Научная статья на тему 'Механизм формирования территорий муниципальных организованностей Республики Крым'

Механизм формирования территорий муниципальных организованностей Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / CENTRALIZATION OF MANAGEMENT / MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов А.В.

Проанализировано реальное состояние функционирования местного самоуправления в Республике Крым. Выявлено, что оно здесь не только находится в неудовлетворительном состоянии, но и просто отсутствует в его классическом понимании. В этой связи рассмотрены основные направления формирования первичных организаций и способы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MECHANISM OF MUNICIPALITIES TERRITORIES OF CRIMEAN REPUBLIC

The article analyzes the real condition of local government functioning in the Crimean Republic. Was revealed their poor condition and presence in classic sense. In this regard, the main directions of formation the primary organizations and ways to implement them was considered

Текст научной работы на тему «Механизм формирования территорий муниципальных организованностей Республики Крым»

УДК 338.24.01

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗОВАННОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Ефремов А.В.

ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского, Академия строительства и архитектуры

295943 г. Симферополь, ул. Киевская, 181, е-mail: eop-napks@yandex.ua

Аннотация. Проанализировано реальное состояние функционирования местного самоуправления в Республике Крым. Выявлено, что оно здесь не только находится в неудовлетворительном состоянии, но и просто отсутствует в его классическом понимании. В этой связи рассмотрены основные направления формирования первичных организаций и способы их реализации.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные организованности, централизация управления.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестная истина гласит о том, что уровень демократизации общества определяется количеством прав, имеющихся у местного самоуправления.

Однако реальное состояние проблемы усугубляется не только недостаточностью прав у местного управления, а еще и тем, что в Республике Крым практически отсутствует местное самоуправление в его классическом понимании. Это объясняется тем, что Украина, как унитарное государство с принципами централизации управления, экономики и культуры, местное самоуправление дать Крыму, как Автономной Республике, не могла. Эта форма общественного управления была заменена формой централизованного управления на местах. Различие между ними в общем виде заключается в том, что централизованное управление на местах — это передача части государственных полномочий своим представителям в органах, входящих в систему государственного управления, а местное самоуправление выражается в передаче центром отдельных властных полномочий местным выборным органам самоуправления, не входящим в систему государственной власти.

Однако в прямом противопоставлении эти две категории общественного управления не рассматриваются, так как это частные в едином целом. Поэтому управление местными делами в Республике Крым, как в демократическом автономном государстве, должно осуществляться посредством смешанного управления как назначенными центральной властью должностными лицами государственной администрации на местах (район, округ), так и посредством представительных органов первичных муниципалитетов, избираемых непосредственно населением. Первичные органы местного самоуправления, к которым относятся сельские и городские общины, где непосредственно производятся жизненные блага или услуги для общества должны подчиняться не центральным властям, а своим выборным органам и закону.

Именно централизацию управления на местах, то есть передачу ряда функций местным органам, входящим в структуру централизованного управления в качестве наследия, Крым получил от унитарной Украины.

Ничего практически в этой схеме не изменилось и за два года существования Республики Крым в составе Российской Федерации. При такой ситуации формирование системы местного самоуправления надо начинать с нуля, то есть с формирования структуры первичных

муниципальных организованностей (сельских, поселковых, городских) и схемы выборности руководства в них, которые являются главным звеном общей структуры, нарабатывающей блага обществу. Без первичных муниципальных организованностей ни о каком местном самоуправлении говорить нельзя. Нет местного самоуправления и при отсутствии бюджетного федерализма, который в унитарной Украине принять было невозможно — схема

финансирования осталась на уровне описи доходов и расходов.

В Республике Крым эта проблема усложняется ещё и переходом хозяйствования по схеме свободной экономической зоны, где единая модель местного самоуправления неприемлема. Скажем модель, приемлемая для промышленно-производственных зон не будет приемлемой для свободных городов-портов или для свободной рекреационной туристической зоны и т.д.

