Научная статья на тему 'Норма потребительской стоимости товара как индикатор внедрения инновационной технологии'

Норма потребительской стоимости товара как индикатор внедрения инновационной технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАР / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА / ПОДРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Д. В.

Изучено соотношение жизненного цикла инноваций и жизненного цикла продукции, их фазы, нормы потребительской стоимости товара, а так же стимулирование новых инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Норма потребительской стоимости товара как индикатор внедрения инновационной технологии»

42

Вестник Брянского госушверситета№3_С2008),

ИНВЕСТИЦИИ, ИННОВАЦИИ

УДК 290

НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА КАК ИНДИКАТОР ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Д.В. Медведева

Изучено соотношение жизненного цикла инноваций и жизненного цикла продукции, их фазы, нормы потребительской стоимости товара, а так же стимулирование новых инновационных технологий. Ключевые слова: товар, жизненный цикл товара, жизненный цикл инновации, инновационная технология, норма потребительской стоимости товара, подрывные технологии.

Анализ основных макроэкономических показателей и трендов развития глобальной экономики позволяет выделить несколько экономических циклов развития мировой экономики.

Н.Д. Кондратьевым были выделены две экономические волны. Первая волна пришлась на период с середины 40-х до конца 70-х годов, а вторая началась 80-е годы прошлого века. Они лишь частично затронули экономику России. Важной задачей для России в настоящее время является не упустить третью экономическую волну, связанную с использованием инновационных технологий, нанотехнологий и биотехнологий, способных совершить подлинный переворот в производстве. Первыми, кто апробирует в своей деятельности инновационные технологии являются фирмы и предприниматели - инноваторы, они находят и внедряют новшества, не боятся рисковать и брать на себя ответственность. Инноваторы движущие силы инновационной политики.

В целях проведения инновационной политики на промышленном предприятии необходимо четко различать понятия «новации» и «инновации». Новации как результат творческого интеллектуального процесса, поступающие в коммерческий оборот становятся инновацией, то есть инновационным продуктом, имеющим рыночную значимость и ценность!'1]. Таким образом, инновации как результат научно-технического прогресса, стимулируют и финансируют развитие бизнеса, который в силу этого становится инновационным.

Жизненный цикл инновации находится во взаимосвязи с инновационным процессом создания новых продуктов на базе новых или модернизированных технологий. Отсюда следует, что жизненный цикл инноваций связан с жизненным циклом товаров на рынке. Жизненный цикл товара распадается на два этапа - до рыночный и рыночный. До рыночный цикл включает в себя научную деятельность и НИОКР, а также фундаментальные и прикладные исследования, в том числе изучение и прогнозирование потребностей потребителей, определяются необходимые бюджетные инвестиции и их источники.

Рыночный цикл предполагает управление маркетинговой деятельностью, которая включает в себя исследования рынка, таргетинг. разработку рекламных и маркетинговых мероприятий [ 1 ] (табл. 1).

Таким образом, для устойчивости предприятия на рынке необходимо отслеживать состояние товара на каждом этапе жизненного цикла. Это необходимо, для того, чтобы прогнозировать оптимальные точки введения и выведения товара с рынка. Эффективным бизнес является только в том случае, если он не доводит выпускаемые товары до стадии упадка, а продлевает его жизненный цикл, переключаясь на принципиально новые технологии. Так как жизненный цикл инноваций связан с окупаемостью вложенных в них инвестиций. Отсюда следует, что снятие товара с производства до

Инвестиции. инновации

43

Таблица 1 Жизненный цикл товара

Этапы жизненного цикла

I II III IV VI

До рыночный цикл Рыночный цикл

Деятельность Научная деятельность и научно- технические разработки Внедрение товара в рынок Рост рынка Насыщение рынка и замедление роста Спад объемов продаж

Инновационная деятельность Исследование рынка. таргетинг Позиционирование в целевом сегменте Реклама и маркетинговая. поддержка

Фундаментальные прикладные исследования, в т.ч. исследование потребностей потребителей Инвестиции Момент возвращения инвестиций

Коммерциализация и маркетинг

Бюджетное инвестирование Риск инвестиций

Инвестиции в производство

окончания срока окупаемости инвестиций весьма не выгодны для производителя. Поэтому производитель стремится к удлинению сроков жизненного цикла товара. Определить этап жизненного цикла товара можно с помощью показателя нормы потребительской стоимости. Этот показатель позволяет измерить уровень соответствия материально-вещественных свойств товара, потребностям и запросам потребителей (НПС). [2]

м

""< *<•.. (и

7=1

где г - номер единичного свойства товара или услуги,

1=1,

(У) - степень соответствия значения единичного показателя требованиям потребителей,

/ - номер группы показателей свойства товара или услуги,

- вес единичного показателя свойства / в группе показателей ] определенной по результатам опроса потребителей.

Если значение данного показателя от 0 до 1, то данный товар находится на I, ПДУ стадии жизненного цикла, что соответствует зарождению потребности в данном товаре или в его отдельном свойстве, НПС равная 1, соответствует - Ш, IV этапу.

Этот показатель позволяет выявлять устаревающие товары (НПС <1). Это необходимо для того, чтобы использовать опережающие подрывные технологии. Они взрывают сложившиеся кривые жизненного цикла товара, тем самым продлевая его жизненный цикл. Новый продукт, созданный на их основе, может быть лучше и удобнее прежнего, заменять его, но при этом обладать новыми свойствами, заказанными потребителем. Поэтому норма потребительской стоимости нового продукта равна 1. (рис. 1).

44

Вестник Брянского госуниверситета МвЗ (2008)

Потребители- Ранние н поздние после- Консерваторы

инноваторы дователи

Рис. I .Движение инновационных технологий по фазам жизненного цикла товара

Исходя из данной схемы, можно определить оптимальную точку внедрения подрывной технологии и начало нового жизненного цикла товара. Инновационная экономика формирует свои механизмы стимулирования и поддержки новых технологий. Со временем инновационные продукты теряют свою новизну и конкурентные преимущества, а рынки готовятся для принятия новых инновационных продуктов. Те же компании, которые успели вовремя освоить подрывные технологии, сохраняют захваченные доли рынка. Вот почему с дальнейшим развитием инновационной экономики будет возрастать потребность в точном по времени приложении своего инвестиционного капитала. Использование такого механизма необходимо для развития в России инновационной экономики.

The article deals with the correlation of vital cycle of innovations and vital cycle of production, their phase, rates of consumer goods cost, and also stimulation of new innovative technologies.

The key words: commodity, vital cycle of commodity, vitaI cycle of innovation, innovative technology', rate of consumer goods cost, subversive technologies.

Список литературы

1. Криетенсен К. Дилемма инноватора. М: Альпина Бизнес Буки, 2004.

2. Шарафутдинов СТ. Понятия и сущность категории нормы потребительной стоимости // Экономика и управление: Сб. научных трудов / Под ред. д.э.н. проф. А.Е. Карлика. СПб: изд-во СПбГУЭФ. 2007.

Об авторе

Д.В. Медведева - ассистент, проф. Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, proniclikina@rambler.m.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.