В.П. Шенягин
МЕХАНИЗМ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ПРЕВЕНТИВНОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье рассмотрены особенности оперативного и превентивного антикризисного управления, управления в условиях функционирования и упреждающего развития предприятия, проблематика риск-менеджмента. Предложена структурная модель системы оптимизационного и гармоничного управления предприятием с учетом экономико-эколого-социальной составляющей.
Ключевые слова: антикризисное управление, превентивное управление, управление стоимостью, управление рисками, гармоничный менеджмент.
Ключевые концепции преобразований
Превентивное и оперативное антикризисное управление. Антикризисное управление (АУ) направлено на достижение двух доминирующих целей: поддержание жизнеспособности и обеспечение конкурентоспособности предприятия на продолжительное время; восстановление дееспособности и обеспечение выживания на короткий срок. Согласно целей АУ и в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия и его возможностей различают антикризисное управление двух видов: превентивное (упреждающее, стратегическое), носящее долгосрочный характер, целью которого является увеличение стоимости предприятия и решение общих задач по поддержанию конкурентного статуса и повышению эффективности его функционирования; оперативное, носящее краткосрочный характер и направленное на обеспечение выживания предприятия, находящегося в условиях кризиса, на короткий срок и сконцентрированное на незамедлительных ре-
© Шенягин В.П., 2014
шениях по возвращению дееспособности, преодолению кризиса и превращению предприятия в действующее. Оперативный тип АУ практикуется, например, в Германии, превентивный - в США, его же придерживается и Россия.
Оперативное АУ характеризуется своей спецификой: управление в условиях кризиса требует особых подходов и методов, специальных знаний, опыта и искусства; кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия; помощь при выходе из кризиса может оказаться опаснее, чем сам кризис. Международная практика выявила приблизительные сроки, в которые оперативная реструктуризация должна дать результаты, - шесть месяцев. По образному выражению американского ученого Г. Саттона, если период шесть месяцев вам кажется слишком быстрым, вы сами -часть проблемы.
В условиях системного кризиса для обеспечения комплексности управления предприятием формируется двуединая концепция преобразований, в результате чего в механизме АУ выделяются два контура (блока): оперативный и стратегический. У антикризисного управления, по сути, есть всего две стадии: либо предприятие осуществляет оперативное управление, находясь в кризисной ситуации, либо постоянно готовится к кризису, не допуская его путем собственного упреждающего развития. Как и у армии любого государства - либо она воюет, либо постоянно готовится к войне.
Управление в условиях функционирования и упреждающего развития. Цикличность является гармоническим законом для всего существующего на Земле. По мнению специалистов, средняя компания, функционируя, неспособна поддерживать доходность выше стоимости капитала в течение более чем 8 лет, а продолжительность жизни компаний в среднем не превышает 20 лет. Кризисную ситуацию можно миновать путем продления фазы стабильного устойчивого развития и зрелости и приобретения опережающих особенностей и преимуществ, присущих лучшим предприятиям отрасли, региона, кластера. Понимание жизненного цикла должно сопровождаться умением и возможностью предприятия адаптировать свою внутреннюю среду к различным изменениям. Упреждающее развитие придает управлению функцию упреждающего антикризисного управления, порождая суть превентивного управления. В его пользу свидетельствуют следующие положения: кризисы мож-
но предвидеть, ожидать и вызывать, следовательно, предварять, отодвигать, смягчать и ускорять; наиболее опасными являются неожиданные кризисы; к кризисам можно и нужно готовиться. Поэтому все более актуальной в управленческой деятельности становится разработка и использование подхода, который позволит решить не только проблему выживаемости, но и успешной деятельности предприятий в долгосрочной перспективе на основе своевременной модификации жестких процессов и контроля за гибкими мероприятиями. Одним из основных свойств организационно-экономических систем является их способность изменяться. К методам трансформации предприятия относятся: модернизация, реорганизация (организационное развитие и проектирование), реформирование, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация.
