Научная статья на тему 'Интеллектуальные ценности как инвестиционный ресурс промышленных предприятий'

Интеллектуальные ценности как инвестиционный ресурс промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1053
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НОВОВВЕДЕНИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачева Н. В.

Исследуются вопросы использования в инновационной деятельности промышленных предприятий интеллектуальных ценностей как инвестиционного ресурса, а также оптимального ввода их в промышленный оборот. Показываются целевые ориентиры преобразования интеллектуальных ценностей в инвестиционный ресурс. Даются рекомендации по рациональному на разных этапах жизненного цикла обеспечению инновационных процессов ресурсом, материализованным в виды собственных и заемных инвестиций. Предлагаются решения по обеспечению ресурсом по критерию наибольшей полезности сочетания нововведений с различным уровнем потребительских свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные ценности как инвестиционный ресурс промышленных предприятий»

УДК 338.45.81

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕСУРС ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н.В. ГРАЧЕВА

Брянский государственный технический университет

e-mail:

Nataliod@rambler.ru

Исследуются вопросы использования в инновационной деятельности промышленных предприятий интеллектуальных ценностей как инвестиционного ресурса, а также оптимального ввода их в промышленный оборот. Показываются целевые ориентиры преобразования интеллектуальных ценностей в инвестиционный ресурс. Даются рекомендации по рациональному на разных этапах жизненного цикла обеспечению инновационных процессов ресурсом, материализованным в виды собственных и заемных инвестиций. Предлагаются решения по обеспечению ресурсом по критерию наибольшей полезности сочетания нововведений с различным уровнем потребительских свойств.

Ключевые слова: интеллектуальные ценности, инвестиции, инновационное инвестирование, жизненный цикл нововведения, рациональное использование ресурсов.

Возможности роста национальной экономики во многом определяется наличием конкурентоспособных промышленных производств. Создание таковых требует системного развития предприятий по инновационному пути, предполагающему активную инвестиционную деятельность. Среди многих проблемных задач здесь важнейшими являются решения об эффективном использовании в инновационной деятельности в качестве инвестиционного ресурса интеллектуальных ценностей, получаемых в результате фундаментальных и других исследований, т.е. продуктов так называемого задела научно-технических разработок. Особое значение принятие таких решений имеет при создании нового продукта на этапе научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ и работ по технологическому проектированию. Это продиктовано разными причинами. Во-первых, работа на данном этапе во многом определяет технико-экономические характеристики и общую конкурентоспособность нового продукта, а обеспечение их собственными силами предприятий без использования имеющихся научных разработок представляется процессом сложным и трудоемким, к тому же зачастую не дающим желаемого результата. Во-вторых, данный этап создания нового продукта не обеспечивается напрямую средствами, получаемыми от собственной его коммерциализации, ибо продукт только создается, а получение средств из других источников очень ограничено. Потому в целом этап не обеспечивается нуж-

и Т) <->

ными средствами в полной мере. В-третьих, для предприятий использование уже готовых результатов фундаментальных исследований менее затратно, но часто более социально-экономически эффективно по сравнению даже с крупными вложениями в инновационные проекты денежных средств.

Все это заставляет рассматривать использование интеллектуальных ценностей в инновационных процессах значительной инвестиционной составляющей.

Однако не всеми исследователями, да и законодательно, это воспринимается именно так.

В экономических исследованиях при рассмотрении сущности и содержания инвестиций к ним, как правило, относят деньги, банковские кредиты, акции, технологии, оборудование. В основном, как видим, инвестиции отождествляются с деньгами, капитальными вложениями в объекты деятельности. Это подчеркнуто и в законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», принятом 15 июля 1998 года. В нем записано следующее: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное

имущество, в т.ч. имущественные права, иные средства, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Выяснению сущности инвестиций посвятили свои работы многие авторы. Например, Б. Карлоф под инвестициями понимает осуществление каких-либо экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем, ассоциируя их с покупкой материальных объектов, предназначенных для создания на протяжении длительного времени каких-либо благ [1]. Дж. Кейнс инвестициями считает текущий прирост ценности капитального имущества [2]. Под инвестициями понимаются также затраты денежных средств, направленные на производство капитала и реализуемые путем кредитования, прямые затраты денежных средств, покупка ценных бумаг [3]. Только как вложения денежных средств понимают инвестиции Л. Гитман и М. Джонк. Они считают, что инвестициями является любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода [4]. Данное определение ценно тем, что не ограничивает понятие инвестиций только денежными средствами или материальными ценностями. Следовательно, согласно определению Л.Гитмана и М. Джонка, под инструментом, обеспечивающим положительную величину дохода, можно понимать те же интеллектуальные ценности. Об этом говорит Ю.А. Юрков, который в качестве инвестиций, наряду с имуществом, имущественными правами и вложениями в форме денег, ценных бумаг и т.п. называет интеллектуальные ценности[5]. Аналогичного мнения придерживается В.В. Бочаров, говоря, что «...инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которых формируется прибыль (доход) или достигается социальный эффект» [5].

