Научная статья на тему 'Привлечение инвестиций в экономику региона как фактор повышения финансово-бюджетной устойчивости субъекта РФ'

Привлечение инвестиций в экономику региона как фактор повышения финансово-бюджетной устойчивости субъекта РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СУБЪЕКТА РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаковцева М. В.

Введение. На состояние финансовой устойчивости бюджета субъектов РФ значительное влияние оказывают факторы, определяющие экономическое развитие субъекта. В условиях недостаточности бюджетных средств именно рост экономической активности в субъекте может положительно повлиять на повышение налогового потенциала. Основой этого роста должна стать активная инвестиционная политика органов государственной власти субъектов РФ, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику субъекта. Цель исследования проанализировать инвестиционную привлекательность субъектов РФ и выявить мероприятия, способствующие привлечению инвестиций в субъекты РФ. Материалы и методы. Инвестиционная привлекательность субъекта РФ складывается из многих факторов. Каждый фактор характеризует группа показателей. В рейтинге Национального рейтингового агентства рассматриваются семь факторов региональной инвестиционной привлекательности. В работе приведена оценка инвестиционной привлекательности и раскрыты мероприятия, направленные на возможности привлечения инвестиций в субъекты РФ, способствующие установлению международного сотрудничества, развитию необходимой инфраструктуры и мероприятия по повышению качества инвестиционного климата в субъекте РФ. Результаты исследования, обсуждения. В целях обеспечения роста финансово-бюджетной устойчивости субъекта РФ автором рассмотрены мероприятия по повышению качества инвестиционного климата в субъекте РФ, привлечению российских и иностранных инвестиций в субъекты РФ, рассмотрены возможные формы сотрудничества с иностранными инвесторами. Заключение. Предложенные мероприятия по росту инвестиционного потенциала субъектов РФ и привлечения в экономику субъектов РФ иностранных инвестиций должны стать основой для развития долгосрочного стратегического потенциала субъекта РФ. Органы государственной власти своими действиями должны стимулировать приход новых инвесторов, развивать конкуренцию и формировать такой контингент налогоплательщиков, который позволил бы обеспечивать бюджетные доходы, достаточные для экономического развития субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение инвестиций в экономику региона как фактор повышения финансово-бюджетной устойчивости субъекта РФ»

УДК 336.1 DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-4-102-108

Привлечение инвестиций в экономику региона

как фактор повышения финансово-бюджетной устойчивости субъекта РФ

М. В. Казаковцева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. На состояние финансовой устойчивости бюджета субъектов РФ значительное влияние оказывают факторы, определяющие экономическое развитие субъекта. В условиях недостаточности бюджетных средств именно рост экономической активности в субъекте может положительно повлиять на повышение налогового потенциала. Основой этого роста должна стать активная инвестиционная политика органов государственной власти субъектов РФ, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику субъекта. Цель исследования - проанализировать инвестиционную привлекательность субъектов РФ и выявить мероприятия, способствующие привлечению инвестиций в субъекты РФ. Материалы и методы. Инвестиционная привлекательность субъекта РФ складывается из многих факторов. Каждый фактор характеризует группа показателей. В рейтинге Национального рейтингового агентства рассматриваются семь факторов региональной инвестиционной привлекательности. В работе приведена оценка инвестиционной привлекательности и раскрыты мероприятия, направленные на возможности привлечения инвестиций в субъекты РФ, способствующие установлению международного сотрудничества, развитию необходимой инфраструктуры и мероприятия по повышению качества инвестиционного климата в субъекте РФ. Результаты исследования, обсуждения. В целях обеспечения роста финансово-бюджетной устойчивости субъекта РФ автором рассмотрены мероприятия по повышению качества инвестиционного климата в субъекте РФ, привлечению российских и иностранных инвестиций в субъекты РФ, рассмотрены возможные формы сотрудничества с иностранными инвесторами. Заключение. Предложенные мероприятия по росту инвестиционного потенциала субъектов РФ и привлечения в экономику субъектов РФ иностранных инвестиций должны стать основой для развития долгосрочного стратегического потенциала субъекта РФ. Органы государственной власти своими действиями должны стимулировать приход новых инвесторов, развивать конкуренцию и формировать такой контингент налогоплательщиков, который позволил бы обеспечивать бюджетные доходы, достаточные для экономического развития субъекта РФ.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный потенциал субъекта РФ, государственные инвестиции, финансово-бюджетная устойчивость субъекта РФ.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл области в рамках научного проекта № 17-12-12014.

