Научная статья на тему 'Механизм финансово-кредитной поддержки малого предприни- мательства'

Механизм финансово-кредитной поддержки малого предприни- мательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / МЕХАНИЗМ КРЕДИТОВАНИЯ / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / SMALL PRIVATE BUSINESS / CREDIT MECHANISM / MARKET INFRASTRUCTURE / CREDIT AND FINANCIAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К. И.

В статье исследуются составные элементы финансово-экономического механизма поддержки малого и частного предпринимательства. Анализируется рыночная инфраструктура предпринимательства. Предложены направления дальнейшей поддержки государством субъектов частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм финансово-кредитной поддержки малого предприни- мательства»

Курпаяниди К.И.

К.э.н., Институт экономики Академии наук Республики Узбекистан

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье исследуются составные элементы финансово-экономического механизма поддержки малого и частного предпринимательства. Анализируется рыночная инфраструктура предпринимательства. Предложены направления дальнейшей поддержки государством субъектов частного бизнеса.

Ключевые слова: малый частный бизнес, механизм кредитования, рыночная

инфраструктура, кредитно-финансовый механизм.

Keywords: small private business, credit mechanism, market infrastructure, credit and financial mechanisms.

Малый и частный бизнес уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики. Его состояние отражает не только структурные моменты экономики, характеризующие предпринимательский климат, но и предпринимательскую активность и конкурентоспособность общества в целом. Кроме того, от уровня вовлеченности населения в этот сектор зависит отношение общества как к предпринимательству, так и к экономическим реформам и проводимой государством политике. Поэтому с развитием малого и частного предпринимательства в Республике Узбекистан связывается решение целого комплекса социально-экономических задач. В формировании стабильной социальной структуры современного Узбекистана и цивилизованных рыночных отношений центральное место занимает создание в обществе такой социально-экономической и правовой среды, которая способна стимулировать трудовую активность и предприимчивость населения. Малое и частное предпринимательство превратилось в важнейший фактор экономической и социальной стабильности общества. Мелкие и предприниматели заняли соответствующие их материальному уровню положение в социальной структуре современного общества.

В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в Узбекистане представляет собой сложный, сопровождающийся некоторыми проблемами, встречающимися на его пути. Однако, это не должно быть самоцелью. Государство, являясь социальным, в первую очередь должно определить, что оно хочет от малого бизнеса и зачем он нужен в социальном плане. Думается, ответ должен быть очевиден - для достижения повышения благосостояния населения [1].

Таким образом, привлечение финансовых ресурсов является одним из важнейших направлений финансовой политики предприятий.

Рыночная инфраструктура является необходимым звеном функционирования рыночной экономики и поддержки всех форм предпринимательства. Развитая рыночная инфраструктура существенно повышает эффективность экономики, стабилизирует её деятельность, снижая степень неопределённости при принятии хозяйственных решений.

В настоящее время не сложилось общепринятой классификации объектов инфраструктуры, однако на практике выделились определенные виды. В результате реализации государственных и региональных программ поддержки малого предпринимательства была создана достаточно развитая сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки МЧБ по оказанию специализированных и комплексных услуг. В ходе проведенного нами исследования был осуществлен мониторинг деятельности объектов инфраструктуры в регионах Ферганской долины Республики Узбекистан, который позволил выявить структуры, оказывающие наибольшее влияние на организацию поддержки МЧП. Наиболее востребованными являются услуги по следующим направлениям: микрофинансирование; содействие в получении инвестиций и кредитов; лизинг; юридические услуги; маркетинговые исследования; аудиторские услуги; сдача в аренду (на льготных условиях) помещений (для офиса и производства).

Практика показала, что одним из препятствий для обеспечения эффективной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или неразвитость соответствующих объектов инфраструктуры, обеспечивающих их деятельность.

В нашем понимании, инфраструктура поддержки МЧБ представляет собой совокупность государственных и местных органов управления, общественных, финансово-кредитных, образовательных и научных организаций, осуществляющих регулирование деятельности МЧП, и оказывающих им образовательные, консалтинговые и другие услуги.

В условиях принятия в Узбекистане Государственной Программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства»^], считаем необходимым разработку единой системы и классификации объектов предпринимательской инфраструктуры (технопарк, бизнес-инкубатор, деловой центр, сервисный центр и др.).

