Научная статья на тему 'Механизм гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом экономической безопасности'

Механизм гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / INDUSTRIAL POLICY / TRADE POLICY / HARMONIZATION / TOOLS HARMONIZATION / ECONOMIC SECURITY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Татьяна Александровна, Бельская Елена Валерьевна

Предлагается механизм гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом этапов его развития, рассматриваются инструменты гармонизации и эффекты гармонизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF HARMONIZATION OF PRODUCTION AND COMMERCIAL INDUSTRIAL POLICIES OF THE COMPANY WITH CONSIDERATION OF ECONOMIC

The article provides a mechanism for the harmonization of industrial and commercial policies of the industrial enterprise, taking into account the stages of its development are considered instruments of harmonization and the effects of harmonization.

Текст научной работы на тему «Механизм гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом экономической безопасности»

УДК 339 : 658.5

МЕХАНИЗМ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

И КОММЕРЧЕСКОЙ ПОЛИТИК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т.А. Федорова, Е.В. Бельская

Предлагается механизм гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом этапов его развития, рассматриваются инструменты гармонизации и эффекты гармонизации.

Ключевые слова: производственная политика, коммерческая политика, гармонизация, инструменты гармонизации, экономическая безопасность предприятия.

Производственные предприятия, отвечая на возникновение рисковых ситуаций, развиваются, проходя определенные стадии. Несмотря на то, что в развитии экономики России и других стран были различия, в целом этапы развития предприятий близки. Отличие состоит только в начальном этапе развития российских предприятий. В условиях плановой экономики производственные предприятия производили продукцию в соответствии с плановым заданием и поставляли ее установленным контрагентам. В рыночной экономике предприятие изначально ориентировано поставлять продукцию на рынок, но для устойчивого функционирования заинтересовано в работе по заказам постоянных контрагентов. Поэтому вопрос о том, какой из этапов в развитии предприятия был первым, является условным. На практике предприятия сочетают производство и поставки продукции как постоянным контрагентам, так и для свободного рынка.

Механизм гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия представлен на рис.

Контур I. Поставка продукции по договорам с контрагентами. В соответствии с заказами контрагентов предприятие организовывает производство продукции на основе имеющихся производственных фондов (1) и закупок необходимых ресурсов у поставщиков (2). Произведенная продукция (3) проходит контроль качества и поставляется контрагентам (4). Из полученной от контрагентов выручки (5) предприятие покрывает издержки производства, в том числе расплачивается с поставщиками ресурсов (6) и формирует фонд амортизационных отчислений для воспроизводства основных средств (7) и прибыль (8). В идеальном случае о гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия свидетельствовало бы равенство объемов продаж и объемов производства при условиях, что объемы производства равны мощности предприятия, а сумма выручки превышает издержки производства и реализации продукции.

Механизм гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом

экономической безопасности

При появлении факторов, которые увеличивают уровень рисков состояния экономической безопасности предприятия, следует предпринимать целенаправленные шаги по поддержанию гармонизации производственной и коммерческой деятельностей предприятия для сокращения этих рисков. Так, даже в идеальной ситуации невозможно полностью исключить такие риски потери состояния экономической безопасности, как риск потери надежности поставщиков, риск роста цен ресурсов. С целью сокращения указанных рисков возможно использовать две основные стратегии гармонизации: диверсификацию поставщиков и согласование интересов предприятия и поставщиков (9).

Если объемы поставок предприятия ниже его производственной мощности, то возрастает риск перепроизводства. К ситуации снижения объемов производства ниже уровня производственной мощности приводит и возрастание риска ухудшения экономической конъюнктуры. В этом случае достичь гармонизации производственной и коммерческой деятельно-стей предприятия можно на следующем уровне развития предприятия, когда оно переходит к поставкам продукции не только по договорам с контрагентами, но и поставкам продукции на рынок.

Контур II. Поставка продукции по договорам с контрагентами и на рынок. В этой ситуации предприятие производит дополнительный объем продукции (10) и осуществляет дополнительные поставки продукции на рынок (11). О гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия в этом случае свидетельствует равенство суммарных объемов продаж продукции контрагентам и потребителям суммарным объемам производства при тех же условиях, а именно, суммарные объемы производства равны мощности предприятия, а сумма выручки (5, 12) превышает издержки производства и реализации продукции. В этой связи инструментом гармонизации производственной и коммерческой политики предприятия становится изучение потребностей потребителей (13), согласование интересов предприятия и новых потребителей (14), возможный переход новых потребителей из категории случайных в категорию постоянных контрагентов (15).

