Научная статья на тему 'Гармонизация сбытовой и производственной деятельности высокотехнологичного промышленного предприятия в условиях неопределенности и нестабильности'

Гармонизация сбытовой и производственной деятельности высокотехнологичного промышленного предприятия в условиях неопределенности и нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1658
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СБЫТ ПРОДУКЦИИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ЭМБАРГО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / HIGH-TECH / MARKETING OF PRODUCTS / UNCERTAINTY / INDUSTRIAL COMPUTER EQUIPMENT / HARMONIZATION / EMBARGO / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силинский Вацлав Сергеевич

Гармонизация производственно-сбытовой деятельности промышленного предприятия означает действия по согласованию производственных и сбытовых процессов с целью устойчивого функционирования предприятия и получения максимальной выгоды для организации. В период экономического кризиса, в условиях санкций и эмбарго на продукцию высоких технологий и товаров двойного назначения, когда отечественные промышленные предприятия осуществляют свою деятельность в условиях повышенной неопределенности и нестабильности, гармонизация становится одной из важных и одновременно сложных задач. Увязывая задачи, стоящие перед производством и сбытом, с общими целями предприятия, гармонизация производственной и сбытовой деятельности вносит необходимое организующее начало в его деятельность, выступает своего рода координатором промышленной политики предприятия. В данной статье предлагаются возможные пути гармонизации производственно-сбытовой деятельности высокотехнологичного предприятия, позиционирующего на рынке компьютерной техники индустриального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of sales and operations of high-tech industrial enterprise in the conditions of uncertainty and instability

Harmonization of production and sales activities of industrial enterprises implies actions aimed at harmonization of manufacturing and marketing processes, helping to achieve sustainability of business operations and maximization of the benefits for the organization. During the economic crisis, in terms of sanctions and embargo on products of high technology and dual-use goods, when domestic industries operate under conditions of high uncertainty and instability, harmonization is becoming one of the most important and difficult tasks. Linking the challenges facing the company's manufacturing and marketing with the overall objectives of the enterprise, the harmonization of production and marketing activities embodies the essential organizing principles in the company's activities, and acts as a coordinator of the industrial policy of the enterprise. This article suggests possible ways to harmonize production and marketing activities of high-tech enterprises operating in the market of industrial computer technology.

Текст научной работы на тему «Гармонизация сбытовой и производственной деятельности высокотехнологичного промышленного предприятия в условиях неопределенности и нестабильности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

В.С. Силинский

ГАРМОНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Отечественная промышленность нуждается в развитии высокотехнологичных отраслей для повышения своего научного и инновационного потенциала и улучшения структуры [15]. В этом плане особое место занимает производство и сбыт такого высокотехнологичного оборудования, как компьютерная техника индустриального или специального назначения. Эта продукция, обладающая инновационными свойствами и устойчивостью к механическим и прочим неблагоприятным воздействиям [12], по сути, является индикатором развития общества, определяет уровень экономического развития отрасли и страны в целом.

В области гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия, как важной составляющей повышения его деятельности, вели исследования такие видные ученые-экономисты, как Т.Н. Бабич, Дж. Болт, В.Я. Горфинкель, А.Г. Грязнова, P.M. Качалов, Г.Б. Клейнер, Ф. Котлер, Э.Н. Кузьбожаев, B.JI. Тамбовцев, Г. Шмален. Анализ научной литературы за последнее десятилетие показывает, что в решении данной проблемы одни авторы отдавали предпочтение вопросам производства: нацеливали предприятие на приобретение высокотехнологичного оборудования - на снижение производственных затрат и повышение эффективности производства [9]. Другие делали акцент на эффективном управлении человеческим капиталом [3]. Третьи видели решение вопроса гармонизации в развитии коммуникационных отношений с потребителем, когда ассортимент выпускаемой продукции, грамотное ее позиционирование ставятся во главу угла производственно-сбытовой деятельности предприятия [24]. Вывод однозначный: методы гармонизации сбыта и производства не могут быть набором универсальных мероприятий, поскольку находятся в зависимости от вида отрасли и выпускаемой продукции. И от отрасли и вида продукции зависит формирование необходимого инструментария и способов оптимального позиционирования и продвижения выпускаемой продукции, прогнозирования и планирования ее производства и продаж [21].

