Научная статья на тему 'Механизм коммерциализации новшества'

Механизм коммерциализации новшества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НОВШЕСТВА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ / МАССА ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков С.П., Перекалила Н.С

Рассматриваются вопросы создания механизма коммерциализации инновационных продуктов, обосновывается связь функциональностоимостного анализа с инновационными категориями маркетинга нормой и массой потребительной стоимости, предлагается концептуальная схема коммерциализации новшеств на примере предприятия сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORKFLOW INNOVATION MARKET LAUNCH

The paper addresses the issues of product innovations market launch, the relationship between Cost/Function Analysis and innovative marketing categories of Value Consumption Mean and Mass Consumption Mean, the conceptual construct for innovations launch in service industry is suggested.

Текст научной работы на тему «Механизм коммерциализации новшества»

конкурентоспособности туристских компаний. В связи с этим в число важнейших управленческих задач сегодня входит задача повышения инновативности туристских компаний, их способность быстро и адекватно реагировать на запросы потребителей турпродукта, во-первых, путем внедрения новых технологий его производства и сбыта и, во-вторых, посредством реструктуризации и усовершенствования системы внутрифирменного управления.

Контактная информация: e-mail: finalcut267@gmail. com тел: +7(964)16-92-34

МЕХАНИЗМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВШЕСТВА

THE WORKFLOW INNOVATION MARKET LAUNCH

С.П. КАЗАКОВ канд. экон. наук, доцент, кафедра маркетинга фирмы ГУ-ВШЭ, г. Москва

Н.С. ПЕРЕКАЛИНА доктор экономических наук, профессор заведующая кафедрой «Маркетинг», МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, г. Москва

S.P. KAZAKOV candidate of economical science, (Ph.D.), associate professor, Enterprise Marketing Department at State University - Higher School Of Economics, Moscow

N.S. PEREKALINA Ph.D., Full Professor, Head of a Chair, Marketing Department at MATI-Russian State Technical University named after K.E. Tsiolkovski

Аннотация

Рассматриваются вопросы создания механизма коммерциализации инновационных продуктов, обосновывается связь функционально-стоимостного анализа с инновационными категориями маркетинга - нормой и массой потребительной стоимости, предлагается концептуальная схема коммерциализации новшеств на примере предприятия сферы услуг. Abstract

The paper addresses the issues of product innovations market launch, the relationship between Cost/Function Analysis and innovative marketing categories of Value Consumption Mean and Mass Consumption Mean, the conceptual construct for innovations launch in service industry is suggested.

Ключевые слова: инновации, новшества, инновационные продукты, прорывные технологии, норма потребительной стоимости, масса потребительной стоимости, функционально-стоимостной анализ Keywords: innovations, product innovations, break-through technology, Value Consumption Mean, Mass Consumption Mean

Механизм коммерциализации новшества должен разрабатываться и реализовываться на разных уровнях маркетинга инноваций: для малого и среднего, крупного бизнеса, для разных организационных форм инновационного маркетинга - предприятия, региона, федерации. На всех уровнях запускающим механизмом и катализатором инновационного процесса выступают категории НПС, МПС, потребительская оценка, пирамида потребностей Маслоу.

Для потребностей низшего уровня, по Маслоу связанными с физическим выживанием и профессиональным становлением человека, необходим малый и средний бизнес, традиционно заботящийся о создании элементарных условий жизнеобеспечения. Это выражается, например, в производстве продуктов питания, их хранении, транспортировке и реализации; удовлетворении элементарных удобств, бытовых и образовательных услугах и т.п. Главная цель бизнеса в данном случае - это улавливание потребностей конкретного человека и предложение продуктов с сохраняющимся и постоянно повышающимся НПС, т.е. достижение нормы свойства продуктов в соответствии постепенно растущими потребностями. Для малого и среднего бизнеса характерен рост НПС>1 с тем, чтобы внедриться на рынок и найти своего потребителя на ранних стадиях ЖЦТ, что позволит, в случае благоприятной конъюнктуры, наращивать производство и получать доход. Сигналом благополучного положения малого и среднего бизнеса на рынке служит высокая потребительская оценка свойств предлагаемых продуктов и сопровождающих их услуг, обеспечивающих спрос и лояльность потребителей, приносящих компании прибыль. Она, в свою очередь, позволяет управлять внутренней средой

предприятия, повышать мотивацию работников к высококачественному труду, увеличивать результативность маркетинга инноваций, используемого малым и средним бизнесом.

