УДК 336.1
DOI 10.30914/2411 -9687-2020-6-3-365-370
Финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости
субъектов РФ и направления его совершенствования М. В. Казаковцева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Аннотация. Введение. Исследование теоретических положений бюджетной устойчивости субъектов РФ и субфедеральных образований в других странах свидетельствует, что обеспечение устойчивого финансового состояния бюджета может быть достигнуто через формирование и реализацию механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ. В работе рассмотрены составляющие элементы механизма и направления его совершенствования. Целью исследования является формулировка понятия финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ и его составляющих элементов, выявление направлений совершенствования механизма. Материалы и методы. В работе рассмотрены исследования зарубежных и российских ученых относительно структуры и содержания финансового механизма. Несмотря на множество научных трудов по теме финансового механизма, наблюдается недостаточная проработанность данного вопроса в секторе управления государственными финансами. Финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ является финансовой базой развития субъекта РФ, и его эффективность зависит от набора применяемых финансовых приемов, методов и инструментов. Результаты исследования, обсуждения. Исследование теоретических основ финансового механизма позволило сформулировать определение механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ, разработать схему и наметить направления его совершенствования. Заключение. Дальнейшее развитие элементов механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ позволит упорядочить процедуры управления финансами в бюджетной сфере.
Ключевые слова: финансовый механизм, бюджет субъектов РФ, финансовые инструменты, методы
Для цитирования: Казаковцева М.В. Финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ и направления его совершенствования // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2020. Т. 6. № 3. С. 365-370. DOI 10.30914/2411-9687-2020-6-3-365-370
Financial mechanism for ensuring budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation and directions for its improvement
M. V. Kazakovtseva
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Abstract. Introduction. The study of the theoretical provisions of budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation and subfederal entities in other countries witnesses that ensuring a stable financial state of the budget can be achieved through the formation and implementation of a mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation. The work considers the constituent elements of the mechanism and the directions for its improvement. The research objective is to formulate the concept of a financial mechanism to ensure the budgetary stability of a constituent entity of the Russian Federation and its composition and to identify areas for improving the mechanism. Materials and methods. The work considers the research of foreign and Russian scientists regarding the structure and content of the financial mechanism. Despite many scientific papers on the subject of the financial mechanism, there is an insufficient elaboration of this issue in the public financial management sector. The financial mechanism for ensuring budgetary sustainability of the constituent entities of the Russian Federation was the financial basis for the development of the constituent entity of the Russian Federation and its effectiveness depended on a set of financial techniques, methods and instruments to be applied. Results of a research, discussion. The study of the theoretical foundations of the financial mechanism made it possible to formulate a definition of the mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation, develop a scheme and outline the directions for its improvement. Conclusion. Further development of elements of the mechanism for ensuring the budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation will make it possible to streamline the financial management procedures in the budgetary sphere.
Keywords: financial mechanism, budget of the constituent entities of the Russian Federation, financial instruments, methods
For citation: Kazakovtseva M.V. Financial mechanism for ensuring budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation and directions for its improvement. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2020, vol. 6, no. 3, pp. 365-370. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2020-6-3-365-370
Введение
Бюджетная устойчивость является одной из важнейших характеристик бюджетной политики, которой региональным органам власти необходимо уделять повышенное внимание. От того, как работает финансовый механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъекта РФ зависит экономическое положение региона, возможности региональной экономики для интеграции в федеральные экономические структуры, привлекательность и престиж субъекта РФ для инвесторов.
Материал исследования
В общем виде бюджетная устойчивость представляет собой противоположность бюджетному кризису, преодоление которого в свою очередь требует от органов власти жесткой бюджетной политики, направленной на соблюдение баланса между бюджетными доходами и расходами. Очевидно, что в связи с этим многие эксперты рассматривают бюджетную устойчивость через призму государственного долга. Следовательно, понятие бюджетной устойчивости можно сформулировать как способность бюджета выполнять свои обязательства перед кредиторами и обеспечивать исполнение государственных функций и задач вне зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов и угроз.
Исследование теоретических положений бюджетной устойчивости субъектов РФ и субфедеральных образований в других странах свидетельствует, что достижение устойчивого финансового состояния бюджета может быть обеспечено путем формирования и реализации финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов РФ.
Изучением экономической категории «механизм» занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. В частности, лауреат Нобелевской премии, американский экономист Л. Гурвиц представляет механизм как структуру математических моделей, описывающих инсти-
туты как системы, предназначенные для организации и координации экономической деятельности (производство, потребление, обмен) на разных уровнях экономических связей (всех экономик, государства, предприятия и домохозяйства) [6]. Советский ученый, д-р экон. наук Л. И. Абалкин понимал под механизмом сложную совокупность форм, методов, стимулов и экономических рычагов [1].