Компьютерная техника индустриального назначения входит в системы управления сложными технологическими процессами (в металлур-

гической и химической промышленности), применяются в ракетно-космической, судостроительной и в других, имеющих первостепенное значение, отраслях. В оборонно-промышленном комплексе к специализированной компьютерной технике дополнительно предъявляется еще такие важные требования, как способность надежно функционировать в течение длительного времени в необслуживаемом режиме [6], что очень важно для их использования в системах управления военных и гражданских судов и в других ответственных комплексах управления. Все это накладывает особые требования к гармонизации процессов сбыта и производства данного вида промышленного оборудования.

На промышленном рынке на приобретение нового производственного оборудования нацелены, прежде всего, потребители, которые сами являются производителями какого-либо товара или услуг, и поэтому готовы к приобретению самой современной и качественной техники с прицелом на ту выгоду, которую принесет новое оборудование [11]. Цена промышленного компьютерного оборудования, в среднем, в три-четыре раза выше обычного офисного аналога, а цена защищенного монитора, в зависимости от степени защиты может вырастать в десятки раз. Как пример -стоимость дисплея с характеристиками, позволяющими его применение в полевых условиях или в условиях горячего производства, начинается от трехсот тысяч рублей и выше [13], и вряд ли целесообразно переплачивать за дорогостоящую защиту от природных осадков для лабораторного оборудования.

Менеджеры предприятия-производителя должны четко осознавать, чем предлагаемая ими продукция отличается от продукции конкурентов. Эта закрепленная в сознании целевого потребителя отличительная особенность компьютерной промышленной техники станет первым шагом в процессе позиционирования выпускаемой предприятием продукции, в обеспечении стабилизации своей производственно-сбытовой деятельности [1]. Не случайно в перечне мероприятий, стабилизирующих деятельность промышленного предприятия, позиционирование называют, как правило, в числе первых.

Согласно Ф. Котлеру, современное промышленное предприятие имеет возможность позиционировать свою продукцию по трем стратегическим направлениям: ориентироваться на «лидирующие позиции товара», сделать акцент на «оптимизации производства», выстроить свою политику по принципу «близости к потребителю» [8]. Ф. Котлер рекомендовал предприятию делать осознанный выбор в пользу одного из ориентиров, сохранив при этом по остальным позициям средние отраслевые показатели. Высокотехнологичному предприятию им предписывалось занять лидирующие позиции товарного лидера, то есть, по сути, добиваться расширения ассортимента продукции [там же]. Поскольку при недостаточном ассортименте промышленной продукции повышается коммерческий риск потери

потребителя, который может начать поиски другого поставщика, выпускающего схожее компьютерное оборудование, но более полно отвечающее его требованиям. Снижая риск, связанный с новизной и нестандартностью высокотехнологичного оборудования, расширение ассортимента, снижает неопределенность, свойственную промышленному рынку в целом, а высокотехнологичному рынку - в наибольшей степени. Причем расширение ассортимента продукции может касаться как конкретного товара, так и стандартов обслуживания. Предложенный потребителю продукт может быть удовлетворительным почти по всем параметрам (скорость вычислительных процессов, надежность и повышенные защитные свойства), но не соответствовать запросам потребителя по причине неубедительного сервиса (инсталляция на объекте, сроки гарантийного ремонта).

