Научная статья на тему 'Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане: государственная поддержка и инвестиционная политика'

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане: государственная поддержка и инвестиционная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2420
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахмонов Хамрокул Оккиевич

Автор рассматривает проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. Одним из основных инструментов структурных преобразований в экономике Республики Узбекистан он считает государственную поли-тику привлечения в экономику инвестиций. А также проблемы развития производства республики и таможенные издержки, тормозящие развитие производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане: государственная поддержка и инвестиционная политика»

УДК 334.722

РАХМОНОВ ХАМРОКУЛ ОККИЕВИЧ Бухарский государственный университет, Узбекистан

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Автор рассматривает проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. Одним из основных инструментов структурных преобразований в экономике Республики Узбекистан он считает государственную поли-тику привлечения в экономику инвестиций. А также проблемы развития производства республики и таможенные издержки, тормозящие развитие производства.

Малый бизнес. Частное предпринимательство. Финансовая система. Кредитование. Инвестиции.

Development of small and individual business in Uzbekistan: the state support

and the investment policy

The author examines problems of development and the state support of small and individual business. He considers that a state policy of attraction in economy of investments is one of the basic tools of structural transformations in economy of Uzbekistan Republic. And also problems of development of manufacture of republic and the customs costs, braking development of manufactures.

Small business. Individual business. Financial system. Crediting. Investments.

Достижения, которых добился Узбекистан за 16 лет независимого развития, являются закономерными результатами осуществленных широкомасштабных кардинальных реформ и преобразований, прежде всего в экономической сфере. Темпы роста экономики страны за последние годы получили устойчивый характер. Наглядным свидетельством тому служит то, что в последние четыре года темпы ежегодного роста превышают 7%. По сравнению с 1990 г. ВВП в Узбекистане вырос в 1,3 раза. Устойчивый экономический рост в республике достигается за счет целенаправленного проведения рыночных реформ, глубоких структурных преобразований в экономике, обновления и технического перевооружения отраслей и предприятий, создания новых конкурентоспособных экспортоориентированных производств, развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В принятой еще в августе 1995 г. Государственной программе поддержки развития малого бизнеса и частного предпринимательства были поставлены задачи создания рыночной инфраструктуры и условий развития малого бизнеса и частного предпринимательства; обозначены меры государственной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства; указаны источники финансового обеспечения реализации Государственной программы.

Сегодня малый и частный бизнес занял определяющее место в экономике и стал основным источником наполнения рынка необходимыми товарами и услугами, роста доходов и благосостояния населения, важнейшим фактором решения проблем занятости населения.

Экономические истории многих развитых стран доказали, что без поддержки и стимулирования частного сектора, а также малого бизнеса и частного предпринимательства невозможно достичь серьезных положительных

макроэкономических показателей и решать общенародные проблемы. В осуществляемых экономических реформах Республики Узбекистан можно указать следующие тенденции:

• выделение льготных кредитов для предпринимателей и развитие кредитного рынка;

• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики.

Сегодня развитие микрофинансирования является составной частью реализации политики рыночных реформ в стране, так как она направлена на повышение уровня жизни населения.

Основной целью дальнейшего развития микрофинансирования является помощь широким слоям населения посредством преобразования кредитования в более эффективный инструмент поддержки частного предпринимательства. Сегодня правительство Узбекистана принимает действенные меры для создания условий, способствующих укреплению и дальнейшему развитию этой сферы. Главная задача -увеличить масштабы деятельности и объем услуг, чтобы в конечном итоге микрофинансирование в целом стало устойчивым компонентом финансовой системы республики. Чтобы достичь этого, нужно усиление его потенциала путем привлечения международного опыта и использования международных стандартов работы подобных организаций.

Одним из основных инструментов структурных преобразований в приоритетных отраслях экономики Республики Узбекистан является государственная политика по привлечению в экономику инвестиций.

За последние годы в Узбекистане создан весьма благоприятный инвестиционный климат, который характеризуется в первую очередь сохраняющейся политической и экономической стабильностью, что немаловажно для любого стратегического инвестора. Для иностранных инвесторов существует широкая система правовых гарантий и льгот. Правительством разработана целостная система мер по стимулированию инвестиций, включающая в себя:

• льготы для инвестиционных проектов, входящих в государственную инвестиционную программу;

• стимулирование инвесторов в процессе приватизации;

• стимулирование технического перевооружения промышленных предприятий.