Механизм и инструментарий антикризисного управления. Любое управление, по большому счету, должно быть антикризисным. Не без доли шутки можно заключить, что «антикризисное управление - это управление по управлению всеми управлениями». Системное представление о превентивном АУ дают две его ключевые составляющие (доминанты): механизм, его содержание, основные мероприятия и их последовательность; инструментарий как системный комплекс инструментов, средств и методов управления ими.
Антикризисное управление и управление рисками. Превентивное АУ позволило менеджменту интегрировать этот вид управления с риск-менеджментом, который существовал обособленно, представляя собой самостоятельную сферу механизма управления предприятием, в лучшем случае объединенную с управлением портфелем активов. Ныне в механизме АУ развитых предприятий превентивное АУ сочетает в себе две ветви управления: собственно антикризисное управление и управление корпоративными рисками.
Превентивное антикризисное управление и риск-менеджмент как элемент его механизма
Курс на инновации и модернизацию наряду с ускоренной динамикой роста изменений предполагает возрастание роли фактора риска и неопределенности. Многообразие рисков порождает необходимость их разносторонней классификации и моделирования. Перечислим основные традиционные класси-
фикационные схемы факторов риска и его виды: классификация по генеральным признакам (чистые и спекулятивные), по общим признакам, по видам деятельности, по видам рисков, в т. ч. инвестиционным, финансовым и другим. С учетом развития современных теорий систему классификационных схем рисков целесообразно дополнить новыми схемами, позволяющими выявить ряд неизученных рисков, что особенно актуально в контексте превентивного АУ1.
Классификация видов рисков в системе контент-анализа принятия управленческих решений. Деятельность участников социально-экономических событий в целом характеризуют базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, которые образуют восемь самостоятельных квадрантов. Составим систему рисков в виде классификационной схемы-таблицы факторов риска в структуре контент-анализа принятия управленческих решений В.Б. Тихомирова (см. табл. 1).
Здесь МП - материальное производство (базис), ДП - духовное производство (надстройка). Выделим две главные плоскости проявления риска - это риск восприятия свободы как отношения «человек - общество» и риск цивилизации в виде отношения «природа - общество (цивилизация)». Последний приобрел особую актуальность после обретения человечеством знаний и опыта, позволяющих управлять энергией, ранее подвластной лишь силам природной стихии. Приведенная классификация позволяет выделить ряд рисков, которых не коснулся корпоративный риск-менеджмент. Наиболее неизученные из них - это риск целеполагания и целедостижения, риск неточности восприятия полезности, риск восприятия собственности, риск исторической оценки.
Классификация видов рисков в пространственно-временных координатах. В пространственно-временных координатах Г.Б. Клей-нер выделяет проектные, объектные, процессные и средовые типы экономических систем. Отсюда возможна и целесообразна классификация соответствующих видов рисков в данных координатах (см. табл. 2).
Таблица 1
Классификация видов рисков в системе контент-анализа принятия управленческих решений В.Б. Тихомирова
Риски производительных сил Риски производственных отношений
ДП 2. Риски сознания - эгосферный риск - риск познания - эмпирический риск - морально-этический - психологический - физиологический - эгодиагностический 4. Качественные риски (риски интеллектуальной деятельности) - риск неточности восприятия полезности - научный риск - информационный риск - временной риск 6. Риски дисциплины (этико-правовые и управленческие риски) - этико-правовой риск - ноосферный риск систем власти 8. Риски порядка (ординалистские риски) - риск-менеджмент - риск традиций - технологический риск
МП 1. Риски цели (кадровые риски) - риск целедостижения - риск целеполагания 3. Количественные риски - риск оценки капитала - инвестиционный риск - финансовый риск - технический риск - товарный риск - имущественный риск - продуктовый риск (риск среды обитания) - географический риск 5. Риски взаимодействия - безопасный риск - социосферный риск - экономический риск - риски взаимодействия со стейкхолдерами - теосферный риск религиозных систем - межнациональный - нанориск 7. Риски развития - экологический риск - риск исторической оценки - риск цивилизаций - производственный риск - коммерческий риск - риск распределения - риск потребления - риск восприятия собственности
