Главный источник национального дохода в ресурсной экономике - природная рента, реализация через экспорт сырья и продуктов его первичной переработки, а не производительный труд. Трансформация сырьевых экспортных доходов в потребительский внутренний спрос, преимущественно на импорт, а не на технологическое развитие экономики, порождает ее так называемую голландскую болезнь, ведущую ее к деградации.
Другими недостатками этой модели являются следующие:
- экономика сильно зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков;
- основными субъектами (собственниками и топ-менеджерами) такой экономики являются государство и сверхкрупные сырьевые компании, доля которых в ВВП постоянно растет (так, в 2003 г. доля выручки 500 крупнейших компаний России в номинальном ВВП составляла 58%, в 2008 г. - уже 76,3%);
- развитие обрабатывающих высокотехнологичных секторов экономики не является приоритетом, что определяет низкую инвестиционную активность не только в обрабатывающем бизнесе, но и в сырьевом;
- экспортные сырьевые денежные потоки оказывают инфляционное давление на экономику, а антиинфляционная фискальная политика правительства негативно влияет на инвестиционный климат. Так, по результатам исследования Всемирного банка Россия занимает только 120-е место из 183-х по комфортности ведения бизнеса [3, с. 73];
- централизация экспортных сырьевых доходов в госбюджете ведет к чрезмерной зависимости социальной сферы от государства; для поддержания социальной стабильности государство увеличивает свои расходы даже во время кризиса, несмотря на уменьшение своих доходов;
- растет социальное расслоение: уровень доходов в сырьевом секторе в несколько раз выше, чем доходы в несырьевых секторах;
- возникает опасность пределов роста сырьевой экономики страны.
Это выражается в том, что:
1) ежегодная добыча нефти на месторождениях Западной Сибири сокращается на 4 - 5%;
2) прибыль и рентабельность большинства компаний сырьевого сектора в последние годы снижается, несмотря на частичное восстановление сырьевых цен в
УДК 330.15
2009 - 2010 гг. Высокая рентабельность этих компаний в предшествующий период объясняется небольшой стоимостью их приватизации, а не уровнем производительности труда, который крайне низок;
3) привлеченные сырьевыми компаниями средства в виде кредитов государственных банков и на международных рынках капиталов используются не на прямые инвестиции в развитие высокотехнологичной производственной базы, а на слияния или поглощения и пополнение оборотного капитала.
Модернизация отраслевой структуры экономики (внутренней и внешней) - это переход к экономической модели высокотехнологичного инновационного спроса и предложения, обеспеченных достаточными инвестициями. Недостаточность внутреннего инновационного спроса будет вести к перемещению интеллектуального капитала и продуктов труда российских ученых и изобретателей за границу [4]. Продукция «Сколково» или «Роснано» в виде патентов будет продаваться за границу как интеллектуальное сырье для развитых экономик. Россия по-прежнему будет по преимуществу сырьевым экспортером, только расширит линейку сырьевых товаров за счет интеллектуальных товаров и услуг. Поэтому без обеспечения системного экономического роста на основе модели высокотехнологического инновационного спроса и предложения российская экономика в перспективе не сможет осуществить переход от ресурсной модели роста к инновационной.
1. См.: Мир после кризиса. Глобальные тенденции-2025: меняющийся мир: доклад Национального разведывательного совета США. М.: Европа, 2009.
2. См.: Мирошниченко Н.В. Особенности экономического роста в условиях развивающегося рынка // Научный потенциал инновационной деятельности потребительской кооперации: мат. науч. конф. / под общ. ред. Р.А. Москвити-ной / Поволжский кооперативный институт Центросоюза РФ. Энгельс, 2005.
3. См.: Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата: экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» // Вопросы экономики. 2010. № 10.
4. См.: Прокин В.В. Модернизация российской социальноэкономической системы: системный подход // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2011. № 9.
М.В. Радчук
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Целью работы является анализ механизма функционирования рынка рекреационных ресурсов. Уточняется категориальный аппарат проблемы за счет раскрытия содержания понятий «рекреационные ресурсы», «рекреационные услуги», «рынок рекреационных ресурсов». В качестве методологической основы использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Дана характеристика сущности и особенностей рекреационного продукта, определены границы и субъекты рынка рекреационных услуг, выявлены особенности механизма ценообразования и конкуренции на рынке рекреационных услуг. Результаты могут быть использованы при определении эффективных направлений развития рынка рекреационных ресурсов.
