Научная статья на тему 'Механизм формирования бюджета Российской Федерации как инструмент стабилизации национальной экономики'

Механизм формирования бюджета Российской Федерации как инструмент стабилизации национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральный бюджет РФ / Бюджетный кодекс РФ / доход / стабилизация / нацио-нальная экономика / политика приоритетности / профицит / технологическая отрасль / национальная безопас-ность / денежные средства / Federal budget / Budget Code of the Russian Federation / income / stabilization / national econ-omy / priority policy / surplus / technology industry / national security / money

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадинат Юнускадиевна Джамалудинова

В статье рассматривается механизм формирования Федерального бюджета РФ в качестве инструмента стабилизации национальной экономики. Приводятся особенности научных взглядов на специфику формирования указанного документа с учетом обязательности применения подходов в отношении националь-ной безопасности. Рассматривается специфика участия профильных ведомств и структурных подразделений Государственной Думы РФ в согласовании Федерального бюджета РФ в рамках первого чтения. Определяется роль Счетной палаты РФ и Совета Федерации РФ в детализации проработки отдельных направлений. Аргу-ментируется степень значимости ключевых экономических показателей для оптимизации доходной и расход-ной частей нормативного документа, а также существенное влияние политики приоритетности на объем денеж-ных средств, распределяемых при планировании расходных частей Федерального бюджета РФ. Сопоставля-ются показатели доходов и профицита в 2022 и 2023 гг. с учетом реализуемой в настоящее время приоритетной политики РФ. Приводятся аспекты прогноза формирования Федерального бюджета РФ в последующие годы в контексте главенствующих направлений национальной экономики и усиления роли технологических отраслей, которые потенциально выступают источниками для постоянных статей доходов и расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mechanism of Formation of the Budget of the Russian Federation as a Tool to Stabilize the National Economy

The article examines the mechanism of formation of the Federal Budget of the Russian Federation as a tool for stabilizing the national economy. The features of scientific views on the specifics of the formation of the document in question are given, taking into account the mandatory application of approaches to national secu-rity. The specifics of the participation of various relevant departments and structural divisions of the State Duma of the Russian Federation at the stage of approving the Federal Budget of the Russian Federation in the framework of the first reading are considered. The role of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federation Council of the Russian Federation for the detailed elaboration of certain areas of the document under consideration is determined. The degree of importance of key economic indicators for optimizing the revenue and expenditure parts of the regulatory document is argued, as well as the significant impact of the priority policy on the amount of funds allocated when planning the expenditure parts of the Federal Budget of the Russian Federation. The indica-tors of income and surplus in 2022 and 2023 are compared, taking into account the currently implemented priority policy of the Russian Federation. The classification of income and expenses is affected against the background of the specification of the economic system. The aspects of forecasting the formation of the Federal Budget of the Russian Federation in subsequent years are given, taking into account the dominant directions of the national economy and the strengthening of the role of technological industries, which potentially act as sources for perma-nent items of income and expenses in subsequent years.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования бюджета Российской Федерации как инструмент стабилизации национальной экономики»

Научная статья УДК 351.72

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.30

Механизм формирования бюджета Российской Федерации как инструмент стабилизации национальной экономики

Мадинат Юнускадиевна Джамалудинова

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан, Россия, madina0880@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-4582-454X

Аннотация. В статье рассматривается механизм формирования Федерального бюджета РФ в качестве инструмента стабилизации национальной экономики. Приводятся особенности научных взглядов на специфику формирования указанного документа с учетом обязательности применения подходов в отношении национальной безопасности. Рассматривается специфика участия профильных ведомств и структурных подразделений Государственной Думы РФ в согласовании Федерального бюджета РФ в рамках первого чтения. Определяется роль Счетной палаты РФ и Совета Федерации РФ в детализации проработки отдельных направлений. Аргументируется степень значимости ключевых экономических показателей для оптимизации доходной и расходной частей нормативного документа, а также существенное влияние политики приоритетности на объем денежных средств, распределяемых при планировании расходных частей Федерального бюджета РФ. Сопоставляются показатели доходов и профицита в 2022 и 2023 гг. с учетом реализуемой в настоящее время приоритетной политики РФ. Приводятся аспекты прогноза формирования Федерального бюджета РФ в последующие годы в контексте главенствующих направлений национальной экономики и усиления роли технологических отраслей, которые потенциально выступают источниками для постоянных статей доходов и расходов.