В то же время, отход от стратегии работы с постоянными контрагентами и выход на свободный рынок повышает внешнее конкурентное воздействие на предприятие и приводит к существенному росту таких рисков потери состояния экономической безопасности, как риск появления новых конкурентов, риск сокращения емкости рынка, риск устаревания продукции, риск потери качества, технический риск. Возрастание любого из этих рисков, а тем более одновременное возрастание нескольких рисков снижает степень гармонизации производственной и коммерческой дея-тельностей предприятия. Повышению степени гармонизации производственной и коммерческой деятельностей предприятия и одновременно сокращению рисков экономической безопасности предприятия способствует модернизация производства (16), понимаемая в широком смысле, как переход к производству инновационной продукции, использование новых ресурсосберегающих технологий, диверсификация производства.

Контур III. Модернизация производства. На данном этапе в развитии предприятия необходимы существенные инвестиции (17), осуществляемые за счет собственного капитала предприятия (18), формируемого в том числе и из нераспределенной прибыли (19), и заемных средств (20). На данном этапе о гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия свидетельствует равенство суммарных объемов продаж продукции контрагентам и потребителям суммарным объемам производства при условиях, что суммарные объемы производства равны мощности предприятия, а сумма выручки (5, 12) превышает издержки производства и реализации продукции и суммы выплаты процентов по кредитам (21).

Появление новых поставщиков снова вызывает рост риска потери надежности поставщиков и требует использования механизма согласования интересов предприятия и поставщиков (9). Освоение производства новых видов продукции повышает логистический риск как следствие необходимости формирования новых стабильных каналов сбыта продукции

(11). Увеличение риска превышения нормы затрат ресурсов, вызванного необходимостью освоения новой продукции, и рисков роста уровня постоянных платежей, административно-управленческих расходов, расходов на рекламу требует использования механизма контроллинга (22). Привлечение для финансирования инвестиций в модернизацию производства заемных средств, увеличивает все кредитные риски: риск роста процентных ставок, риск сокращения периода кредитования и риск сокращения суммы предоставляемого кредита при последующих сделках требует использования специальных технологий финансового менеджмента, выходящих за рамки гармонизации производственной и коммерческой деятельностей предприятия.

При выходе на рынок с новой продукцией могут возникнуть две противоположные ситуации. Первая связана с тем, что рынок не принимает товар в запланированном объеме, то есть снова увеличивается риск перепроизводства. Следовательно, необходима корректировка стратегии модернизации (23). Вторая ситуация, напротив, связана с увеличением риска неудовлетворенного спроса. В этом случае гармонизация производственной и коммерческой деятельностей предприятия осуществляется на основе расширения производства (24).

Контур IV. Расширение производства. Как и на предыдущем этапе в развитии предприятия необходимы существенные инвестиции (18'), осуществляемые за счет собственного капитала предприятия (19') и заемных средств (20'). Аналогичен и критерий гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия: равенство суммарных объемов продаж продукции контрагентам и потребителям суммарным объемам производства при условиях, что суммарные объемы производства равны мощности предприятия, а сумма выручки (5, 12) превышает издержки производства и реализации продукции и суммы выплаты процентов по кредитам (21).

Расширение производства требует привлечения новой рабочей силы, в результате чего возрастает риск ухудшения квалификации персонала, что требует разработки и реализации программ обучения персонала (25).

Дальнейшее укрепление состояния экономической безопасности предприятия может столкнуться с появлением рисков ухудшения инвестиционных возможностей предприятия: инвестиционно-конъюнктурным риском, когда предприятие не может определить сферу эффективного вложения накопленного свободного капитала, и риском неготовности инвестиционных проектов к реализации. Нейтрализации таких рисков способствует реализация стратегии непрерывного инновационно-инвестиционного развития (26) на основе формирования портфеля инноваций (27).

Контур V. Непрерывное инновационно-инвестиционное развитие. Данный этап развития предприятия поглощает в себя все предыдущие. В своей деятельности предприятие будет сталкиваться с теми же видами

рисков. Однако реализация стратегии постоянного инновационно-инвестиционного развития позволяет быть к ним более подготовленным и повысить степень экономической безопасности.

Среди инструментов гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия можно выделить простые инструменты, которые используются в рамках соответствующего этапа развития предприятия, и инструменты высокого уровня, которые соответствуют следующему этапу развития, поскольку на текущем этапе освоенные инструменты гармонизации уже не соответствуют новым возникающим вызовам.

