Научная статья на тему 'Современные направления корпоративной финансовой политики: политика адаптации к изменениям внешней среды'

Современные направления корпоративной финансовой политики: политика адаптации к изменениям внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптева Елена Петровна

В статье рассматриваются подходы к формированию устойчивой системы управления финансами при реализации политики адаптации предприятия к изменениям внешней среды. В качестве основных направлений данной политики выделяются политика антикризисного управления финансами и политика превентивного антикризисного управления финансами, подробно рассматривается их содержание и механизма реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные направления корпоративной финансовой политики: политика адаптации к изменениям внешней среды»

Современные направления корпоративной финансовой политики: политика адаптации к изменениям внешней среды

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к формированию устойчивой системы управления финансами при реализации политики адаптации предприятия к изменениям внешней среды. В качестве основных направлений данной политики выделяются политика антикризисного управления финансами и политика превентивного антикризисного управления финансами, подробно рассматривается их содержание и механизма реализации.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, финансовая политика предприятия, антикризисное управление, финансовая диагностика.

Abstract: This article explores approaches to sustainable management of the enterprise to change policy adaptation. As pillars of this policy are policies anticrisis management and policies of preventive anti-crisis management, detail the content and follow-up.

Keywords: financial management, fiscal policy, crisis management, financial Diagnostics

Коптева Елена Петровна кандидат экономических наук, доцент Ульяновский государственный университет

selena.1211 @mail.ru

Состояние внешней экономической среды оказывают существенное влияние на организацию управления финансами предприятия, по этой причине, разработка и реализация политики адаптации к изменениям внешней среды является объективной необходимостью.

Под политикой адаптации к изменениям внешней среды мы понимает особое направление корпоративной финансовой политики, направленное на обеспечение устойчивого состояния предприятия в условиях изменяющейся внешней среды. Таким образом, в рамках указанной политики можно

выделить политику антикризисного управления финансами и политику превентивного антикризисного управления финансами предприятия.

Политика антикризисного управления финансами на предприятии, по нашему мнению, представляет собой совокупность и единство концепции корпоративной финансовой политики и форм и методов реализации антикризисных процедур, касающихся управления финансами, применительно к конкретному предприятию и к конкретным условиям его работы.

Сущность понятия политики антикризисного управления финансами предприятия необходимо начать с понимания содержания «кризиса». Понятие «кризис предприятия» описывает в современной экономической литературе различные моменты в жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия до его уничтожения, которое как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофическое[1,с.26].

На наш взгляд, наиболее обоснованным и приемлемым с точки зрения отражения сущность явления является следующее определение: «кризис на предприятии - это незапланированный и не желаемый, ограниченный во времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия»[1, с.26].

Разработка антикризисной политики должна быть направлена на устранение последствий кризиса или на обеспечение превентивного антикризисного управления финансами.

Первое направление (устранение последствий кризиса) в рамках корпоративной финансовой политики предполагает последовательную реализацию нескольких этапов, принципиальная схема организации антикризисной финансовой политики на предприятии представлена на рисунке 1.

1 этап. Анализ внешнего окружения фирмы и выявление факторов, способных ЕЫЗЕать кризис

2 этап. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации, выявление внутренних проблем

3 этап. Пересмотр системы задач, разраоотанных в размах реализуемой корпоративной финансовой политики

1

4 этап. Внесение изменений в действующую корпоративную фннансовую политику с учетом намеченных мероприятий выхода предприятия из кризиса

1

5 этап. Разработка тактических и оперативных мероприятий, позволяющих реализовать скорректированную финансовую политику

б этап. Организация осуществления антикризисной финансовой политики

7этап. Оценка результатов реализации антикризисное финансовой политики

1

8 этап. Корректировка антикризисной корпоративной финансовой иотнтнкн с учетом полученных результатов и направления развития кризиса

Рисунок 1. Организация антикризисной корпоративной политики

1 этап. Анализ внешнего окружения фирмы и выявление факторов, способных вызвать кризис. Анализируемые факторы, как правило, составляют две большие группы: внешние причины кризиса и внутренние.