Ключевые слова: Федеральный бюджет РФ, Бюджетный кодекс РФ, доход, стабилизация, национальная экономика, политика приоритетности, профицит, технологическая отрасль, национальная безопасность, денежные средства

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Джамалудинова М.Ю. Механизм формирования бюджета Российской Федерации как инструмент стабилизации национальной экономики // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 237-242. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.30.

Original article

The Mechanism of Formation of the Budget of the Russian Federation as a Tool to Stabilize the National Economy

Madinat Yu. Dzhamaludinova

Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, madina0880@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-4582-454X

Abstract. The article examines the mechanism of formation of the Federal Budget of the Russian Federation as a tool for stabilizing the national economy. The features of scientific views on the specifics of the formation of the document in question are given, taking into account the mandatory application of approaches to national security. The specifics of the participation of various relevant departments and structural divisions of the State Duma of the Russian Federation at the stage of approving the Federal Budget of the Russian Federation in the framework of the first reading are considered. The role of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federation Council of the Russian Federation for the detailed elaboration of certain areas of the document under consideration is determined. The degree of importance of key economic indicators for optimizing the revenue and expenditure parts of the regulatory document is argued, as well as the significant impact of the priority policy on the amount of funds allocated when planning the expenditure parts of the Federal Budget of the Russian Federation. The indicators of income and surplus in 2022 and 2023 are compared, taking into account the currently implemented priority policy of the Russian Federation. The classification of income and expenses is affected against the background of the specification of the economic system. The aspects of forecasting the formation of the Federal Budget of the Russian Federation in subsequent years are given, taking into account the dominant directions of the national economy and the strengthening of the role of technological industries, which potentially act as sources for permanent items of income and expenses in subsequent years.

Keywords: Federal budget, Budget Code of the Russian Federation, income, stabilization, national economy, priority policy, surplus, technology industry, national security, money

© Джамалудинова М.Ю., 2023

Funding: Independent work.

For citation: Dzhamaludinova, M.Yu. (2023) The Mechanism of Formation of the Budget of the Russian Federation as a Tool to Stabilize the National Economy. Theory and Practice of Social Development. (12), 237-242. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.12.30 (In Russian).

Устойчивость национальной экономики обеспечивают инструменты государственной системы, которые образуют в совокупности постоянно действующий механизм. Помимо индикаторов, определяющих минимизацию рисков для экономической безопасности государства как основы в целях обеспечения искомой устойчивости национальной экономики, стабилизирующим фактором в отношении экономики Российской Федерации (РФ) выступает законодательная система, определяющая экономические отношения и подходы к их регулированию со стороны различных участников данных экономических отношений. РФ как государство формируется из объединяющих общественные отношения федеральных законов, одним из которых выступает Бюджетный кодекс РФ1.

Проблема стабилизации национальной экономики посредством оптимизации Федерального бюджета РФ продолжительное время беспокоит научное сообщество. В частности, исследователь Д.Л. Комягин считает, что такой документ должен обладать признаками самостоятельности, поскольку он выступает в качестве ядра бюджетной системы (Комягин, 2023: 93). Исследователи А.А. Храмченко, А.В. Пономаренко и Д.В. Тараненко считают, что Федеральный бюджет РФ на будущий год должен в обязательном порядке учитывать угрозы для национальной безопасности, а соответствующие статьи должны присутствовать в нем на постоянной основе, а не в зависимости от степени приоритетности (Храмченко и др., 2022: 258).

Исследователи И.В. Балынин и Т.В. Терехова рассматривают Федеральный бюджет РФ как инструмент государственного управленческого учета, так как он позволяет проанализировать новые источники доходов для государства вне зависимости от показателей дефицита (Балынин, Терехова, 2023: 234).