Ключевые слова: рекреационные ресурсы, рекреационные услуги, рынок рекреационных ресурсов, человеческий капитал.
M.V. Radchuk
MECHANISM OF FUNCTIONING OF THERECREATIONAL RESOURCES MARKET
The purpose of the paper is an analysis of the functioning of the market of recreational resources. The author clarifies the categorical apparatus by examining the content of the terms «recreational resources», «recreational services», «market of recreational resources». The methodological basis of the research includes methods of analysis and synthesis, induction and deduction. The characteristic features of essence of recreational product are given, boundaries and actors on the market of recreational services are defined, and peculiarities of the pricing mechanism and competition on the market of recreational services are described. The results can be used studying prospective directions of the market of recreational resources.
Key words: recreation resources, recreation services, market of recreational re-sources, human capital.
Под рекреационными ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта.
Рекреационные ресурсы условно подразделяют на природные и социально-экономические (социальнокультурные).
Природные ресурсы классифицируют по принадлежности к определенным компонентам природной среды (на климатические, водные, лесные и т.д.); по функциональному назначению (на оздоровительные, познавательные); по неиссякаемости (на непостоянные, например, объекты охоты, рыбалки, и неиссякаемые, например, солнце, морская вода); по возобновляемости (на возобновляемые, например, растения, животные, и невозобновляемые, например, лечебные грязи, памятники культуры).
Социально-экономические ресурсы включают в себя культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли); культурно-исторические явления (этнографические, религиозные); экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).
Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Рекреационные ресурсы имеют такие основные свойства, как аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др. Рекреационные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.
Рекреационные ресурсы распределены на планете крайне неравномерно. В последнее время увеличивается количество путешествий, вызванных рекреационными целями и мотивами. Рекреационные путешествия: лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные
- выступают основой развития рекреационного туризма. Рекреационные аспекты, как правило, присутствуют и в деловых видах туризма: бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме.
Рекреационные ресурсы следует рассматривать как один из факторов развития туризма и основу для планирования производства туристического продукта.
Организация туристического бизнеса в современных условиях может быть осуществлена при наличии ряда составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреаци-
онных ресурсов. Недостаточно, имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом; для этого необходимо также выбрать рекреационную территорию (т.е. место, где имеются рекреационные ресурсы) или создать ее. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса. Рекреационные ресурсы как составляющая туристического бизнеса являются сравнительно дешевыми, что косвенно определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если рекреационный туризм связан с созданием рекреационного ресурса, то себестоимость рекреационного продукта резко возрастает.
Исследование рынка рекреационных услуг требует рассмотрения таких проблем, как характеристика сущности и особенностей продукта; определение границ и субъектов рынка рекреационных услуг; анализ особенностей механизмов ценообразования и конкуренции на рынке рекреационных услуг.
Рекреационные услуги представляют собой разновидность личных услуг, т.е. услуг, удовлетворяющих потребности каждого человека [2, с. 13]. По критериям целей природа рекреационных услуг имеет двойственный характер: во-первых, они составляют потребительский аспект, обусловленный необходимостью организации свободного времени граждан; во-вторых, рекреационное обслуживание населения выступает как важный фактор развития человеческого потенциала. Структура продукта рынка рекреационных ресурсов обусловлена структурой потребностей индивида. Особенностью продукта является преобладание в его структуре туристско-рекреационных услуг. К специфическим чертам этих услуг относятся следующие: комплексность (участие в процессе обслуживания предприятий различных отраслей народного хозяйства); уникальность (разнообразие и неповторимость рекреационных ресурсов); многофункциональность (возможность реализации в процессе потребления услуг целого комплекса функций).
Специфика рекреационного продукта, связанная с его свойствами: периодичностью потребления, неот-торжимостью от места производства, одномоментностью оказания, - проявляется в отсутствии количественных индикаторов спроса в виде ценовой эластичности. В то же время наблюдается зависимость от неценовых факторов: величины доходов, цен на товары - субституты, сопряженные услуги, качества и развитости сопряженных отраслей, стереотипов поведения и психологии потребителей.
Изучение потребностей населения в рекреационных услугах лежит в области междисциплинарного подхода, экономический аспект которого заключается в приведении объема и структуры курортных (рекреационных) услуг в соответствие с потребностями общества, а также в максимальном повышении эффективности использования рекреационных ресурсов.
