Научная статья на тему 'Механизм инновационного развития туристской инфраструктуры Воронежской области'

Механизм инновационного развития туристской инфраструктуры Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
229
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Журавлев Ю. В., Балабанова Л. И., Куксова И. В.

В статье рассматривается механизм инновационного развития туристской инфраструктуры Воронежской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of innovative development of tourism infrastructure in the Voronezh region

This article discusses the mechanism of innovative development of the tourist infrastructure of the Voronezh region

Текст научной работы на тему «Механизм инновационного развития туристской инфраструктуры Воронежской области»

УДК 338.242

Профессор Ю.В. Журавлев

(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра управления, организации производства

и отраслевой экономики, тел. (473) 255-27-10

доцент Л.И. Балабанова, доцентИ.В. Куксова

(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра туризма и гостиничного дела, тел. (473) 255-37-72

Механизм инновационного развития туристской инфраструктуры Воронежской области

В статье рассматривается механизм инновационного развития туристской инфраструктуры Воронежской области

This article discusses the mechanism of innovative development of the tourist infrastructure of the Voronezh region

Ключевые слова: инфраструктура, инновационное развитие, туризм

Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно — в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Эффективным средством массовой востребованности и широкой доступности культурных и рекреационных ценностей стал культурный туризм. Повышение уровня жизни населения и расширение возможностей свободного передвижения по миру способствовали появлению миллионов новых путешественников. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.

В настоящее время туризм можно рассматривать также как один из факторов, обеспечивающих решение важнейшей социально-экономической проблемы повышения качества жизни населения. Как известно, качество жизни - это удовлетворение жизненно важных потребностей людей в здравоохранении, образовании» труде, отдыхе, культурном развитии, семейном благополучии, благоприятном социальном самочувствии, здоровой окружающей среде.

Сегодня туристической деятельности даются разные определения. Так, понятие «туризм» может обозначать временное перемещение людей с места своего постоянного

© Журавлев Ю.В., Балабанова Л.И., Куксова И.В., 2013

проживания в другую страну или местность, находящуюся в пределах своей страны, в свободное время с целью получения удовольствия и отдыха, а также в оздоровитель-ных, гостевых, познавательных или профессиональных целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. В то же время туризм рассматривают и как важнейшее средство удовлетворения человеческой потребности в разнообразии.

Современный туризм как отрасль экономики - это экономический комплекс в полной мере зависит от функционирования глобальных процессов и международных отношений. Туризм является важнейшим фактором экономического роста значительного числа развивающихся стран, т.к. является источником перераспределения валового национального продукта между странами, не сопровождающегося экспортом туристских услуг. Это связано с тем, что туристы не только вывозят фиксированную долю заработанных в других отраслях экономики денежных средств, но и осуществляют миграцию рабочей силы, т.е. создают новые рабочие места, трансформируя тем самым инфраструктуру рынка труда.

С точки зрения экономической сущности современный туризм:

- может быть структурирован как индустрия отдыха и развлечений;

- характеризуется в виде туристского продукта и туристских услуг, которые не подвергнуты явлению кумулятации (накоплению);

- формирует институциональную экономику по формированию рабочих мест и является ведущей отраслью по созданию и разви-

тию новых районов и прогрессивной отраслью трансформации национальной экономики;

- является эффективным механизмом перераспределения валового национального дохода для стран, которые занимают приоритетное положение в туристской сфере;

- создает эффект мультипликатора в увеличении валового национального дохода и роста занятости и развития региональной инфраструктуры, повышения качества жизни граждан;

- отличается высоким уровнем экономической и социальной эффективности при одновременной окупаемости инвестиций;

- является гарантом экологического менеджмента и базовой отраслью социальной инфраструктуры.

Современный этап развития туризма на конкурентной основе диктует необходимость ее постоянной модернизации путем внедрения комплексной системы инноваций и механизмов по ее совершенствованию. Для этого необходимо развивать эффективную маркетинговую информационную сеть предприятий и учреждений, образующих инфраструктуру туризма как в отдельно взятом регионе, так и в стране в целом.

