Гармонизация промышленной и торговой политики предприятий
Статникова М. С.
Статникова Марина Сергеевна / Statnikova Marina Sergeevna - студент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Аннотация: в современных экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятиям необходимо предпринимать скоординированные действия по организации производства и сбыта продукции при неопределенности круга потребителей. В статье обозначены общие ориентиры гармонизации промышленной и торговой политики предприятий.
Ключевые слова: производство, сбыт, гармонизация производства и сбыта, промышленная политика, торговая политика.
В условиях административно-командной экономической системы предприятиям был гарантирован сбыт продукции в соответствии с поставленными государством планами, в настоящее время организациям необходимо обеспечивать конкурентоспособность своего производства и самостоятельно обеспечивать сбыт. Поэтому необходимо отойти от административно-командной системы, приоритетом которой была промышленная политика, и разработать для каждого производителя, компании, отрасли или групп потребителей основные направления торговой политики [1]. Сложившиеся рыночные отношения, диктуют производителям необходимость объединения таких процессов, как производство и сбыт продукции. Эта задача решается с помощью реализации промышленной и торговой политики предприятия посредством гармонизации производственно-сбытовой деятельности [2].
Промышленная политика предприятия - общие ориентиры для действий и принятия решений относительно производства продукции. Промышленная политика включает в себя решения по:
- номенклатуре и ассортименту продукции;
- объему производства; качеству;
- издержкам, технологии;
- оборудованию;
- запасам;
- организации производственного процесса;
- структуре управления производством.
Промышленная политика предприятия может находить отражение в таких документах, как:
- устав предприятия;
- миссия предприятия;
- производственная программа;
- бюджет предприятия;
- калькуляция себестоимости;
- положение о структуре предприятия;
- бизнес-план предприятия;
- внутренние стандарты;
- система норм и нормативов [3].
Торговая политика предприятия - общие ориентиры для действий и принятия решений относительно доведения произведенной продукции до потребителя и ее реализации. Торговая политика включает в себя решения по: поставщикам; потребителям; каналам распространения товара; ценам; рекламе и связям с общественностью; прибыли и рентабельности; рыночной доле предприятия; торговым
маркам [4]. Торговая политика предприятия может находить отражение в следующих документах: портфель заказов; план сбыта; план материально-технического снабжения; положение о фирменном стиле и его составляющих; положение о постоянно действующих выставках [5].
Отсутствие единства в системе целей промышленной и торговой политики предприятия приводит в конечном итоге к неудовлетворительному результату: финансовому состоянию, не удовлетворяющему по своим показателям менеджмент предприятия. Гармонизация является неотъемлемым условием существования и нормального функционирования предприятия как системы.
При планировании развития производства следует сформировать общие ориентиры для действий и принятия решений относительно производства продукции. При этом необходимо рассматривать такие составляющие и показатели, как:
- номенклатура и ассортимент продукции;
- объемы производства; качество продукции;
- затраты на производство и реализацию продукции;
- использование инвестиций на техническое перевооружение основных производственных фондов;
- нормативы запасов оборотных средств по основным элементам используемых ресурсов;
- совершенствование организации производства на всех технологических процессах;
- адаптация организационной структуры управления к современным требованиям [6].
В настоящее время перед российскими предприятиями стоит задача повышения их
управляемости и гибкого реагирования в динамичной внешней среде. Максимальная прибыль достигается предприятием только в том случае, когда товары производятся в том объеме, который предприятию удастся реализовать. Поэтому, одним из главных условий нормального функционирования и развития предприятия является наличие гармонии во взаимодействии его бизнес-процессов, а для этого они должны быть идентифицированы и оценены по важности, проблемности и стоимости и возможности проведения изменений [7].
Авторы Смольянова Е. Л. и Серебрякова Н. А. [8] отмечают, что одним из основных элементов, обеспечивающих гармонизацию, является учет производственных возможностей в ходе разработки ассортимента продукции, который позволил бы обеспечить ее последующий сбыт.
Также, при гармонизации производственной и сбытовой деятельности важно учитывать ритмичность производства и реализации продукции. Ритмичная, равномерная работа предприятия является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Отсутствие гармонизации производственной и сбытовой деятельности при неравномерном производстве и реализации продукции приведет к увеличению ее себестоимости, возникновению экономического ущерба [9].
В центре внимания современной экономики - потребитель. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции требует от производителей адекватной реакции на эти условия, и результатом должно быть повышение качества обслуживания, прежде всего, сокращение времени выполнения заказов и безусловное выполнение графиков поставки [1].
Гармонизация производственно-сбытовой деятельности предполагает единство процессов производства и сбыта продукции, которое позволяет предприятию скоординировать деятельность таким образом, чтобы обеспечить максимизацию прибыли и адаптацию предприятия к условиям нестабильной экономической ситуации.
Литература
1. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Рыночная концепция гармонизации производства и сбыта в угольной отрасли // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, 2016. С. 196-201.
2. Паршин Н. М. Промышленно-торговая политика производственных предприятий потребительской кооперации / Н. М. Паршин. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. 360 с.
3. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Экономический механизм гармонизации производственно-сбытовой деятельности горных предприятий: отчет о НИР / СибГИУ. Новокузнецк, 2015. 103 с. Библиогр. С. 100-103. № ГР 115051210020.
4. Хусаинова Я. Р., Тюфякова О. П. Организация работы отдела маркетинга на предприятиях угольной промышленности // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции, 2005. С. 197-199.
5. Ланцман Е. Н. Теоретические основы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия / Е. Н. Ланцман. Вестник АГТУ, 2006. № 4.
6. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Гармонизация показателей бизнес-процессов угледобывающего предприятия // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов, 2016. № 3. С. 218-224.
7. Черникова О. П. Реинжиниринг бизнес-процессов угледобывающего предприятия // Novainfo.Ru, 2016. Т. 3. № 48. С. 243-254.
8. Смольянова Е. Л., Серебрякова Н. А. Реализация промышленно-торговой политики посредством гармонизации производственной и сбытовой деятельности / Е. Л. Смольянова, Н. А. Серебрякова. М.: Издательство «Креативная экономика», 2008.
9. Черникова О. П. Методика расчета экономического ущерба угольных шахт при аритмичном функционировании бизнес-процесса «Проведение подготовительных горных выработок» // Научный альманах, 2015. № 8 (10). С. 370-374.
Биржевой рынок ценных бумаг в России: состояние и перспективы
1 2 Пахаев А. В. , Медведева А. Е.
1Пахаев Александр Валерьевич /Pakhaev Aleksandr Valer'evich - студент; 2Медведева Анна Евгеньевна /Medvedeva Anna Evgen 'evna - студент,
финансовый факультет, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются сущность биржевого рынка и особенности его функционирования в России. Проанализированы проблемы, которые присущи российскому рынку ценных бумаг, в том числе организационные, кадровые, методологические проблемы, а также пути их решения. Показаны перспективные направления развития российского рынка ценных бумаг.
Ключевые слова: ценные бумаги, рынок ценных бумаг, коллективные инвестиции, международный финансовый центр, фондовая биржа, финансовый рынок, фондовый рынок.
В настоящее время рынок ценных бумаг в России - это молодой динамичный рынок с разнообразными финансовыми инструментами и диверсифицированной инфраструктурой.