Научная статья на тему 'Механизм формирования благоприятной инновационной среды региона'

Механизм формирования благоприятной инновационной среды региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов А. В.

В статье рассматриваются предпосылки формирования благоприятной инновационной среды региона. Изучение инновационной среды региона предполагает четкое определение понятия инновационного потенциала в целом, выявление его особенностей в отношении региона как субъекта хозяйствования, а также определение возможностей его использования для социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования благоприятной инновационной среды региона»

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

© Семенов А.В.*

Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН,

г. Пермь

В статье рассматриваются предпосылки формирования благоприятной инновационной среды региона. Изучение инновационной среды региона предполагает четкое определение понятия инновационного потенциала в целом, выявление его особенностей в отношении региона как субъекта хозяйствования, а также определение возможностей его использования для социально-экономического развития региона.

Инновационная среда иногда формируется спонтанно, управление формированием инновационной средой носит несистемный, фрагментарный характер.

Для решения поставленных задач по инновационному развития отечественной экономики в настоящее время реализуются меры по созданию благоприятной инновационной среды. Инновационная среда - социально-экономическая, политическая и нормативно-правовая обстановка, окружающую создание новшеств, реализацию и распространение инноваций. Инновационная среда является сочетанием внутренней и внешней среды участника инновационного процесса. Механизм формирования благоприятной инновационной среды представлен на рис. 1 [5, с. 232].

Формирование внутренней среды обеспечивает создание и реализацию нововведений при наличии у субъекта инновационной деятельности инновационного потенциала, который в свою очередь зависит от следующих факторов:

1. Интеллектуальные ресурсы - патенты, лицензии, инновационные проекты, бизнес-планы и т.д.

2. Материальные ресурсы - ресурс площадей, современное технологическое и информационное оборудование, опытно-приборная база и т.д.

3. Финансовые ресурсы - собственные, заемные средства, гранты.

4. Кадровые ресурсы - лидер-инноватор, заинтересованный в развитии персонал и т.д.

Инфраструктурные ресурсы - собственные подразделения НИОКР, информационные, патентно-правовые структурные подразделения и др.

Модернизация экономики страны возможна через стимулирование инновационной деятельности ее регионов [13]. Регионы многочисленны и не-

* Аспирант.

однородны по объему и составу инновационного потенциала. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом регионе должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному развитию инновационного потенциала всего субъекта [2].

Научный и научно-технический потенциал

—|— I

Интеллектуальный потенциал

Инновационный потенциал

Производственный потенциал

Природно-ресурсный потенциал

А'

Л

Инновационный потенциал

Инвестиционная привлекательность

Инновационная среда

Конкурентоспособность региона

>

Социально-экономическое развитие

Инновационный климат

Инновационная привлекательность

Институциональная среда

Инновационная восприимчивость

Рис. 1. Механизм формирования инновационной среды региона

Важнейшей интегральной оценкой состояния компонентов внешней инновационной среды является инновационный климат. Он отражает состояние внешней инновационной среды участника инновационного процесса, прямо или косвенно влияющее на возможность реализации его инновационного потенциала.

Институциональная среда, необходимая для инновационного социально-ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе формируется в рамках следующих направлений.

Во-первых, политико-правовые институты, нацеленные на обеспечение гражданских и политических прав граждан, а также на исполнение законодательства. Речь идет о защите базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, эффективность правоохранительной системы, свободу средств массовой информации [8]. Особое значение в этой системе институтов имеет правовое регулирование и охрана

прав на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патентное право) и их использования в хозяйственной деятельности, а также надежная защита интеллектуальной собственности, которые, по сути, и обеспечивают законодательную основу инновационной деятельности [12].

Во-вторых, институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала. Прежде всего, это касается образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения жильем. Ключевой проблемой развития этих секторов является проведение институциональных реформ - выработка новых правил их функционирования [3].

В-третьих, экономические институты, то есть законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики. Современное экономическое законодательство должно обеспечивать экономический рост и структурную модернизацию экономики [6].

В-четвертых, институты развития, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста, то есть правила игры, нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них [9].

В-пятых, система стратегического управления, позволяющая обеспечить гармоничность формирования и развития указанных типов институтов и направленная на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики при решении системных внутренних проблем развития и ответа на внешние вызовы. Она включает в себя взаимоувязанные программы институциональных преобразований, долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития экономики, науки и технологий, стратегии и программы развития ключевых секторов экономики и регионов, долгосрочный финансовый план и систему бюджетирования по результатам [7].