На современном этапе сложились две тенденции перспективного развития туризма в РФ:

1. Повышение качества жизни населения способствует стремлению российских граждан как потребителей туристских услуг к развитию и совершенствованию инфраструктуры туризма. В настоящее время необходима унификация стандарта услуг и уровня цен на туристские услуги.

2. Въездной туризм - это перспективный источник валютного регулирования (возможных поступлений) поступлений. Снижение темпов роста въездного туризма является основанием для индустрии туризма, турфирм осуществить комплексный, системный анализ снижения интереса к нашей ту-риндустрии у жителей зарубежных стран.

Мы солидарны с мнением И.А. Морозовой в том, что инфраструктура включает в себя всю совокупность отношений и организаций по обслуживанию экономики и взаимоотношений между ее субъектами. Образуя комплексное взаимодействие сферы производства, обращения и потребления, инфраструктура играет роль каркаса в системе отдельных рынков, обеспечивая при этом ускорение оборота материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков, и способствует эффективности (приобретению нового качества) всего общественного

развития. Мы солидарны, в частности, с тем, чтобы рассматривать инфраструктуру как механизм трансформации ресурсов в пригодные для потребления блага с целью обеспечения воспроизводства жизнедеятельности, которое включает в себя не только сохранение окружа-ющей среды, воспроизводство ресурсов (прежде всего - человеческих), но и улучшение социальной составляющей, то есть факторов уровня и качества жизни населения [1].

На территории Воронежской области действует 6 туроператоров международного и внутреннего туризма, сведения о которых содержатся в Едином федеральном реестре туроператоров.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики (ф. №1-турфирма) в 2012 году было выборочно обследовано 84 туристических фирм по Воронежской области, из которых:

- 45 компании предоставили отчет по форме № 1-турфирма;

- 39 компаний не предоставили отчет по форме №1- турфирма, в том числе по причинам: прекратили деятельность - 11, не занимались туристкой деятельностью - 10, отсутствовали по указанному адресу - 16.

Общее количество туристских фирм, зарегистрированных в территориальном органе федеральной службы государственной статистки по коду внешнеэкономической деятельности 63.3 «Деятельность туристических агентств», составило в Воронежской области в 2009 г. 150 компаний.

Однако по данным обследований, проводимых департаментом по развитию предпринимательства потребительского рынка, в настоящее время в Воронежской области около 300 туристических компаний осуществляют деятельность по развитию различных направлений в сфере оказания туристических услуг населению и гостям города.

По итогам исследования определено, что большая часть туристических компаний -77 %, занимаются внутренним и выездным туризмом, международным - 19 %, внутренним менее - 1 %.

Данная тенденция объяснима невысоким уровнем доходности и соответственно привлекательности внутреннего и въездного туризма для турфирм, и все более лояльными условиями международных туроператоров предлага-ющих программы отдыха за рубежом.

С использованием SWOT-aнaлизa определены факторы внешней и внутренней среды

для развития внутреннего и въездного туризма в Воронежской области, определяющие конкурентоспособность региональной турин-дустрии. Выявленные сильные стороны и внешние возможности являются основой конкурентной стратегии развития туризма и реализуются через перечень мероприятий, направленных на их использование и усиление. Слабые стороны и внешние угрозы рассматриваются в качестве ограничений для развития туризма в регионе.

Сильные стороны:

- наличие природных ландшафтов, заповедников, заказников и памятников природы;

- наличие богатого исторического и культурного наследия;

- выгодное географическое положение;

- наличие благоприятных природно-климатических условий;

- благоприятное расположение области относительно основных транспортных магистралей (М-4, М-6, Е-38, Р-194);

- активное социально-экономическое развитие Воронежской области.