Attracting investment to the region's economy as a factor of increasing

the financial and budgetary stability of the subject of the Russian Federation

M. V. Kazakovtseva

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. The state of financial stability of the budget of the subjects of the Russian Federation is significantly influenced by factors determining the economic development of the subject. In the conditions of insufficiency of budgetary funds it is the growth of economic activity in the subject that can positively influence the increase in tax capacity. The active investment policy of public authorities of the territorial subjects of the Russian Federation, including the attraction of foreign capital to economy of the subject has to become a basis of this growth. The objective of the research is to analyze the investment attractiveness of the RF regions and to reveal activities that contribute to attracting investment to the regions of Russia. Materials and methods. The investment attractiveness of the region consists of several factors. Each factor is characterized by a group of indicators. In the rating of the National Rating Agency seven factors of regional investment attractiveness are considered. The work presents an assessment of investment attractiveness and discloses activities aimed at attracting investment to the subjects of the Russian Federation, contributing to the establishment of international cooperation, the development of the necessary infrastructure and measures to improve the quality of the investment climate in the subject of the Russian Federation. Study results, discussion. In order to ensure the growth of financial and budgetary stability of the subject of the Russian Federation, the author considers measures to improve the quality of the investment climate in the subjects of the Russian Federation, to attract Russian and foreign investment to the subjects of the Russian Federation, considered possible forms of cooperation with foreign investors. Conclusion. The proposed measures of increasing the investment potential of the subjects of the Russian Federation and to attract foreign investments to the economy of the subjects of the Russian Federation should become the basis for the development of long-term strategic potential of the subjects of the Russian Federation. The state authorities by their actions should stimulate the emergence of new investors, develop competition and form such a contingent of taxpayers that would allow providing budget revenues sufficient for the economic development of the subject of the Russian Federation.

Keywords: foreign investments, investment potential of the region, state investments, financial and budgetary stability of the subject.

Acknowledgements: the research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Government of the Republic of Mari El within the framework of the scientific project No. 17-12-12014.

Введение

Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы на долгосрочной основе являются важнейшими предпосылками обеспечения макроэкономической стабильности, что способствует формированию базовых условий для экономического роста в субъектах РФ и в целом в стране. Важнейшим фактором обеспечения устойчивости финансово-бюджетной системы субъектов РФ является активная и ответственная инвестиционная политика органов государственной власти субъектов РФ, направленная на повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности субъекта РФ. Несмотря на активную работу федеральных органов власти, на уровне субъектов РФ существующий уровень развития инвестиционного потенциала не решает задачи обеспечения финансово-бюджетной устойчивости субъектов РФ.

Материал исследования

Первые квартал текущего 2018 года свидетельствует о том, что доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ продолжают расти достаточно высокими темпами. Общий объем налоговых и неналоговых и доходов за этот период вырос примерно более чем на 6,9% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года, опередив уровень инфляции за тот же период. Это свидетельствует о существенном увеличении поступления ключевых налогов.

