Научная статья на тему 'К понятию инновации: стоймостной подход'

К понятию инновации: стоймостной подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1057
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / ПОДХОД / СВОЙСТВА ИННОВАЦИИ / ПОЛЕЗНОСТЬ / INNOVATION / USE-VALUE / APPROACH / INNOVATION FEATURES / USEFULNESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаманец Александра Сергеевна

Рассмотрен процесс формирования и развития теории инновации. Представлены и проанализированы различные варианты трактовки данного понятия отечественными и зарубежными авторами. Выделены основные отличительные свойства инновации. В результате проведенного исследования разработан стоимостной подход к определению инновации, понимаемой как некая потребительная стоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE IDEA OF INNOVATION: COST-BASED APPROACH

The article considers formation and development of the innovation theory. Various interpretations of this concept by domestic and foreign authors are presented and analyzed. The features of innovation are distinguished. The study resulted in the development of the cost-based approach to the definition of innovation, which treats innovation as some kind of use-value.

Текст научной работы на тему «К понятию инновации: стоймостной подход»

УДК 330

К ПОНЯТИЮ ИННОВАЦИИ: СТОЙМОСТНОЙ ПОДХОД © А.С. Гаманец1

Иркутский государственный технический университет, 664047, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрен процесс формирования и развития теории инновации. Представлены и проанализированы различные варианты трактовки данного понятия отечественными и зарубежными авторами. Выделены основные отличительные свойства инновации. В результате проведенного исследования разработан стоимостной подход к определению инновации, понимаемой как некая потребительная стоимость. Ил. 1. Табл. 5. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: инновация; потребительная стоимость; подход; свойства инновации; полезность.

TO THE IDEA OF INNOVATION: COST-BASED APPROACH A.S. Gamanets

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664047.

The article considers formation and development of the innovation theory. Various interpretations of this concept by domestic and foreign authors are presented and analyzed. The features of innovation are distinguished. The study resulted in the development of the cost-based approach to the definition of innovation, which treats innovation as some kind of use-value.

1 figure. 5 tables. 14 sources.

Key words: innovation; use-value; approach; innovation features; usefulness.

В современном и динамично развивающемся XXI веке Россия находится на этапе перехода к инновационному типу развития. Многие ученые, публицисты, экономисты отмечают данную тенденцию в своих работах. Но как понять, что страна развивается именно в инновационном направлении, какова роль инноваций в развитии производства, экономики, общества и что можно считать инновацией в современном мире?

Для того чтобы разобраться в интересующих нас вопросах, заглянем в историю развития теории инноваций на несколько веков назад. Еще в XVIII в. французский просветитель Жан Кондорсэ обратил внимание на связь науки и промышленности. Он утверждал, «что прогресс науки обеспечивает прогресс промышленности, который сам затем ускоряет научные успехи, и это взаимное влияние, действие которого возобновляется, должно быть причислено к наиболее деятельным, наиболее могущественным причинам совершенствования человеческого рода» [5]. В настоящее время, как никогда раньше, необходимы разработка и внедрение новых технологий по производству конкурентоспособной продукции, очень важно поддержание устойчивого положения промышленного комплекса на основе инноваций. И здесь большую роль играет наука. Именно ученые, конструкторы и проектировщики инициируют развитие наиболее приоритетных направлений, определяющих технологическое лидерство в глобальном измерении, они являются активными участниками процесса освоения инноваций.

Ж. Кондорсэ и не подозревал, что в начале XX века первоначальным этапом развития теории инноваций послужат идеи ученых о наличии циклов конъюнк-

туры. Наиболее мощным толчком для серьезных исследований в области инноваций, а также определению их роли в развитии экономики послужили работы Н. Кондратьева, рассматривавшего большие циклы конъюнктуры - длинные волны (А. Афтальон, М. Ле-нуар, М. Туган-Барановский, В. Парето, будучи предшественниками Н. Кондратьева, отмечали наличие коротких, средних и длинных волн). Изучая и анализируя эти циклы, их продолжительность, периодичность, ученый признал наиболее важной причиной их возникновения именно инновации. Взгляды Н. Кондратьева относят к первому этапу формирования и развития теории инноваций (1910-1930 гг.) (табл. 1). Всего выделяют три основных периода, позволяющих проследить эволюцию становления теории инновации.

