Федоров А.И. Дистанционное обучение в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту: состояние, проблемы, технологические решения // Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». // Вестник ЮурГУ №3 Вып. 7, Т. 2, 2006. С. 165167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.