Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ / БЮДЖЕТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МЕТОДЫ / ФИНАНСОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаковцева М. В.

Введение . Обеспечение на долгосрочной основе бюджетной устойчивости и сбалансированности субъектов Российской Федерации является важнейшим условием обеспечения в субъектах РФ макроэкономической стабильности, создания предпосылок для последующего экономического и инвестиционного развития регионов, повышения конкурентоспособности финансово-экономической системы РФ. В работе рассмотрены составляющие элементы механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации. В существующей в настоящее время в России финансово-экономической ситуации особую значимость обретают обуславливающие бюджетную устойчивость субъекта РФ и повышающие качество бюджетного планирования и исполнения бюджетов свежие теоретико-методологические подходы к дефиниции понятий «финансовый механизм», «бюджетная устойчивость субъекта РФ». Целью исследования является формулировка схемы механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ как совокупности экономических инструментов, методов, форм и стимулов. Материалы и методы . Методологической базой исследования являлись труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных основополагающим исследованиям теории финансового механизма. В работе рассмотрены составные элементы финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ, инструментарий его успешного функционирования. Сформулированы теоретические основы финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ, который реализуется через применение системной совокупности инструментов, форм, методов и экономических понятий, позволяющих достичь целей и задач бюджетной политики, опираясь на высокое качество управления финансовыми ресурсами и рост инвестиционной привлекательности субъекта РФ для дополнительной мобилизации финансовых ресурсов. Результаты исследования, обсуждения . Составляющие элементы и инструменты механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ должны быть взаимосвязанной, согласованной, динамичной системой, изменяться в соответствии с развитием финансовой системы субъекта РФ. Заключение . Интегрированный финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ должен быть базовым звеном модернизации региональной финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR ENSURING BUDGETARY STABILITY OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction . Ensuring budgetary stability and balance of the constituent entities of the Russian Federation on a long-term basis is the most important condition for ensuring macroeconomic stability in the constituent entities of the Russian Federation, creating prerequisites for the subsequent economic and investment development of the regions, and increasing the competitiveness of the financial and economic system of the Russian Federation. The work considers the components of the mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation. In the current financial and economic situation in Russia, fresh theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of “financial mechanism”, “budgetary stability of the constituent entity of the Russian Federation”, which determine the budgetary stability of the constituent entity of the Russian Federation and improve the quality of budget planning and budget execution, acquire special importance. The purpose of the research is to formulate a scheme of the mechanism for ensuring the budgetary stability of the subject of the Russian Federation as a set of economic instruments, methods, forms and incentives. Materials and methods . The methodological basis of the study was the works of domestic and foreign scientists devoted to fundamental studies of the theory of the financial mechanism. The work considers the components of the financial mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation, the tools for its successful functioning. The theoretical foundations of the financial mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation are formulated, which is implemented through the use of a systematic set of tools, forms, methods and economic concepts that allow achieving the goals and objectives of budgetary policy, relying on the high quality of financial resource management and the growth of the investment attractiveness of the constituent entity of the Russian Federation for additional mobilization of financial resources. Research results, discussion . The constituent elements and tools of the mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation should be an interconnected, coordinated, dynamic system, and change in accordance with the development of the financial system of the constituent entity of the Russian Federation. Conclusion . The integrated financial mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation should be the basic link in the modernization of the regional financial system.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.1

DOI 10.30914/2411 -9687-2022-8-3-306-313

Механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации

М. В. Казаковцева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Обеспечение на долгосрочной основе бюджетной устойчивости и сбалансированности субъектов Российской Федерации является важнейшим условием обеспечения в субъектах РФ макроэкономической стабильности, создания предпосылок для последующего экономического и инвестиционного развития регионов, повышения конкурентоспособности финансово -экономической системы РФ. В работе рассмотрены составляющие элементы механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации. В существующей в настоящее время в России финансово-экономической ситуации особую значимость обретают обуславливающие бюджетную устойчивость субъекта РФ и повышающие качество бюджетного планирования и исполнения бюджетов свежие теоретико-методологические подходы к дефиниции понятий «финансовый механизм», «бюджетная устойчивость субъекта РФ». Целью исследования является формулировка схемы механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ как совокупности экономических инструментов, методов, форм и стимулов. Материалы и методы. Методологической базой исследования являлись труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных основополагающим исследованиям теории финансового механизма. В работе рассмотрены составные элементы финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ, инструментарий его успешного функционирования. Сформулированы теоретические основы финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ, который реализуется через применение системной совокупности инструментов, форм, методов и экономических понятий, позволяющих достичь целей и задач бюджетной политики, опираясь на высокое качество управления финансовыми ресурсами и рост инвестиционной привлекательности субъекта РФ для дополнительной мобилизации финансовых ресурсов. Результаты исследования, обсуждения. Составляющие элементы и инструменты механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ должны быть взаимосвязанной, согласованной, динамичной системой, изменяться в соответствии с развитием финансовой системы субъекта РФ. Заключение. Интегрированный финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ должен быть базовым звеном модернизации региональной финансовой системы.