К внешним причинам, не зависящим от предприятия, или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени, относятся[1, с.21]:

• макроэкономические факторы (ужесточение налогообложения, рост издержек вследствие ухудшения предпринимательского климата);

• политические факторы (отношение государства к предпринимательской деятельности, нестабильность деятельности правительства);

• правовые факторы (недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование внешнеэкономической деятельности, общая неразвитость законодательной базы);

• социальные факторы (традиции, жизненные ценности, менталитет административно-правовой экономики, отсутствие традиций предпринимательской культуры, неурегулированность отношений работодателей и работников);

• технологические факторы (недофинансирование сферы НИОКР, низкие темпы обновления технологической базы);

• взаимоотношения с покупателями и поставщиками (задержки поставок сырья и продукции, медленный темп роста выручки).

Выявление факторов, вызывающих кризисные ситуации на предприятии должно сопровождаться проведением глубокого анализа по следующим направлениям:

• анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре

взаимосвязанных сектора: политическое окружение, экономическое

окружение, социальное окружение, технологическое окружение[2, с. 18].

• анализ конкурентной среды.

2 этап. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации, выявление внутренних проблем.

Классификация основных внутренних факторов, вызывающих кризисную ситуацию, представлена в таблице 1[3, с.336].

Таблица 1. Классификация внутренних факторов, способных вызвать кризисную ситуацию.

Возможные причины кризиса

Факторы

Операционны - низкий уровень загрузки основных фондов,

е простои оборудования;

(производственные)

факторы

Финансовые

факторы

Инвестицион ные факторы

- высокий уровень физического и морального износа

основных фондов;

- устаревшая технология производства продукции;

- высокий размер страховых и сезонных запасов;

- несоответствие продукции, услуг требованиям рынка;

- недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции;

- низкая активность в области инновационной деятельности, разработки новой продукции и услуг;

- низкое качество продукции и услуг;

- использование некачественных материалов и комплектующих;

- высокие цены на сырье, материалы и комплектующие;

- высокая себестоимость изготовления продукции и

оказания услуг;

- неэффективная структура затрат;

- неэффективный маркетинг по поиску поставщиков;

- неэффективное продвижение продукции и услуг на рынок;

- неэффективная организация процессов управления;

-наличие управленческих конфликтов;

- нерациональные логистические технологии;

- нерациональная организация труда;

- нерациональная внешняя и внутренняя кооперация

при производстве продукции;

- снижение объема реализации и др.

- низкая ликвидность активов

- низкая финансовая устойчивость;

- высокая доля краткосрочных заемных источников финансирования, их малоэффективное использование;

- низкая рентабельность производства;

- высокая плата за кредитные ресурсы;

- неэффективное управление оборотным капиталом;

- неэффективная ценовая политика;

- недостаток собственного капитала и др.

- незавершенные объекты строительства;

- неэффективный фондовый портфель;

- непродуманные капитальные вложения;

- низкий уровень разработки инвестиционных решений;

- недостаток капитала для модернизации производства и др.

Прочие - недостаток квалификации персонала;

факторы - использование недостоверной экономической

информации;

- утечка конфиденциальной информации;

- отсутствие статистических данных для проведения маркетинговых исследований и др.