Существующий благоприятный инвестиционный климат Узбекистана основан на

ряде принятых законодательных актов - закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», закон «Об иностранных инвестициях», закон «О концессиях», закон «О соглашениях, о разделе продукции», а также специальных указах Президента Республики Узбекистан, в частности «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа».

Благодаря высоким темпам роста национальной экономики происходит активное развитие финансового сектора республики. Соответственно, растет интерес к республике со стороны иностранных инвесторов.

В Узбекистане реализованы и реализуются проекты с такими компаниями как «АВВ» (США), «Mitsui» (Япония), «Nisso Ivai» (Япония), «Teknip» (Франция), «BSI Industries» (США), «Trinity Energy» (Великобритания), «Texaco» (США) и другими, а также готовятся проекты с участием «Газпрома» и «Лукойла» (Россия), «Sofregaz» (Франция) и других компаний.

Предприятиям и финансовым институтам при осуществлении инвестиционной деятельности в Узбекистане предоставляется целый ряд налоговых и таможенных льгот. Президент РУз Ислам Каримов особо отметил, что большие льготы предоставляются предприятиям, выпускающим экспортную продукцию и добившимся увеличения ее объемов.

С 1 июля 2005 года предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции в отстающие отрасли и регионы республики, на определенный срок освобождаются от уплаты налога на прибыль, налогов на имущество и развитие инфраструктуры, единого налогового платежа для малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд (Указ Президента РУз от 11 апреля 2005 года «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций»).

Существование в нашей республике такой нормативно-правовой базы для привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику влечет соответствующие тенденции, влияющие на благоприятный инвестиционный климат.

Процессы, происходящие в Узбекистане в последнее время, привели к тому, что вопрос привлечения инвестиций в реальный сектор экономики становится серьезной проблемой как для отдельных предприятий, так и для целых регионов. По мнению ведущих экономистов республики, инвестиции - это вопрос номер один для Узбекистана, где износ основных фондов на производственных предприятиях на сегодня составляет 6070%.

Инвестиционные ресурсы остро необходимы как для увеличения объемов производства в условиях возрождающегося в Узбекистане активного платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию за счет обновления основных фондов, изношенных физически и морально, так и для расширения основного капитала. Не секрет, что увеличение объема производства пока не сопровождается адекватным ростом капиталовложений, соответственно, наблюдаемый рост происходит за счет резервов, связанных с использованием незагруженных мощностей, накопленной амортизации, за счет внутренних финансовых источников, прежде всего прибыли.

Наблюдая недостаток, а порой и дефицит собственных финансовых ресурсов у предприятий, производящих высоколиквидную готовую продукцию, желание инвестировать проявляют и иностранные игроки этого сектора рынка, и отечественные, включая местные банки, которые готовы участвовать в финансировании различных проектов.

Такими крупными инвестиционными банками в Узбекистане сегодня являются Национальный банк ВЭД РУз, «Асакабанк», «Узпромстройбанк» и ряд других, накопивших достаточный запас финансовых ресурсов и имеющих в своей структуре подразделения, ориентированные именно на решение вопросов проектного финансирования с предприятиями, которые обслуживаются у них в большом количестве. Кроме собственных ресурсов, в целях проектного финансирования банки привлекают также средства иностранных банков.

На фоне сокращения централизованных объемов имеет место резкое увеличение собственных вложений предприятий, активное привлечение прямых иностранных инвестиций и ресурсов коммерческих банков. Кредитные ресурсы в Узбекистане - один из крупных и важных источников инвестиционной деятельности предприятий. Острым недостатком свободных собственных средств предприятий обусловлен их переход к банковским заимствованиям. Однако для вовлечения этих средств в инвестиционный оборот необходимы эффективные законы, специальные механизмы, гарантирующие сохранность и возвратность кредитных ресурсов, внедрение системы государственного и коммерческого страхования инвестиционных кредитов.

Наиболее распространенный в нашей республике вид инвестиционных проектов -это проекты на ровном месте. Вновь созданные хозяйствующие структуры хотели бы войти в бизнес и добиваются финансирования под предлагаемый проект. Теоретически банку в этом случае придется выстраивать систему контроля за менеджментом, достаточно глубоко вникать в специфику бизнеса и дополнительно рисковать, поскольку новый проект может «не пойти» в силу объективных причин. Еще одна деталь — авторы

такого проекта обычно не инвестируют в него полностью сами, и эти проекты реализуются нашими банками с большой осторожностью.