Ключевые слова: финансовый механизм, бюджет субъектов РФ, бюджетная устойчивость, обеспечение бюджетной устойчивости, финансовые инструменты, методы, финансовые взаимоотношения, элементы финансового механизма

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Казаковцева М. В. Механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2022. Т. 8. № 3. С. 306-313. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2022-8-3-306-313

Mechanism for ensuring budgetary stability

of the constituent entities of the russian federation M. V. Kazakovtseva

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. Ensuring budgetary stability and balance of the constituent entities of the Russian Federation on a long-term basis is the most important condition for ensuring macroeconomic stability in the constituent entities of the Russian Federation, creating prerequisites for the subsequent economic and investment development of the regions, and increasing the competitiveness of the financial and economic system of the Russian Federation. The work considers the components of the mechanism for ensuring the budgetary stability

of the constituent entities of the Russian Federation. In the current financial and economic situation in Russia, fresh theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of "financial mechanism", "budgetary stability of the constituent entity of the Russian Federation", which determine the budgetary stability of the constituent entity of the Russian Federation and improve the quality of budget planning and budget execution, acquire special importance. The purpose of the research is to formulate a scheme of the mechanism for ensuring the budgetary stability of the subject of the Russian Federation as a set of economic instruments, methods, forms and incentives. Materials and methods. The methodological basis of the study was the works of domestic and foreign scientists devoted to fundamental studies of the theory of the financial mechanism. The work considers the components of the financial mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation, the tools for its successful functioning. The theoretical foundations of the financial mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation are formulated, which is implemented through the use of a systematic set of tools, forms, methods and economic concepts that allow achieving the goals and objectives of budgetary policy, relying on the high quality of financial resource management and the growth of the investment attractiveness of the constituent entity of the Russian Federation for additional mobilization of financial resources. Research results, discussion. The constituent elements and tools of the mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation should be an interconnected, coordinated, dynamic system, and change in accordance with the development of the financial system of the constituent entity of the Russian Federation. Conclusion. The integrated financial mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation should be the basic link in the modernization of the regional financial system.

Keywords: financial mechanism, budget of the constituent entities of the Russian Federation, budgetary stability, ensuring budgetary stability, financial instruments, methods, financial relations, elements of the financial mechanism

The author declares no conflict of interest.

For citation: Kazakovtseva M. V. Mechanism for ensuring budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2022, vol. 8, no. 3, pp. 306-313. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2022-8-3-306-313

Введение

В научной литературе рассмотрено множество характеристик финансового механизма, однако применительно к сфере государственных финансов нет четкости и ясности в его определении, в принципах его функционирования, вся сущность финансового механизма сводится к организации и осуществлению бюджетного процесса и бюджетного контроля [10].

Исследование теоретических положений бюджетной устойчивости субфедеральных образований в РФ и в других странах показывает, что обеспечение устойчивого финансового состояния бюджета может быть достигнуто через формирование и реализацию финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ, способствующего повышению эффективности работы органов государственной власти субъекта РФ и их взаимодействия с субъектами экономики. В этой связи считаем целесообраз-

ным раскрыть сущность экономического понятия «механизм».

Свой вклад в изучение данной категории внесли многие зарубежные и отечественные исследователи, такие как А. Пигу, Л. Гурвиц, А. Маршалл, Ф. Найт, Й. Шумептер, Л. И. Абалкин, А. Г. Грязно-ва, В. В. Ковалев, В. П. Иваницкий, А. Ю. Казак, Г. Б. Поляк, В. М. Родионова, М. В. Романовский и многие другие.

По мнению американского экономиста Л. Гурвица, механизм - это структура математических моделей, описывающих институты как системы, предназначенные для организации и координации экономической деятельности (производство, потребление, обмен) на разных уровнях экономических связей (всех экономик, государства, предприятия и домохозяйства) [11, с. 16].