В современный сервис предприятия, производящего промышленную компьютерную технику специального назначения, входит оказание таких научно-технологических услуг, как приемосдаточные, периодические и типовые испытания согласно соответствующим ГОСТам [4, 5]. В ходе этих испытаний техника проверяется на виртуальную работоспособность с заявленной операционной системой, а также на выдерживание физических воздействий в виде завышенных вибрационных факторов и показателей осадков и росы. В случае выхода из строя техники хотя бы на одном из стендов контроля оборудование возвращается на первоначальный этап проектирования для эксклюзивных конструктивных доработок под конкретные нужды заказчика. Как пример - защищенный монитор, эксплуатируемый при температуре -40°С необходимо проверить по требованию заказчика на работоспособность под -50°С ввиду изменений в эксплуатационном режиме на объекте. Выявленные в ходе проверки проблемы с лопающимся пластиком проводов и замедленной картинкой на дисплее адресуются конструкторскому отделу для доработки, проведения испытаний и внесения соответствующих изменений в нормативную документацию.

Стандарт услуг крупного предприятия, позиционирующего на рынке компьютерной техники индустриального назначения, может быть, таким образом, значительно расширен, если предприятие обладает большим научно-технологичным потенциалом. Высококачественный сервис и оказание научно-технологических услуг есть, таким образом, непременное условие успешной гармонизации сбытовых и производственных процессов в деятельности современного высокотехнологичного предприятия. При наличии таких научно-технологических услуг, как сертификация готовой продукции, решение задач виртуальной и физической совместимости комплектующих сборочных единиц и деталей, продукция приобретает для потребителя дополнительную потребительскую ценность, и сервисная деятельность становится одним из важнейших факторов эффективного сбыта.

Конвергенция науки и практики вообще считается важным условием гармоничного развития промышленного предприятия [14]. Иметь в распоряжении собственную научно-производственную базу - это означает с минимальными экономическими затратами решать сложные технологические задачи, иметь возможность производить необходимую потребителю модификацию приобретаемого и уже приобретенного оборудования (в рамках гарантийного сервисного обслуживания), оказать требуемые научно-технологичные услуги. Это положительно сказывается на коммерческих отношениях потребителя с производителем, повышает лояльность потребителя, и, соответственно, выполняется одна из основных задач гармонизации - снижение неопределенности, свойственной высокотехнологичному промышленному рынку.

С другой стороны, содержание и поддержание активов своего отдела НИОКР требует значительного финансирования со стороны производителя индустриальной компьютерной техники. В среднем на данном рынке затраты на закупку комплектующих для гарантийно-сервисного ремонта составляют 2% от выручки. К этому необходимо добавить 1% от выручки, который должен идти для поддержания запасных изделий, прилагаемых в ходе производства. И уже дополнительно к этим переменным затратам добавляются постоянные затраты на поддержание штата конструкторов, инженеров и технологов. Эти постоянные затраты уже зависят от размеров компании, от количества выполняемых проектов, а также от грамотного планирования своих ресурсов менеджментом компании. Однако, как пример, при конкурсном размещении заказов на промышленном рынке принятие во внимание всех этих факторов может снизить до 10% стоимости поставки продукции [23].

Практикующие менеджеры промышленного рынка связывают со сбытом своей продукции три основных вида неопределенности - неопределенность спроса, технологическую неопределенность и неопределенность конкурентного окружения [19]. Наиболее характерной для высокотехнологичного рынка считается технологическая неопределенность. Она вызвана неуверенностью клиента: насколько покупаемое инновационное оборудование отвечает заявленным требованиям и оправдает ли оно себя в эксплуатации.

Это считается характерной особенностью ведения отечественного бизнеса - результат его трудно предсказать, он происходит в условиях неопределенности, предполагает множество возможных вариантов. Считается, что одна из главных причин неопределенности заключается в нехватке информации, способной эту неопределенность снизить [18]. Расширение ассортимента продукции согласно запросам потребителя не только повышает лояльность потребителя к продукции, но и понижает степень неопределенности именно потому, что расширение ассортимента компенсирует недостаток рыночной информации.

По мнению специалистов, добиться полной определенности невозможно даже в идеальных условиях, но ряд мероприятий, таких как расширение ассортимента продукции, ее грамотное позиционирование и логично с ним связанное планирование производства и сбыта продукции, равносильно генерированию информации, снижающей степень неопределенности [там же]. Новые функциональные возможности процессоров, особая стабильность компьютерной системы, повышенная надежность узлов и деталей оборудования - все это повышает качество продвигаемой продукции, ее потребительскую ценность. При этом каждая дополнительная характеристика, расширяя функциональные возможности выпускаемого компьютерного оборудования, повышает не только потребительную стоимость оборудования, но и точность позиционирования [10].