Вопрос о модернизации институциональный среды с целью обеспечения инновационного развития экономики ограничивается рамками ее пространства и нацелен на указанную трехчленную структуру. Фундаментальным основанием институциональной среды является «верхний слой», конкретно-хозяйственные формы экономических отношений. Но процесс модернизации данной среды начинается с изменений норм и правил хозяйственного поведения, способствующих и обеспечивающих создание и внедрение инноваций. Изменения же в этой области, если они рассчитаны не на самотек и инициативу отдельных индивидов, а на системный масштаб всей экономики, предполагают, в свою очередь, прогнозное и программное обеспечение, долгосрочный, среднесрочный стратегический и краткосрочный текущий планы на государственном, федеральном и региональном уровне. Но прогнозно-программному обеспечению не может не предшествовать концептуальная научно-организационная разработка. Пока же кроме намерений в этой сфере реальных шагов в России нет.

Несмотря на внешнюю аксиоматичность роли неформальных институтов в формировании правил и норм поведения людей в обществе, в том чис-

ле экономического поведения и поведения в области инноваций, институциональные аспекты формирования инновационной среды, инновационного климата, инновационной восприимчивости, инновационной конкурентоспособности и т.д. остаются до сих пор за рамками научных исследований и практической деятельности. На приведенном ранее рис. 1 показана взаимосвязь и взаимозависимость между основными элементами инновационной системы региона, а также влияние восприимчивости экономики и общества к инновациям на уровень инновационной активности в регионе и его социально-экономическое развитие.

Модернизация институциональной среды является составной частью формирования и развития благоприятного инновационного климата и не может рассматриваться в отрыве от сегодняшнего триединства ее главнейших проблем в области производительных сил: восстановления индустриальной базы, созданной в составе СССР и значительно разрушенной в 1990-е гг., что обусловило наибольшие среди крупнейших стран потери в последнем мировом экономическом кризисе; преодоление сырьевой гипертрофии в отраслевой структуре народного хозяйства с обеспечением приоритетного развития машиностроения, обновления изношенных основных фондов; перевода экономики на инновационный путь техно-технологического совершенствования [10, 16]. Вместе с тем изменения в институциональной среде непосредственно направлены и на другую, социальную сторону экономической системы, на конкретные формы всей системы экономических отношений, которые должны обеспечить возможность активного воздействия государства на научно-технический прогресс, стимулирование корпораций к использованию нововведений, повышение производительности труда, эффективности производства, нацеливать экономическую политику на обеспечение экономического роста в неразрывной связи с неуклонным подъемом благосостояния народа и справедливым соотношением доходов между разными социальными группами населения в соответствии с принципами социального государства.

Импорт новых институтов привел к созданию неоднородной институциональной среды, в которой дисгармонично соединяются новые и традиционные правила (формальные и неформальные), ограничивающие и оформляющие действия экономических субъектов. Здесь институциональная среда находится на стадии усвоения инноваций, которые с трудностями приживаются на неподготовленной российской почве и не имеют пока необходимых внутренних предпосылок для своего становления и развития. Поэтому скорость институциональных преобразований весьма различна не только в каждой из постсоветских стран, но также внутри их регионов [14] и отдельных отраслей экономики [11].

Управляемый переход на инновационный путь развития приведет общество к повышению степени его открытости, способствующей становлению постиндустриального общества в России с максимальным сохранением

эффективных институтов. Произошедшие в последнее время трансформационные процессы в мире подтвердили императив открытости экономики как важнейшего фактора, обеспечивающего динамичное развитие национального хозяйства. Поэтому экономическая политика России с момента приобретения суверенитета была ориентирована на либерально-рыночные преобразования и повышение степени открытости экономики.

Важным фактором эффективности научно-технической и инновационной деятельности принято считать степень восприимчивости, а именно, -востребованности обществом, в целом, и конкретными потребителями в частности, продуктов и результатов, получаемых в сфере инновационной деятельности [5, 15]. При проведении анализа современного состояния научных исследований, посвященных изучению инновационной восприимчивости экономики, целесообразно выявить особенности ее формирования в условиях различных экономических систем, обратившись к историческому прошлому Российской Федерации, поскольку сложившийся за предыдущие десятилетия потенциал еще долго будет определять характер взаимоотношений и мотивы поведения субъектов экономики [4].

Побудительным фактором формирования инновационной восприимчивости организации является степень активности рынка инновационной продукции и формы технологического обмена. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой особую форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения этой собственностью, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства; систему соответствующих навыков и знаний; финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических).