При этом необходимо признать, что собственными доходами для исполнения возложенных на субъекты РФ расходных полномочий располагают только наиболее экономически развитые субъекты РФ [10]. Важно отметить, что финансовая устойчивость субъектов РФ напрямую зависит от инвестиционной активности в регионе, от его инвестиционной привлекательности как для российских, так и для иностранных инвесторов [1]. В условиях глобализации использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой уча-

стия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. В России спрос на инвестиции, не важно, иностранные или российские, огромен. Российские регионы сделали большой шаг за последние несколько лет в плане развития привлекательности инвестиционного климата. Мировое сообщество глубоко впечатлено, что Россия за последние 7 лет поднялась со 120-го места на 31-е место в рейтинге Doing Business Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, который ранжирует страны по простоте условий ведения бизнеса1.

Для понимания ситуации в целом по стране рассмотрим общее распределение субъектов РФ по рейтингу инвестиционной привлекательности, составленному Национальным рейтинговым агентством2.

Методика составления рейтинга Национального рейтингового агентства основана на оценке совокупности из 55-ти качественных и количественных показателей, объединенных в семь факторов: природные ресурсы и географическое положение; трудовые ресурсы субъекта РФ; региональная инфраструктура; внутренний рынок (потенциал регионального спроса); производственный потенциал региональной экономики; институциональная среда и социально-политическая стабильность; финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий субъекта РФ.

В дальнейшем все субъекты РФ распределяются по методологии Национального рейтингового агентства по уровням инвестиционной привлекательности c IC1 до IC9, где уровни IC1-IC3 -субъекты с высоким уровнем инвестиционной

1 Эксперты оценили размер иностранных инвестиций в России в 2017 году URL: https://ria.ru/spief/20180524/1521215514.html (дата обращения: 17.08.2018).

2 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/ IPR-6-06112018.pdf (дата обращения: 07.11.2018).

привлекательности, 1С4-1С6 - субъекты со сред- инвестиционной привлекательности. Сравнитель-

ним уровнем инвестиционной привлекательно- ный анализ показывает, что большая часть субъек-

сти, 1С7-1С9 субъекты с умеренным уровнем тов РФ ухудшает свои позиции в рейтинге. 18

1С1 1С2 1СЗ 1С4 1С5 1С6 1С7 1С8 1С9 Рис. 1. Распределение регионов по группам рейтинга / Fig. 1. Distribution of regions on groups of rating

Таблица 1 / Table 1

Изменение рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ / №ange of rating of investment attractiveness of territorial subjects of the Russian Federation

Годы/ years

2015 2017 2018

Улучшены позиции в рейтинге / Positions in rating are improved 10 6 5

Ухудшены позиции в рейтинге / Positions in rating are worsened 19 21 16

Результаты рейтинга инвестиционной привлекательности регионов подтверждаются статистикой распределения прямых иностранных инвестиций, поступающих в субъекты РФ: 88 % поступлений прямых иностранных инвестиций пришлось на группу субъектов РФ с «высокой» инвестиционной привлекательностью (менее 30% всех субъектов РФ), в то время как субъекты РФ с «умеренной» в совокупности смогли привлечь лишь 2% прямых иностранных инвестиций (рис. 2).

Рис. 2. Распределение прямых иностранных инвестиций / Fig. 2. Distribution of direct foreign investments

Финансовая устойчивость субъекта РФ и его уровень инвестиционной привлекательности -взаимосвязанные и взаимодополняющие показатели: высокий уровень финансово-бюджетной

устойчивости субъекта РФ создает привлекательность региона для потенциальных инвесторов и, с другой стороны, высокий уровень инвестиционной активности в регионе обеспечивает

финансово-бюджетную устойчивость субъекта РФ за счет прироста налогового потенциала [8].

Разработанный и применяемый в России рейтинг инвестиционной привлекательности регионов уже вошел в число лучших мировых практик, тем не менее в России эту практику можно еще развивать через модели регионов, дорожные карты, продвижение к этим целевым моделям. Считаем, что российским субъектам есть над чем работать с глобальной точки зрения.

