Научная статья на тему 'Основные факторы и свойства инновационной среды'

Основные факторы и свойства инновационной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATION ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / FACTORS OF DEVELOPMENT / INNOVATION RECEPTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Антон Владимирович

В статье анализируются основные факторы и свойства инновационной среды. Выделены объективные и субъективные факторы. Особое внимание уделено анализу факторов инновационной восприимчивости. Проводится идея о том, что модернизация российской экономики возможна лишь при формировании благоприятной инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Factors and Properties of the Innovation Environment

The paper analyzes the major factors and features of the innovation environment and highlights the objective and subjective factors. Particular attention is paid to the analysis of the factors of innovation receptivity. It gives the idea that the modernization of the Russian economy is possible only if a favorable innovation environment is formed.

Текст научной работы на тему «Основные факторы и свойства инновационной среды»

основные факторы и свойства инновационной среды

__Аннотация

В статье анализируются основные факторы и свойства инновационной среды. Выделены объективные и субъективные факторы. Особое внимание уделено анализу факторов инновационной восприимчивости. Проводится идея о том, что модернизация российской экономики возможна лишь при формировании благоприятной инновационной среды.

_Ключевые слова: инновационная среда, инновационная восприимчи-

_вость, инновационная активность, факторы развития

Семенов Антон Владимирович

аспирант Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Пермский филиал Semenov-a-v@yandex.ru

Активность инновационных отношений в экономической системе зависит от объективных и субъективных, а также внешних и внутренних факторов, влияющих на них. Объективную природу имеют факторы, обусловленные долговременными тенденциями, не связанные с волевыми решениями конкретного субъекта, а субъективную - факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений. При этом побудительные мотивы -объективные и субъективные - координируются, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии каждого отдельного хозяйствующего субъекта, а в совокупности влияют в определенном направлении (позитивном или негативном) на инновационную среду.

Для эффективного управления инновационными процессами и инновационной средой необходимо четко идентифицировать факторы по различным классификационным признакам и отнести их к конкретной группе. Важность такой идентификации объясняется разными возможностями управления этими факторами со стороны конкретного субъекта управления, а также необходимостью применения различных инструментов управления по отношению к каждой группе факторов.

Кроме того, важным направлением анализа текущего состояния и перспектив развития инновационной среды является определение ее ключевых свойств, на которые эти факторы оказывают наибольшее влияние.

Исследование показало, что к основным свойствам инновационной среды, определяющим степень ее соответствия задачам инновационного развития на современном этапе и уровень ее развития, следует отнести:

1) открытость;

2) аутопойезис (самосозидание, самодостраивание) [1];

3) синергизм [2];

4) восприимчивость.

Первые три свойства являются в значительной степени общесистемными, поэтому их подробный анализ мы проводить в настоящей статье не будем. Четвертое из выделенных свойств - восприимчивость - является достаточно специфическим, и именно оно в значительной степени определяет потенциал и динамику саморазвития инновационной деятельности субъекта. Дело в том, что потенциальные возможности создания инноваций не всегда соответствуют реальным потребностям в их внедрении, а также желаниям людей их реализовать (см.рис. на с. 56).

Восприимчивость общества к инновациям

Для того чтобы потенциальные возможности осуществления инноваций (наличие научных и технических открытий, подготовленных в определенных областях науки исследователей и ученых, и т.д.) превратились в практическую инновационную деятельность необходимо:

1) чтобы существовала реальная потребность в инновации (новшество, открытие может быть просто никому не нужно);

2) у людей было желание внедрить это новшество (применить в жизни, быту и т.д.), чтобы они не боялись изменению привычного способа труда и жизни, изменений в своей деятельности, не боялись рискнуть привычным.

Только при наличии этих двух условий можно ожидать, что инновация осуществится. Однако

...недостаточная

открытость

общества

для новых технологий является важнейшей причиной низкой результативности инновационной деятельности

Рис. Цепочка взаимосвязи перехода потенциальной возможности инноваций в инновационную деятельность

_...показатели

_дифференциации

_доходов

_в зависимости

_от уровня

_образования

являются важным

_индикатором

_и фактором

_инновационной

восприимчивости

по своему смысловому содержанию и первое и второе условие означают восприимчивость общества к инновациям (рынка (потребителей) и бизнеса в первом случае, инноваторов, инвесторов и других субъектов - во втором).

Теперь выделим основные факторы, влияющие на состояние инновационной среды. Сегодня не вызывает возражений тезис о том, что первоисточником всех изменений является человек, действующий в соответствии со своими духовными принципами и экономическими интересами. В свою очередь создаваемые людьми новые технологии и связанные с ними инновации затрагивают все сферы повседневной жизни людей. Ключевое воздействие на распространение инноваций в экономике и обществе оказывает готовность людей воспринимать новые инновационные решения и, напротив, слабая ориентация на будущее, недостаточная открытость общества для новых технологий является важнейшей причиной низкой результативности инновационной деятельности. Именно отсутствие в бизнесе и обществе восприимчивости к инновациям, правил и норм поведения, соответствующих инновационному мышлению и поведению тормозят реализацию инновационной составляющей отечественных программ экономической и технологической модернизации [3].