Таким образом, под инновационной восприимчивостью субъекта инновационной деятельности мы понимаем его способность: целесообразно и рационально использовать наиболее доступные результаты и ресурсы инновационной деятельности в сфере удовлетворения потребностей рынка; своевременно и эффективно создавать организационно-экономические механизмы, нацеленные на сокращение жизненного цикла создания инноваций и их коммерциализацию; создавать гибкие организационные структуры; формировать стратегию обеспечения конкурентоспособности на основе новшеств; создавать особую атмосферу в организации, использовать и развивать творческую инициативу персонала предприятия, а также передового опыта и по-

тенциала специалистов в рамках межфирменных соглашений и альянсов; приводить управление и организационную структуру предприятия в соответствие стратегии обеспечения конкурентоспособности и факторам удержания конкурентных преимуществ.

Следующим важнейшим фактором формирования благоприятного инновационного климата, является инновационная активность субъектов инновационной деятельности. Под инновационной активностью понимается целенаправленная деятельность субъектов предпринимательской деятельности относительно конструирования, создания, освоения и производства качественно новых видов техники, предметов труда, объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и др.), технологий, а также внедрения более совершенных форм организации труда и управления производством.

На инновационную активность оказывают влияние следующие параметры интеллект нации, народа (совокупность способностей и творческих дарований людей, их образовательно-квалификационный и культурный уровни), оптимальное сочетание рыночных рычагов саморегулирования экономики с государственным и надгосударственным регулированием, плюрализм форм собственности, конкуренция и т.д.

Инновационная активность отражает степень готовности хозяйствующих структур к внедрению и активному использованию в своих бизнес-процессах полученного инновационного знания, выступающего в форме инновации и технологии. Также инновационная активность тесно связана с внешнеэкономической деятельностью участников инновационного процесса, что отражается в структуре и характере экспорта инновационной продукции. Управление инновационной активностью непосредственно способствует усилению внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов на внешних рынках, усиливая их конкурентные позиции и повышая их инновационный уровень развития системы в целом. Механизм управления уровнем инновационной активности представляет собой совокупность инструментов, или комплекс рычагов, мотиваций для достижения поставленных целей. Кроме того, для усиления инновационной активности хозяйствующих структур необходима стройная система таких мер и средств, которые должны быть направлены на стимулирование самой активности и мотивации в разработке инноваций, внедрение инновационных технологий и др.

Между конкуренцией и инновационными отношениями имеет место тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений - орудием в конкурентной борьбе.

Первым и основным условием перехода бизнеса к инновационному развитию является создание в экономике конкурентной рыночной среды. Конкуренции отводится особое место в институциональной системе, поскольку конкуренция как институт рынка, с одной стороны, обусловливает эффектив-

ность функционирования других институтов, а с другой стороны, помогает экономическим субъектам правильно реагировать на рыночные сигналы при выборе стратегии инновационного развития. Конкуренция зависит от институциональной организации общества, которая определяет совокупность экономических механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях инновационной экономики. Обострение конкуренции стимулирует увеличение инвестиций в НИОКР, использование инноваций, повышает качество инновационной продукции и ведет к снижению издержек. Степень конкуренции зависит от уровня развития институциональной среды, которая включает нормы и правила инновационной деятельности, определяющие поведение участников инновационного процесса, а также действующие механизмы, обеспечивающие соблюдение данных норм и правил. Развитие конкуренции является важнейшим фактором формирования инновационного поведения предприятий на рынке: изменение конкурентных отношений ставит перед предприятиями задачу разработки и применения нового подхода для реализации стратегии инновационного развития на основе поиска новых методов исследования, новых способов реализации инновационных идей, новых мотиваци-онных механизмов перехода к инновационным изменениям.

Известно, что любая инновационная деятельность требует значительных затрат (инвестиций) на этапе разработки и освоения инновации. Кроме того, инновационная деятельность объективно связана с предпринимательскими рисками. Последнее объясняется, прежде всего, наличием большого временного лага между текущими затратами на организацию инновационных процессов и будущих выгод от реализации результатов этих процессов. Последние два обстоятельства обусловили большой научный интерес к проблемам оценки, так называемой «инвестиционной привлекательности» экономических систем.

Инвестиционная привлекательность является интегральной оценкой его перспективности, доходности и безопасности инвестиций в его экономику. Совокупность факторов, влияющих на формирование благоприятной инновационной среды, определяют уровень инвестиционной привлекательности региона.