Гармонизация производственной и сбытовой деятельности представляет собой управленческий процесс, который предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, управленческих, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных, в том числе, на развитие коммуникационных отношений с потребителем. Система сбыта промышленной продукции, как финишное звено деятельности производственного предприятия, имеет существенные отличия от сбыта продукции на потребительском рынке. На потребительском рынке сбыт охватывает процессы с момента изготовления продукции до ее реализации. Процессы сбыта современной высокотехнологичной продукции индустриального назначения благодаря оказанию научно-технологичных услуг как бы интегрируют в процессы производства. Идет вовлечение клиентов в процесс совместного создания ценности, и данная коммуникационная связь повышает эффективность совместного создания повышенной ценности производимой продукции [15].

Процесс динамичного вовлечения потребителя в производственный процесс во многом объясним стремительным развитием, свойственным высокотехнологичным отраслям, и тем кризисным явлениям в экономике, которые усиливают неопределенность и отрицательно сказываются на сбытовой деятельности отечественного промышленного предприятия [10]. В условиях кризиса, поставившего отечественные предприятия в затруднительное положение, активное вовлечение потребителя в производственную деятельность промышленного предприятия есть один из путей гармонизации производства и сбыта высокотехнологичной продукции [15]. В долгосрочной перспективе доверительные взаимоотношения с потребителем всегда имели для ведения бизнеса первостепенное значение, но вовлечение заказчика в производственный процесс (испытание опытных образцов, эксклюзивные доработки, разработка дизайна) становится отличительным фактором производственно-сбытовой деятельности высокотехнологичного промышленного предприятия. Активное включение потребителя в производственный процесс равносильно генерированию

информации, нивелирующей риски коммерческой деятельности через снижение градуса неопределенности: производственная деятельность промышленного предприятия логично вписывается в потребности клиента.

Как показывает практика сбыта высокотехнологичного оборудования специального индустриального назначения, в 50% всех продаж техника проходит доработку согласно требованиям заказчика. Вне зависимости от того является ли изделие серийным или нет. Производители комплектующих и ежегодная модернизация компьютерной техники вынуждают вносить изменения. В условиях эмбарго и вынужденного импортозамещения уже невозможно перенести ответственность на зарубежного производителя. Если раньше в целях обеспечения долгосрочных поставок из Европы и США производителю ставились условия проведения определенных испытаний по их военным стандартам (МГЬ-БТБ - аналог нашего ГОСТа военной техники). То сейчас импортозамещение вынуждает проверять 90% техники от общих продаж.

В 40% процентах из общего числа таких финишных доработок продаваемого компьютерного оборудования требовалась сконструировать и произвести оснастку крепления. В условиях эмбарго данная цифра стала достигать 70%. В 30% процентах из общего числа требовалась дополнительная защита вычислительного оборудования от повышенной влажности - обработка лак-мастикой критичных узлов комплектующих внутри защищенного корпуса. Это стандартная процедура, поэтому от введения эмбарго цифра не изменилась. И в 100% процентах потребовалась дополнительная проверка оборудования на вибрационных стендах, а также на совместимость с операционными системами.

Таким образом, при производстве высокотехнологичной продукции, система сбыта интегрирует в производственную деятельность предприятия, вклинивается в процесс доработки товара. Эта производственно-сбытовая интеграция запросов потребителя в производственную деятельность промышленного предприятия есть характерная особенность деятельности промышленного предприятия на В2В рынке, не свойственная потребительскому рынку.

Когда предприятие, выпускающее продукцию высоких технологий, имеет значительные средства на научные исследования и на доводку оборудования под потребителя, когда оснащено необходимой научно-исследовательской аппаратурой и инструментами, имеет высокопрофессиональный штат конструкторов и инженеров - это предприятие имеет конкурентные преимущества, обоснованные повышенной потребительской стоимостью его продукции.

