В.А. Лелеков, М .Ю. Спичкин
доктор юридических наук, профессор
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
THE MECHANISM OF FORMATION AND CRIMINOLOGICAL FEATURES OF THE PERSON OF THE MINORS WHO HAVE COMMITTED THE CRIMES OF THE MERCENARILY-VIOLENT ORIENTATION
Статья посвящена проблемам изучения личности несовершеннолетних преступников корыстнонасильственной направленности. Особое внимание уделено вопросам формирования личности и выявлению общих черт данной категории преступников.
The Article is devoted to problems of studying of the person of minor criminals of a mercenarily-violent orientation. The special attention is given questions of formation of the person and revealing of common features of the given category of criminals.
Целенаправленное изучение структуры личности несовершеннолетнего преступника необходимо для успешного раскрытия грабежей, разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними. В настоящее время для изучения личности несовершеннолетнего преступника недостаточно формальной информации о подозреваемом, обвиняемом . Любое преступление в большинстве случаев определяется в конечном итоге всей предшествующей жизнью человека, теми его личностными чертами и качествами, которые сформированы в процессе воспитания и которые в конкретной, порой весьма сложной или конфликтной ситуации и предопределяют выбор общественно опасного варианта поведения. Такое поведение, по мнению К.Е. Игошева [1], есть не что иное, как реализация вовне (объективизация) определенных сторон, свойств внутреннего мира данной личности. Выявление и анализ специфических деформаций и иных особенностей личности несовершеннолетних, совершающих преступления, обладают особой значимостью для успешного предупреждения и раскрытия преступлений несовершеннолетних Благодаря анализу характерных черт личности преступника открывается комплекс причин, побудивших его к совершению преступления. Понимание специфики внутреннего мира несовершеннолетнего преступника позволяет создать систему предупредительных мер в целях уменьшения влияния негативных факторов, способствующих совершению преступления.
В настоящее время криминологами выделено более двухсот факторов, оказывающих влияние на динамику развития преступности в целом и на формирование личности правонарушителя в частности. В.Ф. Пирожков [2] выделяет блок факторов,
способствующих формированию личности преступника, ведущими из которых в случае несовершеннолетнего правонарушителя могут являться следующие: социальные (нестабильность общества, неблагоприятная социально-психологическая атмосфера в нем, включающая в себя социальную незащищенность, отсутствие уверенности большинства граждан в завтрашнем дне); политические (нестабильность государственной власти, отсутствие развитой демократии, тоталитаризм, коррумпированность чиновничества, сращивание власти и капитала); идеологические (идеологическая пустота, отсутствие в обществе объединяющей людей идеи, господство бездуховности); моральные (разрушение принципа взаимопомощи и братства, распространение наркомании, пьянства, сексуальной распущенности); экономические (рост безработицы, крайне низкие заработки большой части населения, рост теневой экономики); социально-культурные (кризис современной отечественной культуры, преобладание западной поп-культуры, чуждой традициям и менталитету нашего общества); социально-демографические (массовое семейное неблагополучие, разрыв поколений в семье); организационно-управленческие (несвоевременное и неоптимальное принятие властями решений, касающихся жизни общества или отдельных групп населения); социально-правовые (вседозволенность и безответственность определенной части населения вследствие непроработанности законодательной базы); информационные (срастание средств массовой информации с бизнесом, засилье рекламы, навязывающей гражданам, а в особенности подрастающему поколению, чуждый нашему обществу образ жизни через кинопродукцию, проповедующую жестокость, культ силы, праздность,
разврат); социально-воспитательные (развал существовавшей ранее системы воспитательной работы во всех социальных институтах с различными возрастными категориями населения); криминальные (неуклонный рост преступности при распространении атрибутов криминальной идеологии и субкультуры); криминологические (отсутствие целостной системы профилактики преступности, включающей ее изучение, прогнозирование и разработку системы мер сдерживания или упреждения различных видов правонарушений); социально-психологические (разделение общества на «богатых» и «бедных», что провоцирует возникновение желания использовать криминальные пути для выхода из нищеты и бедности).