Перенимая результаты и опыт предшественников, ученые на современном этапе развивают теорию инноваций применительно к условиям постиндустриального общества. Инновация постепенно становится главной движущей силой социально-экономического развития, некой дорогой к процветанию и росту предприятия, региона, страны в целом. Так в чем же сущность, отличительные критерии категории «инновация», ставшей спустя века главным инструментом, способствующим экономическому росту?

Для этого вернемся к первой половине XX столетия, к исследованиям и взглядам Н. Кондратьева, касающимся больших циклов конъюнктуры. Он непосредственно не занимался инновационными процессами, и его идеи были во многом использованы великим австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, ставшим родоначальником инноваций. В своей работе «Теория экономического развития» (1912 г.) он рас-

1Гаманец Александра Сергеевна, аспирант, тел.: 89027608068, e-mail: shurka-gamanec@rambler.ru Gamanets Aleksandra, Postgraduate, tel.: 89027608068 e-mail: shurka-gamanec@rambler.ru

сматривал инновацию как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. Он отмечал, что «производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздейству-

ющих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию» [13]. Понятие «осуществление новых комбинаций», с точки зрения Шумпетера, охватывает следующие случаи:

Таблица 1

Формирование и развитие теории инноваций [6]_

Год Ученый / Научный труд Вклад в теорию инноваций

Первый этап - 1910-1930 гг.

1910 М.И. Туган-Барановский / «Избранное. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов» Выдвинул теорию о решающей роли колебаний инвестиций в смене фаз промышленного цикла

1930 Н.Д. Кондратьев / «Большие циклы конъюнктуры и теория предвиденья» Заложил основы общей теории инноваций. Создал теорию о больших циклах конъюнктуры, доказал связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их внедрения, увязал эти волны с радикальными переменами в других сферах жизни общества

1930 Й. Шумпетер / «Капитализм, социализм и демократия» Инновационная деятельность - важнейшая функция предпринимательства; различие инноваций-продуктов и инноваций-процессов; место инноваций в цикличной динамике экономики. Обосновал институциональную роль корпораций как источников НТП и инновационной активности в экономике

19371941 П. Сорокин / «Социальная и культурная динамика», «Главные тенденции нашего времени» Заложены основы теории инноваций в социокультурной сфере; даны количественные оценки инновационных волн в ряде сфер духовного воспроизводства

Второй этап - 1940-1975 гг.

1954 Джон Бернал Раскрыл связь между научными, техническими и социальными нововведениями на всех этапах развития общества; определил не только их созидательный, но и разрушительный характер

1971 С. Кузнец Ввел понятие «эпохальные нововведения», определил науку как новый источник роста; отметил, что государство должно стимулировать рост и структурные изменения, отбирать или отбрасывать правовые и институциональные нововведения; установил взаимосвязь технологических нововведений с нововведениями в других сферах общества

1974 Б. Твисс Определил нововведения как процесс, в котором изобретение или научная идея приобретают экономическое содержание, выявил факторы, определяющие успех нововведений: рыночная ориентация, соответствие целям корпорации, методы оценки, творчество, инновационная обстановка, дал характеристику особенностей инноваций на разных стадиях жизненного цикла отрасли, методов оценки и эффективности инновационных проектов.

Третий этап - 1975 г. - по настоящее время

Г. Менш По уровню новизны разделил технологические инновации на базисные, улучшающие и псевдоинновации

1975 Я. Ван Дейн, А. Кляйнкнехт, К. Фримен, Дж. Кларк, Л. Суитэ, И. Николаев Исследованы проблемы длинноволновых колебаний в экономике

19701975 Э. Тоффлер Считал, что результатом крупнейших нововведений являются большие волны: первая волна (8-9 тыс. лет назад) - освоение земледелия и скотоводства, формирование строительства и ремесла; вторая волна - рождение индустриальной цивилизация, начало которой положила промышленная революция; третья волна (с конца XX в.) несет с собой подлинно новый образ жизни

19701975 Д. Белл Основное внимание уделил технологической стороне становления постиндустриального общества; ввел понятие «технологическая лесница».