Совершенно очевидно, что крупные прорывные технологии, основанные на фундаментальных эпохальных открытиях малому и среднему бизнесу не по плечу. В то же время, почти все крупнейшие японские ТНК начинали свою деятельность буквально в сараях, с развития малого бизнеса, который затем в результате научных поисков и фундаментального образования их создателей (некоторые руководители компании «Сони» стали лауреатами Нобелевской премии) превратились во всемирно известные компании - «Сони», «Тошиба», «Касио» и др. Для такого развития малого и среднего бизнеса необходимо определенные деловые и общественные потребности, т.е. нужду общества в подобного рода преобразованиях, что и было сделано в послевоенной Японии.

Отсюда вытекает главное направление маркетинга инноваций малого и среднего бизнеса - отслеживать динамику показателей НПС, применительно к производимым ими товарам и услугам по мере прохождения продуктов фаз ЖЦТ, поддерживая их состояние до фазы полного насыщения соответствующими маркетинговыми мероприятиями. Чем больше предприятий малого и среднего бизнеса будут появляться и удерживаться на рынке, тем большее количество потребителей они смогут удовлетворить, и тем полнее и насыщеннее будет внутренний рынок. Для этого им необходима федеральная поддержка, выгодные кредиты, финансирование из госбюджета и другие формы преференций.

Таким образом, помогая малому и среднему бизнесу, государство сможет поддержать и маркетинг инноваций. В этом случае рынок выступает естественным регулятором производства и потребления, поскольку сигналы, поступающие от потребителя с помощью потребительских оценок, позволяют совершенствовать их свойства, внедряя

новые технологии, менять структуры портфолио, воспитывать потребителя, уважая и формируя его потребности, т.е. реализовать принципы маркетинга инноваций.

Коммерциализация новшеств крупным бизнесом происходит по другому. ЖЦТ их продуктов начинаются с точки прорывных технологий в фазе насыщения рынка обычными традиционными товарами, которые также годами производятся на крупных предприятиях в больших масштабах. Если для малого и среднего бизнеса характерно управление соотношением НПС>1, то крупный бизнес не ждет (если у него нет известных крупных брендов), когда его продукция окажется целиком в фазе спада.

Прорывные технологии инновационного товара дают начало ЖЦТ новшества, которое живет на рынке уже собственной жизнью. Закономерности такого развития маркетинг инноваций и коммерциализации новшеств можно проследить на примере развития современной телефонной связи. Первый телефонный аппарат был запатентован в США изобретателем Александром Беллом в 1876 году. Причем, у него отсутствовал звонок, который придумал другой инженер 2 года спустя. А у Белла для вызова абонента использовался свисток. За сто с лишним лет телефон и телефонная связь в корне изменились. НПС телефона прошел за эти 100 лет все стадии ЖЦТ. К концу XX века, например в России, телефонная сеть настигла высшей точки насыщения - она росла слишком быстро, и телефонных номеров стало не хватать. В Москве в 80-90 ых годах прошлого века было очень трудно подключиться к телефонной сети. Однако, примерно к этому времени крупные фундаментальные открытия в области полупроводников и новых материалов, за что академик Жорес Алферов получил Нобелевскую премию, позволили создать новый вид связи посредством беспроводного подсоединения абонентов. Так возникла целая отрасль мобильных телекоммуникаций, совершившая прорыв в телефонии. НПС мобильных телефонов открыла новый виток ЖЦТ и постоянно

совершенствующиеся сотовые телефоны обретают все новые и новые функции - фото- и видеосъемку, проигрывателей фильмов и музыки, органайзеров, ОРБ-приемников и т.п. Идет накопление этих свойств, и они удовлетворяют все более широкий круг потребностей человека. НПС современного сотового телефона усложнилась новыми свойствами, благодаря которым как бы создала второе «я» человека и существенно изменила круг его потребностей и саму жизнь, телефон развивается в сторону искусственного интеллекта, который скоро будет принимать решения за человека, угадывая его мысли и чувства на сенсорном уровне. Он породил новые виды инновационного маркетинга - сенсорный и БМВ-маркетинг. Маркетинг данной инновации, зародившийся во втором технологическом укладе, обеспечивает успешную коммерциализацию данного новшества на всем протяжении ее жизненного цикла - как первого (массовой телефонной связи), так и второго - сотовых телефонов. Традиционная связь, достигнув точек насыщения и массового распространения, измеряемая показателем МПС=НПСхФОП.