Авторы книги «Рыночная экономика: 200 терминов» к интеллектуальным ценностям относят авторские права, ноу-хау [1], т.е. те категории, которые не всегда выражаются в стоимостной форме.

Специалисты, которые за инвестиции принимают средства, оцениваемые только в стоимостной форме, обосновывают это тем, что такая форма значительно облегчает их учет и количественную оценку. В то же время они признают, что одно денежное выражение инвестиций затрудняет поиск путей эффективного их воздействия на трансформацию экономических систем и определение путей их выхода из экономического и инновационно-инвестиционного кризисов. На наш взгляд, это последнее обстоятельство имеет для промышленных предприятий большую практическую значимость. Возможно, ноу-хау и затрудняет учет и количественную оценку инвестиций, но их использование приносит значительный социально-экономический, экологический, технический эффект, хотя ноу-хау и не облачены в денежную форму.

Инструментом инвестиционной деятельности может быть лизинг, объектом сделок которого являются также не деньги, а, например, оборудование, машины, другое имущество.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, под инвестициями следует понимать средства, выраженные в денежной форме, в натуральной форме и в форме интеллектуальных ценностей.

С этих позиций следует рассматривать и вопрос об инвестиционном ресурсе. По критерию способности участия средств в инновационных процессах можно считать инвестиционным ресурсом все включенные в их оборот ценности, в том числе и интеллектуальные. Поэтому суждения тех экономистов, которые сомневаются в возможностях преобразования интеллектуальных ценностей в инвестиционные ресурсы можно считать не совсем точными. По факту признания социально-экономической результативности, получаемой от интеллектуальных ценностей как инвестиций, их можно считать не только реальными, но и прямыми инвестициями в инновации.

Принимая в инновационных процессах интеллектуальные ценности за реальный вид инвестиционного ресурса, следует ставить вопрос о методологии наибольшей

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 1 (96). Выпуск 17/1

полезности его использования в инновационном инвестировании. Нет секрета в том, что накопленные в России интеллектуальные ценности таят в себе огромный ресурс, который, однако, в практике используется крайне недостаточно.

В целом емкое определение процесса инвестирования включает в научный анализ категории «инвестиционный ресурс», «инвестиционный товар» [6]. Исходя из этих понятий, можно методологически сформулировать целевые ориентиры, ведущие к превращению интеллектуальных ценностей в инвестиционные ресурсы и оптимальному использованию их в инновационных процессах. Они следующиее:

- аккумулирование средств в форме интеллектуальных ценностей;

- формирование из интеллектуальных ценностей инвестиционного товара;

- формирование из интеллектуального товара инвестиционного ресурса;

- определение на основе альтернативного выбора интеллектуального инвестиционного ресурса под решение конкретных инновационных задач.

На основе результатов фундаментальных исследований, ведущих к созданию интеллектуальных ценностей, используемых в дальнейшем в качестве инвестиционного ресурса, могут осуществляться предприятиями прикладные исследования. Это позволяет предприятиям:

- изыскивать возможности наиболее эффективного применения инвестиционных товаров в решении локальных инновационных задач;

- систематизировать результаты прикладных исследований, получаемых в сфере промышленности, а также самостоятельными научными и научно-производственными организациями, которые потенциально могут быть использованы в решениях конкретных инновационно-инвестиционных проблем;

- пополнять собственный научно-технический потенциал, обеспечивающий решение инновационно-инвестиционных задач;

- оценивать рыночные критерии интеллектуальных ценностей, а также возможности их использования в качестве инвестиционного ресурса.

Однако обеспечить эффективность инновационных процессов, только используя интеллектуальные ценности, безусловно, нельзя. В любом случае для разработки новых продуктов и технологий требуется материальный ресурс. Он у предприятий может быть, как известно, собственным и заемным. Лучше, когда у предприятий собственного ресурса имеется больше. Но все равно он всегда ограничен. Поэтому перед предприятием стоит проблема оптимального его потребления. Чтобы инновационный процесс в наибольшей мере был обеспечен собственным ресурсом, необходимо построить работу в режиме экономного его расходования или максимального продления периода коммерциализации инновации, что позволяет удлинить рыночный этап продукта, т.е. этап получении прибыли. Часть этой прибыли может быть направлена на улучшение потребительских свойств производимого предприятием продукта, за счет чего удлиняется период его коммерциализации.

