Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (Ответ Ф. Фукуяме)'

МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (Ответ Ф. Фукуяме) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / идеология.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (Ответ Ф. Фукуяме)»

Назаров В.И.

д.т.н., профессор Международного Славянского института, вице-президент НП «Консорциум

СОЮЗНЕФТЕГАЗИНВЕСТ»

МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

(Ответ Ф. Фукуяме)

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, идеология.

В 1989 году Френсис Фукуяма опубликовал известную статью «Конец истории» (ставшую в 1992 году книгой), в которой он указал на онтологическое и гносеологическое единство либерально-капиталистического и поздне-социалистического путей развития человечества, при каждом из которых достижение высокого уровня материального благополучия с неизбежностью ведет к триумфу демократии и полному раскрытию творческих способностей людей.

В СССР в то время этот взгляд нашел отражение в политике первичности «общечеловеческих» либеральных ценностей в экономике и общественной жизни, а также в теории конвергенции, породивших сырьевую встроенность национальной экономики в мирохозяйственные связи, а также современную российскую «оффшорную аристократию».

Последующие события - распад СССР и соцлагеря, создание «однополярного мира», в котором «общечеловеческие ценности» не мешали уничтожать сотни тысяч людей, в том числе и по лживым предлогам (Ирак), уничтожать государственность и ввергать в кровавый хаос страны и целые регионы, а также первая волна экономического Кризиса, - показали, что вся система общественно-экономических отношений далека от идеала.

Эти обстоятельства позволили профессорам МГУ А.В. Бузгалину и А.И. Калганову говорить о «новых принципах социальной организации и структуризации позднего капитализма», об изменении сути современной экономики, сути денег и трудовых отношений, изменении законов обращения и накопления капитала, что «порождает систему глобальных проблем Человечества» и требует теоретического переосмысления капиталистического пути развития.

Это же позволило профессору МГИМО В.Ю.Катасонову назвать либерально-рыночную экономическую науку «современной религией».

Тревога за «общество всеобщего благоденствия» заставила Ф. Фукуяму опубликовать в 2012 году статью «Будущее истории» (Foreign Affairs. 2012. - № 1), где констатируется, что «...как мировой финансовый кризис, так и начавшийся в 2008 году и продолжающийся до сих пор кризис зоны евро», то есть вся «нынешняя форма глобального капитализма разрушает социальную базу среднего класса, на которой покоится либеральная демократия».

Ф. Фукуяма обосновал необходимость выработки новой идеологии, которая «не будет рассматривать рынки как самоцель», что «невозможно без. критики современной неоклассической экономики, начиная с фундаментальных предположений, таких как суверенитет индивидуальных предпочтений и того, что совокупный доход есть точная мера национального благосостояния», то есть под вопрос ставятся свобода предпринимательства и неограниченное имущественное расслоение обществ.

В статье также указывается, что «критика глобализации должна быть привязана к национализму в качестве стратегии мобилизации», что прямо указывает на своевременность выработки курса национального возрождения и развития.

В Международном Славянском институте, Кирилло-Мефодиевской Академии славянского просвещения, совместно с Фондом «Наследие митрополита Питирима» вырабатывается идеология национального возрождения и развития, формализованная в «Проекте комплексного развития производительных сил.», прошедшем согласование в министерствах экономического и регионального развития России.

Ниже приводятся основные положения идеологии:

1. В качестве цели общественного развития заявлено создание полноты условий для воспроизводства народа (и каждого из составляющих его народов) на национальной территории. Степень воспроизводства (простое/расширенное) зависит от объема ресурсов, вводимых в освоение. Субъектом, по которому строится вся социально-экономическая система, является народ как сущность, имеющая историческое прошлое, в котором многие проблемы современности уже находили свои решения, а также имеющая право на перспективу, которую мы - поколение современников, - обязаны обеспечить для наших потомков. Понятия «среднего класса» и «диктатуры пролетариата» утрачивают свою определяющую роль, поскольку в качестве цели ставится воспроизводство народа во всей его социальной сложности и взаимодополняемости всех социальных групп, а понятия «капитализма» и «социализма» становятся лишь частностями, инструментами решения конкретных проблем, но не самой целью.

2. В качестве основной задачи в сфере экономики можно выделить введение в хозяйственное освоение максимально возможного объема природных ресурсов - оптимального для достижения заявленной Цели.

Решение Основной Задачи предусматривается по следующему алгоритму:

2.1 Производится оценка всех природных ресурсов (перечень, объемы и география распространения), возможных к хозяйственному освоению.

2.2 Производится оценка возможностей технологического и инфраструктурного освоения каждого из видов природных ресурсов, а также делается бизнес-оценка освоения каждого из обособленных территориями объемов ресурсов.

2.3 Для каждой из территорий (район-область-регион-территория Российской Федерации) формируется несколько вариантов использования ресурсного потенциала, различающихся не только различными видами ресурсов, вводимых в освоение, но и параметрами фондоемкости и фондоотдачи, валовой региональной прибавочной стоимостью и объемом платежей в бюджетную систему, трудозанятостью населения и пр.