Риски бытия, субъектные риски Объектные риски Риски субъектных отношений Риски субъектно-объектных отношений
Таблица 2
Классификация видов рисков в пространственно-временных координатах
Риски, неограниченные в пространстве 2. Процессные риски - эгосферный риск - риск познания - эмпирический риск - технологический риск 4. Средовые риски - риск целедостижения - экологический риск - риск дефолта - рыночный риск - риск события - риск среды обитания
Риски, ограниченные в пространстве 1. Проектные риски - инвестиционный риск - научный риск - риск проекта - инновационный риск - информационный риск - риск целеполагания 3. Объектные риски - риск банкротства - портфельный риск - финансовый риск - производственный риск - технический риск - товарный риск - имущественный риск
Риски, ограниченные во времени Риски, не ограниченные во времени
Отметим особенности проектных рисков. По мнению Б.Е. Большакова и О.Л. Кузнецова, проект характеризуют этапы, состоящие из цепи «мысль - чувство - эмоции - действие - продукт - поток продуктов». В этой цепи, причем как в практическом, так и теоретическом плане, выпадают этапы «чувство - эмоции», не говоря уже об их рисковой составляющей. Для чего необходимо пристальное внимание к изучению и управлению поведенческим риском, включая эмоциональные и чувственные риски. Заострим внимание на том, что продукт, по большому счету, начинается с мысли, и вся система рисков заключена между начальными и итоговыми из них, а именно риском целеполагания в проектных рисках и риском це-ледостижения в средовых рисках.
Классификационная схема видов риска по функциональным типам экономических систем. Она включает нано-, мини-, микро-, мезо-, макро-, мега- и тетариски. Изучение рисков начинается с изучения их восприятия индивидуумом в рамках наноэкономики, следовательно, в качестве нанориска.
Нормальный закон распределения вероятностей и цикличность экономического процесса. Координатные свойства коло-
колообразной функции Гаусса, характеризующей нормальный закон распределения, описываются экспонентой, структурные -степенной функцией. Но в данной математической модели незримо заключена третья особенность - цикличность, что следует из возможности формирования функции путем суммирования двух гармонических колебаний синусоидальной и косинусои-дальной зависимости, преобразованных определенным образом. Процедура формирования перекликается с формулой Эйлера ех = cosx + Ыпх, поскольку степенная функция числа e получена в виде суммы косинусоидальной и синусоидальной функции одного и того же аргумента, выражая собой цикличность процесса. Проявление фактора цикличности в стандартном распределении вероятностей дополнительно объясняет наличие у рыночной экономики циклов различной периодичности, делая ее повторяющейся, циклической, кризисной, вызывая необходимость познания, моделирования и освоения антикризисного управления на микро-, мезо-, макро- и мегауровне.
Инструментарий антикризисного управления
Основными инструментами АУ, ставшего классическим, обычно называют антикризисный производственный менеджмент, антикризисный маркетинг, антикризисное налогообложение. Превентивное управление содержит дополнительный инструмент в виде разработки инновационного продукта или услуги, делая его определяющим в достижении успеха. Проект обогащается не только требованиями новизны функций, параметров, уникальности, своевременности, патентной защиты интеллектуальной собственности, но и задачей коммерциализации. Антикризисный набор инструментов превентивного управления детальнее и шире. Инструменты одновременно становятся и показателями деятельности предприятия. В их числе стоимость предприятия, экономическая прибыль, инновационный капитал, социальный капитал, риски функционирования, риски развития, ликвидность и другие. Изменения в подходах к управлению компанией, особенно за минувшие два десятилетия, привели к поиску новых финансовых измерителей стоимости, ликвидности и риска, которые сведены в таблицу 3 с учетом укрупненной хронологии.
Таблица 3
Эволюция финансовых показателей в управлении компанией
1920-е гг. 1970-е гг. 1980-е гг. 1990-е гг. 2000-е гг.