Факторы инновационной восприимчивости

Готовность людей воспринимать и реализовывать новые инновационные решения (степень восприимчивости инноваций) во многом определяется следующими факторами:

- образовательный уровень создателей потребителей и инноваций;

- уровень получаемых ими доходов.

При этом показатели дифференциации доходов в зависимости от уровня образования являются важным индикатором и фактором инновационной восприимчивости. Именно наличие серьезных диспропорций в этом соотношении, выразившихся в высоких доходах профессиональных категорий с низкими квалификационными требованиями и, напротив, низких доходах значительной части высококвалифицированных и высокообразованных специалистов (в первую очередь ученых и исследователей в естественных науках, в инженерных специальностях, а именно они и составляют значительную часть инноваторов в области техники), спровоцировало медленные темпы развития инновационной деятельности в нашей стране и до сих пор продолжает сдерживать инновационную активность. Как показали различные исследования инновационной среды, важное влияние на восприимчивость к инновациям оказывают социально-психологические факторы [4]:

- наличие у людей внутренней заинтересованности состоянием дел в организации, регионе, стране;

- сложившееся в обществе и отдельной группе отношение к переменам (восприятие или противление), на основе которого и происходят любые инновации; в том числе степень распространенности в обществе и у отдельного человека стремления к радикальным новшествам (стимул к постоянным и кардинальным нововведениям), либо стремление к стабилизации достигнутого (отказ от инноваций, отказ от риска);

- сложившееся в обществе понимание сущности и необходимости инноваций конкретного вида, а также понимание конкретным человеком своей роли в их творческом исполнении;

- сложившийся в обществе уровень готовности к риску, а также уровень уклонения от риска;

- время внедрения конкретного нововведения (в значительной степени зависит от наличия «прово-

...важное влияние на

восприимчивость

к инновациям

оказывают

социально-

психологические

факторы

важность

субъективных

факторов

в процессе развития

инновационной

среды

является

преобладающей

лочек» при реализации инновационного проекта, от бюрократических преград и т.д.);

- общее число нововведений, освоенных (или принятых к освоению) в данной инновационной среде (данным субъектом) к определенному моменту времени;

- ориентация на прошлый опыт или творческое отношение к будущему.

и св м

Объективные факторы развития инновационной среды

Следует отметить, что хотя психологические факторы восприятия инноваций являются весьма важными для самостимулирования инновационной деятельности, однако, реальное поведение человека в обществе, в группе или в организации определяется также господствующими производственными отношениями, нормами и процедурами, вытекающими из сложившейся организационной структуры [5]. Поэтому структурные переменные, являются не менее важны-и, а в ряде случаев и более значимыми, для форми-ования инновационной восприимчивости.

[ объективных факторов развития инновационной среды следует выделить степень активности рынка инновационной продукции и формы технологического обмена, а также такие факторы как:

- природно-географические условия;

- часть экономической и финансовой сферы (например, система налогов, система государственных льгот и дотаций, инвестиционный климат страны и т.д.);

- политико-правовая сфера;

- рынок трудовых ресурсов;

- институциональная структура общества;

- сфера образования и т.д.

Совокупность этих факторов, различных институциональных рыночных структур, содействующих развитию инновационной экономики страны, представляет собой национальную инновационную систему и которая, с одной стороны, является частью инновационной среды, а, с другой - внешним по отношению к ней фактором.

Вывод

Поскольку само восприятие является субъективным процессом, постольку важность субъективных фак-

торов в процессе развития инновационной среды является преобладающей. С другой стороны, субъективные факторы более легко поддаются управлению, ими можно и нужно управлять. В отношении объективных нужно разработать и применить комплекс мер и механизмов воздействия, предупреждающих возникновение отрицательных последствий от действия негативных факторов, или же стимулирующих действие благоприятных факторов и усиливающих их положительный эффект.

Литература

1. Манохина Н.В., Мирошниченко Н.В., Устинова Н.Г. Институциональное управление в инновационной среде. - 2011.

2. Бендь А.С. Инновационная среда региона: структура, организация, управление: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.С. Бендь. - Волгоград, 2006. - 24 с.

3. Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - http://www.science-education.ru/102-5987.

4. Стрекалов О.Б. Методологические основы формирования инновационной восприимчивости экономики региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://businessidea.dtn.ru/6.html.

5. Мингалева Ж.А. Институциональные аспекты экономической модернизации // В мире научных открытий. - 2010. - № 3-3. - С. 134-139.

Anton V. Semenov

Postgraduate Student, Institute of Economics,

Perm Branch, Ural Division of Russian Academy of Sciences

The Main Factors and Properties of the Innovation Environment

_Abstract

The paper analyzes the major factors and features of the innovation environment and highlights the objective and subjective factors. Particular attention is paid to the analysis of the factors of innovation receptivity. It gives the idea that the modernization of the Russian economy is possible only if a favorable innovation environment is formed.

Keywords: innovation environment, innovation receptivity, innovation activity, factors of development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.