1978 Ю.В. Яковец Определил инновации как непременную часть научно-технических и экономических циклов, основу выхода из кризиса; исследовал взаимосвязь научных, технических, инновационных, образовательных, организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз

1980 Д. Норт Основал институциональную теорию инноваций; обосновал влияние НТП на институциональное развитие экономики

1986 А. И. Аничишкин Выделил в истории НТП три эпохальных переворота, реализовавших кластеры базисных инноваций; определил признаки новой, второй волны НТП

1986 П. Кеннеди Исследовал динамику уровня индустриализации на душу населения в развитых странах и показал, что разрыв по этому показателю в индустриальную эпоху резко вырос

1986 Л.С. Барютин Описал технические нововведения в промышленности

1986 В.И. Кушлин Выявил проблемы обновления производственного аппарата в промышленности

1987 С. Фримен Основал институциональный системный подход в теории инноваций; ввел понятие «национальные инновационные системы»

1989 С.М. Меньшиков Л.А. Клименко Выявили долгосрочные тенденции в капиталистической экономике

1989 А.И. Пригожин Разделил нововведения по типу новшеств (выделил материально-технические и социальные нововведения), по механизму осуществления, по особенностям инновационного процесса

1991 А. Тойнби Выявил и исследовал сверхдлинные вековые и тысячелетние волны эпохальных инноваций

1992 Ф. Бродель Обосновал наличие не только полувековых («кондратьевских»), но и вековых трендов протяженностью от 150 до 300 лет

1992 И.М. Дьяконов Выделил в сорокатысячелетней истории человека 8 исторических фаз, сменяющих друг друга. Приоритетную роль в смене фаз придавал крупным инновациям в развитии вооружений, средств уничтожения человека

1998 Н.Н. Моисеев Сделал акцент на экологической, ноосферной характеристике будущего общества

1999 М. Портер Теория восходящих и нисходящих инноваций; объединение теоретических подходов к инновационному развитию

19981999 Ю.В. Яковец Выявлены закономерности возникновения и освоения открытий, изобретений и нововведений; раскрыта цикличность в динамике нововведений; определена главная системная функция инноваций

2004 Н.Б. Кузык, Ю.В. Яковец Сформировали стратегию инновационного прорыва

- изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

- внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства;

- освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

- получение нового источника сырья или полуфабриката независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или его еще только предстояло создать.

Если охарактеризовать данные определения, можно сказать, что в современной трактовке инновации - это результат одновременного взаимодействия двух взаимосвязанных сторон - техники и бизнеса. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет это изобретением. Как только к изменению подключается бизнес, оно становится инновацией. Подобной точки зрения придерживался Б. Твисс, утверждавший, что «изобретение» становится «нововведением», если получает успех на

рынке [11].

Ряд авторов придерживаются иных подходов к определению данного понятия, рассмотрим основные из них (табл. 2 [б, 9, 11, 14]).

Исходя из представленных в таблице трактовок, инновация в основном рассматривается с трех позиций (рис. 1):

1) в динамическом аспекте - как процесс (Б. Твисс, Б. Санто, В.Н. Лапин, М. Ванс, С. Саркар, В.Г. Медынский, С.Ю. Глазьев);

2) в статическом аспекте - как результат (И. Перлаки, Р.А. Фатхутдинов, Л.М. Гохберг);

3) инновация как изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Й. Шумпетер).

Исследование интересующего нас вопроса показало, что практически каждый автор, затрагивающий инновационную тематику, дает в своей работе определение термину «инновация». Со времен Й. Шумпе-тера (первая половина XIX в.) накопилось огромное множество трактовок данного понятия. Существующие определения инновации относят к пяти основным подходам [12]:

1. Объектный подход базируется на положениях теории конкуренции М. Портера, где в качестве инновации (нововведения) выступает объект - результат

научных исследований и разработок: новые методы производства, технические устройства, материалы.

2. В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей - техники, технологии, товаров и т.д.

