E. А. Власова
МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Работа представлена кафедрой социологии Белгородского государственного технологического
университета им. В. Г. Шухова. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Е. А. Когай
В работе представлены ключевые компоненты комплекса, обеспечивающего деятельность органов местного самоуправления. Проявлены сложности, препятствующие эффективной реализации данного комплекса.
66
Механизм оптимизации деятельности органов местного самоуправления
The author of the article presents the key components of the complex providing activities of local authorities. She also shows complications preventing the effective realisation of this complex.
Местное самоуправление выступает как основа стабильного и демократического государства. Соответственно, осуществление преобразований в сфере местного самоуправления имеет непосредственное отношение к перспективам развития государства, повышению эффективности управления в целом. Роль местного самоуправления и с точки зрения экономического и социального развития, и с точки зрения обеспечения политической стабильности неоспорима.
Полученные в ходе проведенного социологического опроса в г. Белгороде данные свидетельствуют о том, что для реализации перспективы активного участия населения в решении вопросов местного значения, предусмотренной реформой местного самоуправления, созданы необходимые предпосылки. Граждане не только желают участвовать, но и определенно представляют для себя поле деятельности, в которой осуществляли бы работу для улучшения городской жизни. Однако возникает проблема: с одной стороны, жители города выражают готовность проявления себя в качестве активного субъекта местного самоуправления, с другой стороны, на деле этого не происходит. Полагаем, что этому препятствует прежде всего отсутствие опыта и традиций осуществления местного самоуправления. Конечно, наличие городских вече, казачьих сходов, земств свидетельствует о том, что местное самоуправление в России имеет историческую основу, но годы советской власти практически искоренили даже сами попытки проявления самоорганизации граждан. Сегодня же создание правовых основ, поддержка развития института местного самоуправления органами государственной власти, пропаганда участия населения в нем являются важными атрибутами, но главным, на наш взгляд, остается выработка социального механизма во-
влечения населения в управление делами муниципального сообщества и установление перманентного взаимодействия граждан с органами местной власти.
Социальный механизм - это взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т. д., обеспечивающих функционирование социальной системы . Вопрос о механизме регулирования деятельности органов местного самоуправления отмечается недостаточной разработанностью. Так, остаются невыявлен-ными его основные элементы, не определены факторы, влияющие на его функционирование.
Механизм оптимизации деятельности органов местного самоуправления предлагаем рассматривать, основываясь на следующих методологических положениях:
• механизм формируется под постоянным воздействием внешних факторов и непрерывности осуществления внутренних организационных процессов;
• механизм способствует полноценному и эффективному развитию муниципального образования, главным в организационном плане осуществления данного процесса является деятельность органов местного самоуправления, которая базируется на инициативе населения.
Соответственно, механизм оптимизации деятельности органов местного самоуправления можно определить как единство и взаимодействие элементов, систему организации и реализации деятельности органов местного самоуправления, в основе которых лежит участие граждан в решении вопросов местного значения (схема 1).
Из предложенной схемы видно, что краеугольным камнем и начальной точкой процесса организации местного самоуправления является создание правовой базы, на основании которой выстраивается весь механизм. Если учитывать исторические и
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Схема 1
Механизм оптимизации деятельности органов местного самоуправления
Нормативно-правовые акты, регламентирующие местное самоуправление
Международные акты
Федеральные акты
Акты субъектов РФ
Акты органов местной власти
Компоненты участия государственной власти в местном самоуправлении
проявление Гтрвотвдртсо'
контроль за нсаодаснием !
ознакомление с отчетами работы ад мишкт-, ;
1М
Финансирование —
сиолЕКиость
Информирование --
камюексиасть
Контроль
ментальные особенности России, то очевидно, что одних правовых оснований явно недостаточно, необходимо еще участие государственной власти в процессе становления местного самоуправления. Особенности управления, традиции поведения населения, характер его реакций на управленческие воздействия, складывающиеся веками, глубоко укоренились в общественной практике и в сознании органов власти и граждан. Городское, сельское развитие в большей степени определяется «сверху», т. е. федеральными органами и органами субъектов Федерации, чем «снизу» - органами местной власти и местным сообществом2. Поддержка государственной властью развития института местного самоуправления включает в себя такие основные составляющие, как финансирование, информирование и контроль. Данные функции должны базироваться на сис-
темности и комплексности мероприятий государства в сфере местного самоуправления, иначе при хаотичных действиях (даже содержавших в себе все основные компоненты) или работе по точечным направлениям осуществляемые усилия приведут нас к любому результату, кроме необходимого.
Два вышеобозначенных элемента создают траекторию для развития местного самоуправления. Безусловно, осуществление местного самоуправления подразумевает под собой не только деятельность его органов, но и участие населения в жизни муниципального сообщества. В связи этим в структуру механизма оптимизации деятельности органов местного самоуправления входят также следующие компоненты: деятельность органов местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
Механизм оптимизации деятельности органов местного самоуправления
Эффективной работа органов местной власти может быть лишь при наличии экономической (финансовое обеспечение наделенных полномочий соответствующими ресурсами), политической (отсутствие противостояния между мэром и губернатором, мэром и депутатами), информационной (открытость власти, а также конструктивное взаимодействие между органами местной власти и гражданами: встречи, теле- и радиоэфиры, конференции, брифинги, круглые столы и др.), профессиональной (компетентность муниципальных служащих), инновационной (поощрение нововведений и внедрение новых форм организации деятельности), социальной (удовлетворение потребностей населения в работе, жилье, здравоохранении, социальном обеспечении и т. д.) и других составляющих. При этом деятельность органов местного самоуправления должна опираться на непосредственную связь с населением местного сообщества. Данное взаимодействие, в свою очередь, должно оказывать влияние на правовую базу, совершенствуя ее. Ведь в процессе деятельности органов муниципальной власти «форма», регламентированная законом, начинает «наполняться содержанием» и позволяет обнаруживать «белые пятна» в законодательстве, выявлять противоречия в толковании отдельных правовых норм, а также конкретизировать общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Участие населения в осуществлении местного самоуправления реализуется через непосредственное вовлечение граждан в выборы (референдумы); голосования по отзыву; в сходы граждан; во встречи с депутатами, с администрацией, мэром; в ознаком-
ление с отчетами работы администрации, депутатов; в контроль над исполнением принятых решений; в принятие решений; в проявление правотворческой инициативы, в публичные слушания, собрания, конференции граждан, в обращение в органы местного самоуправления и прочие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, число которых значительно увеличилось законодательством.
Из схемы видно, что ядро механизма составляет деятельность граждан, а именно формы их участия в местном самоуправлении. Ядро механизма находится в прямой зависимости от правового регулирования, так как именно здесь обеспечиваются условия для создания возможности реализации конституционного права на местное самоуправление.
Отметим, что к настоящему времени закреплены необходимые правовые атрибуты, позволяющие осуществлять местное самоуправление. Вместе с тем одной из ключевых проблем развития местного самоуправления в нашем государстве остается отсутствие потребности граждан в управлении местным сообществом. Полагаем, что требуется время для того, чтобы у населения сформировалась потребность самостоятельного принятия решений и их реализации в вопросах местного значения. Для ускорения данного процесса следует включить в основные направления деятельности органов местного самоуправления организацию работы с жителями муниципальных образований по предусмотренным федеральным законом формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Социальный механизм. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/art.xml.
Рудакова Н. В. Особенности муниципализации в современной России: сравнительно-исторический анализ // Тезисы докладов I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения — 2004: Российское общество и вызовы глобализации». М.: Альфа-М, 2005. Т. 3. С. 302.