Следует отметить, что сам термин «инвестиционная привлекательность» появился в научной литературе сравнительно недавно, а поэтому имеет неоднозначное толкование. Так, ряд авторов отождествляет его, например, с «деловой привлекательностью», которая характеризуется качеством свершения сделок, соблюдением норм и обязательств, поддержанием определенного имиджа. Другие исследователи [1] рассматривают инвестиционную привлекательность с позиций инвестиционного потенциала экономической системы или как экономического результата от используемых ресурсов.

Не оспаривая актуальность и высокую значимость исследований в области анализа и оценки инвестиционной привлекательности экономических

систем, авторы считают, что для адекватного и эффективного развития инновационных процессов и, в частности, инвестиционных процессов, следует обратить пристальное внимание на потенциальные возможности самого объекта инвестирования. Целесообразность и эффективность инвестиций зависит, прежде всего, от уровня инновационной привлекательности экономической системы.

Региональная инновационная политика реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.

Переход к инновационной экономике, к так называемой экономике знаний, требует формирования как в стране в целом, так и во всех без исключения регионах целостной и эффективно работающей системы преобразования новых знаний в новые технологии, продукцию и услуги, которые будут находить реальных покупателей на внутренних и внешних рынках.

Список литературы:

1. Бонюшко А.А., Васюхин И.О., Павлова Е.А. Диагностика инновационной привлекательности предприятия // Современные проблемы науки и образования (Приложение «Экономические науки»). - 2008. - № 6.

2. Грибова Е.В. Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kapital-rus.ru/articles/article/194497.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

4. Масленникова Н.П. Инновационная восприимчивость как основа роста инновационной активности организации // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: сб. материалов Второй международной научно-практической конференции.

5. Мингалева Ж.А. О роли институциональных факторов восприимчивости региона к инновациям // Проблемы современной экономики. Ч. 1. -Новосибирск: Изд-во НГТУ 2011. - С. 229-233.

6. Мингалева Ж.А. О формировании правового поля в области инновационной и интеллектуальной деятельности // Вестник ПГУ Серия «Юридические науки». - Выпуск 4 (10). - С. 122-126.

7. Мингалева Ж.А. Формирование комплексной системы государственных мер стимулирования инновационной деятельности в России // Научно-технические ведомости СПбГПУ - 2010. - № 3 (99). - С. 12-19.

8. Мингалева Ж.А. Реформирование институциональной структуры как фактор экономического развития // Вестник ПГУ Серия «Политология». -2008. - Вып. 1 (3). - С. 140-145.

9. Мингалева Ж.А. Институциональные аспекты экономической модернизации // В мире научных открытий. - 2010. - № 3 (09). - Ч. 3. - С. 134-139.

10. Мингалева Ж.А. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики отраслевой структуры экономики // Журнал экономической теории. - 2011. - № 4. - С. 126-136.

11. Мингалева Ж.А. Инвестиционные механизмы управления прогрессивными структурными сдвигами: некоторые теоретические аспекты анализа сдвигов // Журнал экономической теории. - 2006. - № 2. - С. 121-136.

12. Мингалева Ж.А. Влияние активности патентной деятельности на инновационное развитие национальной экономики // Экономика региона. -2010. - № 4 (24). - С. 71-77.

13. Плахова Л.В. Системный подход к формированию механизмов инвестиционно-инновационной модернизации экономики регионов // Вестник ОрелГИЭТ. - 2007. - № 2.

14. Своеволин В.Ю. Формирование инновационной экономики в России как основы постиндустриального общества: институционально-эволюционный подход // Журнал институциональных исследований. Т. 2 - 2010. - № 1.

15. Стрекалов О.Б. Методологические основы формирования инновационной восприимчивости региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.businessidea.dtn.ru/6.html.

16. Черковец В.Н. К вопросу об институциональной среде инновационного развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.igpr.ru/library/ cherkovec_vn_k_voprosu_ob_institucionalnoj_srede_innovacionnogo_razvitia.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1

© Филатов В.В.*, Карасев М.В.*

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Москва

В данной статье проведен анализ особенностей прогнозирования инновационного рынка в современных условиях. Современные условия

1 Данное исследование проведено по хоздоговорной тематике НИР: «Разработка стратегической программы управления инновационным проектом предприятия ООО «Научно-производственная компания «Инновационные технологии» для его новых организационных форм в сфере малого и среднего бизнеса», осуществляемой на кафедре Менеджмента, договор № 20/2011 от 1 июля 2011 г.

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат технических наук.

* Соискатель кафедры Менеджмента, магистр менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.