3. Объективно-утилитарный подход характеризуется двумя ключевыми моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект как новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, внимание акцен-

тируется на утилитарной стороне инновации - способности удовлетворять общественные потребности.

4. Процессно-утилитарный подход. В данном случае инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

5. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложение денежных средств в разработку новой технологии, техники, научные исследования.

Варианты трактовки понятия «инновация» с позиции некоторых российских и зарубежных авторов первой половины XX - начала XXI в.

Таблица 2

Автор Определение инновации(нововведения)

Й. Шумпетер Изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров; осуществление новых комбинаций использования ресурсов

Ю.В. Яковец Качественные изменения в производстве могут относиться как к технике и технологии, так и к формам производства и управления

И. Перлаки Результат творческого решения новых для организации проблем

Б. Твисс Применение, то есть процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание

Б. Санто Общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий

Ф Валента Изменение в первоначальной структуре производственного механизма, то есть переход его внутренней структуры к новому состоянию

В.Н. Лапин Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей

Майкл Ванс Создание чего-то нового или преобразование старого формата в новый образец

С. Саркар Использование новых идей, которые находят признание на рынке, часто применяя новые технологии, процессы и передовой опыт

В.Г. Медынский Общественный, технический, экономический процесс, приводящий к созданию лучшим по своим свойствам товаров (продуктов, услуг) и технологий путем практического использования нововведений

Н.Л. Маренков Конечный результат деятельности по реализации нового или усовершенствованного реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности

Р.А. Фатхутдинов Это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта

Л.М. Гохберг Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, внедренного на рынке, используемого в практической деятельности

С.Ю. Глазьев Сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле инновации) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения

ъг

Подходы к определению понятия «инновация»

Результат

Изменение

Процесс

В предложенных вариантах трактовок инновации, на наш взгляд, есть ряд недостатков. Во-первых, придерживаясь одной позиции (одной точки зрения), можно не учесть сильные стороны других подходов. К примеру, определяя инновацию как процесс, теряется ее смысл как конкретного материального объекта. Во-вторых, во многих определениях не учитывается идея реализации инновации на рынке и получения положительного эффекта. В-третьих, следует учитывать вероятность риска при реализации инновации. Нет такого обновления ни в организации, ни в социуме, которое не вызвало бы противодействия и сопротивления. Кроме того, необходимо в содержании данного термина проследить путь инновации от идеи до ее реализации на рынке, учитывая полезность, которую продукт, технология, процесс, метод, несет своему потребителю, то есть обладает потребительной стоимостью, посредством чего и становится инновацией. Еще К. Маркс в своей работе «Капитал» отмечал, что «полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, которая осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости». По словам К. Маркса, «если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид. В самом деле, раз мы отвлеклись от его потребительной стоимости, мы вместе с тем отвлеклись также от тех составных частей и форм его товарного тела, которые делают его потребительной стоимостью. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду» [8]. Другими словами, потребительная стоимость проявляется лишь в процессе пользования и потребления блага. Данное явление проявляет качественную сторону блага, в нашем случае инновации. Но не стоит забывать, что товар обладает также и количественным свойством, выраженным, по К. Марксу, в виде меновой стоимости, которая представляется как «количественное соотношение, пропорция, в которой потребительные свойства одного рода обмениваются на потребительные свойства другого ро-

да» [8]. В исследуемом вопросе мы придерживаемся мнения, что нельзя изолированно друг от друга рассматривать качественные и количественные изменения продукта труда, поскольку они тесно связаны между собой [4]. Таким образом, можно заключить, что инновацию следует рассматривать с двух сторон: как предмет потребления и как носитель стоимости.

Но прежде чем приступать к поиску новых подходов к понятию инновации, необходимо установить свойства, определяющие инновацию. Проведенное нами исследование показало, что существует множество групп свойств (критериев) инновации, предложенные разными авторами. Некоторые из них, наиболее типичные, представлены в табл. 3.

Наиболее развернуто, с нашей точки зрения, свойства инновации рассматривал И.В. Афонин. Но при этом следует отметить, что в его работе не нашли отражения такие свойства как полезность продукта труда и научно-техническая новизна, являющиеся, с нашей точки зрения, весьма важными критериями.

