Научная статья на тему 'Механизм обеспечения экономической безопасности общества и государства в процессе создания основ рыночной экономики в России'

Механизм обеспечения экономической безопасности общества и государства в процессе создания основ рыночной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5282
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНОСТИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаинов Зуфар Фаатович

В статье раскрывается понятие экономической безопасности и определяются ее важнейшие компоненты: опасности и угрозы. Особое внимание уделяется освещению противоречий, касающихся источников опасностей в сфере экономики и являющихся исходными и базовыми не только в определении экономической безопасности, но и раскрытии ее сущности, а также анализу механизма обеспечения экономической безопасности общества и государства на современном этапе исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения экономической безопасности общества и государства в процессе создания основ рыночной экономики в России»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 5 Гуманитарные науки 2008

УДК 351.82

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОСНОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

З. Ф. Хусаинов Аннотация

В статье раскрывается понятие экономической безопасности и определяются ее важнейшие компоненты: опасности и угрозы. Особое внимание уделяется освещению противоречий, касающихся источников опасностей в сфере экономики и являющихся исходными и базовыми не только в определении экономической безопасности, но и раскрытии ее сущности, а также анализу механизма обеспечения экономической безопасности общества и государства на современном этапе исторического развития.

Ключевые слова: экономическая безопасность, опасности и угрозы экономической безопасности, механизмы обеспечения экономической безопасности.

Начало реформ в России совпало с распадом единого экономического пространства, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи. Кардинальное изменение геополитических и гео-экономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.

Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства, поэтому данная проблема никогда не существовала сама по себе, а всегда являлась производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание проблемы экономической безопасности изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.

Понятие «экономическая безопасность» не носит надуманного, конъюнктурного характера, ибо, наверное, не требует доказательств тезис, что поскольку экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, то понятие «национальная безопасность» будет пустым звуком без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внутренних и внешних угрозах и источниках опасности [1, с. 38-39].

Не возникает спора по поводу того, что понятие «национальная безопасность» шире понятия «экономическая безопасность», поскольку включает в себя оборонную, экологическую, энергетическую, информационную и ряд других видов безопасности. Но, рассматривая те или иные стороны последней, нельзя, видимо, обойти их экономические и правовые аспекты. Ряд общих условий и факторов если не выдвигает это понятие на первый план, то, во всяком случае, включает его в ряд понятий, формирующих системный подход к оценке современной жизни общества и государства. Во-первых, это различия в национальных интересах, стремление к более полному выделению из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов. Специфика интересов требует определения механизмов их реализации и разработки соответствующей стратегии. Во-вторых, ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных государств содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами. В-третьих, возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров и услуг, особенно в банковской сфере и финансах. Вот почему рост конкурентоспособности стран рассматривается как реальная опасность, угроза их национальным интересам [2, с. 18-24].

Обращение ученых и исследователей к проблеме экономической безопасности обосновано сегодня также жизненно важными для России и ее регионов потребностями: предотвратить продолжающийся системный кризис российского общества, получивший свое воплощение в сокращении объемов производства, деформации отраслевой и территориальной структуры народнохозяйственного комплекса, потере стратегических перспектив социально-экономического развития; сохранить накопленный ресурсный, производственный, кадровый, научно-технический и интеллектуальный потенциал в интересах достойного вхождения и процветания Российской Федерации в ХХ1 в.; сохранить и заложить основы для последующего улучшения качества жизни населения, исключить негативное влияние человека на природу и окружающую его среду.

Национальная безопасность Российской Федерации, наряду с внешнеполитическими и внешнеэкономическими факторами, напрямую зависит от состояния российской экономики и рационального сочетания интересов центра и регионов. Поэтому оценку экономической безопасности следует осуществлять в объеме всех сфер жизнедеятельности с учетом политических, геополитических, социально-экономических и иных условий, обеспечивающих полноценную защиту жизненно важных интересов российского общества благодаря сбалансированному и динамичному развитию всех отраслей и территорий, формированию механизмов внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих факторов территориального, регионального и федерального уровней, созданию предпосылок для достижения лидирующих позиций на мировом рынке товаров, труда и капиталов. Конечной же целью этого является повышение качества жизни населения Российской Федерации, всестороннее и гармоническое развитие каждой личности [3, с. 9-16].