Уникальность Бюджетного кодекса РФ как федерального закона состоит в том, что его реализация подразумевает ежегодное формирование новых версий документа, определяющих федеральный бюджет РФ на будущий год, который отражает не только экономические отношения между различными субъектами на территории государства, но также и экономическую систему, аккумулирующую иные бюджеты - регионального и муниципального значения.

Другим уникальным компонентом Бюджетного кодекса РФ выступает определение временного интервала для функционирования ежегодно принимаемого Федерального бюджета РФ. Таким образом, возникает ситуация, при которой принимаемый нормативный документ действует всего один финансовый год, а именно с 1 января по 31 декабря, а впоследствии не имеет юридической силы по причине принятия нового. Как и любой другой нормативный документ федерального значения, Федеральный бюджет РФ проходит предварительные этапы подготовки и разработки. В действительности это коллективная работа, в которой задействованы стратегически важные ведомства, при этом на всех этапах разработки проект Федерального бюджета РФ доводится до сведения Президента РФ.

Основным разработчиком текста проекта Федерального бюджета РФ выступает Правительство РФ, в дальнейшем рассматриваемый документ утверждается Государственной Думой РФ (ГД РФ) и Советом Федерации РФ (СФ РФ). Процесс согласования концепции рассматриваемого документа в части включения или исключения конкретных сумм денежных средств производится также на основе рекомендаций Счетной палаты РФ. При этом детализацией проработки нормативного документа занимаются все комитеты ГД РФ. Таким образом осуществляется механизм привлечения экспертного сообщества, который обладает своей информацией относительно характеризации экономических отношений. Например, Счетная палата РФ на основании проводимых аудиторских проверок обладает уникальными данными о механизме расходования денежных средств в различных отраслях экономики, а также о нарушениях или неэффективности расходования предусмотренных бюджетом РФ за текущий и предыдущие годы денежных средств, что подразумевает стратегически важную базу для формирования предложений по рациональному расходованию средств в рамках бюджета в будущем году (Тебекин, Петров, 2021: 18).

Экспертное заключение от СФ РФ имеет стратегическую важность для определения ключевых бюджетных приоритетов на основании оценки текущей ситуации в регионах. В соответствии с законодательством каждый субъект представляет два сенатора от исполнительной и местной законодательной власти, что определяет круг осведомленности о финансовой ситуации в субъектах РФ. Кроме того, руководители системообразующих предприятий ежегодно отчиты-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ваются перед Советом Федерации РФ о текущей финансовой ситуации (Смирнов, 2020: 4), а министры и руководители различных ведомств - перед депутатами ГД РФ. Итоги подобных отчетных выступлений впоследствии служат источником для законодательных предложений и совместной разработки Федеральным Собранием РФ и в некоторых случаях профильных министерств уточненных законопроектов, отражающих экономические отношения, например, в рамках системообразующего предприятия, категории населения или направления экономики (Финансовое обеспечение перехода к опережающему развитию экономики России ..., 2023: 65).

Таким образом, прослеживается ситуация, при которой формирование Федерального бюджета РФ в действительности осуществляется в течение финансового года, а не на осенней сессии депутатов ГД РФ, когда проводится непосредственно правовая его оценка и осуществляется голосование за очередной Федеральный бюджет РФ на трех пленарных заседаниях российского парламента. Данному выводу предшествуют отдельные положения Бюджетного кодекса РФ, которые указывают на обязательное включение в очередной Федеральный бюджет РФ положения и денежных сумм, предусмотренных в отраслевых федеральных законах, например, об образовании или социальном обеспечении уязвимых категорий населения, а также в положениях международных соглашений, которые ратифицировала и продолжает соблюдать РФ (Мартышкина, Аркадьева, 2020: 24).

Учитывая многообразие соглашений, которые во внешней среде также определяют участие РФ в экономических отношениях, следует обозначить, что в Федеральный бюджет РФ включаются долговые обязательства государства перед внешними партнерами. Документ как система усложняется также обязательным включением в него региональных и муниципальных бюджетов, которые формируются по аналогичному принципу на основе доходов и расходов государственного образования, а также необходимости выполнения финансовых обязательств (Гамзатова, 2020: 19).