Мероприятия по привлечению российских и иностранных инвестиций в субъекты РФ

В настоящее время в России средняя доходность от инвестиций становится ниже, что приводит к тому, что краткосрочные финансовые инвестиции уже становятся менее интересными. И мировое бизнес сообщество убеждено, что сейчас в России на три года инвестировать бессмысленно. Соответственно, надо переходить к привлечению стратегических инвестиций, когда инвестор приходит всерьез и надолго. Для таких стратегических инвестиций особенно необходима разнообразная государственная поддержка. Стратегического инвестора не привлечь без наличия качественных человеческих ресурсов, необходимо, чтобы рядом были университеты, чтобы люди профессионально росли и развивались. В начале 2014 года в связи с геополитической обстановкой вокруг присоединения Крыма, паникой на валютном рынке в России начался масштабный инвестиционный кризис, в результате которого иностранные капиталы практически полностью перестали поступать в российскую экономику [2, с. 23].

По итогам 2014 года объем прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики сократился в 3,5 раза. В 2015 году годовое сальдо прямых иностранных инвестиций сократилось на 71 % относительно уровня 2014 года. В 2016 году объем прямых иностранных инвестиций в субъекты РФ значительно превысил показатели 2015 года, однако основной объем иностранных инвестиций (82%) приходится на долю 19 субъектов РФ с высокой инвестиционной привлекательностью. В 2017 году количество проектов с иностранными инвестициями в России стало самым большим с 2010 года1.

Несмотря на стремление федерального центра к выравниванию качества инвестиционного клима-

1 Эксперт: регионы РФ нуждаются в рекламе инвестиций. URL: https://www.vestifinance.ru/artides/78662 (дата обращения: 18.08.2018).

та в регионах России, субъекты РФ по-прежнему характеризуются существенной дифференциацией по уровню инвестиционной привлекательности. Лучшие субъекты РФ продолжают повышать свою инвестиционную привлекательность (а значит, базу для экономического развития), а аутсайдеры - «проваливаются» сильнее, разрыв между успешными и отстающими регионами становится еще больше [5, с. 46].

Объем прямых иностранных инвестиций в Республику Марий Эл в 2013 году составил 10 млн долл., в 2014 году - 6 млн долл., в 2016 году - всего лишь 1,3 млн долларов. В соседней Чувашской Республике за этот же период объем прямых иностранных инвестиций составил 163 млн долл. в 2013 году и 54 млн долл. в 2014 году. По притоку прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения Республика Марий Эл показывает в рейтинге среди субъектов РФ один из худших показателей.

Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. Иностранные инвесторы в первую очередь заинтересованы в экономическом потенциале региона, в емком рынке сбыта производимой продукции, в высокой платежеспособности населения региона. Соответственно, основным индикатором инвестиционной привлекательности является объем валового регионального продукта, чем выше его уровень, тем более регион привлекателен для потенциальных инвесторов [3]. По мировой статистике, самыми привлекательными отраслями для привлечения иностранных инвестиций являются обрабатывающая промышленность, торговля, добыча полезных ископаемых. Введенные в 2014 году антироссийские санкции ограничивают инвестирование в финансовый сектор и топливную отрасль, что повышает привлекательность альтернативных направлений инвестирования, таких как телекоммуникации, фармацевтика, сельскохозяйственное производство и переработка сельхозпродукции [6].

Слабыми местами Республики Марий Эл являются производственная, институциональная, инфраструктурная сферы деятельности экономики. За пределами страны о Республике Марий Эл мало кто знает - субъект слабо представлен на международных экономических форумах, не работает механизм зарубежных представительств.

Регион обязан больше рассказывать о своих успехах, преимуществах бизнес-среды, конкретных достижениях. Однако само по себе участие в международных форумах не дает никакой гарантии проявления интереса иностранных инвесторов к республике, поскольку важна абсолютная информационная открытость. Важно не только то, сколько инвестиций сейчас в регионе, важно параллельное улучшение достигнутого бизнес-климата. Если не улучшать бизнес-климат, инвестиций будет еще меньше.