Относительно территориальных границ рынка рекреационных ресурсов хотелось бы отметить следующее: со стороны предложения границы зависят от размещения рекреационных ресурсов и рекреационных предприятий и организаций, со стороны спроса характеризуются местом постоянного проживания потребителей услуг. В специальной литературе высказывается мнение о том, что изучение спроса на туристско-рекреационные услуги и их предложения в тех же территориальных границах, в которых изучается потребление большинства товаров и услуг, методологически неправомерно. Эта постановка вопроса обусловлена тем, что развитие туризма и рекреации внутри страны характеризуется отрицанием рамок административного, географического и экономического деления [5].
Границы рынка в сфере рекреационных ресурсов характеризуются неоднозначно.
Во-первых, существуют экономико-правовые границы, которые определяются политикой государства в вопросах регулирования экономики и социальной сфере.
Во-вторых, существуют территориальные границы рынка рекреационных услуг, которые со стороны предложения зависят от размещения туристско-рекреационных ресурсов и туристско-рекреационных предприятий, а со стороны спроса - от места проживания потребителей услуг.
Рекреационные услуги в области здравоохранения оказывают санаторно-курортные организации. В последнее время наблюдается увеличение количества коек (мест) при отрицательной динамике уменьшения общего числа санаторно-курортных организаций (табл. 1).
В условиях реформы собственности в рекреационной сфере вопрос о границах рынка рекреационных услуг приобретает особую актуальность.
С одной стороны, сокращение платежеспособного спроса и падение уровня жизни ведут к тому, что многие виды рекреационных услуг становятся недоступными для значительного числа потенциальных потребителей; с другой - рекреационные услуги дают трудноизмери-
мый, но очевидный социальный эффект, являясь составной частью процесса воспроизводства рабочей силы. Экономико-правовые границы рынка в сфере рекреационных услуг определяются финансово-экономической политикой государства в вопросах регулирования рекреационной экономики и характером социальной политики.
Ряд правовых / законодательных актов, связанных с этим процессом, предусматривает регулирование отношений, складывающихся в процессе использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов РФ.
Наряду с собственническим статусом (принадлежностью) курортных ресурсов определены конкретные формы их разведки, добычи, использования, соответствующие федеральной собственности не только на сами ресурсы, но и на технические и коммунальные формы их продвижения к потребителю.
Что касается отношений собственности по поводу самих рекреационных субъектов в лице региона и муниципалитета, то здесь ситуация недостаточно определена. Полномасштабный субъект рынка должен быть собственником условий и результатов труда; здравницы в этом плане, на наш взгляд, недостаточно коммерциа-лизованы.
Консерватизм отношений собственности негативно сказывается как на самих хозяйствующих субъектах -здравницах, так и на согласовании их интересов с интересами региона. Это сдерживает возможности субъектов этой сферы в области обновления оборудования, совершенствования сервиса, внедрения новых методов лечения, поскольку все это выходит за рамки их финансовой компетенции и почти не связано с реализацией их экономических интересов, поскольку не сами здравницы, а лишь их объединения выступают в качестве юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями. Среди множества причин, приводящих к спаду в курортной сфере России, этому обстоятельству принадлежит немаловажная роль, поскольку каждый из хозяйствующих субъектов несвободен в выборе методов и форм хозяйствования.
Население, предприятия и государство являются субъектами рынка рекреационных ресурсов и взаимодействуют посредством смешанного механизма. На наш взгляд, круг субъектов рынка рекреационных ресурсов может быть расширен за счет предприятий различных
Т а б л и ц а 1
Динамика развития санаторно-курортной сферы
1995 г. 2005 г. В % к 1995 г. 2007 г. В % к 1995 2008 г. В % к 1995 г.
Число санаторно-курортных организаций - всего 2927 2173 74,2 2118 72,3 2147 73,3
в них коек (мест), тыс. 400 436 109,0 437 109,2 450 112,5
из числа санаторно-курортных организаций:
санатории и пансионаты с лечением 1193 1297 108,7 1309 109,7 1361 114,1
в них коек (мест), тыс. 264 340 128,7 350 132,5 359 135,9
из них детские санатории 584 588 100,6 570 97,6 569 97,4
санатории-профилактории 1734 851 49,1 788 45,4 765 44,1
в них мест, тыс. 136 94 69,1 86 63,2 90 66,2
* Таблица рассчитана автором по: Здравоохранение в России-2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 214.
отраслей, тем или иным образом вносящих свой вклад в предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Следует отметить, что точная оценка этого вклада затруднена. Так, по данным французских исследователей, доля таких услуг составляет в городах 75,5%; в сельских и приравненных к ним населенных пунктах - 16,6% [1].