Под категорией «финансовый механизм» в общем виде понимается совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
В современной российской экономической научной литературе существуют различные точки зрения относительно структуры финансового механизма, однако большинство авторов выделяют следующие составляющие его элементы [2]:
- финансовые методы (учет, анализ, планирование, прогнозирование и т. д.). Прямые методы включают бюджетное финансирование и инвестиции, тарифо- и ценообразование, к косвенным методам относят налогообложение, установление ставок обязательных платежей и сборов, ставок аренды государственного имущества;
- финансовые рычаги (наборы действий, применяемых при использовании каждого из методов, например, курсы валют, процентная ставка, цены);
- финансовые инструменты (собственные доходы бюджета, ценные бумаги, полномочия и компетенции субъектов РФ, имущество, находящееся в государственной собственности субъектов РФ, качество организации бюджетного процесса, бюджетная дисциплина);
- нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления, нормативы, касающиеся финансовой сферы);
- информационное обеспечение (данные о ценах, тарифах, банках и прочих составляющих финансового рынка).
Однако при всем множестве характеристик финансового механизма в научной литературе применительно к сфере государственных финансов нет ясности и четкости в определении финансового механизма и принципах его функционирования. В большинстве исследований сущность финансового механизма в бюджетной сфере сводится к организации бюджетного процесса и бюджетного контроля [4].
Проведенные исследования сущности и характеристик финансового позволили нам сформулировать следующее определение механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации - это иерархическая сложноорганизованная система взаимосвязанных видов, форм, методов, инструментов организации региональных финансовых отношений, воздействующих на бюджетные процессы в интересах качественного совершенствования уровня их осуществления и обеспечивающих полноценное функционирование бюджетной системы субъекта РФ.
Все составляющие элементы механизма должны быть взаимоувязаны, образовывать единый механизм государственного управления и применяться комплексно. Назначением эффективно работающего финансового механизма обеспечения бюджетной устойчивости является создание финансовой базы развития субъекта РФ и обеспечение финансового регулирования на уровне субъектов РФ [3].
В качестве субъектов управления в механизме обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации выступают:
- государственный и муниципальный сектор (органы государственной власти, государственные учреждения и ведомства);
- хозяйствующие субъекты (коммерческие и некоммерческие организации, финансовые учреждения);
- конечные потребители бюджетных услуг.
При этом надо отметить, что экономические
интересы у всех этих участников процесса различны. Для государственного сектора эта цель определяется выполнением государственной функции наиболее эффективным и экономным способом, для частного сектора интерес проявляется в максимизации собственной прибыли за счет наиболее эффективного приложения капитала. Интерес конечного потребителя государственных услуг проявляется в получении качественных и доступных услуг.
Механизм обеспечения бюджетной устойчивости должен учитывать разнонаправленные экономические интересы государства, частного сектора и потребителей бюджетных услуг и обеспечить устойчивое и эффективное развитие субъекта Российской Федерации в условиях динамично изменяющихся факторов внешней и внутренней среды.
Механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых составных звеньев, которые по целевой направленности укрупненно можно представить в виде:
- механизм управления доходами бюджета субъекта РФ;
- механизм формирования расходов бюджета субъекта РФ;
- механизм управления государственным долгом субъекта РФ;
- механизм управления государственной собственностью субъекта РФ.
В структуре механизма обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации выделяются следующие финансовые элементы: конструирование финансовой системы, планирование, прогнозирование, регулирование и контроль. Под конструированием финансовой системы субъекта РФ мы понимаем разработку регионального финансового законодательства и нормативно-правовое регулирование финансовых отношений в субъекте РФ, что позволит установить общие целевые ориентиры перераспределения финансовых средств бюджета субъекта РФ.
Успешное функционирование механизма обеспечения бюджетной устойчивости зависит от набора финансовых приемов, методов и инструментов, которые можно укрупненно сгруппировать следующим образом [5]:
- финансовые методы - методы учета, методы экономического анализа (балансовый, индексный, нормативный, корреляционно-регрессионный и др.), планирование, прогнозирование, налогообложение, программно-целевой метод бюджетирования, кредитование, страхование и т. д.;
- финансовые инструменты - собственные доходы бюджета субъекта РФ, полномочия и компетенции субъектов РФ, имущество, находящееся в государственной собственности субъектов РФ, бюджетная дисциплина, бюджетный контроль, риск-ориентированный менеджмент и т. д.;
Механизм обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации / Mechanism for ensuring budgetary stability of the constituent entities of the Russian Federation
- финансовые рычаги и стимулы - наборы действий, усиливающих эффект от принимаемых управленческих решений и применяемых при использовании каждого из методов: процентная ставка по бюджетным кредитам, региональные тарифы, установленные региональные нормативы (МРОТ, социальные стандарты, социальные компенсации, нормативы оплаты труда работников бюджетной сферы), финансовые санкции, налоговые льготы, стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы, дополнительное пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих субъекта РФ и т. п.;
- нормативно-правовое обеспечение - законодательные и нормативно-правовые акты, положения, инструкции, регламенты, методические указания и т. д., разрабатываемые органами государственной власти субъектов РФ в пределах своих компетенций.