Табл. 1 иллюстрирует соответствие используемых предприятиями инструментов гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия и рисков потери состояния экономической безопасности с возрастающими оценками их уровня на конкретных этапах развития предприятия. Среди возникающих на этапах развития предприятия рисков выделены те, для ответа на вызовы которых необходим переход предприятия на новый уровень развития.

Таблица 1

Инструменты гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с учетом экономической безопасности

Этапы развития предприятия в России

1 Инструменты гармонизации:

2 3

Риски потери состояния экономической безопасности, имеющие возрастающие оценки простые, используемые в рамках этапа развития предприятия высокого уровня, означающие переход к новому этапу развития

I. Поставка продукции по договорам с контрагентами

Риск потери надежности поставщиков. Риск роста цен ресурсов. Риск перепроизводства. Риск ухудшения экономической конъюнктуры. Диверсификация поставщиков. Согласование интересов предприятия и поставщиков. Поставка продукции на рынок

II. Поставка продукции контрагентам и на рынок

Риск появления новых конкурентов. Риск сокращения емкости рынка. Риск устаревания продукции. Риск потери качества. Технический риск. Изучение потребностей потребителей. Согласование интересов предприятия и новых потребителей. Переход новых потребителей в категорию постоянных контрагентов. Модернизация производства: производство инновационной продукции; использование новых ресурсосберегающих технологий; диверсификация производства

1 2 3

III. Модернизация производства

Риск потери надежности поставщи- Согласование интере-

ков. сов предприятия и но-

Логистический риск. вых поставщиков.

Риск превышения нормы затрат ре- Формирование новых

сурсов. стабильных каналов

Риск роста уровней постоянных пла- сбыта продукции.

тежей.

Риск роста административно- Контроллинг. Расширение

управленческих расходов.

Риск роста расходов на рекламу. производства

Риск роста процентных ставок. Специальные техноло-

Риск сокращения периода кредито- гии финансового ме-

вания. неджмента.

Риск сокращения суммы предостав-

ляемого кредита.

Риск перепроизводства. Корректировка страте-

Риск неудовлетворенного спроса. гии модернизации.

IV. Расширение производства

Риск ухудшения квалификации пер- Стратегия непре-

сонала. рывного инноваци-

Инвестиционно-конъюнктурный Программы обучения онно-

риск. персонала. инвестиционного

Риск неготовности инвестицион- развития на основе

ных проектов к реализации. портфеля инноваций

V. Непрерывное инновационно-инвестиционное развитие

Таким образом, процесс гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия является двунаправленным:

- во-первых, он развивается в рамках текущего этапа развития предприятия с целью достижения максимально возможных объемов выручки и прибыли;

- во-вторых, он связан с переходом предприятия на новый этап развития в ответ на новые возникающие вызовы, нейтрализация которых в рамках текущего этапа уже невозможна.

В рамках каждого этапа развития предприятия реализуется свой контур управления гармонизацией производственной и коммерческой политик промышленного предприятия при использовании соответствующих инструментов гармонизации. На каждом следующем этапе развития предприятия появляется новый контур управления гармонизацией производственной и коммерческой политик, который включает в себя предыдущие. Это связано с тем, что производственно-коммерческая деятельность пред-

приятия происходит в неопределенной рыночной среде. Поэтому те или иные риски потери состояния экономической безопасности могут быть уменьшены или нейтрализованы лишь в течение ограниченного периода времени, а при определенных условиях они вновь становятся актуальными.

Так, такие инструменты гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия, как диверсификация поставщиков и согласование интересов предприятия и поставщиков используются в рамках контура управления этапа «Поставка продукции по договорам с контрагентами». Но в условиях ухудшения экономической конъюнктуры и снижения спроса со стороны постоянных контрагентов предприятие должно искать новых потребителей, то есть выходить со своей продукцией на свободный рынок. Поэтому поставка продукции на свободный рынок, с одной стороны, является инструментом согласования производственной и коммерческой политик предприятия, а с другой стороны, означает переход предприятия к такому этапу своего развития, когда поставки на свободный рынок становятся регулярными и предприятие оказывается совершенно в новой ситуации.

Новая экономическая ситуация требует от предприятия использовать и новые инструменты гармонизации производственной и коммерческой политик. В рамках контура управления этапа «Поставка продукции контрагентам и на рынок» инструментами гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия являются:

- изучение потребностей потребителей;

- согласование интересов предприятия и новых потребителей;

- достижение перехода новых потребителей в категорию постоянных контрагентов предприятия.