Если рассматривать Федеральный бюджет РФ на этапе согласования, то следует отметить обязательную логику приоритетности государства, которая значительно зависит от внутренней ситуации и внешних обстоятельств (Глушак и др., 2020: 26). Например, внешние экономические ограничительные меры в отношении РФ способствовали тому, что в бюджете на 2023 г. приоритетными выступили меры государственной поддержки юридических лиц и усиление финансовых позиций отдельных отраслей национальной экономики. При этом четверть бюджетных средств в 2023 г. ориентирована на реализацию социальных обязательств, под которыми подразумеваются повышение материнского капитала, индексация страховых пенсий, рост минимального размера оплаты труда (МРОТ), внедрение такого инструмента поддержки, как универсальное пособие для семей, имеющих низкие доходы. При этом 17 % от общей суммы бюджетных средств в 2023 г. определено на цели обороны страны, а 15 % - на обеспечение национальной безопасности.

В разные годы приоритетность Федерального бюджета РФ определялась в зависимости от текущих государственных потребностей, к примеру, материнский капитал как мера поддержки появился в качестве инструмента государственной политики в 2007 г. в рамках программы, направленной на поддержку семей. Уже со следующего года выплаты по нему стали ежегодной статьей расходов в рамках Федерального бюджета РФ, индексируемой по решению и с согласования Федерального Собрания РФ и Президента РФ в сторону увеличения.

Обозначенная позиция в отношении приоритетности формируется еще на этапе обсуждения законопроекта в качестве концепции Федерального бюджета РФ на плановый период. К ней в обязательном порядке прилагается прогноз социально-экономического развития государства, выявленный уровень инфляции и объем внутреннего валового продукта (ВВП). Указанные показатели предоставляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Счетная палата РФ. Минфин РФ способствует формированию направлений налоговой, бюджетной, а также таможенно-тарифной политики, так как в рамках данных направлений выявляются показатели доходов, на которые может рассчитывать Федеральный бюджет РФ (Джамалудинова, 2021: 252).

Если рассматривать документ с точки зрения классификации доходов, то налоговые поступления выступают не единственными источниками пополнения казны государства. В Бюджетном кодексе РФ определены основные виды доходов, на которые может рассчитывать РФ. Таким образом, помимо налоговых поступлений, Федеральный бюджет РФ формируется из общего объема страховых отчислений, уплаченных госпошлин, доходов от внешнеэкономической деятельности и др. В частности, доходы РФ в 2022 г. составили 25,02 трлн руб., в 2023 г. планируемые доходы могут составить 25,54 трлн руб., при этом профицит в бюджете РФ за 2022 г. составлял 1,32 трлн руб., однако прогнозируемый профицит за 2023 г. - лишь 299,1 млрд руб.

Отчасти разница в зафиксированном и планируемом уровнях профицита объясняется расходами в рамках Федерального бюджета РФ и изменениями в отношении приоритетности государственной политики. Например, на реализацию национальных проектов в 2022 г. было израсходовано 2,74 трлн руб. Однако на аналогичные цели в 2023 г. запланировано израсходовать 2,88 трлн руб. Данный показатель будет увеличиваться в последующие годы, так как во многом

национальные проекты направлены на модернизацию стратегически важных отраслей, цифро-визацию экономики и обеспечение граждан РФ социально-экономической инфраструктурой.

На этапе согласования Федерального бюджета РФ определяется объем доходов и расходов, а также предельный размер относительно долговых финансовых обязательств РФ. Данный этап относится к рассмотрению законопроекта в рамках первого чтения ГД РФ. В период второго чтения осуществляется изучение текстовой части рассматриваемого Федерального бюджета РФ на будущий год и его обязательные приложения. Таким образом, период второго чтения относится к наиболее уточненной работе над нормативным документом, так как депутаты ГД РФ оценивают и обсуждают отраслевые ассигнования, политику субсидий для всех субъектов, ключевые показатели в отношении оборонного заказа, а также политику внешних экономических отношений (Зотиков и др., 2019: 16).