Кроме того, Республике Крым как свободной экономической зоне разрешено экспериментировать в рамках совершенствования системы местного самоуправления.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В свете изложенного выше, считаю, что назрела необходимость разработки проекта закона о местном самоуправлении Республики Крым. И начинать надо с разработки механизма формирования территорий муниципальных организованностей, чему и посвящается данная статья.

Задача данного исследования—раскрыть научные подходы к формированию территорий муниципальных организованностей Республики Крым.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования базировалась на предыдущих разработках по теории, методологии и методах формирования территориальных хозяйственных комплексов Российской Федерации.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ

В процессе написания статьи анализировались разработки следующих авторов: 1) Воскеричяна Р.О. [1], анализирующего

инструменты промышленной политики в условиях глобализации; 2) Газимагомедова Р.К. [2], занимающегося вопросами современной промышленной политики; 3) Гранберга А.Г. [3], рассматривающего проблемы региональной экономики и региональной науки в России; 4) Драговцева А.П. и Медведева А.Ю. [4], занимающихся оценкой инвестиционной привлекательности отраслевой переработки агропромышленного комплекса; 5) Лисовского С.М. [5], занимающегося оценкой современной региональной политики; 6) Николаева М. и Махтаевой М. [6], анализирующих методы выбора стратегий регионального экономического развития;

7) Моисеевой О.Г. [7], занимающуюся направлением развития современной промышленной политики в регионе;

8) Татаркина А.И., оценивающего приоритеты социально-экономического развития регионов [8];

9) Пчелинцева О. С. [9], занимающегося проблемами социально-экономического обоснования региональной политики; 10) Титова К. А. [10], рассматривающего проблемы обоснования и реализации решений по формированию региональной политики; 11) Хомутовой Е.В. [11], раскрывающую сущность производственного потенциала пищевой промышленности региона; 12) Шидова А.Х. [12], рассматривающего региональные аспекты инновационно-инвестиционного развития.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Процесс развития муниципальных организованностей является одним из важнейших элементов хозяйствования и жизни людей. В общем подходе под развитием подразумевается «процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию от простого к сложному, от низшего к высшему» [13, С. 835].

Наибольшее распространение получило понятие «Экономическое развитие», хотя в последнее время все чаще начинает встречаться понятие «социально-экономическое развитие». Однако в этом понятии пока, к сожалению, основное внимание уделяется экономическому развитию, а социальному — вспомогательное.

В то же время для успешного решения проблемы формирования территорий

муниципальных организованностей, наиболее существенно правильное понимание её значения и места в контексте социально-экономического развития. В унитарных государствах со слабым развитием местного самоуправления, рассмотрению данной проблемы должного внимания не уделяется потому, что для управления регионами из центра размер территорий местных организованностей существенного значения не имеет. Однако при развитии демократизации хозяйствования и возрастания роли местного самоуправления рассматривать проблему формирования территорий муниципальных организованностей с традиционной точки зрения, то есть вне связи производства с непроизводственной сферой (школы, больницы, учреждения культуры, учреждения бытового и торгового обслуживания и т.д.) неприемлемо.

Поэтому для устранения указанных недостатков механизм формирования территории муниципальных организованностей необходимо осуществлять на принципе оптимального развития их территорий, где особое внимание надо обращать на то, что развитие здесь непроизводственной (социальной) сферы при известной ее самостоятельности тесно связано, а развивается она под определяющим влиянием требований населения территории и уровня материального производства. Поэтому при оптимизации размеров и структуры элементов определенной территории необходимо вводить в модель в качестве ограничений сведения о возрастной, половой структуре населения, об уровне его доходов, о традиционных наклонностях. Решение проблемы оптимизации размеров территорий муниципальных организованностей и их звеньев создает благоприятные условия для обоснованного решения главной проблемы общества — повышения жизненного уровня общества на базе рационального использования всех ресурсов и минимального ущерба окружающей среде.

Таким образом, определение оптимальных размеров территорий муниципальных

организованностей должно стать исходным процессом и составной частью создания социально-экономических систем местного самоуправления, где все звенья должны иметь оптимальные параметры хозяйствования.