Предприятия и организации, функционирующие в этой специфической сфере, объединяются в различного рода ассоциации, призванные содействовать развитию рынка рекреационных услуг, удовлетворению спроса на оздоровительные услуги, обеспечению качества предоставляемых услуг, координации деятельности и функционирования рекреационной отрасли и индустрии рекреации, защите интересов предприятий и организаций рекреационного комплекса в регионе.
Туристский рынок - это типичный рынок дифференцированной конкуренции, на котором действует много производителей туристского продукта - малых туристских предприятий (отелей, ресторанов, агентств и т.п.), где практически каждый производитель выступает со своим специфическим турпродуктом. Регулирование этого рынка происходит через систему агентских и франшизных договоров, которые заключают туристские предприятия с материнской компанией и по которым они пользуются торговой маркой фирмы.
В современной экономике действует ряд факторов, предполагающих использование элементов рыночного механизма в рекреационной сфере в максимальной степени: наличие элитного уровня потребления, основанного на высоком платежеспособном спросе; диверсификация рекреационных услуг, форм и методов обслуживания; расширение сети малого бизнеса и конкуренции; коммерциализация инновационной деятельности в сфере рекреационного обслуживания населения.
Современная система управления социально-экономическими процессами в рекреационной сфере включает в себя саморегулирование и государственное регулирование, формы и соотношение которых могут быть различными в зависимости от истории развития страны, традиций, привычек, обычаев, образа мышления, особенностей функционирования секторов экономики - государственного, кооперативного, частного.
В теоретических моделях государство, как правило, рассматривается лишь как потребитель туристско-рекреационных услуг, осуществляющий трансферты в пользу населения посредством проведения социальной и финансовой политики. На практике роль государства на рынке рекреационных услуг более значительна: прежде всего государство и его органы обладают преимущественным правом принуждения в рамках и на основе законов в отношении своих партнеров, не имеющимся у остальных участников рыночного обмена. Законные права субъектов рынка регулируются государством [4]. В терминологии системного подхода государство можно рассматривать как управляющую подсистему, а рынок туристско-рекреационных услуг - как управляемую подсистему в системе «крупный город».
При оценке эффективности рынка рекреационных услуг следует иметь в виду, что функция социального воспроизводства не может быть полностью обеспечена институтами конкурентного рынка, который может ее реализовывать посредством удовлетворения платежеспособного спроса индивидов и фирм на услуги, произ-
водимые на коммерческой основе. Такое положение дел обусловлено следующими обстоятельствами:
• неравенство доходов делает невозможным распределить рекреационные услуги при использовании только рыночного механизма в соответствии с реальными потребностями населения и фирм;
• депрессивные регионы не в состоянии выделять на цели социального воспроизводства необходимые ресурсы, что приводит к заниженному объему производства и потребления различных видов рекреационных услуг;
• фактор асимметричности в сфере производства и потребления услуг требует наличия внерыночных структур, подконтрольных потребителям;
• часть рекреационных услуг предоставляется только в «пакете», включающем в себя услуги образования, здравоохранения, физической культуры, учреждений культуры;
• некоторые рекреационные услуги являются атрибутом национальных традиций, поддержка которых не может зависеть от рыночной конъюнктуры;
• часть рекреационных услуг, являющихся общественными благами, потребляется на основе «присутствия», незаявленного платежеспособного спроса.
Государственную политику и государственное регулирование в рекреационной сфере следует рассматривать как один из факторов, определяющих ее развитие в России на современном этапе. Прямое и косвенное воздействие государства на рекреационную сферу проявляется прежде всего в формировании нормативноправовой базы для осуществления рекреационной деятельности. В настоящее время государственные функции в России исполняют Министерство по физической культуре, спорту и туризму и Министерство здравоохранения и социального развития.
Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации государственная политика в сфере рекреации должна включать в себя ряд элементов:
- организационные структуры (государственные учреждения и ассоциации);
- законодательные акты и положения в сфере рекреации, а также стандарты, правила и нормы стандартизации и лицензирования;
- программы профессионального образования и соответствующие учебные учреждения в этой сфере;
- наличие механизмов привлечения инвестиций в сферу рекреационных услуг, направленных на развитие объектов и инфраструктуры;
- маркетинговую политику и программы продвижения туристско-рекреационных услуг на рынке (в том числе международном) [1].
