Научная статья на тему 'Механизм обеспечения борьбы с незаконным оборотом новых психоактивных веществ'

Механизм обеспечения борьбы с незаконным оборотом новых психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА / РЕЕСТР НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / FORENSIC EXAMINATION / EXPERT'S OPINION / REGISTER OF NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Протасов Кирилл Вадимович, Арутюнов Александр Самсонович, Нусхинова Ольга Доржиновна

В статье анализируется проблема незаконного оборота новых психоактивных веществ на территории Российской Федерации. Предлагаются рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в данной сфере путем разработки нового механизма включения веществ в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, правовую основу которого будет составлять заключение эксперта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Протасов Кирилл Вадимович, Арутюнов Александр Самсонович, Нусхинова Ольга Доржиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM TO COMBAT ILLICIT TRAFFICKING IN NEW PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

The article analyses the problem of illegal trafficking in new psychoactive substances in the territory of the Russian Federation. Recommendations are proposed to improve the activities of law enforcement agencies in this field by developing a new mechanism for the inclusion of substances in the Register of new potentially dangerous psychoactive substances, the legal basis of which will be the opinion of an expert.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения борьбы с незаконным оборотом новых психоактивных веществ»

Протасов Кирилл Вадимович Арутюнов Александр Самсонович Нусхинова Ольга Доржиновна

Механизм обеспечения борьбы с незаконным оборотом новых психоактивных веществ

В статье анализируется проблема незаконного оборота новых психоактивных веществ на территории Российской Федерации. Предлагаются рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в данной сфере путем разработки нового механизма включения веществ в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, правовую основу которого будет составлять заключение эксперта.

Ключевые слова: новые потенциально опасные психоактивные вещества, судебная экспертиза, заключение эксперта, Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Mechanism to combat illicit trafficking in new psychoactive substances

The article analyses the problem of illegal trafficking in new psychoactive substances in the territory of the Russian Federation. Recommendations are proposed to improve the activities of law enforcement agencies in this field by developing a new mechanism for the inclusion of substances in the Register of new potentially dangerous psychoactive substances, the legal basis of which will be the opinion of an expert.

Key words: new potentially dangerous psychoactive substances, forensic examination, expert's opinion, Register of new potentially dangerous psychoactive substances.

Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 ФСКН России была упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России [1]. В ходе объединения двух структур возникла проблема, связанная с отсутствием механизма, обеспечивающего применение ст. 234.1 УК РФ «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» [2].

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. № З-ФЗ (далее - ФЗ № 3) закреплено следующее определение понятия «новые потенциально опасные психоактивные вещества»: это «вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» (далее -Реестр НПОПВ) [3]. Функции по ведению и формированию Реестра изначально были возложены на Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пп. 4, 6-9 ст. 2.2 Реестра) приказом ФСКН России от 18 февраля 2015 г. № 69 (далее - приказ № 69) [4]. Очевидно, что в отсутствие Реестра применение ст. 234.1 УК РФ фактически невозможно. С упразднением ФСКН России данный нормативный правовой акт утратил силу, и, как следствие, Реестр также фактически

прекратил свое существование. Лишь в июле 2016 г. в ФЗ № 3-ФЗ были внесены изменения, согласно которым ответственность за функционирование Реестра возложена на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, т. е. на МВД России [3].

В настоящее время подготовлен проект приказа МВД России «О Порядке формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» [5]. Заметим, что данный документ представляет собой практически полную копию приказа № 69.

Несмотря на значительное снижение скорости появления в Российской Федерации новых психоактивных веществ в 2019 г. по сравнению с 2010 г., органы внутренних дел продолжают обнаруживать, изымать и идентифицировать новые их виды. Так, например, установлено несколько фактов хранения такого психоактивного вещества, как метил 1-(4-фторбен-зил)-1 Н-индазол-3-карбоксилат (МРиВ1ЫАС). Оно свободно распространяется на всей территории России уже более 6 месяцев, поскольку не включено в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от

70

30 июня 1998 г. № 681 [6] (далее - Перечень), и не подпадает под понятие «производное», которое, на наш взгляд, нуждается в качественной доработке [7]. Следовательно, указанное психоактивное вещество можно практически безнаказанно хранить, распространять, употреблять, тем самым создавая угрозу жизни и здоровью людей. Изложенное выше обусловливает актуальность темы нашего исследования.