Интересно мнение Е.В. Васкэ, которая считает, что «вышеперечисленные, мощные по своей сути внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование девиантного поведения антисоциальной направленности подростков, отодвигая на второй план влияние благополучной семьи как социально-позитивного инструмента. Осуществление социально-политических и экономических реформ в России до настоящего периода сопровождается рядом крайне негативных, но вполне закономерных последствий — увеличение безработицы, инфляция и т.д. Наше государство сделало попытку перехода от тоталитарного к демократическому обществу, будучи абсолютно не готовым к этому как экономически, так и психологически. Как известно, быстрые радикальные перемены в обществе неизбежно ведут к социальному напряжению, а ослабление социальной регуляции и размытость норм искажают духовные и культурные устои. Действовавшая ранее социалистическая система ценностей хотя и была ориентирована на подавление личности в условиях «всеобщего нищего равенства», но государство являлось гарантом общества как экономически, так и в сфере духовной деятельности и культуры» [3].
Стоит также отметить, что средства масссовой информации ежедневно выплескивают поток сведений о катастрофах, политических интригах, коррумпированности органов внутренних дел, что невольно наводит нас на мысль о сращивании власти, бизнеса и криминала, вследствие чего и образовалась современная российская элита. Таким образом, одна часть общества чувствует себя абсолютно незащищенной и ненужной государству, а другая — совершенно безнаказанной. Изо всех средств массовой информации беспрестанно звучит, что «за деньги покупается все» — дружба, любовь, положение в обществе и даже жизнь любого человека. По мнению Е.В. Васкэ, «достаточно сказать о бесконечно плодящихся телепрограммах, сменяющих одна другую, где образцом для подражания в качестве положительного героя предлагается беспринципный, настроенный на достижение своей цели любым, самым подлым, в том числе и предательским, способом молодой человек: если есть возможность получить миллион, значит, все средства хороши. А ведь основная аудитория данных программ — подростки и юноши, впитывающие в себя подобную жизненную философию как
губки. Лейтмотив подобных шоу один: оказание помощи слабым и даже проявление сочувствия к ним исключается, потому что выживают только сильные. В то время как поистине сильная личность как раз благородна, великодушна, добра и главное — готова всегда прийти на помощь слабому, поддержать «тонущего», а не подтолкнуть его в пропасть. Однако пропаганду таких общечеловеческих, духовных ценностей подобные программы исключают, упорно «вбивая» подрастающему поколению совсем другую идеологию, чуждую нашему, когда-то высокодуховному народу» [3]. Несомненно, СМИ накладывают неизгладимый отпечаток на психику еще не до конца сформировавшейся личности подростка.
Cемья является основой формирования личности любого человека. Достаточно критично и жестко описывает состояние дел в семье в условиях современного общества Е.В. Васкэ: «... Семья как ячейка общества катастрофически утрачивает свои позиции по действенной передаче позитивных, просоциальных ценностей своим младшим членам
— детям, будучи неспособной противостоять насаждению информации, поступающей со всех сторон и содержащей совершенно другие, чуждые нашему менталитету ценности (быть содержанкой
— престижно; иметь любовницу — норма; родить ребенка одной — модно; семья и особенно дети — помеха карьере и т.д.)» [3]. Трудно не согласиться с мнением Е.В. Васкэ. Дети из различных социальных слоев, как и все другие члены общества, постоянно впитывают в себя негативную, часто низкопробную информацию, которая пропагандирует насилие, беспринципность и бездуховность. В голове практически каждого несовершеннолетнего отложилась мысль о том, что основой благополучия в настоящий момент являются деньги, добытые любым путем. С точки зрения Ю.В. Чуфаров-ского, «основной причиной формирования преступного поведения подростков является аномальное воспитание в семье, которое выражается в отрицательных семейных условиях, алкоголизме родителей или родственников, их аморальном поведении, однако существуют исключения из правил, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всяческого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители» [4].