Территориальная оптимизация является базой: разработки текущих планов подразделений, функционирующих на территории муниципальной организованности не зависимо от их подчиненности, оптимизации размеров вновь создаваемых и реконструируемых предприятий; достижения высокой эффективности инвестиций; создания условий для корректировки норм и нормативов использования сырья, топлива, материалов, затрат труда применительно к различным размерным группам предприятий и

организаций; повышения научной обоснованности отдельных разделов планов и прогнозов; повышения эффективности хозяйствования.

Территориальная оптимизация в русле развития принципов и методов местного самоуправления, является неотложной

потребностью социально-экономического развития муниципальных организованностей Республики Крым.

Формирование оптимальных размеров территорий муниципальных организованностей в условиях рыночного хозяйствования — дело новое. Накопленный опыт весьма недостаточен, поэтому многие теоретические вопросы, особенно связанные с воздействием специфических факторов еще не решены. На данном уровне развития экономики проблема оптимизации размеров территорий муниципальных организованностей должна рассматриваться в плане максимального, в конкретных условиях данного периода, социальных потребностей жителей муниципалитетов при рациональном использовании имеющихся на данной территории ресурсов. С этой точки зрения надо определять оптимальную структуру хозяйствующих объектов, которые должны обеспечивать максимальный социально-экономический эффект хозяйствования.

Особое внимание при оптимизации размеров территорий муниципальных

организованностей необходимо уделять

предприятиям, вырабатывающим продукцию (услуги), идущую на местное потребление. Такую продукцию обычно производят небольшие по размеру предприятия или организации. Размер таких предприятий определяется в основном, тремя факторами: прибыльностью, спросом продукции (услуг), уровнем загрязнения окружающей среды, не превышающим установленных нормативов для данной территории.

Кроме того, к особенностям местного комплекса хозяйствования, которые надо учитывать при оптимизации территории, можно отнести следующие:

комплекс хозяйствования ориентируется на использование, главным образом, местного сырья и отходов производства;

комплекс хозяйствования базируется на использовании местных трудовых ресурсов. Это дает возможность вовлекать в хозяйствование не только свободную рабочую силу, но временно не занятых и развивать форму занятости через неполную смену для женщин, занятых в домашнем хозяйстве, через привлечение к работе надомников, (домохозяек, людей пенсионного возраста);

комплекс производит своеобразный ассортимент товаров (услуг) жизнеобеспечения и бытового назначения. Часть товаров (услуг) указанного направления является локальной, то есть производимой для удовлетворения потребностей населения данной местности с учетом ее природно-

климатических, национальных и иных условий, с учетом вкусов, обычаев и запросов населения этой местности.

Формирование территориального

размещения хозяйственных объектов с учетом их оптимизации, позволит более рационально использовать инвестиции в территориальном разрезе, поскольку на специализированных предприятиях, имеющих соответствующие мощности, они ниже как на единицу мощности, так и на единицу продукции; повысить фондоотдачу, снизить затраты на управление.

Принципы размещения предприятий на территории муниципальных организованностей должны базироваться на правилах их группировки.

Первая группа — это предприятия, которые с экономической или технологической точки зрения, более выгодно «привязывать» к источникам сырья. Основной их характеристикой является высокие нормы расходования сырья на единицу готовой продукции (заводы по производству сахара, овощесушильные предприятия, заводы по производству сыров, горнодобывающие предприятия, деревообрабатывающие и

предприятия целлюлозно-бумажной

промышленности и др.).

Вторая группа — представлена

предприятиями, размещение которых

«привязывается» к потребителям (районам потребления). Сюда относятся предприятия, производящие строительные материалы, кирпичные и железобетонные заводы. Основная характеристика этих предприятий — большая грузоемкость продукции. Поэтому стоимость перевозки их продукции высокая. Кроме того, вследствие громоздкости многие виды строительных материалов малотранспортабельны. Для их перевозки необходим спецтранспорт. В эту группу входят и предприятия, вес готовой продукции которых значительно превышает вес основного сырья: хлебозаводы, ликероводочные заводы, пивоваренные заводы.