Опираясь на результаты проведенного исследования, выделим свойства инновации, являющиеся наиболее важными ее отличительными характеристиками:

1. Научно-техническая новизна (создание совершенно новой комбинации ресурсов, образующих ранее не существовавшую систему; качественное изменение различных свойств ранее созданной системы; изменение количественных, а также полезных свойств системы с целью улучшения ее функционирования). Это свойство инновации является одним из первых, которые хотелось бы отметить, так как инновация является результатом новых идей. Любой продукт, любой процесс или метод, предлагаемый на рынке, когда-то ранее существовал на уровне новой идеи, открытия, изобретения. Реализуясь на рынке как инновация, он со временем перестает обладать таким свойством, как новизна.

2. Полезность, то есть способность удовлетворять определенные запросы потребителя. Другими словами, если была разработана идея, нашедшая отражение в различных формах (чертежи, схемы, расчеты, графики), но не реализованная, не используемая в какой-либо сфере деятельности, отрасли, не предлагаемая на рынке, то эта идея, как новое знание и, отметим, как результат творческой деятельности, не будет являться инновацией.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные свойства (критерии) инновации

Автор Признак (свойство)

Батоева Э.В. [3], Маренков Н.Л. [7] 1. Новизна 2. Удовлетворение рыночному спросу 3. Прибыльность для производителя

Сурин А.В., Молчанова О.П [10] 1. Новизна 2. Практическая применимость 3. Реализуемость, то есть способность удовлетворять определенные потребности и запросы потребителей

Алиев У.Ж. [1] 1. Уровень глубины (степень) новизны того, что выдается за инновацию 2. Практическая реализуемость инновации вообще 3. Экономическая (в том числе коммерческая) реализуемость 4. Экологическая и социальная значимость (целесообразность)

Афонин И.В. [2] 1. Длительность инновационного процесса (инновация - это наиболее длительный из всех бизнес-процессов (реальное инвестирование и т.д.)) 2. Неопределенность и риск инновационного процесса 3. Способность инициировать структурные изменения (успешная инновация влияет на положение предприятия, его организацию и иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка и на экономику в целом) 4. «Человекоемкость» инновационной деятельности (основным и решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать новые идеи) 5. Неприменимость к инновации жесткого целеполагания (недостижение первоначально поставленных целей в отличие от всех остальных сфер бизнеса не всегда означает провал инновационного проекта, а их достижение еще не равносильно коммерческому успеху инновации) 6. Внутренняя противоречивость (парадоксальность) инновации (нигде в экономике основная стратегическая дилемма угроза - возможность не выявляет себя с такой силой, как в инновационном процессе)

3. Рискованность. Действительно, риски, с которыми сталкиваются инновационные предприятия, довольно высоки. По мнению автора, неудачная маркетинговая политика, проводимая организацией, неграмотное сегментирование рынка и т.д. могут привести к увеличению такого риска, как риск невнедрения (новшество не используется или же процесс внедрения затянулся на долгий период). Риск как свойство выделял в своей работе И.В. Афонин [2]. Он рассматривал различные виды рисков по видам инновации (табл. 4).

4. Кроме того, И.В. Афонин отмечал, «что риски, с которыми сталкиваются инновационные коллективы, существенно выше рисков по сравнению с другими бизнес-процессами. Инновации связаны не только со специфическими рисками на всех стадиях разработки инновационных проектов (ИП) - это собственно инновационные риски. Они увеличивают инвестиционные и технологические риски. В ряде случаев критическим моментом является коммерческий риск, когда к моменту вывода на рынок новшества затраты на разработку и реальные инвестиции достигают величины, близкой к максимальной». Из этого следует, что инновации связаны с различного рода рисками: инновационные (риск неудачи на всех стадиях разработки проектов), инвестиционные, технологические, финансовые, коммерческие, и рискованность является одним из важных отличительных свойств инновации.