Прежде чем конструировать понятие «экономическая безопасность», следует определить его важнейшие компоненты. Общеизвестно, что человеческая цивилизация начиная с момента своего зарождения и по настоящее время по-

стоянно находится в окружении опасностей и угроз, как исходящих извне, так и существующих внутри его сообщества.

Опасность представляет собой ситуацию, в которой возможно возникновение процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду [4, с. 397]. Вместе с тем это и «объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т. д.)» [5, с. 91-92].

К источникам опасности относят: условия и факторы, которые таят в себе враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную, патологичную природу, обнаруживаемые при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности. По своему генезису опасность и ее источники имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение; различают потенциальные и реальные опасности.

Под угрозой, на наш взгляд, понимаются такие изменения во внешней или внутренней среде субъекта, которые приводят к нежелательным изменениям предмета опасности. Классифицируя угрозы по различным основаниям, выделяют внутренние и внешние; потенциальные и реальные; целенаправленно создаваемые и стихийно возникающие; непосредственные, то есть прямо вызывающие негативные изменения предмета безопасности, и опосредованные, приводящие к таким изменениям через промежуточные причинно-следственные механизмы, действующие только при некоторых дополнительных условиях; актуальные, порождающие нежелательные изменения через короткие промежутки времени, и отдаленные (перспективные), негативные проявления которых наступят спустя достаточно длительный срок после возникновения угрозы, то есть «материализации» соответствующего изменения в среде субъекта безопасности; спорадические, возникающие через неопределенные промежутки времени, и регулярные, проявляющиеся через определенные промежутки времени. Угрозы можно классифицировать по содержанию соответствующих изменений на силовые (военные и криминальные), социальные, политические, экономические и экологические, а также комплексные, сочетающие в себе одновременно несколько из названных существенных свойств.

Конечно, данная классификация отличается особой условностью и неопределенностью, поскольку однозначное отнесение какой-либо угрозы к перечисленным выше классам практически невозможно в силу того, что реальные изменения в условиях жизнедеятельности отдельных субъектов всегда сочетают в себе несколько существенных признаков. Тем не менее, для характеристики содержания соответствующей угрозы такая классификация может оказаться вполне приемлемой и полезной.

Исходя из общей классификации угроз по их основным признакам, следует уточнить содержание других связанных с ними понятий. Под предметом угроз понимают те составные части хозяйственной системы, параметры функционирования которых под воздействием соответствующих процессов или действий могут выйти за допустимые пределы, которые в общем виде можно подразде-

лить на три логических класса: объекты, свойства, процессы (отношения и взаимодействия).

В качестве объектов могут выступать индивиды и организации, различные объединения организаций (в том числе по территориальному признаку), народное хозяйство страны в целом; отдельные виды ресурсов: природные, материальные (предметы труда), средства производства, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, организационно-управленческие ресурсы производственной деятельности, сферы и сектора экономики, такие, как производство, распределение, обмен и потребление, отрасли и подотрасли народного хозяйства, рынки различных товаров и услуг.

Экономические процессы, которые могут быть предметами угроз, по своему содержанию многообразны. Выделяют макро- и микроэкономические процессы (а также мезоэкономические, происходящие на уровне отраслей, крупных секторов рынка, регионов), процессы технико-экономические, организационноуправленческие, социально-экономические процессы воспроизводства, сбережения, накопления и инвестирования, инновационные процессы и общие процессы формирования, развития, деградации и т. д. Экономические процессы могут происходить внутри отдельных организаций, в организации как целом, в группах организаций, внутри таких групп, в том числе социально-профессиональных, территориальных, национальны и т. п. Специфические экономические процессы происходят на рынках разных товаров и услуг, где изменяются сочетания компонентов ресурсного потенциала [6, с. 15-19].