В российской экономической литературе существуют различные точки зрения в отношении структуры финансового механизма (табл.).

Таблица / Table

Систематизация понятия «финансовый механизм» в российской науке / Systematization of the concept of "financial mechanism" in Russian science

Автор определения / Definition author Определение финансового механизма / Definition of financial mechanism

Г. Б. Поляк Совокупность организационных форм финансовых отношений; порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами и финансовой системой; финансовое законодательство1

В. В. Ковалев Система организации, планирования и использования финансовых ресурсов2

С. В. Барулин Совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, публичных и частнохозяйственных доходов, призванная обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов3

И. Т. Балабанов Система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании, стимулировании использования финансовых ресурсов4

С. А. Белозеров, С. К. Горбушина Совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы5

Л. А. Дробозина Система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений6

А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения7

С. И. Юрий, В. М. Федосов Совокупность конкретных финансовых методов и рычагов влияния на формирование и использование финансовых ресурсов с целью обеспечения функционирования и развития государственных структур, субъектов хозяйствования и населения8

Е. И. Шохин Совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей9

А. П. Балакина, И. И. Бабленкова Система установленных государством и предусмотренных законодательством видов и форм организации финансовых отношений; совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов10

Источники: составлено автором на основе изученных источников

На основе изученных трудов можно выделить следующие подходы к определению сущности финансового механизма:

1 Поляк Г. Б. Бюджетная система России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 703 с.

2 Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика 2007. № 1. С. 198-201. URL: https://economicsjoumal.spbu.ru/ article/view/3677 (дата обращения: 24.07.2022).

3 Барулин С. В. Финансы. М. : КНОРУС, 2009. С. 83.

4 Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М. : Финансы и статистика, 2004.

5 Белозеров С. А., Бродский Г. М., Горбушина С. Г. и др. Финансы: учеб. / отв. ред. В. В. Ковалев. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2013.

6 Финансы: Учеб. для вузов / под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М. : ЮНИТИ, 2001. 527 с.

7 Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы: учеб. /

под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. 2-е изд., перераб.

и доп. М. : Финансы и статистика, 2012. 496 с.

1. Финансовый механизм рассматривается с детализацией на организационные блоки -планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль. Данный подход рассматривает финансовый механизм с позиции сложной структуры его организации, которая характеризуется разнообразием видов и форм организации финансовых отношений.

2. Финансовый механизм характеризуется как передаточный механизм финансовой политики.

3. Финансовый механизм является многофункциональной и сложной структурной динамической системой, которая объединяет специфические денежные обороты.

8 Теория финансов / под ред. проф. В. М. Федосова, С. И. Юрия. Киев : ЦУЛ, 2010. С. 363.

9 Финансовый менеджмент: учеб. / колл. авторов; под ред. проф. Е. И. Шохина. 4-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2017. 476 с.

10 Балакина А. П., Бабленкова И. И. Финансы. М. : Дашков и К, 2017. 384 с.

Также можно в приведенных определениях выделить следующие обязательные характеристики финансового механизма:

— системность — наличие значительного количества составляющих его элементов, взаимосвязанных и активно взаимодействующих друг с другом в процессе его применения;

— ориентация на позитивный результат (экономический, социальный, бюджетный и т. п.), значительно превышающий эффект, который был бы достигнут в условиях отказа от применения данного механизма;

— воздействие на финансовые аспекты деятельности объекта, связанные с аккумулированием и расходованием фондов денежных средств.

Необходимо отметить, что перечисленные элементы эффективно действующего финансового механизма должны разрабатываться исходя из конкретной ситуации, специфики поставленных целей, характера воздействующих на объект факторов. Элементы механизма должны быть взаимоувязаны, образовывать единый механизм государственного управления и применяться комплексно.

Цель исследования заключается в формулировке схемы механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ и исследование составляющих его элементов.

Материал исследования

Для совпадения интересов всех субъектов финансового процесса нужна разработка такой структуры механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации, которая бы обеспечила достаточное и необходимое взаимодействие всех элементов, звеньев, инструментов, методов и рычагов [2]. С этой целью необходимо подробно изучить весь сложный набор положений, процедур, инструкций и правил, которые регламентируют деятельность государственных органов власти и государственных учреждений в процессе исполнения бюджета, чтобы выявить направления совершенствования инструментальной части механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации [7]. Должен быть сформирован механизм, учитывающий разнонаправленные экономические интересы государства, частного бизнеса, потребителей бюджетных услуг и обеспечивающий устойчивое и эффективное разви-

тие субъекта Российской Федерации в условиях динамично изменяющихся факторов внешней и внутренней среды [4].