Расширение номенклатуры продукции усложняет задачи, стоящие перед участниками производственного процесса. При выпуске небольших партий различного ассортимента растет себестоимость изделия, усложняется организация управления, но четкое планирование ассортимента продукции

координирует интересы производителя и потребителя. Процесс расширения ассортимента продукции содержит в себе элементы планирования и прогнозирования, которые нивелируют неопределенность. Насколько это возможно сделать в текущей ситуации, когда 95% всех комплектующих производится за рубежом - сложно сказать. Санкционные меры к России применили не все страны, логистические связи с Китаем, Тайванем и Японией на момент написания статьи нарушены не были. Это дает надежды полагать, что в ближайшее время нас ждет не сколько импортозамещение, а дислокация поставщика комплектующих из Европы а Америки в Азию.

Взаимодействие субъектов в системе сбыта можно представить процессом обмена информации, и, согласно К. Шеннону, «прирост информации равен утраченной неопределенности» [16]. Повышение компетенции участников сбытового процесса значительно снижает неопределенность деловых отношений, и что особенно важно: взаимодействие производителей со своими потребителями с целью снижения неопределенности, доказано, особенно эффективно и потому играет исключительную роль при производстве и сбыте технически сложных изделий [там же]. Так, консультации технических специалистов со стороны производителя в рамках инструмента личных продаж способствуют ускоренному продвижению продукции, оказывая потребителю помощь в принятии верного решения, какие виды компьютерного оборудования и с какого рода защитой ему необходимы.

Потребитель высокотехнологичной продукции ожидает от внедрения приобретаемого оборудования прямые выгоды: повышение производительности труда, увеличение продаж продукции собственного производства, снижение эксплуатационных расходов. Однако новизна и нестандартность нового высокотехнологичного оборудования в условиях повышенной неопределенности таят для потребителя определенный риск.

Нивелировать его можно грамотным позиционированием товара (классифицировать потребителей по профилю их деятельности и нацеливаться именно на то промышленное оборудование, в котором нуждаются в первую очередь) и научно-обоснованным планированием ассортимента. Ассортимент выпускаемой продукции и грамотное позиционирование товара становится важнейшей составной частью производственно-сбытовой деятельности промышленного предприятия в сложной экономической ситуации. Благодаря интеграции научных, организационных и технологических мероприятий, происходит снижение негативного воздействия: взаимная согласованность рождает единство целей и обуславливает общую направленность всех элементов производственно-сбытовой системы на экономическую эффективность. Процесс планирования ассортимента и позиционирования продукции есть генерирование информации, способной снизить степень неопределенность, преодолеть ее негативное воздействие [10]. Однако широкая линейка продукции высокого качества, предпола-

гает наличие в штате предприятия-производителя квалифицированного персонала, способного производить качественное компьютерное оборудование, высокого научно-технологического потенциала, чтоб обеспечить компетентное сервисное обслуживание и оказание необходимых научно-технологических услуг. Мероприятия по повышению качества продукции становятся неотъемлемой частью производственно-сбытовой деятельности высокотехнологичного предприятия. Одним из путей реализации в этом плане становятся мероприятия по согласованию производственных и сбытовых процессов с целью устойчивого функционирования предприятия, которую обеспечивает процесс гармонизации производственно-сбытовой деятельности промышленного предприятия через концепцию управления качеством. Как правило, качественная деятельность подкрепляется сертификацией на соответствие требованиям стандартов ISO 9001. Эти стандарты носят обобщенный характер, в них не содержится алгоритма, как конкретно осуществлять производственные процессы, каким образом анализировать полученные результаты, и конкретное их наполнение становится заботой менеджера предприятия-производителя.

