Литература
1. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Экономический механизм гармонизации производственно-сбытовой деятельности горных предприятий: отчет о НИР/СибГИУ. Новокузнецк, 2015. 103 с. С. 100-103. № ГР 115051210020.
2. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Методика многоуровневой оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности угледобывающих предприятий // Организатор производства, 2014. № 3 (62). С. 52-60.
3. Тюфякова О. П. Алгоритм управления выручкой, прибылью и рентабельностью продаж горнодобывающего предприятия с использованием показателя удельного объема проведения горных выработок // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал), 2004. № 1. С. 204-206.
4. Черникова О. П. Методика расчета показателя операционного рычага для управления производственным риском промышленного предприятия // Science time, 2015. № 8 (20). С. 239-245.
5. Черникова О. П., Никитина С. А. Оценка риска банкротства горного предприятия // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Сборник научных статей. Под общей редакцией В. Н. Фрянова, 2013. С. 147-155.
6. Зубкова О. А., Тюфякова О. П. Операционный леверидж как инструмент принятия управленческих решений // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Сборник научных статей. Под общей редакцией В. Н. Фрянова, 2007. С. 27-30.
7. Черникова О. П. Факторы производственного риска угольной шахты // Современные тенденции в науке: новый взгляд. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов, 2011. С. 150-151.
The content of the harmonization of production and marketing activities
of enterprises Maslinnikova M. (Russian Federation) Содержание гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятий Маслинникова М. А. (Российская Федерация)
Маслинникова Маргарита Андреевна /Maslinnikova Margarita - студент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Аннотация: важность гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятий обусловлена в первую очередь тем, что она является показателем отлаженности производственных и сбытовых процессов, от работы которых зависит уровень развития предприятия в целом. В статье рассматривается содержание гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятий.
Abstract: the importance of harmonization of production and marketing activities of enterprises is due primarily to the fact that it is an indication to the smooth production and sales processes, from work which determines the level of development of the enterprise as a whole. The article deals with the content of the harmonization of production and marketing activities of enterprises.
Ключевые слова: гармонизация, производственная деятельность, сбытовая деятельность, ритмичность производства.
Keywords: harmonization, production activities, marketing activities, rhythmicity production.
Гармонизация - это неотъемлемое условие существования и нормального функционирования предприятия как системы в целом. В научных публикациях, посвященных гармонизации производственно-сбытовой деятельности предприятия, указывается, что это действия по согласованию производственных и сбытовых процессов с целью устойчивого функционирования предприятия и получения максимальной прибыли [1, 2]. Она нацелена на создание полноценной социально-ориентированной инновационной среды, удовлетворение потребительского спроса, формирование новой культуры потребления при гарантированном качестве [3].
Цель гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия является обеспечение взаимного согласования данных видов деятельности, направленное на получение максимальной прибыли и обеспечение устойчивого функционирования предприятия, нацеленного на долгосрочный период.
Одним из основных элементов, обеспечивающих гармонизацию, является учет производственных возможностей в ходе разработки ассортимента продукции, который позволил бы обеспечить ее последующий сбыт.
Под содержанием гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия понимаются единство всех элементов ее составляющих: свойств, внутренних бизнес-процессов, их показателей, связей, противоречий и тенденций [4]. Такое единство составляющих гармонизации выражается в том, что гармонический процесс, предполагающий объединение научных, организационных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, приводит к взаимной согласованности. При этом для совершенствования функционирования бизнес-процессов необходима их идентификация [5] и разработка критериев их эффективности [6].
Целью производства, с точки зрения его эффективности, является сужение ассортимента продукции, связанное с необходимостью снижения издержек, эффективного использования производственных мощностей, а также повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.
Цель сбыта определяется тем, что чем больше выпускается видов продукции, тем больше возможностей в поиске заинтересованных потребителей, а значит, и получения конкурентных преимуществ.
Таким образом, если спрос на товар достаточно высок и объем сбыта имеет тенденцию к росту, то будет рационально расширять производство при сохранении запланированной структуры ассортимента. Но если процесс сбыта продукции одной ассортиментной группы устойчив, а другой - не устойчив, то производственная деятельность подвергается изменениям за счет неустойчивых товарных групп. Отсюда можно увидеть еще один важный элемент гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия - учет положения товара на рынке [7].
При гармонизации производственной и сбытовой деятельности важно учитывать ритмичность производства и реализации продукции. Бесперебойная, равномерная работа предприятия является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Аритмичность отрицательно сказывается на показателях деятельности предприятия, таких как увеличение объема незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе; снижение качества продукции; несвоевременное выполнение поставок по договорам и поступление выручки [8].
Отсутствие гармонизации производственной и сбытовой деятельности приводит к увеличению себестоимости продукции, уменьшению прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия в целом.
Гармонизация производственной и сбытовой деятельности не может осуществляться без продуктовых нововведений. Ей больше свойственен
37
стратегический характер, что находит отражение во внедрении в производство новых и снятии с производства неэффективных товаров.
При этом можно выделить следующие условия гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия: новый товар позволит предприятию осуществить выход на неосвоенный сегмент рынка; при выпуске нового изделия будут задействованы неиспользуемые производственные мощности; освоение изделия связано с реализацией передовых технологий, что, приведет к повышению технологического потенциала предприятия;
Гармонизация производственной и сбытовой деятельности предприятия предъявляет следующие требования: используемые в производственном процессе оборудование и технология должны обладать высоким потенциалом и постоянно совершенствоваться; необходимо осваивать новые рынки сбыта; издержки производства необходимо снижать, обеспечивая выпуск качественной продукции, которая обладает потенциалом для совершенствования; предприятие должно иметь стабильные связи с потребителями и посредниками, обеспечивающими максимальный эффект от продажи товаров.
Таким образом, гармонизация производственной и сбытовой деятельности является важной задачей каждого предприятия, направленной на обеспечение его эффективного функционирования. Поставив задачи производства и сбыта, необходимо принимать во внимание способы гармонизации производственной и сбытовой деятельности, особенности производимой продукции, структуру промышленного потенциала, ситуацию на рынке, возможные последствия для финансового состояния предприятия с учетом имеющегося потенциала промышленной и торговой политики предприятия и особенностей его экономического развития.
Литература
1. Анисимов Ю. П. Гармонизация деятельности предприятия: монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, С. В. Горин. Воронеж: Воронежская гос. технол. акад., 2003. 304 с.
2. Нифонтов А. И., Кушнеров Ю. П., Черникова О. П. Гармонизация производственной и сбытовой деятельности угольной компании // Вестник НГУЭУ, 2016. № 2. С. 226-234.
3. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Рыночная концепция гармонизации производства и сбыта в угольной отрасли // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, 2016. С. 196-201.
4. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Гармонизация показателей бизнес-процессов угледобывающего предприятия // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов, 2016. № 3. С. 218-224.
5. Черникова О. П. Реинжиниринг бизнес-процессов угледобывающего предприятия // NovaInfo.Ru, 2016. Т. 3. № 48. С. 243-254.
6. Нифонтов А. И., Тюфякова О. П., Наумкин В. Н. Критерии эффективности горноподготовительной подсистемы угольных шахт // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции, 2004. С. 119-121.
7. Кочурова Л. Управление торгово-производственной сферой России: научный подход // Проблемы теории и практики управления, 2008. № 6. С. 94-104.
8. Черникова О. П. Методика расчета экономического ущерба угольных шахт при аритмичном функционировании бизнес-процесса «Проведение подготовительных горных выработок» // Научный альманах, 2015. № 8 (10). С. 370-374.