Проанализировав научную и методическую литературу, информационные ресурсы сети Интернет, нам не удалось обнаружить исчерпывающей информации, касающейся решения проблемы незаконного оборота НПОПВ. При этом всего несколько работ посвящены применению ст. 234.1 УК РФ. Одной из них является публикация М.А. Темботовой [7], в которой рассматриваются вопросы, связанные с нормативным регулированием включения психоактивных веществ в Реестр и исключения из него. В статье также приводится краткий анализ методики отнесения веществ к НПОПВ, использовавшейся экспертами ФСКН России. Автор утверждает, что при медицинском освидетельствовании невозможно определить наличие опасности нового психоактивного вещества для жизни и здоровья человека. При этом М.А. Темботова ссылается на мнение В.В. Тихомировой, которая объясняет отсутствие описания клинической фармакоди-намики НПОВП в специальной литературе их новизной и приходит к выводу о необходимости разработки правового пути регулирования оборота НПОПВ.

В ряде работ затрагиваются вопросы состава преступления, анализируются определенные недочеты законодательства в сфере оборота НПОПВ. Наиболее полно освещают эту проблему Э.Н. Жевлаков [8] и А.В. Федоров [9]. Авторы утверждают, что сегодня не существует оснований для функционирования Реестра, поскольку отсутствует вид экспертиз, позволяющий относить новые психоактивные вещества к НПОПВ, из чего опять же вытекает «бездействие» ст. 234.1 УК РФ. А.М. Бычкова в своих работах [10; 11] исследует проблему незаконного оборота НПОПВ, однако также не предлагает действенных способов ее практического разрешения.

Таким образом, наличие нефункциониру-ющего Реестра и, как следствие, отсутствие возможности привлечения лиц по ст. 234.1 УК РФ образуют законодательный пробел, который помогает злоумышленникам избегать уго-

ловной ответственности за производство на территории Российской Федерации веществ, не включенных в Перечень, но оказывающих психоактивное воздействие на организм человека.

На основании изложенного представляется необходимым разработать механизм внесения новых психоактивных веществ в Реестр, который сделает возможным применение ст. 234.1 УК РФ. Указанная цель достигалась путем решения следующих задач:

1. Проанализировать механизм, который использовался в период функционирования ФСКН России.

2. Разработать предложения по совершенствованию правоохранительной деятельности в сфере противодействия обороту НПОПВ в современных условиях.

Анализ приведенных выше источников, включая нормативные правовые акты и исследование А.М. Щукина [12], показал, что, согласно приказу № 69, процедура включения наркотических веществ в Реестр начиналась с получения должностными лицами органов прокуратуры, следственного комитета, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах своей компетенции сведений об их потреблении, которые должны подтверждаться результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием таких веществ. Далее должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ направляли указанные сведения в Оперативно-розыскной департамент ФСКН России. Данная организация совместно с экс-пертно-криминалистическим управлением Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России организовывали работу по определению химической структуры вещества, а также устанавливали отсутствие санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом. Удостоверившись в том, что санитарно-эпидемиологические требования и меры контроля за оборотом исследуемого вещества отсутствуют, Оперативно-розыскной департамент ФСКН России готовил проект распоряжения о включении нового психоактивного вещества в Реестр в качестве НПОПВ, а затем ведомство в течение 3 рабочих дней издавало распоряжение об исключении его из Реестра, что фактически означало его перевод в Перечень.