Однако на новом этапе своего развития предприятие сталкивается с новыми вызовами, для преодоления которых используется новый инструмент гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия - модернизация производства, включая производство инновационной продукции, использование ресурсосберегающих технологий, диверсификацию производства.

Осуществление модернизации производства свидетельствует о следующем этапе в развитии предприятия, который связан с изменением используемых технологий и номенклатуры выпускаемой продукции. На этапе «Модернизация производства» предприятие использует следующие инструменты гармонизации производственной и коммерческой политик:

- согласование интересов предприятия и новых поставщиков;

- формирование новых стабильных каналов сбыта продукции;

- контроллинг;

- корректировка стратегии модернизации.

Если в результате модернизации предприятие действительно выпускает пользующуюся спросом продукцию, то для дальнейшей гармони-

зации производственной и коммерческой политик оно будет нуждаться в расширении производства, что снова свидетельствует о следующем этапе в его развитии, связанном с введением в действие новых производственных мощностей, в том числе в других регионах и странах.

На новом этапе в развитии предприятия «Расширение производства» новым инструментом гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия является реализация программ обучения персонала.

В современных условиях развития мировой экономики предприятие должно быть готово к постоянным технологическим изменениям, поэтому последним из инструментов гармонизации высокого уровня является реализация стратегии непрерывного инновационно-инвестиционного развития.

Непрерывное инновационно-инвестиционное развитие предприятия есть современный этап развития предприятий в разрезе гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

В табл. 2 представлено соответствие тех элементов производственной и коммерческой политик предприятия, на согласование которых направлены соответствующие инструменты гармонизации.

Диверсификация поставщиков позволяет снизить издержки производства и удерживать цены продукции в доступном для основных потребителей диапазоне, что приводит к росту выручки и прибыли предприятия.

Согласование интересов предприятия и поставщиков способствует сокращению издержек и обеспечению ритмичности поставок, что также позволяет удерживать цены продукции и обеспечивать ритмичность поставок. Это приводит к росту выручки и прибыли.

Поставки продукции на рынок увеличивают объемы производства и доли рынка, но требуют дополнительной рекламной поддержки, что, однако, обеспечивает существенный рост выручки.

Изучение потребностей потребителей приводит к необходимости расширения ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с нацеленностью на конкретные сегменты рынка, что обеспечивает рост выручки.

Таблица 2

Эффекты гармонизации производственной и коммерческой

политик предприятия

Инструмент гармонизации Элемент производственной политики Элемент коммерческой политики Эффекты гармонизации

1 2 3 4

Диверсификация издержки произ- цены продук- рост выручки;

поставщиков водства ции рост прибыли

Продолжение табл.2

1 2 3 4

Согласование интересов предприятия и поставщиков издержки производства; ритмичность поставок цены продукции надежность поставок продукции рост выручки; рост прибыли

Поставка продукции на рынок объемы производства доля рынка; реклама существенный рост выручки

Изучение потребностей потребителей ассортимент продукции сегменты рынка рост выручки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласование интересов предприятия и новых потребителей ассортимент продукции скидки и акции; доля рынка рост выручки

Переход новых потребителей в категорию постоянных контрагентов объемы производства; издержки производства; планирование производства оптовые цены издержки обращения; устойчивые каналы сбыта существенный рост выручки; существенный рост прибыли

Модернизация производства: производство инновационной продукции; использование новых ресурсосберегающих технологий; диверсификация производства номенклатура производства; издержки производства сегменты рынка; реклама; каналы сбыта; цены продукции; доля рынка существенный рост выручки; существенный рост прибыли

Согласование интересов предприятия и новых поставщиков издержки производства; ритмичность поставок цены продукции надежность поставок продукции рост выручки; рост прибыли

Окончание табл.2

1 2 3 4

Формирование новых стабильных каналов сбыта продукции объемы производства; издержки производства; планирование производства оптовые цены издержки обращения; устойчивые каналы сбыта рост выручки; рост прибыли

Контроллинг издержки производства издержки обращения рост прибыли

Корректировка стратегии модернизации номенклатура производства; издержки производства доля рынка; реклама; каналы сбыта рост выручки; рост прибыли

Расширение производства объемы производства доля рынка существенный рост выручки; существенный рост прибыли

Программы обучения персонала качество продукции качество продаж рост выручки

Стратегия непрерывного инновационно-инвестиционного развития номенклатура производства; издержки производства доля рынка; реклама; каналы сбыта существенный рост выручки; существенный рост прибыли

Согласование интересов предприятия и новых потребителей требует поддерживать необходимый ассортимент продукции, использовать скидки и акции для закрепления потребителей и увеличения доли рынка, что обеспечивает рост выручки.