Спрос на промышленную компьютерную технику изменяется быстрее, чем спрос на компьютеры офисного исполнения. Потребитель промышленного оборудования заинтересован в скорейшем обновлении технического парка с целью повышения производительности и качества труда на собственном производстве. Потому для сбытовой деятельности современного промышленного предприятия наиболее эффективным методом сбыта по праву считаются прямые продажи, когда и сбыт и оказание сервисных услуг производятся без привлечения посредников. Имея в своем штате квалифицированных специалистов, предприятие-производитель оперативно и качественно осуществит весь спектр научно-технологичных и сервисных услуг, в том числе тестирование компьютерного оборудования на специальных стендах и сертификацию продукции. Одновременно с процессом прямого сбыта идет непосредственный контакт с потребителем и, соответственно, поступление из первых рук необходимой для аналитической деятельности предприятия рыночной информации. Быть может, в этом и заключается главный положительный эффект гармонизации - в ее нацеленности не на борьбу с негативными последствиями, а на устранение возможных проблем. Гармонизация производственно-сбытовой деятельности обеспечивает единство целей всех процессов системы, согласует их общую направленность, способствует их положительной синергии, что позволяет повысить экономическую состоятельность предприятия в неблагоприятных условиях нестабильности и неопределенности.

Еще, как показывает практика ведущих отечественных предприятий, управление производственно-сбытовой деятельностью промышленного высокотехнологичного предприятия наилучшим образом сочетается с применение такого современного метода управления, как

проектный менеджмент, благодаря которому деятельность предприятия-производителя осуществляется более осмысленно, без излишней бюрократизации [17]. Отделы сбыта крупных производственных фирм уже давно стали внедрять эти передовые методы управления. С практической точки зрения, руководитель проектов имеет все основания быть главным организатором производственно-сбытового процесса, если, конечно, обладает, как того требует профессия, знаниями в производственной и в сбытовой сфере. Доказано, что в случае грамотного применения проектного менеджмента, сокращаются сроки выхода на рынок продукции, повышается скорость продвижения товара, лучшим образом идет освоения новых технологий с одновременным снижением издержек производства; по данным Международной ассоциации управления проектами (1РМА), внедрение проектного менеджмента позволяет экономить порядка 20-30 процентов времени и около 15-20 процентов средств [2].

Расходы, связанные с научно-технологичными услугами на рынке компьютерной техники индустриального назначения, достаточно высокие, но и экономическая эффективность от внедрения выше названных методов управления процессом гармонизации весьма ощутима. Правильно подобранные, и умело выполненные, научно-технологичные и организационные мероприятия повышают ценность производимой продукции, эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия в целом [8]. В условиях санкций и эмбарго гармонизация промышленной и торговой политики предприятия становится неотъемлемым условием существования и стабильного функционирования промышленного предприятия.

Список литературы

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент 4-изд. / Е.Е. Вершигора - М.: ИНФРА-М, 2011. -283 с.

2. Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.А. Управление проектами. -Книжный дом «Либроком», 2009, - 384с.

3. Горин С.В. Гармонизация производственной и сбытовой деятельности промышленных предприятий. Автореферат диссертации. Воронеж. 2003г. Электронный ресурс: http://goo.gl/PrT1nC

4. ГОСТ 15.309-98. Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.

5. ГОСТ РВ 15.307-2002. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытание и приемка серийных изделий.

6. ГОСТ РВ 20.39.304-98. Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования стойкости к внешним воздействующим факторам.

7. Котлер Ф. Десять смертных грехов маркетинга / Пер. с англ. Под ред. Т.Р. Тэор. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2004 - 160 с.

8. Котлер Ф., КеллерК.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд. - СПб.: Питер. 2012 - 480 с.

9. Кузьбожев Э.Н., Рябцева И.Ф. Начала теории и методологии структурной трансформации экономики: Монография. Серия: Научная мысль. Издательство: Инфра-М. 2013. С.262.

10. Кузьмин Е.А. Неопределенность и определенность в управлении органи-за-ционно-экономическими системами. Экономика и бизнес. Монография. 2012г. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/4zmrRh

11. Маркетинг на b2b рынках: отношенческий подход: учебное пособие / С.П. Кущ, М.М. Смирнова; Высшая школа менеджмента СПбГУ.—СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. - 272 с.