Исходя из изложенного выше, система финансово-кредитной поддержки МЧП в составе инфраструктурного обеспечения - это совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих комплекс мер по стимулированию МЧБ путем его финансирования или осуществления других мер по обеспечению доступности финансовых ресурсов на государственном и региональном уровнях, в том числе страхование предпринимательских рисков.

Расчеты показали, что экономически целесообразная ставка по кредитам, необходимым для пополнения оборотных средств составляет в среднем около 12% годовых, а по кредитам для реализации инвестиционных проектов - 10% годовых. Существенное влияние на эту величину оказывает отраслевая принадлежность предприятий. По понятным причинам, наиболее высокая рентабельность использования привлеченных финансовых ресурсов была отмечена на предприятиях торговли и общественного питания.

По данным Г осударственного Комитета Республики Узбекистан по статистике, на 1 января 2011 года в Узбекистане насчитывалось 231717 субъектов малого предпринимательства. При этом, малый бизнес в обеспечивал производство 52,5 процента ВВП, в этой сфере была обеспечена занятость 8639,3 тыс. человек или 74,3 процента всех занятых в экономике, произведено промышленной продукции на 6568,8 млрд. сум (19,6 процента всего промышленного производства республики; экспортировано продукции на 1774,3 млн. USD (13,6 процента общего объема экспорта)[3].

В зависимости от функциональной направленности государственного воздействия выделяют три вида организационно-структурной, финансово-кредитной и имущественной поддержки.

Для повышения эффективности финансово-кредитной поддержки необходимо создать систему гарантий банковских кредитных вложений. Для участия в этой системе республиканских и местных уровней, по нашему мнению, необходимо создать фонд,

структура финансовых ресурсов которого должна соответствовать уровню распределения между бюджетами налогов с предприятий. Такой фонд потребует отвлечения денежных средств из бюджета только в случае невозврата ссудной задолженности банку.

Второй важной задачей является создание условий удешевления самих кредитов для МЧП. Это и изменение порядка формирования банками обязательных резервов, то есть переход от конфискационного принципа к принципу лимитирования средств на корреспондентском счете в ЦБ для бесперебойного осуществления расчетов. Это и рефинансирование под максимально низкие процентные ставки банкам со стороны ЦБ Узбекистана под поручительство и гарантии финансовых органов региональных властей, осуществляющих программы поддержки МЧП.

Третьим направлением в создании кредитно-финансового механизма МЧП может стать развитие негосударственных небанковских организаций. Микрофинансирование, как поддержка субъектов малого предпринимательства, основой которого является предоставление небольших средств на короткий срок для предпринимательских целей, является одной из простых, но важных составляющих развития МП.

По результатам проведенного для формирования и развития финансово-кредитного механизма поддержки МЧБ необходимо:

- создание разветвленной инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов МЧБ государственных и негосударственных организаций, занимающихся проблемами малого бизнеса;

- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства коммерческими организациями;

- содействие созданию обществ взаимного кредитования (ОВК), небанковских кредитных организаций (НКО), предоставляющих возвратные средства под инвестиционные проекты субъектам МЧП - юридическим лицам;

- содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в МЧБ;

- развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;

Анализ показал, что необходима концентрация финансовых средств, используемых для поддержки МЧП на таких приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств),

- массовое освоение микрофинансирования и микрокредитования,

- эффективное использование возможностей финансового лизинга.

Несмотря на достаточно устойчивое положение, сложившееся в сфере МЧП, его субъекты сталкиваются с рядом проблем, сдерживающих их развитие. Поэтому для повышения эффективности финансово-кредитной поддержки МЧБ, прежде всего, необходимо:

- создать гарантийный фонд, который выступал бы гарантом по выдаваемым кредитам субъектам МЧП, это в определенной степени решило бы проблему нежелания банков работать с МЧП.

Литература

1. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Доклад Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово, 30 января 2010 г.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства». 7 февраля 2011 г., № ПП-1474 //Собрание законодательства Республики Узбекистан/, 2011 г., № 6, ст. 47.

3. Основные показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2010 году. Т.: Госкомстат, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.