71

Реестр, который в обязательном порядке размещался на официальном сайте ФСКН России в сети Интернет, включал в себя следующие сведения о веществе: номер реестровой записи; дата включения нового потенциально опасного вещества в Реестр; наименование НПОПВ, в отношении которого принято решение ФСКН России о включении в Реестр; его химическая структура и формула; дата и номер распоряжения ФСКН России о включении нового НПОПВ в Реестр; дата и номер распоряжения ФСКН России об его исключении из Реестра; причины исключения.

Следует отметить, что в Реестре обязательно должны указываться структура вещества и его химическое название, т. е. основополагающие данные, которые могут быть получены только экспертом-химиком в ходе производства судебной экспертизы. При этом не требуется указывать информацию о его психоактивном воздействии на организм человека.

В рамках предлагаемого нами механизма отнесения психоактивных веществ к НПОПВ именно заключение эксперта (эксперта-химика) должно стать его правовой основой. Однако здесь возникает дополнительная проблема: в системе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ЭКП ОВД РФ) [14] отсутствует род (вид) экспертиз, позволяющих сделать вывод о необходимости включения вещества в Реестр.

В Перечень родов (видов) судебных экспертиз, проводимых в экспертно-криминалистиче-ских подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, приказом от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации включена такая экспертиза, как «исследование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ», относящаяся к роду физико-химических экспертиз (экспертиз материалов, веществ и изделий). По нашему мнению, хро-матографические и спектроскопические методы, используемые при производстве указанной экспертизы, в полной мере подходят для изучения (установления структуры) веществ, претендующих на включение в Реестр. Поэтому для решения этой проблемы перспективным видится изменение названия вида экспертиз на следующее: «исследование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсо-

ров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также веществ, которые могут быть включены в Реестр НПОПВ». Аналогичным образом следует изменить название необходимого в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ [14] свидетельства, дающего право на самостоятельное производство указанного нового вида экспертизы, дополнив его фразой, касающейся возможности исследования веществ с целью их отнесения к НПОПВ (включения в Реестр). В случае, если идентифицируемое в рамках проведения судебной экспертизы вещество не включено в Перечень, но сходно по химической структуре с наркотическими средствами, психотропными веществами и/или их группами, вывод в заключении эксперта целесообразно формулировать следующим образом: «Вещество, представленное на исследование, схоже по химической структуре с наркотическими средствами (психотропными веществами): ... (перечисление позиций Перечня) и может быть включено в Реестр». Далее эксперт направляет заключение инициатору (оперуполномоченному лицу, следователю, дознавателю и т. п.), который, имея результаты освидетельствования лица, употребившего данное вещество, и положительные результаты (в отношении наличия метаболитов) химико-токсикологического исследования его мочи, направляет в Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД по субъекту РФ (далее - ЭКЦ ГУ МВД России) заявку о необходимости рассмотрения вопроса о включении вещества в Реестр. Заявка должна быть оперативно (в течение 3-х суток) рассмотрена начальником ЭКЦ УМВД России по субъекту. В случае принятия положительного решения заявка направляется по СЭД в ЭКЦ МВД России, где рассматривается на совещании при начальнике ЭКЦ МВД России с обязательным привлечением заместителя, курирующего вопросы судебно-экспертной деятельности, и других специалистов в соответствующей области. Начальник ЭКЦ МВД России в случае утверждения заявки может принять решение о внесении вещества в Реестр.

Из вышеизложенного следует, что с утверждением нового механизма прерогатива формирования и ведения Реестра будет принадлежать ЭКЦ МВД России. Для исключения повторов, т. е. включения одного и того же вещества в Реестр под разными химическими названиями, что теоретически возможно при одновременном поступлении нескольких зая-

72

вок из разных субъектов РФ, перспективным видится единообразный подход к названию веществ, основанный на общепризнанной международной номенклатуре ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry).

Указанные действия, включая проведение судебной экспертизы в отношении веществ, претендующих на включение в Реестр, должны быть выполнены в разумно сжатые сроки в целях оказания оперативного противодействия распространению НПОПВ.

