Научная статья на тему 'Норма потребительской стоимости товара как индикатор регулирования инновационного процесса'

Норма потребительской стоимости товара как индикатор регулирования инновационного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАР / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА / ИННОВАЦИЯ / НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТОИМОСТИ / COMMODITY / VITAL CYCLE OF COMMODITY / INNOVATION / RATE OF CONSUMER GOODS COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Д. В., Одиноченков В. В.

Исследованы поэтапно жизненные циклы инновации и жизненный цикл предприятия, показана норма потребительской стоимости как регулятор получений оптимального результата от инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the vital cycle of innovation and an enterprise at each stage of their development. Here rates of consumer goods cost as a regulator of getting optimal result from innovative process is shown.

Текст научной работы на тему «Норма потребительской стоимости товара как индикатор регулирования инновационного процесса»

УДКК - 65.9(гр)290

НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА КАК ИНДИКАТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Д.В. Медведева, В.В. Одиноченков

Исследованы поэтапно жизненные циклы инновации и жизненный цикл предприятия, показана норма потребительской стоимости как регулятор получений оптимального результата от инновационного процесса.

Ключевые слова: товар, жизненный цикл товара, инновация, норма потребительской стоимости.

Анализ основных макроэкономических показателей развития экономики позволяет выделить несколько его жизненных циклов.

Н.Д. Кондратьев выделяет два таких цикла. Первый цикл пришелся на период с середины 40-х до конца 70-х годов, а второй начался 80-е годы прошлого столетия. Они лишь частично затронули экономику России. Важной задачей России является обеспечение стабильности своей экономики на основе использования инноваций. Первыми, кто апробирует их в своей деятельности, являются промышленные предприятия, которые не боятся рисковать и брать на себя за них ответственность.

В теории различаются понятия «новации» и «инновации». Новации как результат творческого интеллектуального процесса, поступающие в коммерческий оборот становятся инновацией, то есть инновационным продуктом, имеющим рыночную значимость и ценность[1]. Таким образом, инновации стимулируют развитие бизнеса.

В жизненном цикле инновации выделяются два крупных этапа - дорыночный и рыночной. Дорыночный этап включает научную деятельность и НИОКР, а также фундаментальные и прикладные исследования, в том числе изучение и прогнозирование спроса на инновацию, определяются на них затраты и их источники. Рыночный этап предполагает управление маркетинговой деятельностью, которая включает в себя исследования рынка, таргетинг, разработку рекламных и маркетинговых мероприятий.

Жизненный цикл инновации непосредственно связан с жизненным циклом предприятия, определяя ее структуру, (табл. 1)

Таблица 1

Структура жизненного цикла предприятия

Этапы жизненного цикла предприятия

I II III IV VI

До рыночный цикл Рыночный цикл

Деятельность Научная деятельность и научнотехнические разработки Внедре ние товара в рынок Рост рынка Насыще ние рынка и замедление роста Спад объемов продаж

Инновационная деятельность Исслед ование рынка, таргетинг Позиционир ование в целевом сегменте Реклама и маркетинговая поддержка -

Фундаментальн ые прикладные исследования, в т.ч. исследование потребностей потребителей Инвестиции Момент возвращения инвестиций -

Коммерциализация и маркетинг

Бюджетное инвестирование Риск инвестиций

- Инвес тиции в производство

Таким образом, что бы обеспечивать экономическую устойчивость предприятия на рынке необходимо отслеживать его состояние на каждом этапе жизненного цикла. Это способствует, также прогнозированию оптимальных периодов ввода в оборот инноваций. Жизненный цикл инноваций связан с окупаемостью вложенных в них инвестиций. Отсюда за счет полученной от них прибыли предприятие стремится к удлинению сроков жизненного цикла товара.

Чтобы определить момент ввода в оборот инновации можно использовать показатель нормы потребительской стоимости. Этот показатель позволяет измерить уровень соответствия материально-вещественных свойств товара, потребностям и запросам потребителей (НПС). [2]

M

J=1

(1)

где г - номер единичного свойства товара или услуги,

J = 1,

Ог - степень соответствия значения единичного показателя требованиям потребителей,

] - номер группы показателей свойства товара или услуги,

wij „

- вес единичного показателя свойства г в группе показателей ) определенной по результатам опроса потребителей.

Норма потребительской стоимости позволяет выявлять устаревающие товары и вводить новые, опережающие спад успеха.

Схема регулирования процесса ввода в оборот инноваций по критерию нормы потребительской стоимости представлена на рис. 1

Потребители-

инноватор

Ранние и поздние поел едователи

Консерваторы

Рис. 1.Схема регулирования инновационного процесса по норме потребительской

стоимости

Исходя из данной схемы можно определить оптимальную точку внедрения инновации и начало ее жизненного цикла.

Инновационная экономика формирует свои механизмы стимулирования и поддержки новых продуктов. Со временем инновационные продукты теряют новизну и конкурентные преимущества, а рынки готовятся для принятия новых. В дальнейшем будет возрастать потребность в точных измерителях инновационного результата.

Использование изложенного механизма инновационного развития будет способствовать развитию экономики в целом.

The article investigates the vital cycle of innovation and an enterprise at each stage of their

development. Here rates of consumer goods cost as a regulator of getting optimal result from innovative process is shown.

The key words: commodity, vital cycle of commodity, innovation, rate of consumer goods cost.

Список литературы

1. К. Криетенсен. Дилемма инноватора. М: Альпина Бизнес Буки, 2004.

2. Шарафутдинов С.Г. Понятия и сущность категории нормы потребительной стоимости // Экономика и управление: Сб. научных трудов / Под ред. д.э.н. проф. А.Е. Карлика. СПб: изд-во СПбГУЭФ. 2007

Об авторах

Медведева Д.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Одиноченков В.В. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И,Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.