Государственное регулирование рекреационной сферы является важной предпосылкой эффективного функционирования отрасли. При этом особо следует отметить такую особенность рекреационной сферы, как наличие значительных «выгод перелива», заключающихся в том, что рекреационная деятельность приносит пользу не только индивиду, приобретающему рекреационные услуги, но и обществу в целом, поскольку является вкладом в процесс воспроизводства рабочей силы.
Курортно-рекреационный комплекс значительно влияет на уровень экономического развития региона и государства, так как снижает затраты на здравоохране-
ние, социальное обеспечение, восстанавливает трудоспособность работающего населения. Показатели медицинской, социальной и экономической эффективности санаторно-курортного лечения достаточно высоки; например, после долечивания в санатории больные в 3 - 4 раза чаще и в 1,5 - 2,5 раза быстрее возвращаются к производительному труду. Ежегодно в России возрастает число граждан, лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях (за год; тыс. человек) [3, с. 215]
1995 2000 2005 2007 2008
Всего 3914 4919 6348 6325 6676
из них:
в санаториях и пансионатах с лечением 2216 3396 4860 4931 5230
из них детей 421 968 1505 1301 1379
в санаториях-профилакториях 1698 1461 1418 1357 1393
Развитие сферы рекреационных услуг в период реформирования общественных отношений весьма актуально. Реализация результатов проводимых реформ требует соответствующего уровня развития человеческого потенциала, в противном случае государство не будет иметь социальной базы преобразований.
Среди главных факторов, влияющих на этот процесс, можно выделить следующие:
- с ростом уровня доходов населения все большая доля потребительских расходов приходится на услуги, связанные с развитием человека, где рекреация занимает ведущее положение;
- с углублением разделения труда и повышением его производительности меняется соотношение рабочего и свободного времени. Досуговая деятельность должна обеспечиваться соответствующим предложением со стороны индустрии рекреационных услуг;
- социально-демографические факторы, такие как старение населения страны, рост степени ограничения трудоспособности части членов общества, способствуют усилению дифференциации рекреационных услуг, содействующей их доступности для населения разных возрастов и различного уровня здоровья. С другой стороны, массовое включение населения в рекреационную деятельность увеличивает продолжительность жизни, улучшает состояние здоровья, снижает потребность в медицинских услугах;
- возможности активного потребления рекреационных услуг возрастают с развитием индустрии рекреации и ростом доходов населения.
Экономические интересы субъектов рынка рекреационных ресурсов разнообразны и разнокачественны, что обусловлено их разноуровневой принадлежностью, функциональной ориентированностью, приоритетностью. При признании правового равенства субъектов экономических интересов следует признать и определенные приоритеты в их реализации, связанные с функциональной (рекреационной) ориентированностью региона.
Из всего многообразия интересов в рекреационном регионе следует выделить в качестве приоритетных те из них, которые принадлежат хозяйствующим субъектам, реализующим его основную функцию или способствующим ее реализации, что служит успешному проведению экономической политики в регионе. Государство заинтересовано в развитии рекреационной направленности использования особой территории ввиду ее уникальности по выполнению функций оздоровления населения. Вместе с тем на региональном уровне существуют объективные предпосылки для возникновения противоречий именно между регионом в целом ( в лице его властных структур) и государством, а также между регионом и его хозяйствующими субъектами, самими этими субъектами различных сфер.
Противоречия возникают прежде всего потому, что рекреационный регион - это образование, включающее в себя сферу материального и нематериального производства, причем материальное производство, являющееся главным источником бюджетных поступлений в регионе, порой принимает масштабы и формы, несовместимые с функцией субрегиона.
В Российской Федерации местности, предназначенные для отдыха, в последнее десятилетие развивались преимущественно за счет предприятий промышленности, поэтому такого рода регионы характеризуются лишь как производственно-рекреационные с многофункциональной ориентированностью.
Предприятия территорий, расположенных за рамками городов-курортов, несут определенную нагрузку, в значительной мере связанную с созданием условий для функционирования курортов. Предприятия некурортного профиля в самих городах-курортах и за их пределами, даже не будучи связаны с рекреационными функциями, обеспечивают рабочие места вторым и третьим членам семей работников курортов. Есть и такие города, которые по первоначальному замыслу призваны были выполнять именно эту функцию.
Развитие курортов совпадает с интересами сопредельных территорий, поскольку обеспечивает потребление произведенной продукции легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства. С другой стороны, города-курорты заинтересованы в развитии этих отраслей, особенно сельского хозяйства, поставляющих продукты населению и рекреантам, а также сырье для промышленности.