Таблица4

Риск по видам инноваций_

Вид инноваций Риски

Товарно-продуктовые Инновационные, инвестиционные, технологические, коммерческие, финансовые, регулярные

Технико-технологические Инновационные, инвестиционные, технологические, финансовые, регулярные

Организационно-управленческие Организационно-психологические, финансовые, регулярные

5. Эффективность, то есть получение эффекта от реализации инновации на рынке. Эффект может быть самый различный: экономический, социальный, технический, экологический. Эффекты могут проявляться как на микро-, так и на макроуровнях (табл. 5).

Таблица 5

Эффекты от реализации инноваций на микро- и макроуровнях

Эффект Уровень

Микросреда Макросреда

Экономический Эффект проявляется в добавочной прибыли, что способствует дальнейшей капитализации. Особым родом экономического эффекта являются конкурентные преимущества, получаемые в результате внедрения новшеств Эффект выражается в достижении основной цели общества - повышение качества жизни нации в целом

Социальный Эффект проявляется в росте производительности труда посредством улучшения условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда и др. Эффект проявляется в повышении материального и культурного уровня жизни граждан, более полном удовлетворении их потребностей в товарах и услугах и т.д.

Технический Это появление новой техники и технологии, открытий, изобретений, ноу-хау и других нововведений Это появление новой техники и технологии, открытий, изобретений ноу-хау и других нововведений

Экологический Эффект проявляется в создании и обеспечении безопасных условий жизнедеятельности для предприятий посредством внедрения и использования экологически безопасного оборудования и технологии (например, в атомной, химической промышленности и т.д.) Эффект проявляется в улучшении экологической обстановки в регионе, снижении объемов загрязнения экосистемы, техногенного влияния деятельности предприятий на окружающую обстановку за счет разработки и внедрения новых проектов (например, разработка проектов по утилизации отходов коксохимического производства, монтаж систем по снижению выбросов в атмосферу и т.д.)

Учитывая выделенные свойства, сформулируем определение инновации в рамках предлагаемого нами стоимостного подхода.

Инновация - это конечный результат интеллектуальной деятельности, прошедший путь от идеи до внедрения на рынке, выраженный в виде потребительной стоимости (качественная сторона), то есть несущий полезность своему конечному потребителю, и меновой стоимости (количественная сторона) и приносящий эффекты с учетом возможностей риска при реализации.

Такое определение, на наш взгляд, дает возможность выработать новые подходы к формированию условий инновационной среды промышленности, которые будут учитывать количественные и качествен-

ные изменения и могут быть использованы для дальнейших научных изысканий.

Подводя итог, хочется отметить, что понимание сущности инновации очень важно и необходимо при переходе страны на инновационный тип развития. В рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости товара, росту прибыли, созданию новых потребностей, к открытию и захвату новых рынков, не исключено, что и мировых. В современной экономике роль нововведений значительно возросла, поэтому рассматривать и анализировать инновацию в теоретическом разрезе - необходимое условие успешного инновационного развития предприятия, региона, страны в целом.

Библиографический список

1. Алиев У.Ж. К общей теории и типологии инноваций // Философия хозяйства. 2010. №. 4. С. 132-142.

2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: Гардарки, 2005. 224 с.

3. Батоева Э.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 165 с.

4. Баяскаланова Т.А. Изменение теоретических подходов к процессу обновления основных производственных фондов // Вестник ИрГТУ. 2010. № 2 (42). С. 30-35.

5. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. 2-е изд., перераб. М.: Дело, 2006. 584 с.

6. Лапаев С.П. Методологические основы инновационного развития региона: монография. Оренбург: ООО НПК «Университет», 2012. 272 с.

7. Маренков Н.Л., Золотарева М.А. Инновации в России:

учеб. пособие. М.: Флинта; МПСИ, 2005. 320 с.

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 4 кн. Т. 1. Кн. I: Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1988. 891 с.

9. Перлаки И. Нововведения в организациях / пер. со сло-вацк.; науч. ред. Н.И. Лапина. М.: Экономика, 1981. 144 с.

10. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.

11. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 271 с.

12. Цветков А.Н. Инновация как социально-экономический феномен // Вестник ИНЖЭКОНа. 2005. Вып. 2 (7). С. 29-38.

13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 439 с.

14. Sarkar S. Innovation, Market Archetypes and Outcome. New York: Physica-Verlag Heidelberg, 2007. 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.