модель Дюпона 1Ю1 ЕРБ Р/Уе Ут/УЬ 1ЮЕ, 1«ЖА, СБ ЕУА, МУА БУА, СУА СЕ1Ю1, ВБС Мордашов Егерев Битюцких Ивашковская
Управление, основанное на получении прибыли (РВМ) Управление,основанное на стоимости (УВМ) Управление, основанное на стоимости, ликвидности и риске (УЬЫВМ)
Максимизация прибыли (доходности) (показатели склонны выражать интересы менеджеров, а не акционеров) Максимизация стоимости компании или акционерного капитала Максимизация стоимости компании с учетом интересов ключевых стейкхолдеров
Элементы механизма превентивного антикризисного управления
Наиболее значимым в АУ является его механизм и, в частности, характер его реализации. Как отметил Дж. Хаммер: «Не товары, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочный успех». Механизм превентивного АУ постоянно совершенствуется. Его основой являются виды концептуальных механизмов организационно-экономического управления изменениями, в числе которых система сбалансированных показателей, реорганизация путем слияния и поглощения, реинжиниринг, стратегический менеджмент как таковой, теория синергетического развития, теория самоорганизующейся и самоуправляющейся компании. К ним добавляется комплексная диагностика, управление стоимостью компании как ее высшая цель, кластерный и стейкхолдерский подходы к управлению развитием предприятия, управление изменениями и реструктуризация предприятия, корпоративный риск-менеджмент. Реструктуризацию характеризует классическая тетрада последовательных действий, в числе которых: комплексная диагностика, разработка реструктуризации в виде пяти «П» (парадигма, политика, программа, проект, план) (В. Ш.), реализация и контроль. Ныне одним из элементов механизма становится ни на кого ранее не похожий гармоничный менеджмент как перспективное направление в превентивном антикризисном управлении. Гармоничный менеджмент находится в зачаточном состоянии, пребывая в поиске математических основ гармонии, их осмысления, осознания и выявления в различных областях знаний. Более детально рассмотрим некоторые особенности оценки и управления стоимостью предприятия.
Концепции и подходы в управлении стоимостью компании. Зарекомендовали себя следующие концепции и подходы в управлении стоимостью компании: подход Дамодарана - расчет роста через фундаментальные показатели дисконтированных денежных потоков; концепция Коупленда - Мурина - Коллера - закрепление стоимости предприятия в качестве высшей цели управления; концепция Стерна - Стюарта - максимизация благосостояния собственников; концепция Раппапорта - концепция акционерной стоимости; концепция Левиса - концепция всеобщего управления стоимостью; подход Уолша - сбалансированность между прибылью, активами и ростом; подход Мордашова - анализ коэффициентов чувствительности факторов стоимости или динамический способ оценки условий изменения стоимости предприятия,
основанной на изменении составляющих этой стоимости; подход Битюцких - динамический способ оценки. Они, по сути, реализуются финансовыми и управленческими методами управления стоимостью.
Концепции и подходы в оценке бизнеса и их факторы. Традиционно в оценке бизнеса различают принципы, подходы, методы, способы и модели, редко упоминая концепции оценки. Отсюда следует, что нужно пересмотреть концепции, увязав их с подходами к оценке, дополнив иными факторами, что отражено в табл. 42.
Доходный подход, вероятно, характеризует концепция ликвидности, т. е. способности предприятия удовлетворить ожидания всех участников, включая собственника, а не капитализации из-за редких нераспределенных прибылей, но не регулярных реинвестиций, что свойственно лишь инвестиционному подходу. Графическое изображение подходов в оценке придаст наглядность образа в зависимости от временной информации, на которой базируются подходы (рис. 1).