Считаем, что первоначальным этапом формулирования составляющих механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации должны стать исследование влияния факторов внешней и внутренней среды на бюджет субъекта Российской Федерации и оценка бюджетных рисков субъекта Российской Федерации. Проведение данного анализа позволяет в дальнейшем расставить приоритеты в использовании тех или иных конкретных финансовых инструментов и методов для обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации.

Проведенное исследование характеристик и элементов финансового механизма, отдельных инструментов обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ [6] позволяет нам сформулировать следующую схему механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ (рис.).

В качестве взаимосвязанных и взаимозависимых объектов механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации выступают финансовые взаимоотношения:

1. В сфере финансовых взаимоотношений расходования бюджетных средств:

— модель результативного бюджетирования, основанная на программно-целевых принципах;

— финансовые механизмы эффективного управления проектами государственно-частного партнерства;

— методические, финансовые и процедурные положения внедрения аутсорсинга в бюджетном секторе на уровне субъектов Российской Федерации.

2. В сфере финансовых взаимоотношений формирования бюджетных финансовых средств:

— система мониторинга бюджетных доходов субъектов Российской Федерации;

— финансовые направления снижения размеров теневой экономики;

— финансовые методы стимулирования предпринимательской активности.

3. В сфере финансовых взаимоотношений, связанных с осуществлением государственного финансового менеджмента:

— методика оценки бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации;

— методический инструментарий оценки факторов и рисков, влияющих на обеспечение

бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации;

— мониторинг эффективности финансового менеджмента и применение методов риск-

ориентированного подхода в бюджетной системе субъектов Российской Федерации;

— методы и средства управления государственным долгом субъектов Российской Федерации.

Рис. Механизм обеспечения бюджетной усто Fig. Mechanism for ensuring the budgetary stability

Реализуется механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации через следующие составляющие [5]:

— институциональное обеспечение - реализуется через совокупность финансовых, кредитных организаций, надзорных и регулирующих органов, которые создают правила, параметры поведения экономических субъектов;

— процедурное обеспечение - реализуется через совокупность норм функционирования финансового механизма, включающих в себя правовое обеспечение - действующее законодательство, регулирующее финансовую деятельность субъекта РФ (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательство субъекта РФ); нормативное обеспече-

йчивости субъектов Российской Федерации / of the constituent entities of the Russian Federation

ние - нормативные акты, разрабатываемые органами государственной власти субъектов РФ в пределах своих компетенций (инструкции, методические указания, положения, регламенты и так далее). Региональное финансовое законодательство и нормативно-правовое регулирование финансовых отношений в субъекте РФ формирует финансовую систему субъекта РФ, позволяет сделать процесс управления финансами субъекта РФ более понятным и логичным, устанавливает общие целевые ориентиры перераспределения финансовых средств бюджета субъекта РФ;

— информационное обеспечение — реализуется через совокупность информации финансового, экономического, технологического и прочего характера, которая представляет собой процесс

непрерывного и целенаправленного поиска и отбора информативных показателей, необходимых для принятия органами власти управленческих решений по всем вопросам финансовой деятельности субъекта РФ.

Для успешного функционирования механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ необходим набор инструментов [1], которые укрупненно можно сгруппировать следующим образом:

— финансовые методы;

— финансовые рычаги и стимулы;

— показатели.

Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на объект исследования. К ним относятся методы учета, методы финансово-экономического анализа (балансовый, индексный, нормативный, корреляционно-регрессионный и др.), планирование, прогнозирование, контроль, налогообложение, программно-целевой метод, метод кредитования, страховой метод и так далее.

Финансовые рычаги и стимулы — наборы инструментов воздействия, применяемых при использовании каждого из финансовых методов с целью наиболее эффективного использования ресурсов. К основным инструментам относятся: собственные доходы бюджета субъекта РФ, полномочия и компетенции субъектов РФ, имущество, находящееся в государственной собственности субъектов РФ, бюджетная дисциплина, бюджетный контроль, риск-ориентированный менеджмент, процентная ставка по бюджетным кредитам, региональные тарифы, установленные региональные нормативы (МРОТ, социальные стандарты, социальные компенсации, нормативы оплаты труда работников бюджетной сферы), финансовые санкции, налоговые льготы, бюджетные гранты, стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы, дополнительное пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих субъекта РФ, бюджетное софинансирование инвестиционных проектов и тому подобное. Грамотное применение финансовых рычагов и стимулов позволяет многократно усилить эффект от принимаемых государственными органами власти управленческих решений.