Это говорит о том, что коммерциализация новшеств имеет объективно-субъективный, управляемый характер. Объективность этого процесса обусловлена самим ходом развития научно-технического прогресса, который определяет поступательное развитие цивилизации и условий ее существования. Процесс осмысления и реализации результатов НТП имеет целиком субъективный характер и зависит от уровня развития и стремления к познанию мира образования и общей культуры населения. В процессе коммерциализации новшества сталкиваются два противоположных начала - два информационных поля: знания о естественно-технических свойствах предметов бытия, и знания о потребности человека, и всего обществ об этих предметах. В совокупности, сочетаясь, эти поля обладают мощным синергетическим эффектом, который сообщается новым продуктам и продвигает их к потребителям. Для их превращения в инновации

необходимы инвестиции, т.е. вложения средств в технологии, процессы, организационные структуры, человека. Они обуславливают рыночную ориентацию инновационного предприятия.

Для коммерциализации инноваций как основы рыночной ориентации предприятия необходимы инвестиции, вкладываемые как самими предприятиями, так и инвесторами извне. При этом возникает целый ряд рисков, которые состоят в следующем:

- всегда существует риск неполучения ожидаемых научно-производственных результатов, которые рынок может и отвергнуть, не признать, если в обществе еще не сложились условия их реализации;

- риск временных разрывов между следанными инвестициями и результативностью, которые могут наступить не скоро;

- на рынке и в обществе существует неопределённость спроса на инновационную продукцию;

- существует неразвитость рынка и инновационных процессов;

- общество не готов к инновациям;

- отсутствуют механизмы коммерциализации инноваций.

Все это снижает инвестиционную привлекательность проектов инновационного развития, делает ненужными инновационный маркетинг. Отмеченные обстоятельства усугубляются противоречивой ролью России в современном мире, который существует в шестом технологическом укладе и успешно преодолевает кризис. Эта роль России состоит в том, что на мировом рынке она выступает как страна с высоким научно-техническим потенциалом, что признано мировым сообществом. В то же время, по уровню своего экономического развития является технологически отсталой страной, «сырьевым придатком» развитых стран. Доказательством тому является тот факт, что разработку и освоение инноваций в России осуществляют всего 5% промышленных предприятий, а государственная

поддержка науки - всего 1% от государственного бюджета, что в 3-5 раз меньше, чем в США, Японии, Израиле.

Для повышения инвестиционной привлекательности России необходимо, прежде всего, разработать модель и отладить коммерциализации инноваций, обеспечивающую рыночную ориентацию предприятий и необходимую для осуществления стратегию и тактику инновационно-инвестиционной политики в обществе.

При этом необходимо исходить из того, что инновация - это и есть инвестиция в новшество. Российская инновационная экономика развивается в условиях, когда на инновации фактически отсутствует спрос на внутреннем рынке. В стране 80-85%% инвестиций осуществляет государство, а остальное приходится на долю частного бизнеса. В развитых странах ситуация с распределением инвестиций зеркальна российской - 8590% инвестиций в инновационную деятельность производит частный бизнес, и только 10-15% капиталовложений полностью или частично финансирует государство.

В то же время, уже определились основные приоритеты развития инновационных процессов:

1. Разработка государственной инновационной политики и стратегии на федеральном и региональном уровнях, направленных на развитие современного, шестого технологического уклада.

2. Развитие рынка инноваций и механизма их коммерциализации.

3. Совершенствование системы подготовки кадров инноваторов, как для технико-технологической среды, так и для предпринимательской среды, повышение их интеллектуальной и творческой активности, креативности в коммерциализации знаний и инноваций.