Немаловажным является то, что в последние годы отмечается некоторое снижение удельного веса преступлений несовершеннолетних. Если в 2004 году в общем числе расследованных преступлений на долю несовершеннолетних приходилось 9,8%, то в 2009 году - 5,7%. Однако удельный вес несовершеннолетних, совершивших разбойные нападения и грабежи, то есть корыстнонасильственные преступления, в структуре преступности несовершеннолетних за этот период увеличился с 17,5% до 18,4 %. Анализ уголовной статистики за 2009 год показывает, что среди выявленных несовершеннолетних разбойников и грабителей 70,9% составляют 16-17-летние, 29,1% — 14-15- летние [5]. Вместе с тем структурный анализ
внутри каждой группы свидетельствует об обратном : среди подростков в возрасте 14-15 лет грабители и разбойники составили 19,4%, а в старшей группе (16-17 лет) — 18,5%. Это объясняется тем, что несовершеннолетние в возрасте моложе 16 лет по УК России могут быть привлечены только по 20 составам из 277 статей Особенной части Уголовного кодекса, к которым относятся разбой и грабеж [6]. В связи с этим проблема изучения личности несовершеннолетнего преступника корыстнонасильственной направленности в настоящее время приобретает особую актуальность. Без научного познания несовершеннолетних преступников, без выявления их криминологических особенностей невозможно бороться с преступностью несовершеннолетних в целом и ее отдельными видами. Изучение личности несовершеннолетнего преступника в современной криминологии предполагает исследование его преступного поведения, образа жизни, особенностей его социальной среды, связей и отношений. Если мы обратимся к статистике, то в соответствии с данными статистического сборника «Преступность и правонарушения» за 2009 год можем сделать вывод, что подавляющее число преступлений совершили несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет, лица мужского пола, учащиеся, воспитывавшиеся в неполной семье, совершившие преступление в группе.
Проведенные исследования корыстно-на-
сильственных преступлений несовершеннолетних выявили общие черты, которые их объединяют, к примеру: эмоциональная холодность, агрессив-
ность, неумение контролировать и сдерживать свои поступки и эмоции, социальная отчужденность, нарушение адаптации, дефекты нравственного сознания, а также тревожность. «Повышенная тревожность, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, опасения небытия, страх быть униженным — это основные причины насильственного преступного поведения» [7]. Психологический анализ личности несовершеннолетних преступников корыстно-насильственной направленности показывает, что для них характерна повышенная враждебность к окружающим, их асоциальные поступки выстраиваются в устойчивую линию поведения. В профиле этой категории преступников, прежде всего, отражаются трудности в усвоении моральных и правовых норм . Корыстно-насильственные преступники
отличаются от других наибольшей неуправляемостью поведения и внезапностью асоциальных поступков. «Несовершеннолетнему преступнику корыстно-насильственной направленности в большей степени свойственны следующие личностные деформации: а) в сфере нравственности: жестокость, злобность, грубость, эгоистичность, циничность; б) в волевой сфере: амбициозность, некритичность, мнительность, нетерпимость, неадекватность самооценки, завышенность притязаний, психические нарушения; в) в эмоциональной сфере: агрессивность, конфликтность, отчужденность, импульсивность, легкомысленность, раздражительность, эмоциональная холодность» [8].
