УДКК - 65.9(гр)290
НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА КАК ИНДИКАТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Д.В. Медведева, В.В. Одиноченков
Исследованы поэтапно жизненные циклы инновации и жизненный цикл предприятия, показана норма потребительской стоимости как регулятор получений оптимального результата от инновационного процесса.
Ключевые слова: товар, жизненный цикл товара, инновация, норма потребительской стоимости.
Анализ основных макроэкономических показателей развития экономики позволяет выделить несколько его жизненных циклов.
Н.Д. Кондратьев выделяет два таких цикла. Первый цикл пришелся на период с середины 40-х до конца 70-х годов, а второй начался 80-е годы прошлого столетия. Они лишь частично затронули экономику России. Важной задачей России является обеспечение стабильности своей экономики на основе использования инноваций. Первыми, кто апробирует их в своей деятельности, являются промышленные предприятия, которые не боятся рисковать и брать на себя за них ответственность.
В теории различаются понятия «новации» и «инновации». Новации как результат творческого интеллектуального процесса, поступающие в коммерческий оборот становятся инновацией, то есть инновационным продуктом, имеющим рыночную значимость и ценность[1]. Таким образом, инновации стимулируют развитие бизнеса.
В жизненном цикле инновации выделяются два крупных этапа - дорыночный и рыночной. Дорыночный этап включает научную деятельность и НИОКР, а также фундаментальные и прикладные исследования, в том числе изучение и прогнозирование спроса на инновацию, определяются на них затраты и их источники. Рыночный этап предполагает управление маркетинговой деятельностью, которая включает в себя исследования рынка, таргетинг, разработку рекламных и маркетинговых мероприятий.
Жизненный цикл инновации непосредственно связан с жизненным циклом предприятия, определяя ее структуру, (табл. 1)
Таблица 1
Структура жизненного цикла предприятия
Этапы жизненного цикла предприятия
I II III IV VI
До рыночный цикл Рыночный цикл
Деятельность Научная деятельность и научнотехнические разработки Внедре ние товара в рынок Рост рынка Насыще ние рынка и замедление роста Спад объемов продаж
Инновационная деятельность Исслед ование рынка, таргетинг Позиционир ование в целевом сегменте Реклама и маркетинговая поддержка -
Фундаментальн ые прикладные исследования, в т.ч. исследование потребностей потребителей Инвестиции Момент возвращения инвестиций -
Коммерциализация и маркетинг
Бюджетное инвестирование Риск инвестиций
- Инвес тиции в производство
Таким образом, что бы обеспечивать экономическую устойчивость предприятия на рынке необходимо отслеживать его состояние на каждом этапе жизненного цикла. Это способствует, также прогнозированию оптимальных периодов ввода в оборот инноваций. Жизненный цикл инноваций связан с окупаемостью вложенных в них инвестиций. Отсюда за счет полученной от них прибыли предприятие стремится к удлинению сроков жизненного цикла товара.
Чтобы определить момент ввода в оборот инновации можно использовать показатель нормы потребительской стоимости. Этот показатель позволяет измерить уровень соответствия материально-вещественных свойств товара, потребностям и запросам потребителей (НПС). [2]
M
J=1
(1)
где г - номер единичного свойства товара или услуги,
J = 1,
Ог - степень соответствия значения единичного показателя требованиям потребителей,
] - номер группы показателей свойства товара или услуги,
wij „
- вес единичного показателя свойства г в группе показателей ) определенной по результатам опроса потребителей.
Норма потребительской стоимости позволяет выявлять устаревающие товары и вводить новые, опережающие спад успеха.
Схема регулирования процесса ввода в оборот инноваций по критерию нормы потребительской стоимости представлена на рис. 1
Потребители-
инноватор
Ранние и поздние поел едователи
Консерваторы
Рис. 1.Схема регулирования инновационного процесса по норме потребительской
стоимости
Исходя из данной схемы можно определить оптимальную точку внедрения инновации и начало ее жизненного цикла.
Инновационная экономика формирует свои механизмы стимулирования и поддержки новых продуктов. Со временем инновационные продукты теряют новизну и конкурентные преимущества, а рынки готовятся для принятия новых. В дальнейшем будет возрастать потребность в точных измерителях инновационного результата.
Использование изложенного механизма инновационного развития будет способствовать развитию экономики в целом.
The article investigates the vital cycle of innovation and an enterprise at each stage of their
development. Here rates of consumer goods cost as a regulator of getting optimal result from innovative process is shown.
The key words: commodity, vital cycle of commodity, innovation, rate of consumer goods cost.
Список литературы
1. К. Криетенсен. Дилемма инноватора. М: Альпина Бизнес Буки, 2004.
2. Шарафутдинов С.Г. Понятия и сущность категории нормы потребительной стоимости // Экономика и управление: Сб. научных трудов / Под ред. д.э.н. проф. А.Е. Карлика. СПб: изд-во СПбГУЭФ. 2007
Об авторах
Медведева Д.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Одиноченков В.В. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И,Г. Петровского