Описанная процедура будет лишена недостатка, характерного для алгоритма отнесения веществ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ [3], заключающегося в сравнении исследуемого вещества с единственным наркотическим средством или психотропным веществом как с точки зрения схожести структур, так и оказания психоактивного воздействия на организм человека. В предложенном нами подходе главной задачей эксперта-химика является анализ структур новых психоактивных веществ и наркотических средств (психотропных веществ) с целью установления их схожести. При этом структура исследуемого вещества не должна быть привязана к структуре единственного наркотического средства или психотропного вещества, включенного в Перечень, а может быть сходна со структурами иных наркотических средств и психотропных веществ или их групп, имеющих подобный эффект воздействия на организм человека (например, каннабиноиды схожи между собой по структуре и взаимодействуют с рецепторами CB1 и CB2; опиаты также структурно незначительно отличаются и реагируют с ^-рецептора-ми и т. п.).

Кроме того, исключается несостоятельная с точки зрения науки практика, когда некоторые новые психоактивные вещества, появившиеся на территории РФ, экспериментально тестировались на мышах или других животных с целью отнесения их к аналогам наркотических средств и психотропных веществ, т. к. известно, что одно и то же химическое соединение может

по-разному перерабатываться в организмах различных живых существ, соответственно, образуя метаболиты, отличающиеся между собой химической структурой и свойствами. Ярким примером не всегда объективного исследования действия химических препаратов и соединений, способных вызывать состояние опьянения, проведенного на мышах, служит известный эксперимент «Парк крыс», выполненный Б.К. Александером. Эксперимент показал, что природа грызунов отличается от человеческой. Видный специалист в области изучения метаболитов физико-химическими методами А.М. Григорьев по результатам своих исследований синтетических каннабимиметиков, в частности JWH-018 и продуктов его переработки в организмах человека и крыс, методом хроматомасс-спектрометрии пришел к следующему выводу: «Сравнение профиля мочевых метаболитов человека и крыс показало их значительное различие: так, если для человека более характерны моногидроксилирован-ные метаболиты, то в моче крыс преобладали ^дезалкилированные с моногидроксилиро-ванием формы. Это наблюдение, подтвержденное для других каннабимиметиков ^алки-линдольного ряда, заставляет сомневаться в целесообразности использования лабораторных животных для поиска метаболитов подобных соединений» [15].

Таким образом, вышеизложенные предложения по разработке механизма включения новых психоактивных веществ в Реестр (с учетом новых функций экспертно-криминали-стических подразделений органов внутренних дел РФ, в том числе ЭКЦ МВД России), по нашему мнению, должны способствовать решению проблемы незаконного оборота новых психоактивных веществ на территории России и соблюдению основополагающего принципа законности и неотвратимости наступления справедливого наказания за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, предусмотренных ст. 234.1 УК РФ.

1. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента РФ от 5 апр. 2016 г. № 156. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».

1. On improving state administration in the field of control of traffic in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors and in the field of migration: decree of the the President of the Russian Federation d.d. Apr. 5, 2016 № 156. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

73

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 3 февр. 2015 г. № 7-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 8 янв. 1998 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03.07.2019 № 168-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запр-щен: приказ ФСКН РФ от 18 февраля 2015 г. № 69. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О Порядке формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: проект приказа МВД России (подготовлен МВД России 22.03.2017). иИ1: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/56605860/ (дата обращения: 12.07.2019).

6. Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 № 681 (с изм. и доп. от 02.08.2019). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Протасов К.В., Арутюнов А. С. Оценка корректности механизма отнесения а-пир-ролидиновалерофенона (а-РУР) к наркотическому средству (по материалам ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю) // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2019. № 2(44).

8. Темботова М.А. Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2 (87).

9. Жевлаков Э.Н. О сложностях применения ст. 234.1 УК РФ // Уголовное право. 2015. № 6.

10. Федоров А. В. Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности // Вестн. ун-та им. О.Е. Кутафина. 2016. № 8(24).

11. Бычкова А.М. О совершенствовании мер противодействия обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ // Обеспечение национальной безопасности

2. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Febr. 3, 2015 № 7-FL. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

3. On narcotic drugs and psychotropic substances: fed. law d.d. Jan. 8, 1998 № 3-FL (with rev. and supplement dated 03.07.2019 № 168-FL). Access from reference legal system «ConsultantPlus».