Показатели — элементы финансового механизма, позволяющие использовать определенные методы расчетов и организовать финансовую деятельность субъекта РФ. К основным показате-

лям относятся индикаторы, характеризующие финансовую деятельность субъекта РФ, его финансовое состояние, установленные финансовые нормативы и лимиты.

Составляющие элементы и инструменты механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ должны быть взаимосвязанной, согласованной, динамичной системой, изменяться в соответствии с развитием финансовой системы субъекта РФ [8].

Назначением эффективно работающего финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости является создание финансовой базы развития субъекта РФ и обеспечение финансового регулирования на уровне субъектов РФ [3]. Это, по нашему мнению, возможно при соблюдении следующих базовых принципов функционирования механизма, которые должны обеспечить комплексный подход к реализации целей и задач финансовой политики субъекта РФ:

1. Взаимосвязанность всех составных элементов финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости. Как уже нами отмечалось, структура механизма обеспечения бюджетной устойчивости достаточно сложна, что связано с разнообразием финансовых отношений, но в целом является целостной системой взаимосвязанных и взаимодействующих составных элементов.

2. Механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ должен разрабатываться с учетом объективных закономерностей экономического развития субъекта РФ. Только в этом случае применение элементов механизма способно обеспечить сбалансированность и стабильность бюджетной системы субъекта РФ, социально-экономическое развитие региона, благосостояние населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ должен способствовать максимальному удовлетворению потребностей в финансовых ресурсах всех участников общественного воспроизводства, достижению реального экономического эффекта от использования финансовых ресурсов.

Выводы

Считаем, что неотлаженность финансового механизма функционирования бюджетной системы субъектов РФ является одной из главных причин низкого экономического роста. От того, как работает финансовый механизм обеспечения

бюджетной устойчивости субъекта РФ, будет зависеть экономическое положение, возможности региональной экономики для интеграции в федеральные экономические структуры, привлекательность и престиж субъекта РФ для инвесторов [9].

Совершенствование организации регионального финансового механизма обеспечения бюджетной

устойчивости прежде всего направлено на повышение качественного уровня организации экономики, кредитно-денежной и финансовой систем. Именно интегрированный финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ должен стать базовым звеном модернизации региональной финансовой системы.

1. Асранова Г. М. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 9-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/finansovyy-mehanizm-i-ego-rol-v-realizatsii-fmansovoy-politiki (дата обращения: 24.07.2022).

2. Горнин Л. В. Регионы: особенности бюджетной политики в условиях внешнего санкционного давления // Финансы. 2022. № 4. С. 3-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48319671 (дата обращения: 22.07.2022).

3. Ишина И. В., Долина О. Н. Содержание финансового механизма и его совершенствование в условиях развития рыночных отношений в России // Финансовые исследования. 2013. № 1 (38). С. 11-21. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/soderzhanie-finansovogo-mehanizma-i-ego-sovershenstvovanie-v-usloviyah-razvitiya-rynochnyh-otnosheniy-v-rossii (дата обращения: 26.07.2022).

4. Казаковцева М. В. Мониторинг бюджетных доходов субъектов Российской Федерации // Финансы. 2021. № 5. С. 19-24.

5. Казаковцева М. В. Финансовая устойчивость бюджетов субъектов РФ как один из факторов обеспечения экономической безопасности страны // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2020. Т. 6. № 4. С. 471-478. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2020-6-4-471-478

6. Казаковцева М. В. Финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ и направления его совершенствования // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2020. Т. 6. № 3. С. 365-370. DOI https://doi.org/10.30914/2411-9687-2020-6-3-365-370

7. Минаков А. В. Оценка современного состояния финансовой устойчивости бюджетной системы России // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 3. URL: https://esj.today/PDF/69ECVN320.pdf (дата обращения: 29.07.2022).

8. Петрушевская В. В. Системный взгляд на экономическое содержание категории «финансовый механизм» // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8. № 8. С. 212-218. DOI: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2020-8-212-218

9. Рудаков М. Н. Региональные финансы: структура и динамика // Финансы. 2022. № 4. С. 9-16.