В последнее время в России наметилась тенденция, что инвестиции перетекают из ресурсно-экспортных инвестиций в инвестиции в технологии, в услуги, что означает наличие человеческого капитала. Для привлечения, удержания, развития человеческого капитала, в свою очередь, необходимо качественное и доступное здравоохранение, образование, комфортная городская среда.

Если города-миллионники имеют больше возможностей привлечения инвестиций в высокие технологии, телекоммуникации, то в маленьких городах и в сельской местности возможно развитие сельскохозяйственных ГГ-технологий. Сельское хозяйство в России в последнее время очень хорошо развивается, не только растет, но и тех-нологизируется. Для Республики Марий Эл привлечение иностранных инвестиций в аграрный сектор (птицеводство, свиноводство, переработка мяса и птицы) наиболее актуально. Более 20 % ВРП Республики Марий Эл занимает аграрный сектор. В последние годы в Марий Эл именно в этой отрасли наблюдается устойчивый темп роста производства и наибольший объем инвестиционных вложений - регион занимает лидирующие места среди регионов России по производству мяса скота и птицы на душу населения [4].

Сегодня в условиях введенных антироссийских санкций и ответного ограничения поставок сельскохозяйственной продукции из Европы российские производители вынуждены постоянно менять поставщиков, увеличивать закупки в странах Америки. Такое логистическое плечо увеличивает и сроки и стоимость, усложняет процесс контроля качества. В результате многие европейские производители высказывают намерения о локализации производства в России. Локализация данного производства позволит снизить стоимость продукта ориентировочно на треть. В России данная продукция будет востребована и крупными

хозяйствами, и небольшими фермерами. У российских субъектов, ориентированных в большей мере на сельское хозяйство, появляется отличная возможность привлечения европейских инвесторов на свои площадки.

Для привлечения инвестиционных проектов в субъекте РФ должен быть создан орган или компания (агентства по привлечению инвестиций, корпорация), который будет заниматься проведением зарубежных презентаций инвестиционного потенциала субъекта РФ, участием в торгово-экономических миссиях, международных мероприятиях, содействовать развитию проектов государственно-частного партнерства, установлению международного сотрудничества, участвовать в создании необходимой инфраструктуры и других мероприятиях по повышению качества инвестиционного климата в субъекте РФ [7, с. 751].

В Республике Марий Эл с 2013 года работает автономная некоммерческая организация «Агентство инвестиционного развития Республики Марий Эл», задачами которой является осуществление вышеперечисленных мероприятий. Создан Инвестиционный портал Республики Марий Эл. В 2015 году на базе Агентства инвестиционного развития Республики Марий Эл создан Региональный интегрированный центр, целью которого является обеспечение предоставления интегрированного пакета услуг, направленного на интернационализацию бизнеса, а также повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса на межрегиональных и международных рынках. В целях формирования благоприятного инвестиционного климата принята Инвестиционная стратегия Республики Марий Эл, в рамках исполнения которой Региональным интегрированным центром совместно с Минэкономразвития Республики Марий Эл проведены бизнес-миссии предпринимателей Республики Марий Эл в ФРГ, Нидерланды, Финляндию, Швецию, Австрию, Словакию, Италию для презентации экономического инвестиционного потенциала Республики Марий Эл.

Однако достигнутый уровень накопленных инвестиций, особенно иностранных, свидетельствует о недостаточности предпринимаемых усилий. Одним из мероприятий по привлечению инвесторов в регион является создание площадок для размещения на них промышленных предприятий - индустриальных парков. В 2013 году

Правительством Марий Эл было принято решение о создании промышленного (индустриального) парка «Южный», однако из-за недостаточности бюджетных средств реализация мероприятий по созданию индустриального парка до сих пор не начата.