Под свойствами как предметами угроз понимаются качественные и количественные параметры объектов и процессов, наличие (или отсутствие) которых придает последним их определенность, возможность выполнить те функции в хозяйственной системе, которые они должны реализовать, чтобы последняя в целом не лишилась своих характеристик, желательных или необходимых с точки зрения субъекта экономической безопасности. Многообразие подобных свойств чрезвычайно велико, многие из них сугубо специфичны для отдельных объектов и процессов. Кроме того, ряд свойств, точнее, наличие этих свойств в составе предметов угроз зависит от позиции субъекта экономической опасности. Например, свойство конкурентности некоторого рынка: существующий его уровень с точки зрения одних субъектов может признаваться недостаточным (то есть не будет рассматриваться как угроза), а с точки зрения других субъектов оценка может быть прямо противоположной.

Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, и это, на наш взгляд, принципиально важно, что акцентирование внимания на угрозе как на исходном, базисном элементе понятия и содержания опасности превращает угрозу в фетиш, делает нас ее заложниками. А ведь это неверно, поскольку угроза не первична, а вторична, она не следствие проявления опасности, а результат чего-то более существенного, того, что порождает и развивает опасности и сами угрозы как признаки этих опасностей. Поэтому встает вопрос об источнике возникновения опасности, угрозы личности, обществу, государству, вопрос, каким образом та же самая опасность и угроза влияют на общественные отношения, экономические в том числе.

Общеизвестно, что источником любого движения, развития являются противоречия в различных сферах общественных отношений. Вероятно, здесь нет острой необходимости раскрывать всю гамму противоречий в каждой из этих сфер, поскольку они сегодня проявляются повсюду: и в социальной, и в экономической, и в экологической, и в политической, и в правовой сферах и т. д. Следует, видимо, ограничиться некоторыми общими замечаниями, которые необходимы для понимания существа дела. Во-первых, в каждой из сфер общественных отношений, как справедливо считают С.В. Степашин [7, с. 8] и К.Х. Ипполитов [8, с. 24], и в этом мы с ними совершенно согласны, противоречия всегда имеют внутренний и внешний характер. Во-вторых, сами противоречия не находятся в статичном состоянии, а динамично развиваются, меняя свою направленность и содержание под воздействием объективных и субъективных факторов. В-третьих, не всегда точно определяются сами противоречия, их носители (субъекты), что порождает ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера и, как следствие, - принятие решений, усугубляющих эти противоречия.

Сегодня все мы сталкиваемся с рождением новых и развитием старых противоречий, которые могут повлечь за собой в случае замедления их разрешения далеко идущие последствия как для страны и ее безопасности в целом, так и для экономики, в частности. Противоречия в сфере экономики могут также возникнуть и как следствие гипертрофированных групповых интересов, ведущих к бесконтрольному или варварскому вмешательству в экономику под прикрытием общественных интересов. Можно выделить несколько наиболее значимых внешних и внутренних противоречий, касающихся источников опасностей в области экономики.

• Противоречия между уже давно существующими, сложившимися ранее и вновь возникающими, складывающимися и развивающимися новыми экономическими отношениями в условиях рыночной экономики и постоянным отставанием правовой базы по регулированию данных отношений.

Результатом служит появление объективных и субъективных предпосылок и возможностей для расширения и разгула преступности в сфере экономики, прежде всего в области инвестиций, кредита, финансов, особенно организованной преступности и коррупции [9, с. 96; 10, с. 400].

• Противоречия между федеральным центром и интересами регионов (субъектами федерации) в вопросах собственности, итогом которых явилось нарастание настроений национального и территориального сепаратизма, обострились отношения между государственными органами и органами местного самоуправления по вопросу о характере и объеме муниципальной собственности. Именно бесцеремонное вмешательство федеральной власти в эти экономические отношения привело к взрывной коррупции, именно из-за этого вмешательства ушла в тень та часть предпринимательского корпуса, на долю которой по разным оценкам приходится от 25 до 40% валового внутреннего продукта (ВВП) России [11, с. 32; 12, с. 36].

• Противоречие между правом владения, пользования и распоряжения собственностью, декларированное Конституцией Российской Федерации для всех

ее граждан, и фактически лишением этих прав большинства населения вследствие уродливо осуществленной в стране приватизации.