Кроме банков, на узбекский инвестиционный рынок сегодня идут инвесторы так или иначе уже связанные с Узбекистаном. Речь идет о возврате вывезенного капитала (такого рода бум прямых инвестиций уже был в Китае, когда диаспоры стали вкладывать деньги в свою историческую родину), реинвестициях прибыли от вложений, которые были сделаны в течение 16 лет независимости в удачные проекты в республике.

Сегодня инвестиционный климат Узбекистана сталкивается с обычными для стран с переходной экономикой сложностями. Их можно объединить в три группы. Первая включает макроэкономические вопросы и тенденции, наблюдаемые в республике. Вторая объединяет проблемы, решение которых зависит от правительства и государственных учреждений, а также финансовых и юридических систем. В третью группу входят вопросы, связанные с развитием инфраструктуры для осуществления эффективных инвестиций, включая транспорт, энергетику и коммуникации.

При этом сегодня все же можно выделить отдельные существенные факторы, влияющие на положительную тенденцию динамичного развития рынка инвестиций в Узбекистане:

• неизменное стремление государства к достижению экономической независимости, сокращение импорта посредством программы импортозамещения и увеличения экспортного потенциала;

• мобилизация узбекскими банками соответствующего объема ресурсов для осуществления проектного финансирования, широкое привлечение ими средств иностранных банков;

• увеличение собственных вложений предприятий на фоне сокращения централизованных объемов, активное привлечение ими прямых иностранных инвестиций;

• либерализация обменного курса, устранение разницы между неофициальным и официальным курсом валют.

Что сдерживает положительную динамику привлечения инвестиций?

За последние несколько лет вышло немало постановлений правительства, направленных на стимулирование отечественного производства. Так, большим подспорьем для товаропроизводителей послужили решения об отмене таможенных пошлин на импортируемое производственное оборудование, ввозимое для собственных нужд, о снижении ставки единого налогового платежа для производителей товаров индивидуального пользования и др.

К сожалению, несмотря на принимаемые меры, производство все еще остается не очень привлекательным для инвестиций со стороны субъектов малого и среднего бизнеса.

Настоящий предприниматель четко улавливает, в какую сферу эффективнее вкладывать деньги. Он всегда предварительно просчитывает, какие будут издержки, и сравнивает их с потенциальными доходами. К примеру, для того чтобы осуществлять импортные операции в Узбекистане, необходимо иметь помещения для хранения, фасовки и реализации продукции и другую материально-техническую базу.

Для инвестиций в организацию производства требуется намного больше усилий и расходов: аренда или покупка производственных площадей, приобретение оборудования (например, для небольшого металлообрабатывающего или мебельного цеха оно обойдется минимум в $30-50 тыс.), монтаж и наладка, изготовление оснастки, наладка коммуникаций и инфраструктуры, подготовка кадров к работе и т.д. Кроме того, получить разрешительную документацию на произведенную продукцию (сертификаты, лицензии и др.) гораздо сложнее, чем для готового импортного аналога. Все это обусловливает очень высокие затраты производственников, которые окупаются, как минимум, через два-три года при хорошей постановке дел, а то и позднее. Такая ситуация также способствует

сохранению неформальной экономики, поскольку фирмы стремятся уйти от трудностей, связанных с официальным режимом бизнеса.

Сдерживает развитие отечественного производства и зависимость от дорогостоящих импортных поставок. Отдельные виды сырья и материалов вообще не производятся в республике, а те, что представлены на отечественном рынке, не всегда подходят по стандартам и качеству для изготовления современной конкурентоспособной продукции, за которую предпринимателю не придется впоследствии краснеть перед потребителем.

Необходимо понимать, что на стадии организации нового производства доля участия внутренних ресурсов какое-то время может быть небольшой. Чтобы она расширялась, нужны значительные стимулы для глубокой локализации производства, а на освоение производства комплектующих соответствующего качества отечественным предприятиям потребуются годы и немалые ресурсы. Так что без импорта не обойтись, ведь от качества комплектующего зависит и качество готовой продукции.