Имущественный
подход
е
о
Я
о
Пр
Сравнительный подход
а
*
о
т
а
К
Доходный подход
Будущее
Г-образная оценка
Т-образная оценка
1-образная оценка
Инвестиционный
подход
л
Е
о р
С
э
£
ю
Опционный
подход
Э
£
ю
е
ое ще я ее ще
о о т с уду
Пр а X Бу
Оценка бизнеса
П-образная оценка
п-образная оценка
Ш-образная оценка
Рис. 1. Графическая образность подходов в оценке стоимости бизнеса
Таблица 4
Концепции и подходы в оценке стоимости предприятия и их факторы
Подходы Доходный Сравнительный (ценовой) Имущественный (затратный) Инвестиционный (капитальный) Опционный
Концепции Ликвидность Замещение Накопление активов Капитализация; стоимость, ликвидность, риск Управленческая гибкость
Принципы Ожидание Замещение Копирование Развитие Ликвидность
Доминанты стоимости и характерные параметры Доходы в будущем CF, I, FCF, EBIT, ЕВТ: остаточная стоимость V п Цены продаж аналогов Р\ мультипликатор т Затраты на создание накопленного имущества С Инвестиции в прошлом и реинвестиции дохода в будущем EVA, MVA, SVA, CVA, CFROI Динамика рыночной стоимости Е и т дисконтированной цены страйк 5
Функция V=cp(CF,Vn) У=у(С) V=Ä(V_fAV)
Время Будущее Настоящее (недавнее прошлое) Прошедшее Прошлое и будущее Настоящее и будущее
Образ оценки 1 -образная Т-образная Г-образная П-образная п-образная
Вид оценки Преактивная Инактивная Реактивная Репреактивная Инпреактивная
Вид оценки Финансовая (бюджетная) Рыночная (маркетинговая) Учетная (бухгалтере кая) Учетная и финансовая Рыночная и управленческая
Анализ Фундаментальный Технический Технический Фундаментальный Фундаментальный, технический
По аналогии с работой А.Н. Жилкиной получаются следующие конструкции оценок: Г-образная, Т-образная, 1-образная (единице-образная)3, образно характеризующие имущественный, сравнительный и доходный подходы соответственно. К ним дополнительно введем П-образную и п-образную оценки, графически иллюстрирующие инвестиционный и опционный подходы. Очевидно, что устойчивость, а значит, и надежность инвестиционного подхода - лучшая в сравнении с другими образами. Использование всех подходов характеризует Ш-образную оценку стоимости компании.
Зависимость оценки от приоритетов оценщика в использовании информации о прошлом достижении, настоящем опыте и желаемом состоянии предприятия в будущем и их комбинаций целесообразно характеризовать терминологией Р. Акоффа. Получим следующие образы оценок для доходного, сравнительного и имущественного подходов соответственно: реактивная (плыть против потока), инак-тивная (удержаться в бурном потоке), преактивная (оседлать первую волну). Образ инвестиционного и опционного подходов дополним терминами «репреактивная» (поменять течение реки) и «инпреак-тивная оценка» (плыть в новом потоке с возможностью пристать к берегу). Использование информации всех временных периодов образно характеризует интерактивную оценку стоимости компании.
Модели роста доходов в оценке бизнеса. Модель Гордона характеризует рост свободных денежных потоков I в геометрической прогрессии с ростом g и его темпом (1 + g), представляя собой мультипликативную модель во времени t в виде ^ = (1 + g)ItЛ. Приведенная стоимость длительного потока определяется формулой Гордона Vt = ^ + g)/(r - g), где г - коэффициент капитализации. Аналогичный результат достигается по модели рекуррентной последовательности с-пропорции. В ней доходы характеризуются рекуррентной последовательностью ^ = ^^ + ^ / m, где m - действительное положительное число4. Каждый последующий член ряда одновременно равен произведению предыдущего члена на постоянный коэффициент q, а также сумме дохода предыдущего периода и m-й части дохода, предшествующего предыдущему периоду. Коэффициент m, соответствующий темпу 1 + g = q, является корнем уравнения, характеризующего гармоничные пропорции. Поскольку g мало, m = 1 / g, т. е. m и g инверсны, подчеркивая гармоничность моделей. Отличие моделей заключается в психологическом восприятии роста доходов. Выборочный опрос ряда специалистов, студентов старших курсов и магистрантов, проведенный автором, показал, что вероятность достижения запланированного роста аддитивным путем воспринимается увереннее и оптимистичнее по сравнению с
моделью Гордона. Мобилизация коллектива на достижение запланированных доходов по аддитивной модели по сравнению с мультипликативной моделью более реалистична, поскольку ситуация воспринимается облегченной и оттого оптимистичней.