4. Формирование организационно-экономических механизмов функционирования предприятий на инновационной основе.

5. Создание современной информационной системы и инфраструктуры предприятий, особенно малого и среднего бизнес, обеспечивающих инновационную деятельность.

6. Разработка методологии, моделей и концептуальных основ развития предпринимательской инновационной деятельности в обществе.

7. Разработка механизмов повышения инновационно-инвестиционной активности в обществе.

Наиболее узким местом в системе данных приоритетов принадлежит механизм коммерциализации новшеств, отсутствие которого и является причиной не востребованности многих научных открытий и разработок, час которых «ещё не пробил». В то же время возросшая в период провозглашения курса на модернизацию творческая активность отечественных ученых делает разработку такого механизма объективно необходимой.

Основу модели коммерциализации новшеств образует структурная схема предлагаемого механизма. Цель подобного моделирования состоит в том, чтобы оценить влияние внешних и внутренних факторов на формирование стратегии и тактики инновационной деятельности, путем расчетов показателей, основанных на инновационных маркетинговых категориях и технологиях, обосновать применяемые управленческие решения для выхода на рынок с инновационным продуктом. НПС и МПС характеризуют новые продукты в физико-техническом и социально-экономическом аспектах. При этом в стороне остаются проблемы затратно-стоимостного характера и экономического решения проблем инновации и модернизации. В то же время, разработчиков и производителей в первую очередь интересуют проблемы экономии ресурсов и возможного получения

от инноваций не только валового дохода, но и прибыли. В этом случае построение механизма коммерциализации невозможно без использования ФСА - функционально-стоимостного анализа.

ФСА - атрибутивный признак нормативной экономки, цель которой - поиск наиболее эффективных путей достижения целей, поскольку содержание функционально-стоимостного анализа образует поиск границ научно-прикладных исследований, выявление наиболее нужных для потребителя функций с целью их ресурсного совершенствования, что позволяет удовлетворять больший объем потребностей при тех же или сниженных издержках (5). ФС наиболее полно реализовал себя в годы Великой Отечественной Войны, когда в условиях почти полного отсутствия восполняемых ресурсов шел поиск новых путей удовлетворения потребностей населения и армии. Так была получена кирза для солдатских сапог, позволившая обуть армию в условиях сокращения производства натуральной кожи. Данная инновационная разработка представляет собой нормативную или организационную модель ФСА, которая позволяет принимать эффективные решения на основе показателей нормы и массы потребительной стоимости продукта. Если, как в данном случае, сапоги из натуральной кожи имеют НПС=1, т.е. в полной мере по своим свойствам и функциям удовлетворяют потребности, то сапоги, сделанные с применением кирзы имеют НПС2<1, т.е. они хуже удовлетворяют потребность единичного потребителя (недаром кожаные сапоги назвались «комсоставскими»), то в своей массе НПС2хАФоп=МПС - большую, чем НПС1хБФОп за счет большего числа дешевых изделий, но решающих проблему снабжения армии в годы Великой Отечественной Войны.

Готовящееся вступление России в ВТО предполагает разработку новых методов торговой промышленной и маркетинговой политики. Их комплексная результативность определяется рыночной ориентацией не только на внутренний, но и на международный рынок, растут требования к

конкурентоспособности предприятий и продуктов. Одной из главных проблем такого рода является работа над сокращением ЖЦТ, который для многих российских товаров традиционно является весьма длительным. Так, до сих пор отлично работают ламповые радиоприемники, выпущенные в СССР сразу после войны, старые холодильники и т.д. в то время главным критериями качества считались надежность и долговечность продукции, что и определяло их полезность с точки зрения потребителя и общества.

Инновационная экономика предполагает качественный и количественный рост потребностей, что ведет к непрерывной череде смены изделий. Так, ЖЦТ телефонов, компьютеров очень мал и имеет тенденцию к длительному снижению. Большую роль в этом играют прорывные технологии, создающие НПС и ломающие старые ЖЦТ. Именно в управлении ЖЦТ проявляется тесная связь ФСА и маркетинговых технологий, связанных с НПС и МПС, проявляется их синергетический эффект. Ведь большая часть затрат, связанных с ЖЦТ и его модернизацией на основе инноваций определяется решениями, которые принимаются еще до начала ЖЦТ, на стадиях проектирования и моделирования, подбора сырья, материалов, производственных и управленческих технологий. По мнению М. Портера5 повышенное внимание следует уделять цепочке формирования такого рода ценностей с целью повышения степени удовлетворения потребностей и для управления затратами.