Таблица 1 Характеристика несовершеннолетних осужденных за совершение преступлений
Характеристика несовершеннолетнего преступника Удельный вес
возраст (14-15 лет) 27,9%
возраст (16-17 лет) 72,1%
мужчины 91,6%
женщины 8,4%
учащиеся 64,4%
работающие 4,9%
трудоспособные, но неработающие и неучащиеся 30%
ранее судимые (имеющие неснятые или непогашенные судимости) 25,1%
воспитывавшиеся в полной семье 42,8%
воспитывавшиеся в неполной семье (один родитель) 45%
воспитывавшиеся вне семьи (интернаты, детские дома) 12,3%
состоявшие на учете в ОВД 14,9%
совершившие преступление в состоянии алкогольного опьянения 20,7%
совершившие преступление в состоянии наркотического или иного (не алкогольного) опьянения 0,4%
совершившие преступление в группе 48,6%
совершившие преступление с участием взрослых 21,1%
Несовершеннолетний преступник корыстнонасильственной направленности, по мнению ря -да авторов, самоутверждается, завоевывет авто -ритет у своих сверстников посредством механиз -ма реактивного образования ( утверждение через насилие и потребление ). Г.Г. Шиханцов утверждает, что деяния таких несовершеннолетних преступников чаще всего бывают полимотива -ционными, то есть совершаются под влиянием нескольких мотивов: «мотивов вымещения и замещения, мотива ложного утверждения» [9]. Мотивы замещения и вымещения выражаются в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — достижимой. В процессе таких действий происходит вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лицах; снятие на -пряжения (замещение); ложное, извращенное утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними, гиперком-пенсации.
В.Л. Васильев [10] выделяет несколько кате -горий мотивации преступного поведения: не -осознаваемые мотивы, которые свойственны определенному типу личности, характеризующиеся переоценкой значимости своей личности, агрессивным отношением к окружающей среде, неустойчивостью настроения (лица, ведущие бездомный, паразитический образ жизни); компенсаторные или гиперкомпенсаторные мотивы, связанные с развитием комплекса неполноценно -сти, неадекватностью, ущемленностью личности; мотивы, связанные с отсроченным во времени действием закрепившегося в детстве по меха -низму импринтинга травматического опыта; мотивы , присущие личности с психической патоло -
гией, не исключающей вменяемости, когда у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Л.Б. Филонов [11] полагает, что в структуре побуждений на -сильственной мотивации преобладает потребность в самоутверждении подростка. Насильственная м отивация, характеризующаяся высокой эмоциональностью и ситуативностью, сочетается с особой жестокостью насильственного поведе -ния несовершеннолетних, поэтому самое большое число случаев жестокости падает на подростков 11—16 лет. Из числа осужденных несовершеннолетних, по статистике, 21,1% соверши -ли преступления с участием взрослых (см. табл. 1). По данным нашего исследования, свыше 90% подростков совершают преступления под влиянием и с участием взрослых, которые остаются «за кадром». Несовершеннолетние часто берут вину на себя, надеясь на моральную, материальную поддержку взрослых соучастников или боясь расправы.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что рассмотренные и многие другие черты и свойства личности несовершеннолетнего корыстно-насильственного преступника должны стать информационной базой деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Данные о личности и ее поведении позволят избрать такие методы и средства предупреждения, благодаря которым можно будет снизить преступность несовершеннолетних, в том числе корыстно-насильственной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения.
— Горький, 1974. — 124 с.
2. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Кн.1: Психология подростковой преступности.
— М., 2001. — С. 19-21.
3. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. — М.: Генезис, 2009. — 428 с.
4. Юридическая психология: учебник / под общ. ред. Ю.Ф. Чуфаровского. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2003. — 324 с.
5. Преступность и правонарушения (2005— 2009 годы): статистический сборник/ МВД РФ.
— М., 2010.
6. Сведения о лицах, совершивших преступления за январь — декабрь 2009 года/ ГИАЦ МВД РФ. — М., 2010.
7. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. — М., 1995. — 286 с.
8. Абызов Р.М. Типология личностных деформаций несовершеннолетних преступников.
— Ижевск, 1998. — 131 с.
9. Юридическая психология: учебник для вузов / под общ. ред. Г.Г. Шиханцова. изд. 2-е — М., 2006. — 362 с.
10. Юридическая психология: учебник для вузов. / под общ. ред. В. Л. Васильева. изд. 5-е — СПб., 2003. — 412 с.
11. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением. — М., 1981.
— 203 с.