Переход новых потребителей в категорию постоянных контрагентов влияет на:

- объемы производства, что позволяет использовать оптовые цены;

- издержки производства и издержки обращения;

- планирование производства становится стабильнее, как и каналы сбыта продукции.

В целом появление новых постоянных контрагентов приводит к существенному росту выручки и прибыли предприятия.

Модернизация производства меняет номенклатуру выпускаемой продукции, что приводит к появлению у предприятия новых сегментов рынка, но одновременно повышает расходы на рекламу и требует формирования новых каналов сбыта. Ресурсосберегающие технологии способствуют снижению издержек производства и позволяют предприятию использовать ценовую конкуренцию, увеличивая свою рыночную долю. Следствиями модернизации производства являются существенный рост выручки и прибыли предприятия.

Механизм и результаты согласования интересов предприятия и новых поставщиков и формирования новых стабильных каналов сбыта продукции аналогичны рассмотренным выше инструментам согласования интересов предприятия и поставщиков и переходу новых потребителей в категорию постоянных контрагентов (но в последнем случае рост выручки и прибыли не будет существенным).

Контроллинг направлен на ограничение роста издержек производства и обращения, что должно способствовать росту прибыли предприятия.

Корректировка стратегии модернизации производства по механизму гармонизации аналогична модернизации производства, но обеспечивает ограниченный рост выручки и прибыли предприятия.

Расширение производства увеличивает объемы производства и долю рынка, что приводит к существенному росту выручки и прибыли.

Программы обучения персонала влияют на качество продукции и качество продаж, что способствует росту выручки.

Механизм и результаты реализации стратегии непрерывного инновационно-инвестиционного развития аналогичен инструменту высокого уровня - модернизации производства, обеспечивая существенный рост выручки и прибыли при реализации новых проектов предприятия.

Следует отметить, если при реализации этапов развития предприятия инструменты гармонизации не используются, то есть не осуществляется согласование отдельных элементов производственной и коммерческой политик предприятия, то экономические результаты могут оказаться ниже запланированных. К существенному росту выручки и прибыли предприятия приводят инструменты гармонизации высокого уровня, означающие переход предприятия на новый уровень своего развития.

Эффект от использования инструментов гармонизации будет выше, если их использовать в качестве инструментов единой производственно-коммерческой политики промышленного предприятия, а также в целях управления стоимостью предприятия [1, 2].

Таким образом, предложенный механизм гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия, учитывает нелинейный характер развития предприятия и отражает двунаправленный процесс гармонизации в рамках текущего этапа развития предприятия и при переходе к новому этапу развития. Механизм гармо-

низации позволяет уменьшать и нейтрализовывать риски производственно-коммерческой деятельности и повышать степень экономической безопасности предприятия. Исследование используемых инструментов гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия позволило выявить их взаимосвязанные элементы и возможные эффекты гармонизации и обосновать вывод, что инструменты гармонизации, используемые при переходе к новому уровню развития предприятия, являются инструментами высокого уровня, позволяющими добиться существенного экономического эффекта.

Список литературы

1. Федорова Т.А. Стратегии формирования рыночной стоимости, реализуемые российскими предприятиями // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 2, ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ. 2010. С. 257-269.

2. Федорова Т.А. Система рыночных и внутренних индикаторов стратегии формирования стоимости предприятия // Финансы и кредит. М.: Издательский дом «Финансы и кредит». 2009. - № 18 (354). С. 16-25.

Федорова Татьяна Александровна, д-р экон. наук, профессор, ftatiana75@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Бельская Елена Валерьевна, доцент, belskaya.ev@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE MECHANISM OF HARMONIZATION OF PRODUCTION AND COMMERCIAL INDUSTRIAL POLICIES OF THE COMPANY WITH CONSIDERATION OF ECONOMIC

SECURITY

T.A. Fedorova, E.V. Belskaya

The article provides a mechanism for the harmonization of industrial and commercial policies of the industrial enterprise, taking into account the stages of its development are considered instruments of harmonization and the effects of harmonization.

Keywords: industrial policy, trade policy, harmonization, tools harmonization, economic security of the enterprise.

Fedorova Tatyana Aleksandrovna, Dr. economic Sciences, professor, Russia, Tula, Tula state University,

Belskaya Elena Valerievna, docent of department, Russia, Tula, Tula state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.