В третью группу входят предприятия, которые тяготеют при размещении к трудовым ресурсам, т.е. для данных предприятий наличие трудовых ресурсов является главным определяющим фактором. Это обусловлено тем, что от улучшения трудовых ресурсов во многом зависит повышение социально-экономической

эффективности хозяйствования. Данная группа по своему составу весьма неоднородна. Однако эту неоднородность можно разделить на две подгруппы: 1) предприятия, явно тяготеющие к наличию квалифицированной рабочей силы, местом сосредоточения научных учреждений; 2) предприятия не сами тяготеют, а наоборот притягивают к себе трудовые ресурсы.

К четвертой группе — следует отнести предприятия, тяготеющие к источникам топлива или

электроэнергии. Характерной особенностью данных предприятий является их большая энергоемкость.

Больше опыта, хотя он и невелик, накоплено по оптимизации размеров предприятий. Для решения этой проблемы предлагается два направления — разработка единой модели для предприятий всех направлений хозяйствования и модель, учитывающая специфические отраслевые особенности. Видимо, первое направление надо безоговорочно отвергнуть из-за большой сложности в формализации задачи. В ней будет бесчисленное множество ограничений, что создает большие трудности в ее решении.

Второй путь более реален, так как здесь на основе изучения факторов, определяющих оптимальность размеров предприятий, можно разработать классификацию направлений хозяйственной деятельности муниципальной организованности, в которой для каждой группы предприятий с общими факторами, определяющими их размер, должна быть разработана методика определения оптимальных размеров предприятия.

Для решения указанной задачи можно предложить модель целочисленного

программирования по выбору оптимального варианта производственной мощности.

Mi [Ц - (Ki + т[ + nO] ^ max (1)

i

При ограничениях

по условию целочисленности

Ai = 1 — вариант принимается (2)

Ai = 0 — вариант отвергается

по условию ограничения инвестиций

KiMi <К0 (3)

по условию не превышения транспортных расходов в себестоимости

щ < пн (4)

по условию обеспеченности сырьем

YJAiMikpi (5)

i i

по условию спроса продукции

YjAiMi = kcMi+£ (6)

i

где i — индекс хозяйствующего предприятия (организации), расположенного на территории муниципальной организованности;

Mi — i-вариант производственной

мощности;

Ц — средневзвешенная цена единицы продукции при М) — производственной мощности;

К{ = К0 кн/М1 — величина инвестиций, приходящаяся на единицу мощности;

Ко — общие инвестиции, вложенные в 1-й вариант мощности;

кн — нормативный коэффициент

эффективности использования инвестиции в данном направлении хозяйствования.

тг = то/М{ — величина производственных затрат, приходящаяся на единицу /-ой мощности;

то — общие производственные затраты предприятия на единицу времени при /-ой мощности;

щ = п0/М1 — величина транспортных расходов, приходящихся на единицу /-ой мощности;

по — общие транспортные расходы в единицу времени при /-ой мощности;

кр/ — нормативный коэффициент, учитывающий удельный расход основного сырья на единицу /-ой мощности;

кф I — коэффициент, учитывающий

возможный удельный расход по имеющимся возможностям удовлетворения сырьем для -ой мощности;

кс = Q(/Mi — коэффициент, учитывающий долю спроса от /-ой мощности;

Qc — прогнозируемая величина спроса продукции в единицу времени.

£ — бесконечно малая величина от /-ой мощности, смягчающая жесткость ограничения;

пн — нормативные удельные затраты по транспорту в единицу продукции -ой мощности. Определяется по зонам доставки сырья и зонам транспортирования продукции. Ширина каждого пояса (зоны) должна соответствовать тарифному расстоянию. По формуле находится площадь каждого пояса 8п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5„ = п(Я2п -в^) (7)

где Яп, Вп-1 — внешний и внутренний радиус перевозок.