Особую роль играют и субъективные критерии инвестиционной привлекательности субъекта РФ, к которым можно отнести: уровень бюрократических барьеров, политическая стабильность, квалификация населения, соблюдение законности и правопорядка, профессионализм и последовательность региональной администрации.

Выводы

Все приведенные мероприятия по улучшению инвестиционного потенциала и привлечению иностранного капитала носят долгосрочный стратегический характер. При правильной постановке они

способны помочь регионам в решении структурных и отраслевых проблем экономики с меньшими государственными инвестиционными затратами и в значительно более короткие сроки. Улучшение инвестиционного потенциала региона создает условия для привлечения иностранного капитала и, в дальнейшем, приводит к устойчивому финансово-бюджетной системы субъекта РФ [10].

В условиях бюджетного дефицита регионального бюджета, падения реальных доходов населения одним из главных критериев эффективности руководства субъекта РФ будет являться способность привлекать долгосрочных российских или иностранных инвесторов. Это позволит создать новые и качественные рабочие места, увеличит налоговые поступления, обеспечит рост региональной экономики, финансовую устойчивость региона и повысит общий уровень качества жизни в регионе.

Литература

1. Безрукова Е. А. Иностранные инвестиции и российская экономика // Контентус. 2016. № 5 (46). С. 137-142. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=26489240 (дата обращения: 13.08.2018).

2. Бышок А. С., Дорофеева А. В. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранного капитала // Экономика, управление, финансы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). Пермь: Меркурий, 2011. С. 22-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25405597 (дата обращения: 13.08.2018).

3. Девятловский Д. Н. Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 7. С. 46-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17914177 (дата обращения: 14.08.2018).

4. Казаковцева М. В Инвестиционная привлекательность аграрного бизнеса // Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства: Мосоловские чтения: материалы международной научно-практич. конф. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2017. Вып. XIX. С. 378-381 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30681466 (дата обращения: 12.08.2018).

5. Казаковцева М. В., Гумарова Ф. З. Конкурентоспособность АПК как механизм обеспечения экономической безопасности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 633. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22877836 (дата обращения: 11.08.2018).

6. Казаковцева М. В. Привлечение иностранных инвестиций в экономику регионов как фактор обеспечения финансовой устойчивости // Актуальные проблемы экономики современной России. 2017. № 4. С. 179-184 URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32307427 (дата обращения: 13.08.2018).

7. Капустина Л. М., Липкова Л., Фальченко О. Д. Оценка вклада прямых иностранных инвестиций в экономическое развитие Свердловской области и России // Экономика региона. 2016. Т. 12. В. 3. С. 741-754.

8. Макарова Е. Л., Пивоварова К. А. Развитие предпринимательства в регионе через управление прямыми иностранными инвестициями // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 1 (23). С. 39-42. URL: https://elibrary.ru/ item. asp?id=26330421 (дата обращения: 13.08.2018).

9. Федорова Е. А., Коркмазова Б. К., Муратов М. А. Оценка эффективности компаний с прямыми иностранными инвестициями: отраслевые особенности в РФ // Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 47-63. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23700020 (дата обращения: 17.08.2018).

10. Ajupov A. A., Kazakovtseva M. V. Management of Financial Stability of the Non-Tax Income of Regional Budgets // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 131. 15 May 2014. P. 187-192.

References

1. Bezrukova E. А. Inostrannye investitsii i rossiiskaya ekonomika [Foreign investment and the Russian economy]. Kontentus, 2016, no. 5 (46), pp. 137-142. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26489240 (accessed 13.08.2018). (In Russ.).

2. Byshok А. S., Dorofeeva А. V. Sozdanie blagopriyatnogo investitsionnogo klimata s tsel'yu privlecheniya inostrannogo kapitala [Creating a favorable investment climate to attract foreign capital]. Ekonomika, upravlenie, finansy: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', iyun'2011 g.) = Economics, management, finance: materials of the Intern. scientific conf. (Perm, June 2011), Perm': Merkurii, 2011, pp. 22-25. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25405597 (accessed 13.08.2018). (In Russ.).