12. Материалы сайта компании ЗАО «РАМЭК-ВС» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ramec.ru/services/spez_zachita/

13. Материалы сайта Ниеншанц-Автоматика: средства автоматизации производства. Контроллеры, промышленные компьютеры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nnz-ipc.ru/group/listAll79/

14. Муратов А.С. Эволюция теории экономических гармоний и ее прикладное значение в управлении организациями. Журнал теоретических и прикладных исследований «Вестник Кемеровского Государственного университета», 2013 № 3 (55) Т. 2: Экономика. С. 137.

15. Наумов В.Н. Скоробогатов Е.М. Проблемы маркетинга. Логистика. Журнал «Проблемы современной экономики», № 1 (37), 2011. Электронный ресурс: http://goo.gl/lJL9om

16. Наумов В.Н. Управление взаимодействием в системе сбыта: теория, методология, стратегии. - СПб.: Политехника-сервис, 2011. - 289 с.

17. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/kp6FkU

18 Ольсевич Ю.Я. Доклад «Фундаментальная неопределенность рынка и концепции современного кризиса». М. - Институт экономики РАН, 2011, с.8.

19. Семьянова О.Ю. Маркетинговые стратегии продвижения высокотехнологичных товаров на рынок. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2007.

20. СмольяноваЕ.Л. Гармонизация промышленной и торговой политики предприятий на основе развития инновационной деятельности. Автореферат докторской диссертации. Воронеж. 2009. Электронный ресурс: http://goo.gl/6ESTqU

21. Современные аспекты маркетинга / под ред. В.А. Дуболазова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 439 с.

22. Сюняева Д.А., Глухов В.В. Проблемы моделирования как инструмента организационно-производственного инжиниринга на предприятии // Научно-

технические ведомости СПбПУ. Экономические науки / Под ред. В.В. Глухова и др. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 5 (204) 2014 - с.89—97.

23. Цыванюк П.В., Бабкин А.В. Особенности конкурсного размещения заказа на создание научно-технической продукции промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбПУ Экономические науки / Под ред. В.В. Глухова и др. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 3 (149) 2012 - с.53—61.

24. Юлдашева О.У., Рябов А.А. Взаимосвязь планирования сбыта и производства. Ассортиментный аспект. Информационно-справочное издание «Новости электротехники», №6 (36), 2005. Электронный ресурс: http://news.elteh.ru/ arh/2005/36/15.php

References

1. Vershigora Ye.Ye. Menedzhment 4-izd. / Ye.Ye. Vershigora - M.: INFRA-M, 2011. -283 s.

2. Gontareva I.V., Nizhegorodtsev R.M., Novikov D.A. Upravleniye proyektami. Uchebnoye posobiye, - Knizhnyy dom «Librokom», 2009, - 384s.

3. Gorin S .V. Garmonizatsiya proizvodstvennoy i sbytovoy deyatelnosti promyshlennykh predpriyatiy. Avtoreferat dissertatsii. Voronezh. 2003g. Elektronnyy resurs: http:// goo.gl/PrT1nC

4. GOST 15.309-98. Sistema razrabotki i postanovki produktsii na proizvodstvo. Ispytaniya i priyemka vypuskayemoy produktsii. Osnovnyye polozheniya.

5. GOST RV 15.307-2002. Sistema razrabotki i postanovki produktsii na proizvodstvo. Voyennaya tekhnika. Ispytaniye i priyemka seriynykh izdeliy.

6. GOST RV 20.39.304-98. Kompleksnaya sistema obshchikh tekhnicheskikh trebo-vaniy. Apparatura, pribory, ustroystva i oborudovaniye voyennogo naznacheniya. Trebovaniya stoykosti k vneshnim vozdeystvuyushchim faktoram.

7. Kotler F. Desyat smertnykh grekhov marketinga / Per. s angl. Pod red. T.R. Teor. -SPb.: Izdatelskiy dom «Neva», 2004 - 160 s.