Слабые стороны:

- низкий уровень информированности населения и специалистов туриндустрии о Воронежской области как о туристской дестинации;

- отсутствие в регионе турпродуктов, соответствующих международным стандартам;

- сезонность большинства внутриобластных маршрутов;

- доминирование точечных туристских объектов и турпродуктов, отсутствие туров комплексного характера;

- низкий уровень использования туристского потенциала области;

- недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса;

- недостаток квалифицированных специалистов в сфере оказания туристских услуг;

- низкий уровень заинтересованности организаций, являющихся объектами посещений (музеи, заповедники, монастыри и т.п.) в развитии как туристских объектов.

Внешние неблагоприятные факторы, угрозы:

- несовершенство нормативно-правовой базы туризма;

- развитие и консолидация в туристской сфере соседних регионов;

- правовые и финансовые риски частных инвесторов, связанные с осложнениями при реализации инвестиционных проектов;

- изменение внешней рыночной конъюнктуры;

- снижение уровня жизни населения Российской Федерации;

- ухудшение экологической обстановки.

Возможности туризма:

- реализация благоприятного географического положения через развитие внутреннего и въездного туризма;

- развитие новых экономических сфер в муниципальных образованиях Воронежской области;

- расширение международного культурного, делового и иного сотрудничества;

- создание в Воронеже туристского центра, откуда одинаково удобно добираться до достопримечательностей соседних регионов;

- создание новых рабочих мест в муниципальных образованиях области, развитие самозанятости сельского населения;

- возможность организации программ обучения специалистов в области туризма и профессиональной переподготовки местного населения;

- создание и продвижение конкурентоспособных туристских брендов;

- формирование привлекательного имиджа (бренда) региона, создание благоприятного инвестиционного климата.

На основе синтеза факторов SWOT-анализа выявлено, что наиболее важными благоприятными факторами внешней и внутренней среды Воронежской области, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности туризма, являются следующие:

- наличие природных ландшафтов, заповедников, большого количества природных заказников и памятников природы;

- наличие богатого исторического и культурного наследия;

- выгодное географическое положение;

- наличие благоприятных природно-климатических условий;

- развитая транспортная инфраструктура;

- активное социально-экономическое развитие Воронежской области.

Наиболее важными негативными факторами развития туризма в Воронежской области, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность, являются следующие:

- низкий уровень информированности населения и специалистов туриндустрии о Воронежской области как о туристской дестинации;

- отсутствие турпродуктов, соответствующих международным стандартам;

- доминирование точечных туристских объектов и турпродуктов, отсутствие туров комплексного характера;

- низкий уровень использования туристского потенциала области;

- недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса.

Таким образом, современное состояние индустрии туризма вполне отвечает всем перечисленным характеристикам. И, соответственно, под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления.

Индустрия туризма должна рассматри-ваться как экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1 Мордовченков, Н.В. Современный маркетинг в туризме: инфраструктурный аспект [Текст]: монография / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков. - Н. Новгород, 2010. - 162 с.

2 Сироткина, Н.В. Концептуальные положения разработки перспектив развития экономики региона [Текст] / Н.В. Сироткина, А.А. Зайцев // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. - 2013. - № 4. - С. 77-82.

3 Усачева, И. В. (Куксова) Система методов создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала предприятий [Текст] / И. В. Усачева // Регион: Системы, экономика, управление. - 2011. -№ 2 (13). - С. 56 - 59.

REFERENCES

1 Mordovchenko, N.V. Modern tourism marketing: infrastructure aspect [Text]: monograph / N.V. Mordovchenko, R.A. Rybakov. -N. Novgorod, 2010. - 162 p.

2 Sirotkina, N.V. Conceptual design provisions for future economic growth in the region [Text] / N.V. Sirotkina, A.A. Zaytsev // FES: finance, economics, strategy. - 2013. - № 4. - P. 77-82.

3 Usachova, I.V. (Kuksova) System techniques to create favorable conditions for the development of innovative capacity of enterprises [Text] / I.V. Usachova // Region : Systems, economics, management. - 2011. - № 2 (13). - P. 56-59 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.