3. Devyatlovskiy D. N. Problema privlecheniya inostrannykh investitsii v ekonomiku Rossii [The problem of attracting foreign investment in the Russian economy]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technologies, 2012, no. 7, pp. 46-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17914177 (accessed 14.08.2018). (In Russ.).

4. Kazakovtseva M. V Investitsionnaya privlekatel'nost' agrarnogo biznesa [Investment attractiveness of agricultural business]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya tekhnologii proizvodstva i pererabotki produktsii sel'skogo khozyaistva: Mosolovskie chteniya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Topical issues of improving the technology of production and processing of agricultural products: Mosolov readings: materials of the International scientific and practical conf., Mari St. Un-ty, Yosh-kar-Ola, 2017, iss. XIX, pp. 378-381. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30681466 (accessed 12.08.2018). (In Russ.).

5. Kazakovtseva M. V., Gumarova F. Z. Konkurentosposobnost' APK kak mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoi bezopas-nosti [Competitiveness of agro-industrial complex as a mechanism for ensuring economic security]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 6, p. 633. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22877836 (accessed 11.08.2018). (In Russ.).

6. Kazakovtseva M. V. Privlechenie inostrannykh investitsii v ekonomiku regionov kak faktor obespecheniya finansovij ustoichivosti [Attracting foreign investments in the regional economy as a factor of ensuring financial stability]. Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii = Actual problems of the economy of modern Russia, 2017, no. 4, pp. 179-184. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32307427 (accessed 13.08.2018). (In Russ.).

7. Kapustina L. M., Lipková L., Falchenko O. D. Otsenka vklada pryamykh inostrannykh investitsii v ekonomicheskoe razvitie Sverdlovskoi oblasti i Rossii [Assessment of the contribution of foreign direct investment to the economic development of the Sverdlovsk region and Russia]. Ekonomika regiona = Economy of the region, 2016, vol. 12, iss. 3, pp. 741-754. (In Russ.).

8. Makarova E. L., Pivovarova K. A. Razvitie predprinimatel'stva v re gione cherez upravlenie pryamymi inostrannymi investit-siyami [Development of entrepreneurship in the region through management of foreign direct investment]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ehkonomiki = Vestnik of Taganrog Management and Economics Institute, 2016, no. 1, pp. 39-42. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26330421 (accessed 13.08.2018). (In Russ.).

9. Fedorova E. A., Korkmazova B. K., Muratov M. A. Otsenka effektivnosti kompanii s pryamymi inostrannymi investitsiyami: otraslevye osobennosti v RF [Evaluation of the effectiveness of companies with foreign direct investment: industry features in Russia]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial economics, 2015, no. 2, pp. 47-63. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23700020 (accessed 17.08.2018). (In Russ.).

10. Ajupov A. A., Kazakovtseva M. V. Management of Financial Stability of the Non-Tax Income of Regional Budgets. Procedia -Social and Behavioral Sciences, vol. 131, 15 May 2014, pp. 187-192.

Статья поступила в редакцию 19.08.2018 г.; принята к публикации 10.10.2018 г.

Submitted 19.08.2018; revised 10.10.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Казаковцева М. В. Привлечение инвестиций в экономику региона как фактор повышения финансово-бюджетной устойчивости субъекта РФ // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 4. С. 102-108. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-4-102-108

Kazakovtseva M. V. Attracting investment to the region's economy as a factor of increasing the financial and budgetary stability of the subject of the Russian Federation. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018. vol. 4, no. 4, pp. 102-108. DOI: 10.30914/24119687-2018-4-4-102-108 (In Russ.).