Стоит отметить, что в период второго чтения представляется возможным определить, какие приоритетные направления Счетная палата РФ и СФ РФ обозначили в своих заключениях, а также какие отраслевые направления национальной экономики испытывают выраженный дефицит по итогам оценки за предыдущий год. Именно данный этап работы над бюджетом РФ представляет отдельный исследовательский интерес для экономической науки, так как за счет выявленных изменений в политике ассигнования возможно изучить очевидные и неочевидные тенденции экономического развития РФ как в отношении внешних обязательств и доходов, так и относительно перераспределения денежных средств между субъектами РФ.

На этапе третьего чтения осуществляется итоговое голосование в отношении законопроекта о бюджете РФ на будущий год, который впоследствии передается на рассмотрение СФ РФ. Заключительным этапом формирования Федерального бюджета РФ на будущий год выступает подписание данного нормативного документа Президентом РФ и последующее обнародование принятого Федерального бюджета РФ в официальных источниках.

Становится очевидным, что еще достаточно продолжительное время будет соблюдаться правовой механизм формирования Федерального бюджета РФ на будущий год. Реализуемая система согласования и доработки отдельных направлений и бюджетных статей различными профильными ведомствами, структурными подразделениями ГД РФ уже зарекомендовала себя как работающий механизм, способствующий стабилизации подходов к обеспечению устойчивости национальной экономики. Стоит отметить, что балансирующим и в то же время стабилизирующим фактором формирования Федерального бюджета РФ выступает включение значительного количества компетентных участников.

В прогнозируемые годы Федеральный бюджет РФ на будущий год как нормативный документ будет претерпевать существенные изменения структурного характера, а именно изменятся финансовые показатели ожидаемых доходов и расходов, что приведет к постоянному участию некоторых статей Федерального бюджета РФ, которые во многом определяют специфику национальной экономики. В частности, в прогнозируемый период времени будет прослеживаться приоритетность социальной политики в сторону увеличения ассигнований на поддержку семей, что уже обозначено в связи с заявлением Президента РФ В.В. Путина о назначении данного календарного периода в качества Года семьи1. Кроме того, ожидается постоянное участие таких статей расходов, как обеспечение обороноспособности государства и национальной безопасности.

С высокой вероятностью Федеральный бюджет РФ трансформируется в поиске новых источников доходов для государства, в том числе путем образования новых механизмов в рамках финансово-кредитной политики для поддержки коммерческого сектора. Немаловажным аспектом Федерального бюджета РФ на будущие годы станет активное освоение малонаселенных территорий РФ, что предполагает потенциальные внутренние миграционные потоки, в отношении которых в бюджете РФ в различной степени предусматриваются меры поддержки российских семей, сельскохозяйственных и производственных предприятий.

Стабилизация национальной экономики посредством Федерального бюджета РФ ожидается за счет налоговых поступлений от граждан РФ, которые будут осваивать малонаселенные территории государства, особенно на Дальнем Востоке и на Севере РФ. Практика инвестирования в национальные проекты в предыдущие годы показывает целесообразность их дальнейшей поддержки, что соответствует экономической стабилизации государства за счет создания новых механизмов, регулируемых профильными ведомствами. В частности, оправдывает себя политика цифровизации экономики, которая создает предпосылки к увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ и формированию новых источников доходов государства, например, участие его в деятельности кластеров промышленного назначения.

1 О проведении в Российской Федерации Года семьи : Указ Президента РФ от 22.11.2023 № 875 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В 2022-2023 гг. РФ в силу объективных причин вышла из ряда международных соглашений, которые подразумевали ежегодные финансовые обязательства. Образовавшиеся свободные средства в последующие годы будут перераспределены в основном на цели национальной безопасности и усиления социальной политики. Кроме того, на фоне значительного упрощения процедуры получения российского гражданства бывшими соотечественниками и гражданами иных государств на условиях, предусмотренных миграционным законодательством, также потенциально возможно усиление налоговой базы за счет поступлений от большего количества граждан РФ.