Хозяйствующие субъекты некурортных отраслей, при всей их положительной роли, вступают в противоречия с рекреационным назначением региона, отвлекая трудовые ресурсы, загрязняя окружающую среду, вызывая неоправданный рост населения региона, ухудшая тем самым условия рекреационной деятельности и грозя превратить регион в промышленный комплекс с вкраплением рекреационных единиц. Разрешить эти противоречия можно принятием ряда мер, основанных на согласовании экономических интересов субрегиона с интересами хозяйствующих субъектов как в самой рекреационной сфере, так и за ее рамками.
С учетом влияния, оказываемого рекреационной сферой на развитие многих отраслей, в результате чего в процесс воспроизводства вовлекаются финансовые, природные и трудовые ресурсы, следует отметить, что в процессе преобразований этой сферы реализуются
интересы не только санаторно-курортного или туристского комплекса, но и муниципальных, региональных и государственных структур, связанные с решением бюджетных, налогово-финансовых отношений.
Осуществление преобразований в санаторно-курортном комплексе должно опираться на результаты изучения роли и места потребностей в рекреационных услугах в структуре потребностей общества, выявления тенденций их развития с учетом социально-экономического статуса населения страны.
Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба индустрии туризма, наносимого окружающей среде, регулируется на государственном и международном уровнях за счет экологического просвещения, налогово-
го регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т.д.
1. См.: Берлин С.И. Финансово-экономическая политика и рекреационная экономика: модели взаимодействия // Экономические науки. 2007. № 4.
2. См.: Гужвин П.А. Усиление видового разнообразия благ в информационной экономике // Вестник СГСЭУ. 2009. № 2 (26). С. 12 - 16.
3. См.: Здравоохранение в России-2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
4. См.: Мордовин С.К. Человеческий потенциал. СПб.: «Питер», 2005.
5. См.: Сафина Т.Н. Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
удк 332.1 А.В. Тимофеев
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В статье рассматриваются основные теории региональной экономической интеграции. Доказывается отсутствие на сегодняшний день единой общепринятой теории. Глобализация затрагивает региональную экономическую интеграцию, и возникают новые тенденции ее развития. В статье анализируются различные подходы к понятию «мировая экономическая интеграция», трактуется эволюция этого феномена, рассматриваемого в рамках различных научных школ (рыночной, рыночно-институциональной, дирижистской, корпоративной). В исследовании представлены анализ пяти стадий интеграции, ее динамическая сущность. Интеграция рассматривается как рычаг эффективного регулирования и унификации формирования рациональной структуры мировой экономики. Позитивная интеграция способствует увеличению товаров, услуг и факторов производства. Автор отмечает необходимость введения нового методологического подхода к мировой интеграции. Во всех существующих теориях региональной экономической интеграции отсутствует единая концепция интеграционного механизма.
Ключевые слова: теория региональной экономической интеграции (рыночная, рыночно-институциональная, дирижистская, корпоративная), региональные торговые соглашения, тенденции теории развития.
A.V. Timofeyev
THEORETICAL ASPECTS AND TRENDS OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION
The author considers the main theories of regional economic integration, proves the absence of a single modern general theory, suggests that globalization influences regional economic integration and creates new trends in its development, examines different approaches to the concept of global economic integration, interprets the development of this phenomenon which is considered in various scientific schools (market, institutional, directional, corporate, structural). The study includes an analysis of the five stages of integration, its dynamic nature. Integration is considered as a lever of effective regulation and unification for forming a rational structure of the global economy. Positive integration contributes to the increase in goods, services and factors of production. The author stresses the need to introduce a new methodological approach to global integration. All existing theories of regional economic in-tegration lack the concept of a single interpretation of the mechanism of integration.
Key words: theory of regional economic integration (market, institutional, directional, corporate, structuralism), regional trade agreements, development trends of the theory.
Интеграция - явление по историческим меркам достаточно новое, а сам термин «интеграция» (от лат. integratio - «восстановление, восполнение целого») появился сравнительно недавно. Термин «экономическая интеграция» впервые использовался в 1930-х гг. в работах немецких и шведских экономистов [1], однако и сегодня имеется несколько десятков его определений. В современной экономической науке термины «междуна-
родная экономическая интеграция» и «региональная экономическая интеграция» имеют одно значение.
Интеграционные процессы в экономике существуют на протяжении столетий. В Европе экономическая интеграция стран наблюдалась уже в XVI - XVII вв. Так, предложение о таможенном союзе между провинциями Франции было выдвинуто еще в 1664 г.; Австрия подписала соглашения с соседними государствами в XIII в.;