Об авторе

Казаковцева Марина Вадимовна

кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

marina290576@mail. гы

About the author Marina V. Kazakovtseva

Ph. D. (Economics), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]

Vestnik of the Mari State University 109

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chapter "Agriculture. Economics". 2018, vol. 4, no. 4

УДК 338;348;631 йО!: 10.30914/2411-9687-2018-4-4-109-117

Структурные проблемы сельскохозяйственного производства Республики Адыгея и направления их решения

М. С. Оборин1,2 3, С. А. Черникова3

1 Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, г. Пермь Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

2

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, г. Пермь

Введение. Сельское хозяйство является важной частью экономики государства и ведущим стратегическим направлением, влияющим на продовольственную независимость и повышение уровня здоровья граждан. Программно-целевой подход на уровне регионов направлен на достижение показателей социально-экономического роста. Актуализация сельскохозяйственного производства в качестве локомотива развития территорий с аграрной специализацией связана со сложной геополитической ситуацией и санкционным давлением, необходимостью внедрения импортозамещения в области растениеводства и животноводства. В регионах со сложной социально-экономической ситуацией и наличием депрессивных муниципальных образований возрождение отрасли способствует решению социальных проблем, росту занятости и снижению оттока населения, сохранения трудоспособных кадров. Внедрение современных методов управления и производства в сельском хозяйстве повышает финансово-экономический результат субъектов бизнеса, влияет на инвестиционную привлекательность, развивает частно-государственное партнерство. Цель: рассмотреть влияние сельскохозяйственного производства на социально-экономическое развитие регионов страны на примере Республики Адыгея, выявить структурные проблемы отрасли и направления их решения. Материалы и методы. Моделирование социально-экономических процессов, системный и ситуационный подход, анализ статистических данных по сельскохозяйственному производству. Результаты исследования, обсуждения. Республика Адыгея обладает необходимым потенциалом для развития сельского хозяйства, которое является базовой отраслью, вносящий более половины вклада в формирование валового регионального продукта. Однако благоприятные экстенсивные показатели (повышение площади земель в обороте) дополняются снижением урожайности, что указывает на проблемы с оптимальным использованием пашни и низким уровнем технологий, стимулирующих производственные процессы в растениеводстве. Заключение. Сглаживание структурных проблем сельскохозяйственного производства республики Адыгея необходимо осуществлять на основе внедрения инновационных цифровых технологий, повышающих оптимизацию использования потенциала растениеводства.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, сельскохозяйственные предприятия, производство продукции.

Structural problems of agricultural production of the Republic of Adygea and directions of their solution

M. S. Oborin1,2 3, S. A. Chernikova3

1Perm Institute (branch) Russian Economic University G. V. Plekhanov, Perm, 2Perm State National Research University, Perm, 3Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm

Introduction. Agriculture is an important part of the state's economy and a leading strategic direction affecting food independence and improving the health of citizens. The program and goal oriented approach at the regional level is aimed at achieving indicators of socio-economic growth. The actualization of agricultural production as a locomotive for the development of areas with agricultural specialization is associated with a complex geopolitical situation and sanctions pressure, the need to introduce import substitution in the field of crop production and animal husbandry. In regions with difficult socio-economic situation and the presence of depressed municipalities, the revival of agriculture contributes to solving social problems, increasing employment and reducing the outflow of population, maintaining able-bodied personnel. The introduction of modern methods of management and production in agriculture increases the financial and economic results of business entities, affects the investment attractiveness, develops public-private partnership. Purpose: to consider the impact of agricultural production on the socioeconomic development of the country's regions on the example of the Republic of Adygea, to identify structural problems of the industry and the directions of their solution. Materials and methods. Modeling of socio-economic processes, systematic and situational approach, analysis of statistical data on agricultural production. Results of the study, discussion. The Republic of Adygea has the necessary potential for the development of agriculture, which is the basic industry, making more than a half of the contribution to the formation of the gross regional product. However, favorable extensive indicators (increase in the area

© Оборин М. С., Черникова С. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.