В результате мы наблюдаем резкую поляризацию доходов в обществе, приведшую к появлению богатых, бедных и значительных слоев населения, живущих за чертой бедности; нарастание такого массового явления, как относительное и абсолютное перенаселение (безработица с учетом ее латентной формы); стремительное формирование и рост маргинальных слоев, в том числе люмпен-пролетариев как социальной основы массовой преступности. В рамках нынешнего экономического механизма накопления капитала богатство в редких случаях связано с трудом и производством, а опирается, как правило, на перераспределение доходов в их спекулятивной форме. Растущая пропасть в доходах между богатым меньшинством и беднейшим большинством населения выступает угрожающим фактором разобщения и деградации нации.

• Противоречие между зарождающимися и формирующимися рыночными отношениями и еще сохраняющимися живучими элементами административно-командной системы управления экономикой. Существование данного противоречия свидетельствует о сохранении монополизма в промышленности, в том числе естественных монополий, таких, как Газпром, ЕЭС России; об ограниченности маневра для предпринимателей, предприятий, территорий и государства; о ликвидации (удушении), а если это касается частного бизнеса, то даже о физическом уничтожении при помощи заказных убийств конкурентов; о безудержном росте цен.

• Противоречие между необходимостью и возможностью сохранения экономического потенциала страны и задачей интеграции экономики России в мировое хозяйство. Итогом этого является возрастающая опасность закрепления за экономикой России статуса глобального сырьевого придатка мировой экономики, усиливается долгосрочная перспектива угрозы экономической и продовольственной безопасности страны, опасность превращения Российской Федерации в дешевый рынок рабочей силы и сбыта товаров для экономики Запада. Следствием данного противоречия становится стихийное встраивание экономики России в мировую экономику путем обвальной либерализации внешней торговли, что неизбежно ведет к конфликту и внутри слоя новых собственников: между компрадовским и национально-ориентированным капиталом.

• Противоречие между объявленными целями и задачами реформ и неспособностью государства, законодательной и исполнительной власти в ее нынешнем виде решить эти задачи. Данное противоречие в начальный перестроечный период (к сожалению, отнюдь не короткий) становления новой России обеспечило временное падение авторитета государства, органов законодательной и исполнительной власти, как внутри страны, так и за рубежом, превращение государственного чиновника, сделавшего свое рабочее место выгодным и прибыльным товаром, в авторитетнейшую и совершенно автономную силу, использование слабых мест государства и его аппарата новыми собственниками исключительно в своих интересах.

На рубеже XX - XXI вв. Россия сделала серьезный рывок в направлении преодоления рассматриваемого противоречия, продемонстрировав и миру, и российскому обществу способность вновь стать великой и могучей державой. Ме-

ждународные и внутригосударственные успехи, достигнутые Россией сегодня, безусловно, свидетельствуют о том, что будущее - за процветающим Отечеством.

Можно отметить и существовавшее противоречие между провозглашенной целью экономических реформ - благополучие и процветание каждого члена общества - и превращением реформы в самодовлеющую идею формирования нового собственника, которое привело к созданию некоего нового социального слоя «богатых и очень богатых» людей, целью жизни которых становилось обогащение любой ценой, в том числе и преступными средствами и методами, при полном игнорировании интересов российской государственности; к пропаганде насилия и культивированию психологии безудержного потребительства.

В этой связи можно также указать и на имевшее место противоречие между провозглашенными целями экономических реформ и методами их достижения: отказ от ведущей роли государства в регулировании процессов по разгосударствлению собственности, приватизации, выбор прозападных (американской по существу) моделей развития без учета российской действительности и ее особенностей, отказ от защиты отечественного производителя и т. д.; противоречие между либеральным курсом экономических реформ и социальным положением широких слоев населения, которое изначально привело к временному отказу от продуманной, адресной социальной политики, следствием чего стало резкое падение уровня и качества социальной защищенности и социального обеспечения.