10. Шаров В. Ф., Караев А. К. Устойчивость бюджетной системы и проблемы восстановления роста экономики России // Финансы: теория и практика. 2014. № 5. С. 73-83. URL: https://financetp.fa.ru/jour/article/view/452 (дата обращения: 26.07.2022).

11. Hurwicz L., Stanley R. Designing Economic Mechanisms. Cambridge University Press. 2006. P. 344. DOI: https://doi.org/10.1017/CB09780511754258

Статья поступила в редакцию 15.08.2022 г.; одобрена после рецензирования 19.09. 2022 г.; принята к публикации 27.09.2022 г.

Об авторе

Казаковцева Марина Вадимовна

кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), marina290576@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Asranova G. M. Finansovyi mekhanizm i ego rol' v realizatsii finansovoi politiki [Financial mechanism and its role in financial policy implementation]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = ECONOMY AND BUSINESS: Theory and Practice, 2020, no. 9-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-mehanizm-i-ego-rol-v-realizatsii-finansovoy-politiki (accessed 24.07.2022). (In Russ.).

2. Gornin L. V. Regiony: osobennosti byudzhetnoi politiki v usloviyakh vneshnego sanktsionnogo davleniya [Regions: peculiarities of the budgetary policy in the conditions of external sanctions pressure]. Finansy = Finance, 2022, no. 4, pp. 3-8. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48319671 (accessed 22.07.2022). (In Russ.).

3. Ishina I. V., Dolina O. N. Soderzhanie finansovogo mekhanizma i ego sovershenstvovanie v usloviyakh razvitiya rynochnykh otnoshenii v Rossii [The maintenance of the financial mechanism and its improvement in the conditions of development of the market relations in Russia]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2013, no. 1 (38), pp. 11-21. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-finansovogo-mehanizma-i-ego-sovershenstvovanie-v-usloviyah-razvitiya-rynochnyh-otnosheniy-v-rossii (accessed 26.07.2022). (In Russ.).

4. Kazakovtseva M. V. Monitoring byudzhetnykh dokhodov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Monitoring of budget revenues of constituent entities of the Russian Federation]. Finansy = Finance, 2021, no. 5, pp. 19-24. (In Russ.).

5. Kazakovtseva M. V. Finansovaya ustoichivost' byudzhetov sub"ektov RF kak odin iz faktorov obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti strany [Financial stability of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation as one of the factors ensuring the country's economic security]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2020, vol. 6, no. 4, pp. 471-478. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2020-6-4-471-478

6. Kazakovtseva M. V. Finansovyi mekhanizm obespecheniya byudzhetnoi ustoichivosti sub"ektov RF i napravleniya ego sovershenstvovaniya [Financial mechanism for ensuring budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation and directions for its improvement]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2020, vol. 6, no. 3, pp. 365-370. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2020-6-3-365-370

7. Minakov A. V. Otsenka sovremennogo sostoyaniya finansovoi ustoichivosti byudzhetnoi sistemy Rossii [Assessment of the current state of fiscal sustainability Russian systems]. Vestnik Evraziiskoi nauki = The Eurasian Scientific Journal, 2020, vol. 12, no. 3. Available at: https://esj.today/PDF/69ECVN320.pdf (accessed 29.07.2022). (In Russ.).

8. Petrushevskaya V. V., Brovar N. A. Sistemnyi vzglyad na ekonomicheskoe soderzhanie kategorii "finansovyi mekhanizm" [Systematic view of the economic content of the "financial mechanism" category]. Strategii biznesa = Business Strategies, 2020, vol. 8, no. 8, pp. 212-218. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2020-8-212-218

9. Rudakov M. N. Regional'nye finansy: struktura i dinamika [Finance of the Republic of Karelia: structure and dynamics]. Finansy = Finance, 2022, no. 4, pp. 9-16. (In Russ.).

10. Sharov V. F., Karayev A. K. Ustoichivost' byudzhetnoi sistemy i problemy vosstanovleniya rosta ekonomiki Rossii [The budget system sustainability and the problem of restoring economic growth in Russia]. Finansy: teoriya Ipraktika = Finance: Theory and Practice, 2014, no. 5, pp. 73-83. Available at: https://financetp.fa.ru/jour/article/view/452 (accessed 26.07.2022). (In Russ.).

11. Hurwicz L., Stanley R. Designing Economic Mechanisms. Cambridge University Press, 2006, p. 344. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.1017/CB09780511754258

The article was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 19.09.2022; accepted for publication 27.09.2022.

About the author Marina V. Kazakovtseva

Ph. D. (Economics), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), marina290576@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.