Дороговизна импортных компонентов производства связана прежде всего с высокими таможенными издержками. Дело в том, что за готовую продукцию и комплектующие или другие материалы, необходимые для ее производства, зачастую взимают одинаковый таможенный платеж. К примеру, и мебель, и ее составные части, используемые в отечественном производстве, облагаются максимальной таможенной пошлиной в 30%.

В целом складывается парадоксальная картина: импорт готовой продукции может оказаться значительно выгодней производства того же продукта, если при его создании используется импортное сырье. Даже тогда, когда отечественная продукция по качеству и производственным издержкам (без учета налогов) не уступает зарубежным аналогам.

Сохраняющиеся в республике ограничения во внешней торговле продолжают препятствовать улучшению инвестиционного климата. За последние годы правительство предприняло ряд мер по открытию экономики и устранению многих торговых и валютных ограничений: упрощена структура таможенных тарифов, унифицированы процедуры, необходимые для осуществления операций по импорту и экспорту, либерализован обменный курс, устранена разница между неофициальным и официальным курсом валют.

Однако несмотря на эти меры, наша экономика испытывает острую потребность в дальнейшей либерализации: сложная система налогообложения, проблемы с быстрым доступом к наличности и иностранной валюте, частые изменения в регулировании не создают условий для инвестиций.

За прошедшие 16 лет в стране сформировался устойчивый рыночный механизм, открывающий широкий доступ предпринимателям, субъектам малого бизнеса к основным, в том числе высоколиквидным материальным ресурсам. Особенно заметным стал экономический прирост, среднегодовые темпы которого за последние годы стали заметно выше, чем в остальных странах СНГ. Например, по итогам 2007 г. ВВП республики вырос на 9,5% , объемы производства промышленной продукции - на 12,1%, производства сельскохозяйственной продукции - на 6,1%.

Возрос потенциал малого бизнеса, доля которого в ВВП достигла 46,2%. Создано более 630 тыс. новых рабочих мест, из них около 65% приходится на долю малого предпринимательства и сферу услуг, свыше 20% - на сферу надомного труда. Государство продолжает всячески поддерживать сферу малого бизнеса, происходит дальнейшее стимулирование частного предпринимательства:

• объем кредитования малого бизнеса и частного предпринимательства по сравнению с 2006 годом увеличился на 36% и составил 743,7 млрд сумов;

• на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому переоснащению хозяйствующих субъектов в 2007 г. направлено около 2 трлн сумов.

Осуществлены меры по укреплению законодательства и защите прав частного предпринимательства. Снижаются ставки налогообложения; ставка единого налогового платежа для малых предприятий в 2007 г. сокращена с 13 до 10%.

В результате целенаправленных работ по реформированию сельского хозяйства собран рекордно высокий урожай сельскохозяйственных культур, в первую очередь хлопка и зерна, практически завершен процесс реорганизации ширкатов в фермерские хозяйства. Сегодня число фермерских хозяйств составляет свыше 215 тыс., которые имеют в своем распоряжении более 5,5 млн. гектаров земли.

В своем выступлении на заседании кабинета министров республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития республики в 2007 г. и важнейшим приоритетам дальнейшей работы в 2008 г., Президент республики И. А. Каримов обратил внимание на имеющиеся нерешенные проблемы. Он особо остановился на направлениях социально-экономического развития республики в 2008 году.

Приоритетом осталось обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивых и сбалансированных темпов роста экономики, продолжение структурных преобразований, модернизации и обновления ведущих отраслей экономики за счет увеличения привлекаемых инвестиций. В планах на 2008 г. - рост ВВП на 8%; увеличение объема промышленного производства на 9,6%; объема сельскохозяйственных продуктов - на 5%. Президент отметил важность углубления реформ и дальнейшей либерализации экономики, налогово-бюджетной политики, опережающего развития рыночной инфраструктуры. Приоритетными направлениями также остаются поддержание и стимулирование малого бизнеса, частного предпринимательства, сферы услуг и надомного труда, что послужит улучшению благосостояния населения.

Библиографический список

1. Каримов, Ислам. Узбекистан : 16 лет независимого развития / И. Каримов. -Ташкент : Узбекистан, 2007.

2. Постановление КМ РУз от 28.08.1995 г., № 344.

3. http : // www. bir. uz

4. http : // www. jahon. uz

Рецензент: О. В. Волох, д-р полит. наук, канд. юрид. наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.