4. On approval of the Procedure for Formation and Content of the Register of New Rotary Dangerous Psychoactive Substances, the turnover of which is closed in the Russian Federation: order d.d. Febr. 18, 2015 № 69. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

5. About the Order of formation and contents of the Register of new potentially dangerous psychoactive substances which turn in the Russian Federation is forbidden: draft of the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (it is prepared by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation 22.03.2017). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56605860/ (date of access: 12.07.2019).

6. About the approval of the List of the drugs, psychotropic substances and their precursors which are subject to control in the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 30, 1998 № 681 (with rev. and supplement of 02.08.2019). Access from reference legal system «ConsultantPlus».

7. Protasov K.V., Harutyunov A.S. Assessment of correctness of the mechanism of classification of a-pyrrolidine alerophenone (a-PVP) as a narcotic drug (according to the materials of the ECC of the State Department of Internal Affairs of the Russian Federation on the Krasnodar region) // Bull. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2019. № 2(44).

8. Tembotova M.A. Register of new potentially dangerous psychoactive substances, the turnover of which is prohibited in the Russian Federation: issues of regulatory and legal regulation // Topical problems of Russian law. 2018. № 2 (87).

9. Zhuchlakov E.N. On Difficulties of Application of Art. 234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation // Criminal Law. 2015. № 6.

10. Fyodorov A.V. Legal component of the definition of new potentially dangerous psychoactive substances for the purposes of criminal legislation and expert activity // Bull. of University named after O.E. Kutafin. 2016. № 8(24).

11. Bychkova A.M. On Improvement of measures to counter trafficking of new potentially dangerous

74

России в современном мире: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2016.

12. Бычкова А.М. Судебный прецедент как способ противодействия распространению новых потенциально опасных психоактивных веществ // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 5.

13. Щукин А.М. О запрете новых потенциально опасных психоактивных веществ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13.

14. О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ: федер. закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 (с изм. и доп. от 02.08.2019). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминали-стических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Григорьев А.М. Хроматомасс-спектро-метрические методы выявления метаболитов лекарственных средств и синтетических каннабимиметиков: автореф. дис. ... д-ра хим. наук. М., 2016.

psychoactive substances // Ensuring the national security of Russia in the modern world: proc. of International sci. conf. Irkutsk, 2016.

12. Bychkova A.M. Judicial precedent as a way to counter the spread of new potentially dangerous psychoactive substances // Baikal research journal. 2016. Vol. 7. № 5.

13. Schukin A.M. On prohibition of new 3otentially dangerous psychoactive substances // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2015. Vol. 13.

14. About state forensic activity in the Russian Federation: fed. law d.d. May 31, 2001 № 73-FL (with rev. and amendments on 02.08.2019). Access from reference legal system «ConsultantPlus».

15. Organization of forensic examinations in expert and forensic units of the internal affairs agencies of the Russian Federation: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. June 29, 2005 № 511. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

16. Gregory A.M. Chromatomass-spectrometric methods of detecting metabolites of drugs and synthetic cannabimimimetics: auth. abstr. ... Dr of Chemistry. Moscow, 2016.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Протасов Кирилл Вадимович, кандидат химических наук, преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России; e-mail: protasovkirill@yandex.ru;

Арутюнов Александр Самсонович, кандидат юридических наук, начальник кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России; e-mail: alexandr.arutynov@ gmail.com;

Нусхинова Ольга Доржиновна, преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583181.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

K.V. Protasov, Candidate of Chemistry, Lecturer of the Chair of of Judical and Forensic Medicine of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: protasovkirill@yandex.ru;

A.S. Arutyunov, Candidate of Law, Head of the Chair of Judical and Forensic Medicine of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: alexandr.arutynov@gmail.com;

O.D. Nuskhinova, Lecturer of the Chair of Forensic Medicine of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583181.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.