УСТАНОВЛЕНИЕ МОТИВА В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
АКСЁНОВА-СОРОХТЕЙ Юлия Николаевна
Аннотация: в статье рассматривается значение установления мотива в процессе расследования и осуществления криминалистической профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними. Выделяются основные виды мотива совершения преступления несовершеннолетними. Анализируется воздействие группового мнения, посредством которого возникают негативные тенденции в поведении несовершеннолетних, а также деформация личности.
Annotation: the articlediscusses the importanceof establishinga motivein theinvestigation andcriminalisticspreventionof crimes committedby juveniles. There are maintypes ofmotiveof the crimeby juveniles. Analyzes the impact ofgroup opinion, by which there arenegative trendsin the behaviorof minors, as well as the deformation ofthe individual.
Ключевые слова: мотив, расследование преступлений, криминалистическая профилактика, несовершеннолетние, преступность, деформация личности.
Key words: motive, crime investigations, criminalisticsprevention, juvenile, crime, strain identity.
Проблеме установления мотива совершения преступления, как детерминирующего фактора в поведении личности несовершеннолетнего, посвящено множество исследований в области юридической психологии и в юриспруденции. Так, по мнению В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена рядом факторов (потребностями и целями, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности), под действием которых и происходит процесс формирования намерения, а затем принятия решения. Е.П. Ильин рассматривает мотивацию как динамический процесс формирования мотива. В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, проявляющуюся в форме потребности, влечения, инстинкта, и вторичную -в форме мотива. И.А. Джидарьян видит в мотивации процесс действия мотива - механизма, определяющего возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности. К.Е. Игошев утверждает, что мотивация - это метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений (через мотивы). Ю.В. Чуфаровский под мотивацией понимает систему побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей1.
1 Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Определение мотивации преступного поведения несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. 2009. № 5(7). ИЯЬ: http://www.psystudy.ru
Разделяя позиции авторов относительно понимания (в широком смысле) мотивации деятельности, но ни в коей мере не отождествляя понятия «мотив» и «мотивация», мотивацией противоправного поведения несовершеннолетнего антисоциальной направленности мы склонны считать совокупность мотивов, побуждающих к преступной деятельности, формирующихся и изменяющихся под воздействием как внешних (средовых), так и внутренних (личностных) факторов. При этом под воздействием средо-вых факторов мы понимаем влияние, исходящее как от социума в целом, так и от микросо-циального окружения несовершеннолетнего. Исследователи подростковой преступности в основе насильственных и корыстных преступлений основными, как правило, традиционно считают мотивы самоутверждения, попытки завоевания подростком авторитета, личного статуса в группе сверстников посредством механизма реактивного образования (утверждение через насилие и потребление).
Г.Г. Шиханцов считает преступное поведение несовершеннолетних в большинстве своем полимотивационным, описывая мотив вымещения, под действием которого «происходит вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лицах»; мотив замещения, реализуемый через снятие напряжения, и мотив ложного самоутверждения, выражающегося в ложном, извращенном утверждении себя
путем унижения, подавления личности других, насилия над ними, гиперкомпенсации2.
К мотивации корыстных преступлений, совершенных «трудными» подростками с устойчивым противоправным поведением, некоторые авторы относят и «инфантильные, “общегуманные” мотивы: стремление к подражанию отрицательным шаблонам референтной группы; обеспечение жизнедеятельности; стремление к материальному обогащению; воровство, к которому принуждают взрослые»3.
По мнению К.Е. Игошева, в основе многих корыстных преступлений, совершаемых подростками, лежит вполне осознанный мотив ложной престижности, реализуемый через потребительство, когда подростки, не чувствующие к себе симпатии товарищей или теплого отношения в своей семье (феномен «психологической заброшенности»), стремятся вызвать расположение товарищей тем, что на украденные деньги приглашают друзей в кино, задабривая, покупают для них сладости, тем самым, «выпрашивая, завоевывая» их дружбу4.
Под воздействием группового мнения правовые и нравственные взгляды подростков, даже в случае, если они изначально, до вхождения субъекта в подростковую группу, были просоциальными, могут претерпевать существенные негативные изменения, в связи с чем правосознание подростков значительно легче подвергается деформации, делая приемлемыми противоправные формы поведения. Несовершеннолетние внешне безоговорочно и односторонне подчиняются мнению группы, хотя некоторые из них, возможно, и считают его неправильным.
Как известно, почти полное исчезновение страха наказания, подчиненность общей воле группы в сочетании с обостренным желанием утвердиться в качестве полноправного ее члена, способствуют в условиях конфликта выбору подростком противоправного варианта поведения. Возникающее после первого «удачного» преступления чувство безнаказанности наряду с эйфорией от успеха, с одной стороны, и от созерцания беззащитности жертвы -с другой, стимулирует подростков к соверше-
2 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология : учеб. для вузов. Изд. 2-е. М., 2006. С. 133.
3 Горьковая И. А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1998. С. 18.
4 Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Определение мотивации пре-
ступного поведения несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
нию новых, часто еще более агрессивных преступлений.
Типичными для «трудных» подростков являются групповые корыстные преступления, совершаемые со следующими мотивациями:
удовлетворение витальных потребностей для обеспечения жизнедеятельности при немедленном использовании полученных
средств;
преступная идентичность.
К типичным преступлениям, совершаемым исключительно «трудными» подростками, можно отнести корыстные преступления с такой мотивацией:
удовлетворение витальных потребностей для обеспечения жизнедеятельности при немедленном использовании полученных
средств;
первичная корыстная мотивация при осуществлении преступных действий корыстно-насильственного типа5.
Анкетирование учащихся школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений по Северо-Западному федеральному округу РФ показало, что основными мотивами совершения преступления несовершеннолетними являются:
1. Материальный мотив: отсутствие денег на развлечения.
2. Социальный мотив: авторитетное значение несовершеннолетнего криминальной направленности в компании сверстников; желание навредить определенному человеку.
Для расследования и осуществления деятельности по криминалистической профилактике несовершеннолетних, совершивших преступление, особое внимание необходимо обратить на мотив. Исследование мотива совершения преступления несовершеннолетним способствует правильному определению вектора в следственных действиях, в деятельности по криминалистической профилактике в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, а также позволяет более объективно оценить доказательственную информацию, глубже исследовать причины совершения преступления, точнее определить степень общественной опасности несовершеннолетнего лица.
Часто следователям не удается раскрыть истинные мотивы и цели преступлений, в том
5 Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Определение мотивации преступного поведения несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
числе и потому, что они не придают данному вопросу должного значения. Неустановление истинного мотива совершения преступления приводит к тому, что большинство несовершеннолетних осужденных считают приговор и наказание несправедливыми, а себя не признают источником наступивших общественно опасных последствий. Нередко лица, совершившие преступления в возрасте, не достигшем 18 лет, считают, что виновниками являются сами потерпевшие, свидетели, жизненные трудности и иные обстоятельства, а признают себя виновными лишь формально. При таком отношении трудно рассчитывать на осмысление ими содеянного, раскаяние, стремление исправиться.
Полагаем, что при изучении материалов уголовного дела необходимо определить, какая информация в деле подтверждает виновность и мотивацию поведения несовершеннолетнего преступника и нет ли пробелов в доказательственной базе по этому вопросу. Кроме того, информацию о мотиве необходимо сопоставить с другими доказательствами по делу, чтобы определить наиболее эффективные меры криминалистической профилактики в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, с целью устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления, и недопущения совершения несовершеннолетним нового преступления.