В оценочной теории и практике не используется известная в финансовой математике модель роста дохода по закону арифметической прогрессии с приростом Е, которая во многих случаях более адекватно отражает рост доходов бизнеса, занимая промежуточное положение между моделями нулевого роста и роста в геометрической прогрессии, по Гордону. Ее применение возможно в оценке стоимости бизнеса методом прямой капитализации дохода, которая в «вечном варианте» выражается формулой V = I / г + Е / г2, а также для расчета терминальной стоимости в методе дисконтирования денежных потоков.
Оценка продленной стоимости компании методом прогнозируемой продажи. Рассчитывая текущую стоимость по традиционной формуле, величину продленной стоимости Vn задают ориентировочно, что ведет к необходимости применения циркуляционного процесса расчета. Процедуре расчета можно придать четкость, предположив рост стоимости в V раз и обозначив 1 + г = к - коэффициент приумножения капитала5. В результате вместо
п I Vn п I vV кп п I
V = £ —-—+ -—получаем V = £тг + ~г~ ; V = - • £ -¡~.
^(1 + г) (1 + Г)п •у кп кп - V
Оптимизационные и гармоничные контуры управления. Их структуру приведем на рис. 2.
Классическая оптимизация параметров фирмы, являющаяся основой контура оптимального управления, разработана весьма основательно до практического уровня множества автоматизированных систем управления. Напротив, гармоничная оптимизация находится в стадии зарождения, будучи новой и малоизученной идеей не только в экономических и социальных, но даже в технических областях знаний. Одним из первых подошел к формулированию принципов, параметров и механизмов гармоничного менеджмента А.И. Иванус, но при этом он основывается лишь на соотношениях классической золотой пропорции. На рис. 2 приведена трактовка механизма оптимизационного и гармоничного управления предприятием с учетом экономико-эколого-социальной составляющих, базирующегося на гармоничных пропорциях, в том числе золотых, одновременно открытых независимо друг от друга несколькими исследователями из разных стран и континентов, включая автора настоящей статьи6.
Рис. 2. Структура системы оптимизационного и гармоничного управления предприятием с учетом экономико-эколого-социальной составляющей
Итак, основными доминантами управления являются его инструментарий и механизм, объединенные общим принципом как «правильное понимание и правильный подход к использованию правильных инструментов». Их позволит выявить математика гармонии, в т. ч. при решении финансово-экономических и организационно-управленческих задач, трансформируясь в науку о гармонии систем7. Концепция устойчивого развития предпринимательских структур и антикризисного управления приобретает свой акцент. Таким акцентом является гармония.
Примечания
1 Шенягин В.П. Корпоративный риск-менеджмент в концепции устойчивого развития // Мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. «История и современность глазами молодых. Частный человек в современном мире: национальный, этнический, политический, экономический, правовой и культурологический аспекты», г. Железнодорожный, 16 апреля 2011 г. М.: РГГУ, 2011. С. 85-92.
2 Шенягин В.П., Капустин В.В. VLRBM-управление в механизме модернизации экономики гармоничной компании // Модернизация экономики России: новые механизмы реализации: Труды XII Чаяновских чтений, Москва, 15 марта 2012 г. / Под ред. Н.И. Архиповой. М.: РГГУ, 2012. С. 408-417.
3 Жилкина А.Н. Финансовое планирование на предприятии. М.: Благовест-В, 2004. С. 7-10.
4 Шенягин В.П. Модели роста доходов и продленной стоимости в оценке бизнеса // Конкурентоспособность экономики России: проблемы и пути повышения: Мат-лы XI Чаяновских чтений, Москва, 17 марта 2011 г. / Под ред. Н.И. Архиповой. М.: РГГУ, 2011. С. 334-340.
5 Там же.
6 Шенягин В.П. Проявления гармонии в экономике // Экономический журнал. 2013. № 2 (30). С. 30-46.
7 Стахов А.П. Основы математики гармонии и ее приложения: В 3-х ч. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. Ч. 3. Математика гармонии как «золотая» парадигма современной науки; Stakhov A., Aranson S. The Mathematics of Harmony and Hilbert's Fourth Problem. The Way to the Harmonie Hyperbolic and Spherical Worlds of Nature. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014; Аракелян Г. Математика и История Золотого Сечения. М.: Логос, 2014.