2 этап. Анализ текущей финансовой политики, проводится по пяти основным направлениям:

• Оценка эффективности проведения текущей финансовой

политики, как по отдельным направлениям, так и в комплексе. Данная оценка может проводиться с использованием традиционных для предприятия системы оценочных индикаторов, а также с помощью популярных методов финансового анализа;

• Определение сильных и слабых сторон проводимой

корпоративной финансовой политики. Сильные стороны позволяют предприятию сохранить свой финансовый потенциал в сложных условиях (например, высокая стоимость гудвилла). Слабые стороны усугубляют наступившую кризисную ситуацию на предприятии (например, несбалансированные по стоимости и срокам источники финансирования предприятия);

• Оценка стоимостной цепочки на предприятии. Стоимостная

цепочка отражает процесс создания стоимости товаров и включает в себя различные виды деятельности и прибыль. Формирование стоимостной цепочки позволяет отражать движение финансовых ресурсов предприятия, находящихся в форме затрат и доходов, сформированных на основе реализуемой ценовой политики. В результате оценка стоимостной цепочки будет ориентироваться на то, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов.Стоимостная цепочка продукции предприятия, формируемая в рамках концепции управления стоимостью бизнеса, отражена на рисунке 2.

Формирование стоимости зависит от того на сколько эффективно организованы как основная, так и вспомогательная деятельности предприятия, так как и та и другая влияют на величину создаваемой прибыли и на уровень ее капитализации, а следовательно и на величину стоимости. Каждый вид деятельности в рассматриваемой цепочке связан с затратами и, следовательно, с финансовыми ресурсами, находящимися в форме активов. Кроме того, цены и издержки предприятия зависят от деятельности поставщиков и потребителей.

Основной вид деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИОКР и технологический менеджмент

Управление человеческими ресурса ми

I

Формирование инфра с гру к ту р ы компании

направление создание стоимости продукции

Рисунок 2. Стоимостная цепочка продукции предприятия в рамках концепции управления стоимостью бизнеса.

В конечном итоге, процесс определения издержек по каждому виду деятельности дает возможность лучше оценить структуру затрат предприятия, и провести сравнительный анализ издержек предприятия с издержками его конкурентов по основным видам деятельности. Такая оценка позволит выявить направления снижения затрат либо корректировок цен на выпускаемую продукцию, что в условиях кризиса будет весьма актуально. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия, обеспечиваемой реализуемой корпоративной финансовой политикой. Прочность позиции предприятия по отношению к основным конкурентам, обеспеченная

реализуемой финансовой политикой, оценивается по таким показателям как финансовое положение, уровень ликвидности и платежеспособности, стоимость привлекаемого капитала, доступность источников дополнительных финансовых ресурсов, стоимость акций предприятия, стоимость бизнеса. Проведение оценки подобного рода позволяет выявить сильную или слабую позицию предприятия относительно конкурентов.

Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Это направление позволяет обобщить и изучить все результаты, полученные в ходе проведенного анализа и определить, какие именно проблемы, связанные с разработкой и реализацией финансовой политики являются самыми существенными.

Таким образом, без формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии, без поиска их отражения в реализуемой корпоративной финансовой политике нельзя приступать к разработке антикризисных мероприятий всех уровней.

3 этап. Пересмотр системы задач, разработанных в рамках реализуемой корпоративной финансовой политики. Достижение основной цели корпоративной финансовой политики - увеличение рыночной стоимости бизнеса - возможно через реализацию комплекса поставленных задач. В условиях кризиса состав и содержание этих задач могут быть изменены и скорректированы.

4 этап. Внесение изменений в действующую корпоративную финансовую политику с учетом намеченных мероприятий выхода предприятия из кризиса.

5 этап. Разработка тактических и оперативных мероприятий, позволяющих реализовать скорректированную финансовую политику. Последовательность данных мероприятий должна сопровождаться решениями, связанными с обеспечением достаточного объема финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Таким образом, на данном этапе необходима организация финансового планирования, как на долгосрочный, так и на краткосрочный период.

6 этап. Организация осуществления антикризисной финансовой политики. На этом этапе происходит внедрение разработанных мероприятий по выходу их кризиса, а также их корректировка с учетом особенностей работы предприятия в конкретных текущих условиях.