2.4 Представительный орган каждой из территорий рассматривает все варианты использования ресурсного потенциала и принимает один из них в качестве Программы развития территории и отсылает его на утверждение в Представительный орган более высокого уровня, который имеет право скорректировать представленную Программу по основаниям принятия Программы развития более высокого уровня.

2.5 Для реализации программ развития каждого из уровней решением представительных органов учреждается соответствующий исполнительный орган - корпорация развития, организационно-правовая форма которой исключает конфликт её интересов с интересами хозяйствующих субъектов на территории её деятельности.

Такие корпорации целенаправленно, на своем балансе формируют инфраструктурные, финансовые, кооперационные и другие условия для реализации утвержденных программ развития.

Такие корпорации выполняют роль «дирижеров» субъектов рынка, подсказывая каждому из них наиболее оптимальную для его бизнеса роль и место, «дивелопера», целенаправленно достраивающего недостающие звенья в бизнес-цепочках, «импресарио», снимающего с коммерческих участников рынка несвойственные для их бизнеса заботы (сбыта, кооперации и пр.)

2.6 Для целенаправленного решения задач, не имеющих коммерческого значения - инновационного развития ресурсной базы (выработки технологий, геологического изучения, инфраструктурного развития и др.), доработке ранее выработанных ресурсов (по основаниям сложившейся трудозанятости, использования созданной инфраструктуры и др.), - представительными органами регионов и Российской Федерации создаются некоммерческие предприятия целевой предназначенности, обеспеченные также соответствующими налоговыми режимами.

3. В качестве основной задачи в сфере общественного устройства можно сформулировать максимальное использование человеческого потенциала как основного фактора общественного производства, что реализуемо в решении следующих задач:

3.1 Категорической недопустимости голодных и бездомных людей на территории Российской Федерации (созданием сети соответствующих социальных учреждений при корпорациях развития территорий), государственный патронаж женщин, в одиночку воспитывающих детей (гарантированное решение всех основных бытовых проблем).

3.2 Бесплатном среднем, среднеспециальном и высшем образовании в объеме и номенклатуре, обеспечивающих реализацию программ развития всех уровней.

3.3 Бесплатном медицинском обслуживании в рамках стандартов, обеспечивающих объем и номенклатуру трудовых ресурсов для реализации программ развития, а также социально-защищаемых категорий граждан.

3.4 Обеспечение доступным жильем (в том числе социальным, арендным и пр.) трудовых ресурсов, необходимых для реализации программ развития.

3.5 Обеспечение минимальных стандартов питания по цене и качеству (по белку, калорийности и пр.), объему и номенклатуре - созданием при необходимости некоммерческих предприятий целевой предназначенности, либо созданием резервных запасов и мощностей (в том числе международной кооперацией) для интервенций на рынках.

3.6 Учет в программах развития категорий граждан, требующих социализации - освободившихся из мест заключения, с ограниченной трудоспособностью, выпускников детских домов, демобилизованных воинов, молодых семей и пр.

3.7 Формирование культурной среды (в объеме и многообразии), специфичной для каждого из народов, а также гарантированное обеспечение воспроизводства культуры каждого из народов Российской Федерации.

4. В качестве условий, обеспечивающих реализацию Идеологии национального возрождения и развития, можно определить:

4.1 Признание допустимым и приемлемым всех форм собственности, общественного сектора экономики и частного предпринимательства, порождающего социальное неравенство, а также государственное попечительство в отношении отдельных категорий граждан - в объемах, отвечающих задаче обеспечения программ развития.

4.2 Социальный договор между различными социальными группами населения, основанный на понимании их взаимного дополнения для реализации программ развития.

4.3 Придание органам власти всех уровней ответственности за реализацию программ развития.

4.4 Создание системы «обратной связи», пронизывающей всю систему Власти снизу-доверху и исключающей замалчивание и безответность поступающих сигналов, либо адресацию сигналов на усмотрение объектов жалобы.

4.5 Обязательность освобождения от должности любого чиновника по основаниям выражения ему недоверия (по принятой процедуре), либо по фактам или оценке ненадлежащего исполнения принятых программ развития - с публичным обсуждением вопроса и возможностью оправдаться и объяснить, с запретом на зажим критики.

4.6 Публичность выработки и рассмотрения вариантов развития территорий, принятия одного из них в качестве программы развития, а также оснований для корректировки и изменения принятых программ.

Как возможно реализовать вышеуказанную идеологию?

В современной России возможно начать на базе действующего законодательства, в одном-нескольких регионах, положение дел в которых «не безупречно», а интереса инвесторов и надежд на улучшение само-собой нет.

Наиболее целесообразным было бы проведение эксперимента, куратором которого могла бы выступить патриотическая оппозиция, чтобы не на словах, а в конкретном деле показать избирателям свою дееспособность и не подрывать устои государственности вольнодумством, а продемонстрировать свою конструктивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.