Но в инновационном состоянии предприятий имеются противоречия. Одно из них заключается в том, что, с одной стороны, надо стремиться к сокращению затрат времени на НИОКР, чтобы быстрее нововведению вступить в рыночную стадию, с другой стороны, этим сокращается его жизненный цикл, что может стать для предприятий большой проблемой. Из-за этого предприятиям надо будет ускоренными темпами заменять прежние нововведения другими, что не всегда возможно сделать из-за ограниченности их ресурса. Но уменьшение полного жизненного цикла нововведения может вызвать уменьшение или невозможность дальнейшего продления периода коммерциализации, что нежелательно, т.к. в этом периоде формируется основной собственный ресурс жизнедеятельности и развития предприятия - прибыль. Поэтому период коммерциализации привлекает к себе особое внимание и подвергается тщательному анализу с целью его оптимизации, т.е. удержания на уровне получения наибольшей прибыли. Но этот период нововведение не может рассматриваться вне связи с другими периодами его жизненного цикла, ибо в любом случае между ними устанавливается определенное временное или другое соответствие. Следовательно, опти-

мизация периода коммерциализации тесно связана с оптимизацией всего жизненного цикла нововведения, т.е. с попериодной его оптимизацией. Изучение проблемы показывает, что надлежащего методологического решения она пока не имеет. Следует указать и на недостаточность других теоретических по ней разработок, полезных для практики. Отсутствие таковых ведет к неполному использованию предприятиями потенциала нововведений и, зачастую, к полному от них отказу [7].

Жизненный цикл нововведения включает два крупных этапа, разделяемых событиями окончания подготовки производства нового продукта (этап 1 - дорыночный) и начала его производства и коммерциализации (этап 2 - рыночный). На этапе 1 предприятие несет только затраты, имея отрицательное значение результата, ибо здесь осуществляются работы, окупаемость затрат по которым ожидается в будущих периодах. С окончанием этапа 1 на этапе 2 начинается продажа нового продукта. С этого момента предприятие нарастающим итогом должно получать от продукта прибыль.

Теперь представим, что дорыночный этап 1 закончился несколько раньше запланированного срока, и этап 2 смещается в сторону этапа 1. Это означает, что рыночный этап, т.е. этап получения прибыли, увеличивается. Для предприятия такое положение будет выгодным и выгода будет большей, если период получения прибыли продолжится как можно дольше. Особенно выгодным на этапе 2 для предприятия будет продление периода получения наибольшей прибыли.

Рассматривая жизненный цикл с таких позиций, можно считать оптимальным его вариантом для одного нововведения тот, который обеспечит следующее по периодам времени условие:

Траз ^ min,ТвКОм^ min, Тмк„м^ max, (1),

где Т - период времени разработки (проектирование и внедрение в производство);

Т" ком - период времени возрастающего от коммерциализации результата; Т*'(М - период

времени максимального от коммерциализации результата.

Однако, продлевая период максимальной коммерциализации одного нововведения, можно опоздать с выходом на рынок с другим нововведением, что, не исключено, приведет к потере прибыли. Следовательно, оптимальным вариантом для двух и более нововведений может быть тот, который совместит в себе достаточно продолжительное время периода максимальной коммерциализации одного нововведения и время своевременного выхода на рынок с другими нововведениями. При этом допустимо то, что время жизненного цикла первого нововведения в стадии коммерциализации может быть сокращено из-за ввода в процесс разработки и коммерциализации другого нововведения. С учетом этого для двух и более нововведений оптимальным можно признать вариант, удовлетворяющий по периодам времени и результату следующим условиям:

Т1 раз ^ min , Т,еком ^ min , Т\,м ^ max, РТ£ > РТ^.РТ^ > РТ^, (2)

где / - период разработки нововведения 1; / , / - периоды коммерциализации нововведения 1; Р, РТ^'и, - результаты, получаемые от

нововведений 1-го, 2-го, (п-1)-го, n-го периодов их коммерциализации.

Предприятия, которые стремятся работать в подобном режиме, могут использовать различные варианты достижения результата. Это можно сделать посредством последовательных улучшений потребительских свойств нововведения, продлевающих жизненный цикл в периоде максимально выгодной коммерциализации. Другим вариантом достижения результата является применение скачкообразно улучшенных по потребительским свойствам нововведений.

Вариант с последующими улучшениями осуществляется при незначительных затратах времени на анализ, согласование и утверждение нововведения при достаточно высокой степени определенности риска. Вариант достижения результата путем скачкообразных нововведений в какой-то мере уступает в этом варианту последующих

улучшений. Он может быть даже затратнее его. Однако по конечному результату, по ресурсу, получаемому от него в процессе коммерциализации, вариант со скачкообразными нововведениями может оказаться значительно выгоднее варианта с последующими улучшениями.