Даже очень короткий перечень названных выше внутренних и внешних противоречий убедительно показывает и доказывает, что акцентирование внимания в вопросах экономической (как - в целом - и национальной) безопасности на угрозах и сосредоточение усилий по противодействию им привел нас к замкнутому кругу: работа над последствиями, не затрагивающая основополагающих источников возникновения этих угроз. Это принципиальный методологический вопрос. Его постановка и решение определяют всю систему государственных и негосударственных органов, участие которых необходимо в обеспечении экономической безопасности, ее стратегии; систему мер по ее обеспечению, место и роль служб государственной и общественной безопасности, системы частных охранных организаций в обеспечении экономической безопасности [13, с. 12-15].

Характеристика противоречий свидетельствует о том, что угроза всегда носит предметный характер. Она конкретна, наполнена определенным содержанием, и в случае четко выраженного источника опасности, опасного состояния такого содержания приобретает конкретную правовую характеристику, которая, в свою очередь, фиксируется в правовом законе. Именно такой подход к изучению процессов зарождения, развития, расцвета и затухания противоречий позволяет законодателю своевременно вносить изменения в нормативные правовые акты в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами. Например, организованная преступность как социальное явление родилось у нас в стране давно, но отсутствие опережающего изучения этого явления в целом привело к тому, что законодатель осознал его как реальную угрозу безопасности весьма поздно и в силу этого не сумел вовремя дать ему надлежащую пра-

вовую характеристику на уровне закона, следствием чего стали многие проблемы. Игнорировать все это с позиции обеспечения безопасности человека и общества ни в коем случае нельзя.

Таким образом, противоречия в сфере экономики являются, видимо, исходным и базовым пунктом в определении самого понятия «экономическая безопасность» и раскрытии ее сущности. При этом следует указать на тот факт, что сами противоречия определяют стратегию обеспечения экономической безопасности и долговременную направленность деятельности и именно разрешению противоречий подчинена вся система мер, направленная на подавление и ликвидацию угроз, то есть борьба с угрозами в этом смысле приобретает скорее тактический, чем стратегический характер, и определяется обстановкой в данный конкретный промежуток времени и задачами, вытекающими из этой обстановки. Изменчивость обстановки и задач непосредственно влияет на выработку системы мер, которые должны соответствовать, быть адекватными данной обстановке, и систему институтов (в том числе негосударственных), включая службы и органы государственной и общественной безопасности. И в этом смысле угрозы выступают как еще один, наиболее низкий по своей сущностной характеристике элемент понятия «экономическая безопасность».

Каковы же пути разрешения этих противоречий? Разрешение таковых происходит во взаимодействии их носителей, которое предполагает две формы реализации: сотрудничество и борьбу. Конечно, предпочтителен первый путь, хотя не всегда и не везде противоречия можно разрешить путем сотрудничества. И в тех случаях, когда это невозможно, выбирается второй путь - путь борьбы.

Следовательно, понятие «экономическая безопасность» имеет ряд черт, присущих в целом безопасности как универсальной категории природы и общества. Потребность в безопасности, в защите от нежелательных внешних воздействий и внутренних изменений в жизни отдельного человека, семьи, их собственности, различных объединений людей, включая общество и государство, относится к типу основополагающих, базовых потребностей.

Так что же представляет собой безопасность? Это, видимо, такое состояние субъекта, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо качеств субъекта, параметров принадлежащей ему собственности и вероятность воздействия затрагивающей его внешней среды невелика (то есть меньше его предела). В зависимости от того, какое сочетание параметров жизнедеятельности субъекта является для него желательным, будет меняться и конкретное наполнение понятия «нежелательные изменения». В общем случае к ним относятся те, которые отдаляют субъект от его желаемого состояния.

Отражение ситуации с безопасностью в сознании субъекта (физического или юридического лица) определяет его оценки безопасности, которые могут существенно отличаться от реальности в зависимости от полноты и глубины знаний о ситуации, о формах и силе влияния изменений на состояние и т. п. [14, с. 9-11].

Оценки безопасности, которыми располагает субъект, то есть его знания, либо полученные им самостоятельно на основе опыта и интуиции, либо специально вырабатываемые на базе исследования ситуации, в том числе с помощью специалистов, определяют его чувство безопасности (опасности), которое, в

свою очередь, или побуждает субъекта к поиску (разработке) путей повышения безопасности, или же позволяет переключить его активность и ресурсы на иные цели.

Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 5 марта 1992 г. «О безопасности» [15], безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Далее Закон фиксирует следующие принципиальные положения: жизненно важные интересы -совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства; угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства; реальная и потенциальная угроза безопасности, исходя из внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Подобное понимание термина «безопасность», видимо, слишком абстрактно, а следовательно, серьезно снижается его теоретическая и практическая значимость, поскольку в нем отсутствуют его сущностные элементы: объекты безопасности; субъекты обеспечения безопасности; силы и средства субъектов обеспечения безопасности; обстоятельства, угрожающие безопасности.

К жизненно важным интересам относят потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает существование и создает возможности для всестороннего развития личности, формирования такого общества и государства, для которых человек и гражданин является высшей ценностью.

Эти интересы существуют как в рамках границ страны, так и за ее пределами: поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства и т. д.; самосохранение, самозащита и саморазвитие Российской Федерации как единого многонационального государства.

Объекты безопасности таковы: человек, его жизнь, здоровье, права и свободы, собственность; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, территориальная целостность и суверенитет; государственные и общественные институты, функционирование которых призвано обеспечивать нормальные условия для жизнедеятельности личности, общества и государства [16, с. 6].

К субъектам обеспечения безопасности относятся: государство, осуществляющее функции обеспечения через органы законодательной, исполнительной и судебной властей; органы местного самоуправления; общественные объединения и иные негосударственные формирования; граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством.

Поскольку в целях обеспечения безопасности их субъектами используются различные средства политического, правового, организационного, экономического, научного, методического и иного характера, а также силы и методы обеспечения безопасности, то это также должно найти свое отражение в понятии «безопасность».

Исходя из этого, в самом первом приближении безопасность - это процесс, объективированным выражением которого выступает состояние объекта в системе его связей с точки зрения предвидения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних противоречий, источников опасности и угроз, а также непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.

С учетом изложенного предлагаем следующее определение данного понятия: «безопасность» - это процесс по обеспечению состояния защищенности (достаточной?) жизненно важных интересов объектов безопасности: личности, общества и государства - их субъектами от общественно опасных деяний и иных деструктивных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер, средств и способов, предусмотренных законом.

Таким образом, безопасность как общее понятие может быть конкретизировано, по меньшей мере, в следующих направлениях: по типам субъектов; по сферам их жизнедеятельности; по конкретным предметам безопасности, то есть составным частям соответствующих сфер жизнедеятельности субъектов. В рамках первого направления можно выделить следующие субъекты: индивиды, различного рода организации, территориальные общности людей, государство, общество, а в рамках второго направления рассматривают физическое существование, социальные отношения, экономическую деятельность, взаимоотношения с внешней средой (экологию). Следовательно, можно говорить о физической, социальной, экономической, экологической и других безопасностях.

Объектом же наших интересов является экономическая безопасность, которая охватывает как низкий уровень вероятности угроз функционированию и развитию экономики страны, так и низкий уровень вероятности угроз развитию общества со стороны его экономической подсистемы, то есть тех процессов, которые идут в народном хозяйстве.

Третье направление связано с выделением различных предметов безопасности, которыми могут быть: какие-то части перечисленных выше субъектов, например, район города или области; определенная социальная группа - дети, женщины, пенсионеры и т. п.; те или иные виды ресурсов или имущества, например, запасы полезных ископаемых на территории государства или основные фонды предприятия; качественные характеристики ресурсов или имущества, например, показатели качества окружающей среды на определенной территории или возраст основных фондов на предприятии, отрасли; качественные характеристики упомянутых видов деятельности, например, скорость обновления основных фондов или темпы технологического развития.

Совмещение перечисленных классификационных разрезов определяет типологию многообразия безопасностей, каждое из которых может быть объектом специального анализа. Одновременно это типологическое многообразие позволяет вычленить конкретный предмет анализа данной концепции - экономическую безопасность.

Согласно «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», опубликованной еще в 1995 г., «экономическая безопасность - состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития» [17].

Различают следующие уровни экономический безопасности: международная (глобальная и региональная); национальная; локальная (региональная или отраслевая внутри страны); частная (фирм и личности). Под международной экономической безопасностью понимают такой комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству - члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.

Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания любой стране определенной модели развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути, через уважение законности существования различных форм собственности и интересов, через сознание того, что «мирный дивидент» возможен не только в военно-стратегических, но и экономических отношениях по мере освобождения их от конфронтационности и ориентации на сиюминутную прибыль. В долгосрочном плане даже частный капитал способен выиграть гораздо больше от прогресса зарубежных стран, чем от их примитивного ограбления и эксплуатации.

Правовые гарантии осуществления международной экономической безопасности заключаются в признании следующих принципов: равноправия государств вне зависимости от социального и политического строя; свободы выбора пути и развития форм организации экономической жизни; суверенитета государств над природными ресурсами и экономическим потенциалом в своих странах; взаимовыгодного сотрудничества и свободного развития экономических, финансовых, научно-технических и иных мирных отношений между государствами; международного сотрудничества в целях экономического развития и социального прогресса; специальных льгот в отношении менее развитых стран - членов мирового сообщества; мирного урегулирования экономических споров без применения силы или угрозы силой [18, с. 29].

Международная экономическая безопасность будет способствовать институционализации ее международно-правовых норм на основе этих принципов посредством заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений, созданию и деятельности международных (и прежде всего межгосударственных) организаций с целью содействия развитию сотрудничества и экономической безопасности государств - членов этих организаций.

По мере осуществления концепции международной экономической безопасности последняя обеспечит сотрудничество государств в решении не только национальных проблем, но и глобальных проблем человечества и станет материальной основой мирного сосуществования в безъядерном и ненасильственном мире, гарантией прогресса в вопросах ликвидации экономической отсталости и слаборазвитости отдельных стран [19, с. 492].

Национальная экономическая безопасность, на первый взгляд, есть защита экономики страны от опасных воздействий, которые могут быть как сознательно спровоцированными недружественным источником опасности, так и след-

ствием стихийных рыночных отношений. Опасность возникает и тогда, когда ухудшается экономическое положение любого государства до критического уровня и т. д.

Таким образом, сущность национальной экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, национальная экономическая безопасность - это не только процесс по защите национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать правовые и экономические механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики для поддержания социально-политической стабильности в обществе [6, с. 23-25].

К объектам экономической безопасности России необходимо отнести: государство, его экономическую систему и природные богатства; общество с его институтами, учреждениями, организациями, фирмами; личность.

Субъектами экономической безопасности страны являются: функциональные и отраслевые министерства и ведомства; налоговые и таможенные службы; банки; биржи; фонды и страховые кампании; соответствующие комитеты Федерального Собрания; производители и продавцы продукции, работ и услуги общества потребителей.

Предметом государственной деятельности в сфере экономической безопасности следует считать: определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость (стабильность) социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе; формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

Под стратегией экономической безопасности понимают: характеристику внешних и внутренних экономических противоречий, источников опасности и угроз экономической безопасности как совокупности различных условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства; определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны; механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия [18, с. 32-33].

Практическая реализация Государственной стратегии экономической безопасности, видимо, должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических и др. Такая система составляет основу и содержание экономической политики государства.

Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами экономического характера: политическими, военными

и иными, включая защиту секретов. В свою очередь, безопасность в смежных внешнеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.

Можно констатировать, что государство находится в состоянии экономической безопасности тогда, когда базисные факторы его воспроизводства надежно защищены, обеспечен стабильный экономический рост и сохраняются ресурсные резервы для восстановления жизнедеятельности социальной системы в чрезвычайных и кризисных обстоятельствах.

Безопасность достигается тогда, когда блокированы внешние и внутренние угрозы, предусмотрена защита от рисков. Уровень безопасности зависит от пороговых значений в развитии социально-экономических процессов, что связано с необратимыми качественными изменениями, затрагивающими всю общественную систему в целом.

Иначе говоря, система обеспечения национальной безопасности предназначена для сохранения существующего конституционного строя Российской Федерации, стабильности экономического положения, приумножения производственного и научного потенциала, постепенного улучшения уровня жизни граждан, уменьшения имущественной дифференциации населения и исключения возможных социальных взрывов.