В последующие годы Федеральный бюджет РФ с высокой вероятностью будет расширен, так как ожидается формирование различных отраслевых экосистем, на поддержку которых предполагаются определенные государственные ассигнования. В настоящее время в статьях документа пока предусмотрена лишь закупка и внедрение технологий для обеспечения в дальнейшем обозначенных экосистем. Таким образом, на пути к достижению Россией технологического суверенитета Федеральный бюджет страны в ближайшие годы будет претерпевать существенные изменения в отношении как специфики доходов, так и приоритетности расходов, так как появятся статьи, сопряженные с ежегодными ассигнованиями в технологическую отрасль.

Одним из факторов формирования Федерального бюджета РФ в последние годы выступает реализация политики импортозамещения, что предполагает создание особой системы экономических отношений, связанных с компенсацией расходов участников промышленных кластеров и получением ожидаемых доходов от реализации промышленного потенциала взаимозависимых друг от друга групп предприятий. Положительным аспектом в прогнозируемом будущем является обстоятельство, при котором специфика РФ состоит в способности интенсивно адаптировать международные подходы к обеспечению экономической устойчивости. Данная способность выражена в существенном ежегодном увеличении числа промышленных кластеров, которые в совокупности обеспечивают федеральный бюджет РФ уровнем налоговых поступлений, сопоставимых со средним значением ежегодного профицита.

На структуру ежегодного Федерального бюджета РФ в прогнозируемом будущем также повлияют региональные бюджеты, например, за счет активной инвестиционной политики в сфере приоритетных экономических направлений на соответствующих территориях. Оптимизация региональных бюджетов за счет создания транспортной инфраструктуры и развития туристической и производственной составляющих потенциально создает предпосылки для увеличения профицита федерального бюджета РФ, так как основная часть получаемых субъектами РФ доходов перераспределяется в его пользу. Итоговое аккумулирование последующих поступлений в последующие годы приведет к оптимизации региональных и муниципальных бюджетов, которые в свою очередь усилят финансовый потенциал страны в целом.

В заключение следует отметить, что формирование федерального бюджета РФ представляет собой сложный процесс, однако стабилизирующим фактором выступает устойчивый законодательный механизм, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ. Изучение политики приоритетности в отношении направлений государственных ассигнований за предыдущие периоды должно представлять научный интерес, так как от анализа экономических показателей ежегодных бюджетов государства во многом зависит степень точности прогнозируемых экономических событий в РФ, особенно в аспекте современных ограничительных мер в отношении страны. Прогноз на ближайшие годы относительно трансформации Федерального бюджета РФ может указать компоненты рассматриваемого документа, подходы к его разработке или правовые механизмы, которые обеспечивают устойчивость экономического положения РФ в непростые периоды. Однако возможны структурные изменения за счет усиления уже существующих приоритетных направлений в сфере социальной политики и национальной безопасности, а также образования и закрепления новой экономической системы, связанной с актуализацией развития технологического потенциала.

Список источников:

Балынин И.В., Терехова Т.Б. Особенности управления бюджетами системы Российской Федерации в современных условиях // Инновации и инвестиции. 2023. № 5. С. 232-237.

Гамзатова С.А. Анализ налоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2 (42). С. 19-22. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10252.

Глушак Н.В., Васькин В.Ф., Шелупахин А.С. Исследование внешних факторов, влияющих на формирование доходной части федерального бюджета и конкурентоспособность экономики России // Финансовая экономика. 2020. № 9. С. 25-30.

Джамалудинова М.Ю. Функциональная роль бюджета в регулировании экономики // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 252-254. https://doi.Org/10.34925/EIP.2021.128.3.045.

Зотиков Н.З., Львова М.В., Арланова О.И. Особенности формирования доходов федерального бюджета // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 1-19. URL: https://esj.today/PDF/12ECVN119.pdf (дата обращения: 12.12.2023)

Комягин Д.Л. Распределенное единство: к вопросу о самостоятельности бюджетов в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 2. С. 92-113. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.2.92.113.