В виду того, что всякое нововведение направлено на поддержание жизнедеятельности или развитие предприятия жизненный цикл нового продукта тесно увязывается с жизненным циклом предприятия. Это заставляет предприятия вводить каждый новый продукт в сроки, не допускающие снижения уже достигнутого ранее результата.

В решении задачи эффективности инновационного развития одним из ключевых факторов является рациональное распределение инвестиционных ресурсов по периодам жизненного цикла нововведения, т. к. на протяжении инновационного процесса эти ресурсы проявляют себя по-разному.

На этапе подготовки производства продукта предприятия вынуждены использовать в основном заемные ресурсы, поступающие от внешних инвестиционных институтов: банков, фондов и др., с возможным привлечением незначительной части собственных ресурсов. Ограниченность привлечения последних можно объяснить, прежде всего, невозможностью вывода из оборота средств, обеспечивающих текущую деятельность предприятий.

Резко меняется тип и характер проявления ресурсов на этапе производства и коммерциализации инновационного продукта. Здесь основным ресурсом становится прибыль, за счет которой поддерживается жизнедеятельность продукта и его развитие.

На этапе спада и возможного ввода в разработку нового продукта нет гарантии, что у предприятия опять не возникнет потребность во внешних заимствованиях ресурсов в дополнение к накопленным собственным.

Поэтому в части оптимизации инвестирования нововведений уместным является выполнение такого принципа как достижение рационального по периодам его жизненного цикла совмещения собственных и заемных средств. Примерный порядок их распределения по этапам жизненного цикла нововведения приведен в таблице 1.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что решение проблемы нововведений и их оптимизации для промышленных предприятий должно строиться в направлении отражения ряда важных принципов и условий, выполнение которых позволит предприятиям максимизировать результат деятельности и обеспечить свое развитие. Можно выделить из них следующие наиболее существенные:

- активное использование интеллектуальных ценностей, получаемых в процессе фундаментальных исследований, в качестве инвестиционного ресурса инновационного развития;

- максимизация периода наиболее успешной коммерциализации нововведений при своевременном замещении морально устаревающих новыми;

- обеспечение по критерию наибольшей прибыльности оптимального сочетания ввода в оборот нововведений с различным уровнем потребительских свойств;

- достижение в инновационном инвестировании оптимального соотношения собственных и заемных средств.

Таблица 1

Источники и характер инвестиций в инновационном процессе по периодам жизненного цикла

Инвестиционный период инновационного процесса

Разработка проекта нововведения и подготовка его к производству Производство и коммерциализация Спад производства и результата коммерциализации

Ресурсы внешних инвестиционных институтов, собственные ресурсы Собственные ресурсы Собственные ресурсы, ресурсы внешних инвестиционных институтов

Инновационные и инвестиционные процессы протекают в пассивной или активной формах. Объясняется это тем, что пока условия работы предприятия по нововведениям совпадают с ожидаемыми, процессы могут проводиться пассивно, без использования результатов фундаментальных исследований. Активизируются процессы, если в ходе их осуществления обнаруживаются отклонения от заданных параметров.

По нашему мнению, в современных условиях высокой конкуренции, быстро меняющейся внешней среды инновационно-инвестиционные процессы вынуждены быть активными, причем на всех стадиях их жизненного цикла. От процессов, зависимых только от текущих обстоятельств, не активных, не имеющих научной основы, добиться действительно оптимальных по их сути результатов можно лишь изредка.

Литература

1. Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. С. 51.

2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 95.

3. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю.М. Осипова. М.: Тригон, 1992. С. 17.

4. Гитман Л., Джонк М. Основы инвестирования / Пер. с англ. М.: Дело, 1997. С. 27.

Бочаров В.В. Деловая стратегия / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. С. 79.

5. Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Кипермана Г.Я. М.: Политиздат, 1991. С. 44.

6. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г. Инновационное инвестирование. СПб.: Наука, 2001. С. 153.

Трифалова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и

статистика, 2003. С. 23.

7. Трифалова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 23.

INTELLECTUAL VALUES AS THE INVESTMENT RESOURCE OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Questions of development in innovative activity of the industrial enterprises of intellectual values as investment resource, and also their optimum input in an industrial turn are investigated. Target reference points of transformation of intellectual values in an investment resource are shown. Recommendations about rational maintenance on stages of life cycle of innovative processes with a resource materialised in kinds of own and extra investments are made. Decisions on maintenance with a resource by criterion of the greatest utility of a combination of innovations with various level of consumer properties are offered.

N.V. GRACHEVA

Bryansk State Technical University

e- mail:

Nataliod@rambler.ru

Key words: an intellectual value, the investment, innovative investment, innovation life cycle, rational use of resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.