Процесс обеспечения национальной экономической безопасности должен основываться, как минимум, на трех уровнях: создание политико-правовых международных условий существования государства, обеспечивающих возможность свободного выбора и осуществления стратегических задач экономического развития (не подвергаясь при этом внешнему политическому, экономическому и иному давлению, вмешательству во внутренние дела), использование потенциала развитых стран международного экономического сообщества в интересах развития экономики страны на основе взаимовыгодного сотрудничества; обеспечение достижимости макроэкономических целей на федеральном и региональном уровнях путем создания внутригосударственной подсистемы экономической безопасности, предусматривающей, прежде всего, своевременное выявление и подавление либо нейтрализацию источников внешней и внутренней угрозы безопасности экономики, в частности, теневой экономики, структур организованной преступности; объектовая защита субъектов экономики от противоправных посягательств, недобросовестной конкуренции с использованием сил и средств всех государственных институтов власти, включая и сами объекты защиты.

Все уровни системы обеспечения экономической безопасности не изолированы друг от друга и находятся в неразрывном единстве, предполагающем правильное определение стратегических целей и задач защиты экономики, применение апробированной с учетом мирового опыта и российской специфики тактики достижения их решения, а также взаимодополнение и взаимоподдержку при сохранении централизованной координации [20, с. 5-8].

Summary

Z.F. Husainov. The Mechanism of Maintaining Economic Safety of a Society and a State during Creation of Market Economy Bases in Russia.

The article offers a concept of economic safety, its major components defined as dangers and threats. Special attention is given to the problem of contradictions concerning the sources of dangers in sphere of economy regarded as initial and basic not only in economic safety definition, but also in revealing its essence. The mechanism of maintaining economic safety of a society and a state at the current historical stage of development is analyzed.

Key words: economic safety, danger and threats of economic safety, mechanisms of maintenance of economic safety.

Литература

1. Оськина Е.А. Функции государства по обеспечению экономической безопасности России: Дис ... канд. экон. наук.- Саратов, 2006. - 217 с.

2. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под ред. В.К. Сен-чагова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. - 621 с.

3. Соколова И.Л. Особенности экономической функции федеративного государства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 5. - С. 9-16.

4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2002. - 1279 с.

5. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. - 1994. - № 3. - С. 87-102.

6. Чапчиков С.Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности Российской Федерации как функции государства: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2006. - 186 с.

7. Степашин С.В. Безопасность человека и общества (Политико-правовые вопросы). -СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т МВД России, 1994. - 214 с.

8. Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. -М., 1996. - 128 с.

9. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация. - М.: Учеб.-консультац. центр «ЮрИн-фоР», 1995. - 354 с.

10. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. -М.: Инфра-М, 1996. - 542 с.

11. Исправников В. О, Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. - М.: Рос. экон. журн.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. - 189 с.

12. Медведев В. Опрокинутая пирамида, или Особенности российского феодализма // Российская Федерация. - 1997. - № 15. - С. 35-38.

13. Чернявский А.Г. Экономическая функция права в условиях формирования рыночных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1989. - 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Штукин В.В. Федеративная функция государства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - № 5. - С. 5-14.

15. Закон РСФСР от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (с изм.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 15. -Ст. 769; 1993. - № 2. - Ст. 77; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 52. - Ст. 5086; Собрание законодательства Рос-

сийской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3033; 2005. - № 10. - Ст. 763; 2006. -№ 31 (ч. 1). - Ст. 3427; 2007. - № 10. - Ст. 1151.

16. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1998. - 48 с.

17. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Обозреватель. Проблемы. Анализы. Прогнозы. - М., 1995. - № 3-4 (спец. вып.). - С. 27-209.

18. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. - 397 с.

19. Проблемы глобальной безопасности. Материалы семинаров в рамках науч.-исслед. и информ. программы / Отв. ред. Т.Г. Пархалина. - М.: ИНИОН, 1995. - 617 с.

20. Чернявский А.Г. Теоретические и методологические аспекты экономической функции права и региональная власть в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород, 2001. -498 с.

Поступила в редакцию 12.03.08

Хусаинов Зуфар Фаатович - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и прав человека Казанского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.