Отсюда можно согласиться с В.В. Рыжовой1, что наиболее эффективным признается объединение функционально-стоимостного анализа и маркетинга, только добавим - инновационного, которые в совокупности обеспечивают синергетический эффект коммерциализации. Таким образом, можно построить концептуальную схему механизма коммерциализации на примере предприятия сферы услуг (см. табл.1).

5 См. Портер М. Конкурентное преимущество как достичь высокого результат и обеспечить устойчивость —М: Альпина Бизнес-бук, 2008.

1 см. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач. — М: Инфра-М, 2010, с. 45

Таблица 1

Концептуальная схема коммерциализации новшества на предприятии сферы __услуг__

Способы и методы Цели и задачи Результат

1. Выбор методов Реализация Результат анализа

коммерциализации на глобальных программ внешней среды,

основе описательной федерального, выбор критериев

или нормативной регионального и выхода на рынок

экономики муниципального инвесторов и

уровней соинвесторов в

коммерциализации

2. Описательная Реализация миссии Выбор целевого

экономика: выбор фирмы, потребителя, рынка и

миссии и решаемых стратегических целей сегмента для

стратегических и и задач. Выбор и позиционирования

тактических задач обоснование нового товара;

стратегий фирмы описание прорывных

технологий,

взрывающих ЖЦТ

3. Нормативные Отставание процессов Разработка

методы: расчет НПС формирования маркетинговых

и МПС на основе ФС ценностей по всем программ управления

с целью выбора этапам создания и ЖЦТ, выводимых на

наименее затратных жизненного цикла рынки по критерию

методик товаров с помощью их эффективности на

коммерциализации категорий основе НПС и МПС

новшества нормативной

экономики

4. Нормативно- Повышение Укрепление

описательные экономической рыночной ориентации

способы создания устойчивости предприятия на

методики предприятия в основе создания

коммерциализации условиях цепочки обратных

новшеств на ужесточения связей лояльных

предприятиях сферы конкурентной борьбы потребителей с

услуг и программы на внешнем и конкретными

повышения внутреннем рынке. работниками

лояльности клиентов предприятия,

и потребителей. управление ею с

помощью

потребительских

оценок.

Библиографический список:

1. Рыжова В.В. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач. -М: Инфра-М, 2010

2. Портер М. Конкурентное преимущество как достичь высокого результат и обеспечить устойчивость -М: Альпина Бизнес-бук, 2008.

Контактнаяинформация: e-mail: skazak@inbox.ru тел.: +7(915)137-11-82

ПОВЫШЕНИИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ экономики

IMPROVING THE EFFECTIVE CONSULTING SERVISES IN THE INNOVATION ECONOMY

A.B. КОВТУНЕНКО ассистент кафедры «Экономика и управление» ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.V. KOVTUNENKO assistant professor of Economics and Management State Educational Institution of Higher Professional Education "Volga Region State University of Service" Togliatti

Аннотация

Усиление конкуренции на рынке консалтинговых услуг предопределяет необходимость разработки новых подходов к обеспечению долговременных конкурентных преимуществ. В статье рассмотрены актуальные аспекты разработки и реализации путей повышения эффективности консалтинговых услуг в условиях инновационной экономики. Abstract

Increased competition in the market of consulting services makes it necessary to develop new approaches to ensure long-term competitive advantage. The article deals with important aspects of developing and implementing ways to improve the effective consulting services in the innovation economy.

Ключевые слова: консалтинг; конкурентоспособность; стратегическая конкурентоспособность; эффективность консалтинговых услуг. Keywords: consulting, competitiveness, strategic competitiveness, efficiency consulting services.

Логика развития экономики и общества демонстрирует устойчивую тенденцию к увеличению количества и изменению качества инноваций. В настоящее время число инноваций и количество областей их применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.