7 этап. Оценка результатов реализации антикризисной финансовой политики. Эффективность разработанной финансовой политики должна оцениваться с помощью показателей, отражающих именно те элементы системы управления финансами, на которые, прежде всего, направлены антикризисные мероприятия (например, решение проблем неплатежей, оптимизация запасов и т.д.). По этой причине необходимо разрабатывать набор индикаторов, отражающих последствия реализации мероприятий антикризисной корпоративной финансовой политики.

8 этап. Корректировка антикризисной корпоративной финансовой политики с учетом полученных результатов и направления развития кризиса.

Организация управления финансами предприятия в условиях изменяющихся внешней и внутренней среды предполагает не только разработку антикризисной финансовой политики, но и, прежде всего, реализацию политики превентивного антикризисного управления.

Под политикой превентивного антикризисного управления финансами мы понимает совокупность мероприятий, направленных на опережение и предотвращение проявления на предприятии кризисных ситуаций.

Основной задачей формирования и реализации политики превентивного антикризисного управления является построение гибкой системы управления финансами на предприятии.

Под гибкостью предприятия принято понимать «способность предприятия получать необходимый результат, позволяющий ему без коренного изменения основных производственных фондов осваивать за определенные сроки закономерное количество изделий, которое может быть востребовано рынком и, в свою очередь, позволит в будущем периоде получить необходимый результат, обеспечивающий выживание и развитие предприятия»[4, с.20].С учетом этих положений, гибкость системы управления финансами можно определить, как ее способность обеспечивать производственный процесс необходимыми финансовыми ресурсами с учетом изменений внешней среды. С учетом этого гибкая система управления финансами должна обеспечивать финансовое равновесие, которое предполагает обеспечение функционального равновесия между источниками финансирования и их использованием, учитывая стабильность первых и предназначение вторых.

Формирование гибкой системы управления финансами в рамках политики превентивного антикризисного управления предполагает разработку следующих направлений:

• Проведение финансовой диагностики;

• Разработка мероприятий, направленных на адаптацию системы

управления финансами к изменениям внешней среды;

• Обеспечение гибкого развития предприятия на основе

мероприятий превентивной антикризисной корпоративной финансовой политики.

Под финансовой диагностикой понимается проведение аналитической работы на предприятии с целью выявления на нем в динамике симптомов явлений, которые могут препятствовать достижению поставленной цели в результате негативного влияния внешней среды или неблагоприятной организации внутренней среды предприятия.

Содержательные аспекты выбранных критериев проведения финансовой диагностики в рамках реализации превентивной антикризисной финансовой политики представлены в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика критериев проведения финансовой диагностики в рамках реализации превентивной антикризисной финансовой политики.

Критерии

Анализ

имущественного

положения

Показатели Факторы

диагностики

- динамика валюты Выявляется

баланса; способность

- показатели состава и имущественного

структуры активов комплекса предприятия

предприятия; решать те задачи, которые

- показатели состава и перед ним ставятся в

структуры внеоборотных условиях превентивной

активов; антикризисной политики;

- показатели состава и Оценивается способность

оборотных активов; и возможность

Анализ структуры капитала

Анализ платёжеспособности и ликвидности

- структура собственников собственников влиять на

предприятия; процесс управления в

- качественные сложившихся условиях характеристики

используемого имущества;

- другие показатели.

- показатели

соотношения источников финансирования деятельности предприятия;

- показатели финансовой устойчивости;

- уровень эффекта финансового рычага

Выявляется зависимость предприятия от внешних источников, способность использовать собственные средства для финансирования текущей и долгосрочной

деятельности, оценивается стоимость используемых ресурсов, проводится

сравнительный анализ показателей предприятия с среднерыночными или среднеотраслевыми.