Считаем, что одной из главных причин низкого экономического роста является неотрегу-лированность финансового механизма функционирования бюджетной системы субъектов РФ. Направления модернизации региональной финансовой системы должны быть направлены,
прежде всего, на повышение качественного уровня организации кредитно-денежной и финансовой системы субъекта РФ. Важнейшим направлением должно стать внедрение на всех уровнях финансовой системы инфотелекоммуникационных технологий, целью которого является создание единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков учреждений государственного управления общественными финансами.
Выводы
Цифровизация процессов управления финансовой деятельностью учреждений государственного управления позволит обеспечить мониторинг результативности и эффективности их финансовой деятельности, упорядочить процедуры управления в различных сферах их финансово-хозяйственной деятельности. Единая интегрированная региональная информационная система управления государственными финансами позволит усовершенствовать систему сбора налогов, улучшить реализацию контрольных функций со стороны финансовых органов, и в результате увеличит поступление доходов в бюджеты всех уровней.
Литература
1. Абалкин Л.И. Избранные труды: в 4 т. Т. II. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М. : Экономика. 2000.
2. Ишина И.В., Долина О.Н. Содержание финансового механизма и его совершенствование в условиях развития рыночных отношений в России // Финансовые исследования. 2013. № 1 (38). С. 11-21.
3. Казаковцева М.В., Гумарова Ф.З. Теоретические аспекты финансовой устойчивости субъектов РФ в условиях нестабильной экономики // Современные проблемы общественных, экономических и правовых наук: теория и практика: материалы Всероссийской научной конф. с междунар. участием. XVII Макаркинские научные чтения / отв. ред. Н.И. Лушенкова. 2017. С. 87-90.
4. Казаковцева М.В. Развитие концепции устойчивости бюджета и определение финансовой устойчивости бюджета субъекта Российской Федерации // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Лес. Экология. Природопользование. 2016. № 2. С. 78.
5. Казаковцева М.В. Устойчивость бюджетов субъектов РФ в условиях нестабильной экономики // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2017. Т. 3. № 4. С. 64.
6. Hurwicz Leonid, Reiter Stanley. Designing Economic Mechanisms. Cambridge University Press, 2006. 344 p.
References
1. Abalkin L.I. Izbrannye trady: v 4 t. T. II. Na puti k reforme. Khozyaistvennyi mekhanizm razvitogo sotsialisticheskogo ob-shchestva. Novyi tip ekonomicheskogo myshleniya. Perestroika: puti i problemy [Selected works: in 4 volumes. Vol. II. Towards Reform. The economic mechanism of a developed socialist society. A new type of economic thinking. Restructuring: ways and problems.]. Moscow, Ekonomika Publ., 2000. (In Russ.).
2. Ishina I.V., Dolina O.N. Soderzhanie finansovogo mekhanizma i ego sovershenstvovanie v usloviyakh razvitiya rynochnykh otnoshenii v Rossii [The maintenance of the financial mechanism and its improvement in the conditions of development of the market relations in Russia]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2013, no. 1 (38), pp. 11-21. (In Russ.).
3. Kazakovtseva M.V., Gumarova F.Z. Teoreticheskie aspekty finansovoi ustoichivosti sub"ektov RF v usloviyakh nestabil'noi ekonomiki [Theoretical aspects of financial stability of the constituent entities of the Russian Federation in an unstable economy].
Sovremennye problemy obshchestvennykh, ekonomicheskikh i pravovykh nauk: teoriya i praktika: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konf. s mezhdunar. uchastiem. XVII Makarkinskie nauchnye chteniya = Modern problems of social, economic and legal sciences: theory and practice: materials of the All-Russian scientific conference with int. participation. XVII Makarkin scientific readings, resp. ed. N.I. Lushenkova, 2017, pp. 87-90. (In Russ.).
4. Kazakovtseva M.V. Razvitie kontseptsii ustoichivosti byudzheta i opredelenie finansovoi ustoichivosti byudzheta sub"ekta Rossiiskoi Federatsii [Development of the concept of budget sustainability and determination of financial sustainability of the budget of the constituent entity of the Russian Federation]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Les. Ekologiya. Prirodopol'zovanie = Vestnik of Volga State University of Technology. Series "Forest. Ecology. Nature management", 2016, no. 2, p. 78. (In Russ.).
5. Kazakovtseva M.V. Ustoichivost' byudzhetov sub"ektov RF v usloviyakh nestabil'noi ekonomiki [Stability of budgets of territorial subjects of the Russian Federation in the conditions of unstable economy]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2017, vol. 3, no. 4, p. 64. (In Russ.).
6. Hurwicz Leonid, Reiter Stanley. Designing Economic Mechanisms. Cambridge University Press, 2006. 344 p. (In Eng.).
Статья поступила в редакцию 28.07.2020 г.; принята к публикации 12.09.2020 г.
Submitted28.07.2020; revised 12.09.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Об авторе
Казаковцева Марина Вадимовна
кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, marina290576@mail.ru
About the author Marina V. Kazakovtseva
Ph. D. (Economics), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, marina290576@mail.ru