Затем на базе данных о плотности потребления данной продукции (либо плотности данного сырья) на 1 км2 территории определяется количеством продукции, (сырья), которое необходимо доставить в данный пояс или сырья из данного пояса, а сумма транспортных расходов (ЗТ) определяется по формуле

Зт = 5П -р • ЦП (8)

где р — показатель плотности потребления (вывоза) на 1 км2;

Ц„ — тариф за перевозку единицы продукции (сырья) в данный пояс (из другого пояса). Величина тарифа на единицу перевозимой продукции определяется на базе калькуляции затрат в зависимости от расстояния перевозки.

Для повышения точности расчетов расстояния перевозок (сырья) из соответствующего пояса до предприятия-производителя готовой продукции и готовой продукции от производителя до ее потребителя в соответствующем поясе, исчисленная величина корректируется

коэффициентом кривизны.

Применение предлагаемого укрупненного метода для определения транспортных расходов избавит разработчиков от необходимости собирать обширную исходную информацию о размещениях конкретных производителей сырья и потребителей готовой продукции, объема потребностей каждого из них, расстояниях и т. д.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования по проблеме формирования территорий муниципальных организованностей позволили:

уточнить принцип территориальной оптимизации муниципальных организованностей; сформулировать критерии оптимизации; выявить особенности формирования местных комплексов хозяйствования;

уточнить классификацию принципов размещения предприятий муниципальных организованностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воскеричян, Р.О. Инструменты промышленной политики в условиях глобализации [Текст] / Р.О. Воскеричян. — М.: РУДН, 2005. — 247 с.

2. Газимагомедов, Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход [Текст] / Р.К. Газимагомедов. — М.: ИМЭМО РАН, 2005. — 217 с.

3. Гранберг, А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: идеи к реализации [Текст] / А.Г. Гранберг. // Вопросы экономики — 2001. — №9. — С. 15-27.

4. Драговцев, А.П. Инвестиционная привлекательность отраслей переработки агропромышленного комплекса [Текст] / А.П. Драговцев, А.Ю. Медведев. — Вологда: ИПЦ Легия, 2002. — 162 с.

5. Лисовский, С.М. Современная региональная промышленная политика. Проблемы формирования и механизм реализации [Текст] / С. М. Лисовский. — Саратов: Поволжская академия Госслужбы им. П.А. Столыпина, 2004. — 202 с.

6. Николаев, М. Выбор стратегии регионального экономического развития [Текст] / М. Николаев, М. Махтаева. // Экономист. — 2000. — №3. — С. 54-60.

7. Моисеева, О. Г. Современная промышленная политика в регионе: экономические аспекты, проблемы, перспективы реализации: [дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук]. / О.Г. Моисеева. — Ростов-на-Дону, 2001. — 199 с.

8. Приоритеты социально-экономического развития регионов: теория, методология, практика [Текст] / [под. ред. А.И. Татаркина] — Екатеринбург: Институт экономики УРО РАН, 2000. — 530 с.

9. Пчелинцев, О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики [Текст] / О.С. Пчелинцев. // Проблема прогнозирования. — 2002. — №1. — С. 3 — 16.

10. Титов, К.А. Региональная промышленная политика: формирование и реализация [Текст] / К.А. Титов. — СПб.: СПбГУЭФ, 2003. — 245 с.

11. Хомутова, Е. В. Производственный потенциал пищевой промышленности региона и его оптимизация: [автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук] / Е. В. Хомутова. — СПб, 2003. — 24 с.

12. Шидов, А.Х. Регинальные аспекты инновационно-инвестиционного развития. Теория и практика анализа инвестиций [Текст] / А.Х. Шидов. — СПб.: СПбУЭиФ, 2000. — 158 с.

13. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. — М.: ОНИКС ХХ1 век, 2011. — 1200с.

FORMATION MECHANISM OF MUNICIPALITIES TERRITORIES OF CRIMEAN

REPUBLIC

Efremov A. V.

Annotation. The article analyzes the real condition of local government functioning in the Crimean Republic. Was revealed their poor condition and presence in classic sense. In this regard, the main directions of formation the primary organizations and ways to implement them was considered.

Keywords: local government, municipalities, centralization of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.