- абсолютные

показатели ликвидности ( чистый оборотный

капитал)

- коэффициенты

ликвидности

Оценивается имидж предприятия как

заемщика, а также его инвестиционная привлекательность. Формируется представление о качестве управления текущими активами и пассивами предприятия. Определяется достаточность текущих активов для покрытия обязательств

Анализ - оборачиваемость Оценивается

оборотных активов скорость

оборачиваемости

Анализ

деятельности

Анализ

рентабельности

Анализ рисков, связанных с получением финансовых результатов

- оборачиваемость оборачиваемости

основных элементов оборотных активов,

оборотных активов выявляются наличие

(запасов, дебиторской резервов ее ускорения. задолженности, денежных

средств)

-расчет финансового цикла

- оборачиваемость кредиторской задолженности

- показатели

эффективности деятельности с

использованием выбранных систем

индикаторов (например,

сбалансированная система показателей (ССП))

Выявляется способность системы управления предприятием достигать поставленных целей

- показатели Оценка

рентабельности капитала, приемлемости активов, реализации и т.п. достигнутых результатов

- показатели с учетом особенностей

рентабельности отдельных организации работы на видов деятельности предприятии.

- проведение факторного анализа рентабельности

- качественная и количественная оценка рисков

Формирование основы для разработки системы управления рисками для избежания излишнего негативного влияния внешней среды

Анализ - оценка притоков и Диагностика

оттоков денежных средств сбалансированности

денежных потоков по разным видам денежных потоков,

деятельности обслуживающих

деятельность предприятия

В рамках проведения диагностики состояния предприятия существенными аспектами, позволяющими получить надежный результат, обеспечивающий превентивные меры антикризисного управления, так же являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изучение новых качеств и свойств объектов системы управления финансами предприятия (в том числе финансовых отношений, финансовых ресурсов и источников финансовых ресурсов), возникающих в результате развития социально-экономических систем;

• выявление причинно-следственных связей в развитии объекта и субъекта управления финансами на предприятии;

• выявление границ экспертного знания финансового менеджера и применяемых экспертных систем в диагностировании кризиса;

• поиск путей повышения эффективности антикризисных и прогностических функций диагностики.

Разработка мероприятий, направленных на адаптацию системы управления финансами к изменениям внешней среды в рамках политики превентивного антикризисного управления включает в себя:

• организацию мониторинга состояния внешней и внутренней среды предприятия с целью выявления факторов, которые способны вызвать кризис;

• создание сценариев, отражающих реалистичное описание того, какие тенденции могут появиться в той или иной отрасли в будущем, что дает возможность определить наиболее существенные факторы, способные вызвать кризис, и осуществлять контроль над ними;

• организация системы контроля конкурентоспособности цен и издержек предприятия для обеспечения крепких позиций предприятия на рынке;

• выработка эффективной политики управления пассивами предприятия с целью обеспечения своевременного притока финансовых ресурсов необходимого качества и по приемлемым ценам;

• формирование эффективных текущих политик управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью;

• повышение эффективности финансового планирования и прогнозирования, основанных на бюджетировании.

Обеспечение гибкого развития предприятия на основе мероприятий превентивной антикризисной корпоративной финансовой политики должно быть направлено на поддержание функционального равновесия между источниками финансирования и их использованием, учитывая стабильность первых и предназначение вторых[5, с.44].

Указанное функциональное равновесие может регулироваться с помощью показатели чистого оборотного капитала[5, с.58-60].

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что в условиях динамично развивающейся экономической и социальной систем формирование политики адаптации к изменениям внешней среды позволяет сохранить имеющиеся достижения предприятия, как организационном плане, так и в финансовом. Характеристика финансовой системы предприятия как устойчивой и гибкой при прочих равных условиях существенно увеличивает его рыночную стоимость.

Библиографический список

1. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Соболев А.С. Управление финансами в условиях кризиса: С комментариями экспертов. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.- 216 с.

2. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996- 340 с.

3. Антикризисное управление: Учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. М.: Омега-Л, 2008.- 470 с.

4. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. - М.: Дело, 1999.

5. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие/Пер. с франц. под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.