8 Kotler F., Keller K.L. Marketing menedzhment. Ekspress-kurs. 3-ye izd. - SPb.: Piter. 2012 - 480 s.

9. Kuzbozhev E.N., Ryabtseva I.F. Nachala teorii i metodologii strukturnoy transformatsii ekonomiki: Monografiya. Seriya: Nauchnaya mysl. Izdatelstvo: Infra-M. 2013. S.262.

10. Kuzmin Ye.A. Neopredelennost i opredelennost v upravlenii organizatsionno-ekonomicheskimi sistemami. Ekonomika i biznes. Monografiya. 2012g. [Elektronnyy resurs]. URL: http://goo.gl/4zmrRh

11. Marketing na b2b rynkakh: otnoshencheskiy podkhod: uchebnoye posobiye / S.P. Kushch, M.M. Smirnova; Vysshaya shkola menedzhmenta SPbGU.—SPb.: Izd-vo «Vysshaya shkola menedzhmenta», 2010. - 272 s.

12. Materialy sayta kompanii ZAO «RAMEK-VS» [Elektronnyy resurs]. URL: http:// www.ramec.ru/services/spez_zachita/

13. Materialy sayta Niyenshants-Avtomatika: sredstva avtomatizatsii proizvodstva. Kontrollery, promyshlennyye kompyutery. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. nnz-ipc.ru/group/listAll/9/

14. Muratov A.S. Evolyutsiya teorii ekonomicheskikh garmoniy i yeye prikladnoye znacheniye v upravlenii organizatsiyami. Zhurnal teoreticheskikh i prikladnykh issledovaniy «Vestnik Kemerovskogo Gosudarstvennogo universiteta», 2013 № 3 (55) T. 2: Ekonomika. S. 137.

15. Naumov V.N. Skorobogatov Ye.M. Problemy marketinga. Logistika. Zhurnal «Problemy sovremennoy ekonomiki», № 1 (37), 2011. Elektronnyy resurs: http:// goo.gl/lJL9om

16. Naumov V.N. Upravleniye vzaimodeystviyem v sisteme sbyta: teoriya, metodologiya, strategii. - SPb.: Politekhnika-servis, 2011. - 289 s.

17. Ogvozdin V.Yu. Upravleniye kachestvom: kontseptualnyye problemy novykh standartov ISO 9000. [Elektronnyy resurs]. URL: http://goo.gl/kp6FkU

18. Olsevich Yu.Ya. Doklad «Fundamentalnaya neopredelennost rynka i kontseptsii sovremennogo krizisa». M. - Institut ekonomiki RAN, 2011, s.8.

19. Semyanova O.Yu. Marketingovyye strategii prodvizheniya vysokotekhnologichnykh tovarov na rynok. Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov. Sankt-Peterburg, 2007.

20. Smolyanova Ye.L. Garmonizatsiya promyshlennoy i torgovoy politiki predpriyatiy na osnove razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti. Avtoreferat doktorskoy dissertatsii. Voronezh. 2009. Elektronnyy resurs: http://goo.gl/6ESTqU

21. Sovremennyye aspekty marketinga / pod red. V.A. Dubolazova. - SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2014. - 439 s.

22. Syunyayeva D.A., Glukhov V.V. Problemy modelirovaniya kak instrumenta organizatsionno-proizvodstvennogo inzhiniringa na predpriyatii // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbPU. Ekonomicheskiye nauki / Pod red. V.V. Glukhova i dr. - SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 5 (204) 2014 - s.89-97.

23. Tsyvanyuk P.V., Babkin A.V. Osobennosti konkursnogo razmeshcheniya zakaza na sozdaniye nauchno-tekhnicheskoy produktsii promyshlennogo klastera // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbPU. Ekonomicheskiye nauki / Pod red. V.V. Glukhova i dr. - SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 3 (149) 2012 - s.53-61.

24. Yuldasheva O.U., Ryabov A.A. Vzaimosvyaz planirovaniya sbyta i proizvodstva. Assortimentnyy aspekt. Informatsionno-spravochnoye izdaniye «Novosti elektro-tekhniki», №6 (36), 2005. Elektronnyy resurs: http://news.elteh.ru/arh/2005/36/15. php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.