Мартышкина А.Е., Аркадьева О.Г. Тенденции финансирования социальной сферы в России // Oeconomia et Jus. 2020. № 4. С. 22-31. https://doi.org/10.47026/2499-9636-2020-4-22-31.

Смирнов И.Е. Приоритеты бюджета России 2020-2022 гг. // Аудитор. 2020. Т. 6, № 1. С. 3-9. https://doi.org/10.12737/1998-0701-2020-3-9.

Тебекин А.В., Петров В.С. Анализ структуры расходов средств федерального бюджета Российской Федерации // Транспортное дело России. 2021. № 1. С. 17-21.

Финансовое обеспечение перехода к опережающему развитию экономики России / А.В. Нарышева [и др.] // Экономика строительства. 2023. № 4. С. 63-65.

Храмченко А.А., Пономаренко А.В., Тараненко Д.В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 36 (4). С. 256-260. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-11309.

References:

Balynin, I. V. & Terekhova, T. B. (2023) Features of Budget Management of the Budget System of the Russian Federation in Modern Conditions. Innovatsii i investitsii. (5), 232-237. (In Russian).

Dzhamaludinova, M. U. (2021) Functional Role of the Budget in the Regulation of the Economy. Ekonomika i predprini-matel'stvo. (3 (128)), 252-254. Available from: doi:10.34925/EIP.2021.128.3.045. (In Russian).

Gamzatova, S. A. (2020) Analysis of Tax Revenues of the Federal Budget of the Russian Federation. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (3-2 (42)), 19-22. Available from: doi:10.24411/2500-1000-2020-10252. (In Russian).

Glushak, N. V., Vas'kin, V. F. & Shelupahin, A. S. (2020) Study of External Factors Influencing the Formation of the Federal Budget and the Competitiveness of the Russian Economy. Finansovaya ekonomika. (9), 25-30. (In Russian).

Khramchenko, A. A., Ponomarenko, A. V. & Taranenko, D. V. (2022) Role of State Budget in the Management of the Economy Russia. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. (36 (4)), 256-260. Available from: doi:10.24412/2309-4788-2021-11309. (In Russian).

Komyagin, D. L. (2023) The Distributed Unity: Issue of Independent Budgets in Russia. Law. Journal of the Higher School of Economics. (2), 92-113. Available from: doi:10.17323/2072-8166.2023.2.92.113. (In Russian).

Martyshkina, A. E. & Arkadeva, O. G. (2020) Trends of Financing the Social Sphere in Russia. Oeconomia et Jus. (4), 2231. Available from: doi:10.47026/2499-9636-2020-4-22-31. (In Russian).

Narysheva, A. V., Pekisheva, D. D., Sidorova, E. D., Khudyakov, M. S. & Shvalev, R. S. (2023) Financial Support of the Transition to the Advanced Development of the Russian Economy. Ekonomika stroitel'stva. (4), 63-65. (In Russian).

Smirnov, I. E. (2020) Russian Budget Priorities for 2020-2022. Auditor. 6 (1), 3-9. Available from: doi:10.12737/1998-0701-2020-3-9. (In Russian).

Tebekin, A. V. & Petrov, V. S. (2021) Analysis of the Structure of Expenditures of the Federal Budget of the Russian Federation. Transport Business of Russia. (1), 17-21. (In Russian).

Zotikov, N. Z., Lvova, M. V. & Arlanova, O. I. (2019) Features of Formation of the Federal Budget Revenues. The Eurasian Scientific Journal. 11 (1), 1-19. Available from: https://esj.today/PDF/12ECVN119.pdf (viewed 12 December 2023) (In Russian).

Информация об авторе М.Ю. Джамалудинова - доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Дагестанского государственного университета, Махачкала, Республика Дагестан, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=664132

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author M.Yu. Dzhamaludinova - Associate Professor, PhD in Economics, Associate Professor at the Department of "State and Municipal Management", Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=664132

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.